ТОП 10:

Вавилонское царство при касситской династии



Касситы — одна из групп горных пле­мен североцентрального Ирана — появи­лись на границах Месопотамии вскоре после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н. э. касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона», однако реального завоевания страны еще не про­изошло. И лишь разгром, учиненный хет­тами, способствовал окончательному ут­верждению касситских царей на вавилон­ском троне.

С начала XVI в. до н. э. начинается правление касситской династии и так назы­ваемый средневавилонский период, кото­рый завершается около 1155 г. до н. э.

В касситский период отмечается регу­лярное использование в военном деле и транспорте лошадей и мулов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плу­га-сеялки, создание сети дорог, активиза­ция внешней торговли. Но в целом в связи с уменьшением товарности хозяйства и со­кращением притока рабов в экономике ощущается известный застой.

Несколько увеличивается значение та­ких архаических форм общественных струк­тур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «бэл бити» (госпо­дином дома). Касситские роды контроли­ровали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением обще­ственных повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины. Вместе с тем интенсивно идет процесс обогащения касситской родовой знати и создания круп­ного частного землевладения, отделяемого от общинного, что закрепляется царскими указами, удостоверяющими право собст­венности того или иного аристократа на пожалованную землю и освобождение от повинностей и налогов. Эти указы высека­ются на особых межевых камнях — «кудур-ру».

Касситы восприняли высокую вавилон­скую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими, покровительствова­ли традиционным культам месопотамской религии. Так, Агум II в XVI в. до н. э. вернул на родину захваченные во время хеттского похода священные для Вавилона статуи Мардука и его супруги Царпанит и много сделал для реставрации и украшения их храмов. К XVв. до н. э. относится постройка храма в Уруке, к XIV в.—реставрация зик-куратов и храмов в Уре.

Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельно­стью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сип-пар), не только освобожденные от всех на­логов и повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Снаб­женная иммунитетными грамотами кассит-ская знать, со временем слившаяся с местной, вавилонской, и крупнейшие вави­лонские храмы, из которых особое место принадлежало ниппурскому храму Энлиля, также располагали известным политиче­ским влиянием.

Внешняя политика касситских царей отличалась достаточным размахом. По тра­диции именуя себя «царями четырех стран света», они владели всей Нижней Месопо­тамией (где аннексировали Приморское го­сударство), «страной Кашшу» — тер­риторией, непосредственно заселенной касситскими племенами в горах южноцен­трального Загроса, некоторыми областями Кутиума (страны кутиев) в североцентраль­ном Загросе, долиной Среднего Евфрата, а с рубежа XV—XIV в. до н. э.— обширными районами Сирийской степи с центром в Тадморе, вплоть до границ Южной Сирии и Заиорданья. Касситские цари совершали дальние походы в Центральный и Южный Иран и пытались закрепиться там. Высту­пив против Египта в конце XV в., кассит­ский царь Караиндаш заставил египтян пойти на мир с Митанни и явился одним из учредителей «Амарнской» международ­ной системы. В результате с конца XV в. до н. э. между Египтом и Вавилонией устано­вились стабильные мирные отношения, по­стоянно курсировали послы, ходили торговые караваны. Касситские цари обыч­но посылали в дар египетским фараонам упряжки лошадей и колесницы, сосуды из бронзы, ценные сорта масла, изделия из лазурита и др. В качестве ответных даров они получали золото, великолепную мебель из ценных сортов дерева, украшенную зо­лотом и слоновой костью, ювелирные изде­лия.

Для упрочения отношений касситские цари выдавали своих дочерей за египетских фараонов, но на аналогичную просьбу по­лучили отказ на том основании, что египет­ских царевен не выдают замуж за пределы страны. По письмам из Телль-Амарнского архива можно предположить, что между Египтом и Вавилонией заключались и воз­обновлялись договоры о «дружбе» и «брат стве», включавшие пункты о взаимопомо­щи.

При временном ослаблении Египта ва­вилонское правительство становится более требовательным. В тоне писем звучит недо­вольство. Бурна-Буриаша II (середина XIV в. до н. э.) возмущает невнимание египетского фараона к его болезни, маленькая свита, присланная за вавилонской царевной, от­правляющейся в его гарем, отсутствие по­дарков, особенно золота. «Если ты не можешь быть столь же щедрым, как твой отец,— пишет он Эхнатону,—то пришли хоть половину». Особенно недоволен был Вавилон приемом в Египте ассирийского посольства, ибо в первой половине XIV в. Ашшур успел побывать вавилонским васса­лом, и с тех пор вавилоняне отказывались признать его независимость и внешнеполи­тическую правоспособность.

