ТОП 10:

Аккадское царство. Саргон и его реформы.



Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррум-кен), имя которого пере­водится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние до­кументы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового перево­рота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» — новой столицы, которую он построил между Тиг­ром и Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной по­литики Саргона была война с Лугальзагеси и его союзниками, завершившаяся его по­бедой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противосто­ять аккадскому завоевателю, и лишь после 34 битв Саргон смог омыть свое победонос­ное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы пред­приняли ряд успешных походов в северо­западном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до «Кедрового леса» и «Серебряных гор», т. е. до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месо­потамия). Совершались набеги за восточ­ные пределы долины Тигра и Евфрата — в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316—2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месо­потамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с цен­тром в Аккаде. Образование единого цент­рализованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства—земледе­лия. Создание крупной ирригационной се­ти в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гава­ней, введение общегосударственной систе­мы мер и весов, военная реформа (постоянная армия 5400-5500) привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского за­лива, Индией, кочевниками западных сте­пей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспо­та проходило в борьбе с родовой аристок­ратией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социаль­ная опора царской власти — служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству да­ются дополнительные льготы и материаль­ные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную тради­цию, объясняющую его возвышение покро­вительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, состав­ляющая царскую бюрократию. Ее предста­вители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, за­меняя прежних наследственных «энси». Об­щина переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общин­никами, занявшими видные посты в мест­ном самоуправлении, появляются неи­мущие и безземельные, уделом которых ста­новится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политиче­скую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в цар­ском, храмовом и частновладельческих хо­зяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV—XXIII вв. до н. э. явилось возник­новение деспотии, представленной могуще­ственной властью царя («шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и сама деспо­тическая власть столкнулись с рядом затруд­нений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (ро­довой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и го­рода (Вавилон и др.).

Преемник Саргона — Римуш предпри­нял решительные меры, направленные на уничтожение сепратизма родовой аристок­ратии Шумера. Были организованы три по­хода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов — Уммы, Адаба, Лагаша. Их «энси» были уби­ты или пленены, перебито только в Умме и Дере около 13 000 человек.

При таком размахе карательных опера­ций и шаткости внутриполитического по­ложения организовать военные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь двумя походами на Элам.

Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборству­ющая сторона оказалась сильнее, и вслед­ствие заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша — Маништушу также пришлось подавить ряд восстаний.

 

Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидско­го залива.

В целях укрепления царской власти Маништушу вводит налоги с храмового хозяй­ства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основы системы царских хозяйств. В то же время он ищет у жрецов поддержки, увели­чивая размер наделов и количество рабов у храмового персонала, принося храмам бо­гатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представите­лей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жре­чество становится ведущей линией его внут­ренней политики. Он и его сыновья-на­местники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать На-рам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отли­чается большой активностью. Имея в виду, в частности, развитие торговли, он пред­принимает морские экспедиции в дальние страны — в Маган (Восточная Аравия) и к рубежам Мелуххи (Северо-Западная Ин­дия), откуда в Месопотамию везут диорит, порфир, стеатит, лес, золотой песок и др. Наряду с этим он организует успешные походы на северо-запад, где наносит реша­ющий удар царству Эбла, на север — в Субарту и верховья Тигра, на восток — в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос — против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочислен­ных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне с луллубеями. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполи­тические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления На­рам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватив­шим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникнове­ния кутиев в Месопотамию.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стре­мились к восстановлению независимости.

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они нахо­дились на более низкой стадии обществен­ного развития.

Около ста лет кутии удерживали поли­тическое господство над страной. Зрело сопро­тивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти при­шел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопота­мией перешла к царю Ура — Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII —конец XXI в. до н. э.). Этот период иногда назы­вают неошумерским.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.005 с.)