Правление Бурна-Буриаша II можно считать апогеем касситского могущества. Он захватил Аррапху, утвердил свое главен­ство в Эламе и Южном Иране, установил союз с хеттским Суппилулиумой (за кото­рого выдал дочь, ставшую великой царицей Хатти) и с относительным успехом отразил первое нашествие арамейских (ахламей-ских) племен на Сирийскую степь и Сред­ний Евфрат. Однако после его правления начинается череда войн Вавилона с усилив­шейся Ассирией, занявшая в общей слож­ности около полутораста лет. Проходя в целом с переменным успехом, они иногда оборачивались катастрофами для вавило­нян. Так, ассирийский царь Тукульти-Ни-нурта I смог на время вообще аннекси­ровать Вавилонию (ок. 1230—1220 гг. до н. э.). Соответственно, падает авторитет Ва­вилонии во внешнем мире, несмотря на устойчивый союз с хеттами. «Ты пишешь нам не как брат, а командуешь нами, как своими рабами», — с горечью пишут из Ва­вилона хеттскому царю Хаттусили III. Впро­чем, в начале XII в. при царе Ададшумуцуре происходит кратковременное возрождение касситского могущества, под влияние кото­рого подпадает сама Ассирия.

Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н. э. они совер­шили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупирова­ли Вавилонию. Ок. 1150 г. до н. э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша, и касситская династия прекратила свое су­ществование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилирова­лись с вавилонянами.

 

Ново-вавилонское царство. Образование государства. Особенности социального и экономического развития. Деятельность Набопаласара и Навуходоносора II.

Набопаласар. Стремление к независи­мости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых высокоразвитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычест­ва, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар. Утвердив свою власть на севере страны и восстановив традицион­ный союз с Эламом, он провел несколько удачных военных операций против асси­рийцев. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. до н. э. последний торжест­венно воцарился в этом городе и основал халдейскую (или нововавилонскую) дина­стию.

Однако лишь в конце первого десяти­летия войны вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии Урук, а затем пал и священный город Ниппур, ценой больших жертв сохранявший верность ассирийцам. В 616 г. до н. э. вавилоняне осадили древнюю столицу Ас­сирии Ашшур, но успеха не имели.

Неожиданная поддержка пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем окружили столицу Ассирии Ниневию. Не сумев ее взять, они захватили Ашшур, ист­ребив его жителей. Когда город уже был превращен в руины, туда явился Набопала­сар со своим войском. Мидийцы и вавило­няне заключили между собой союз, укрепив его династическим браком между Навухсдоносором, сыном Набопаласара, и до­черью мидийского царя Киаксара.

Пока победители были заняты разделом захваченной добычи, ассирийцы снова собрались с силами и продолжили военные действия в долине Евфрата. Но вскоре мидийцы и вавилоняне осадили Ниневию, и через три месяца, в августе 612 г. до н. э., город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть госу­дарству, которое в течение многих столетий грабило и опустошало страны Передней Азии и истребляло целые племена и народы.

Часть ассирийской армии сумела про­биться на запад, в крупный город Харран в Верхней Месопотамии, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. мидийцы и вавилоняне нанесли окончательное пора­жение ассирийцам. Многовековая борьба за освобождение Вавилонии от ассирийского владычества была завершена.

В результате крушения Ассирийской де­ржавы мидийцы захватили коренную тер­риторию Ассирии, а также город Харран с окружающей областью, вавилонянам же до­сталась вся остальная Месопотамия. Теперь на Ближнем Востоке было лишь три могу­щественных государства: Мидия, Вавило­ния и Египет. Кроме того, в Малой Азии существовали сильные государства —Ли­дия и Киликия.

Развивая военные успехи и опираясь на союз с могущественной Мидией, вавилоня­не начали готовиться к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде при­надлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти земли и стремился за­хватить Сирию и Палестину, что вызвало довольно острые египетско-вавилонские противоречия.

В 607 г. до н. э. Набопаласар, оставив в своих руках управление внутренними дела­ми государства, передал командование ар­мией своему сыну Навуходоносору. Прежде всего Навуходоносор решил захватить город Каркемиш на Евфрате, где находился силь­ный египетский гарнизон, в составе кото­рого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. в жестокой битве, превратившей город в пылающие руины, весь египетский гарнизон был уничтожен. После этого ва­вилоняне захватили Сирию и Палестину, даже не встретив никакого сопротивления.

Навуходоносор II.После смерти Набо­паласара в 605 г. до н. э. Навуходоносор был провозглашен царем Вавилонии (Навуходо­носор II). Вскоре он возобновил военные действия на западе: в 605 г. до н. э. завоевал финикийский город Аскалон, в 598 г. до н. э. совершил поход в Северную Аравию, где захватил в свои руки контроль над важными караванными путями. Тем временем при поддержке Египта от Вавилонии отпала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор II осадил и взял ее столицу Иерусалим, уведя в плен в Вавилонию более 3000 ее жителей. Однако положение на западе не было ста­бильным. Пока Навуходоносор II подавлял вспыхнувшие против него волнения, егип­тяне захватили финикийские города Газу, Тир и Сидон, а также побудили Иудею к новому мятежу против Вавилона. Вавило­нянам удалось оттеснить египетское войско обратно к прежней границе, осадить мятеж­ный Иерусалим и после двухлетней осады в 587 г. до н. э. захватить его. Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, присое­динив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах Вавилонии, в том числе и в Вави­лоне (так называемый вавилонский плен иудеев). Затем вавилоняне осадили фини­кийский город Тир, который им удалось взять лишь через 13 лет, в 574 г. до н. э.

Царствование Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древ­нем Востоке с населением около 200 000 человек. Город был расположен у Евфрата и двух его крупных каналов. Часть его ле­жала к западу от Евфрата (так называемый Новый город) и соединялась с остальной территорией Вавилона с помощью моста длиной 123 м и шириной 5—6 м. На одном конце города находился огромный царский дворец, на другом было расположено воз­веденное на искусственной платформе глав­ное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 м. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от нее семиступенчатый зиккурат высотой 91 м, который назывался Этеменанки («храм краеугольного камня небес и зем­ли»). Названый в Библии Вавилонской баш­ней, он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наруж­ная лестница, располагалось святилище верховного бога Вавилонии Мардука, обли­цованное глазурованными кирпичами, сте­ны и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

От главного входа в зиккурат вела мо­щеная улица для религиозных процессий, в ряде мест достигавшая 35 м ширины. Эта улица кончалась у ворот, посвященных бо­гине Иштар, высота которых равнялась 12 м. Ворота были украшены изображениями фантастических животных.

Одним из чудес света считались также знаменитые висячие сады, которые покои­лись на высоких каменных уступах, держав­ших грунт с экзотическими деревьями. Эти сады предназначались для жены Навуходо­носора, скучавшей по родным местам гор­ной Мидии. Около Сиппара было вырыто огромное водохранилище («море»), откуда на сотни километров тянулись каналы для орошения полей.

При Навуходоносоре II Вавилон пре­вратился в неприступную военную кре­пость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скреп­ленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, распо­ложенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на рас­стоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Набонид и крушение державы.После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н. э. вавилонская знать и жречество начали ак­тивно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей. После долгой междо­усобной борьбы престол достался Набониду (556—539 гг. до н. э.). Отец его был прави­телем одного из арамейских племен, а мать — жрицей в храме бога Сина в Харране. После захвата Харрана индийцами она бежала в Вавилон вместе со своим сыном и в после­дующем оказала на него большое влияние.

Хотя Набонид поклонялся традицион­ным вавилонским богам Мардуку, Нергалу. Шамашу и др., на первое место он посте­пенно стал выдвигать культ бога луны Сина, который в действительности не являлся тра­диционным вавилонским богом, а был по своей символике и формам поклонения верховным арамейским божеством. Так при помощи религии Набонид стремился со­здать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии и объявив Сина вместо Мардука верховным государствен­ным богом, что не могло не привести к конфликту с вавилонским жречеством.

Воспользовавшись тем, что из-за войны с Персией мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, Набонид в 553 г. до н. э. захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного в 609 г. до н. э. во время войны с ассирийцами храма бога Сина.

Набонид завоевал также область Тейма в северной части Центральной Аравии и овладел караванным путем, шедшим по пу­стыне через оазис Тейма в Египет и имев­шим большое торговое значение для Вавилонии. Набонид перенес в Тейму царскую резиденцию, по­ручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру, упоминаемому в Библии как Валтасар.

Пока Набонид действовал на западе своей державы, у восточных границ Вавилона. Когда же стало совсем очевидно, что война уже близка, Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны. Однако положение Вавилонии было безнадежно трудным: она почти со всех сто­рон была блокирована персами. Жреческие круги, недовольные религиозной полити­кой Набонида, готовы были помочь любому его противнику. Подавляющее большин­ство населения Вавилонии, земледельцы и ремесленники, безучастно относились к во­енным приготовлениям Набонида и готовы были без сожаления поменять старых пра­вителей на новых. Вавилонская же армия, измотанная в многолетних войнах в Ара­вийской пустыне, вряд ли была в состоянии отразить натиск во много раз превосходя­щих сил прекрасно вооруженной персид­ской армии.

Весной 539 г. до н. э. персы выступили в поход и начали наступать вниз по долине реки Дияла. Мощные оборонительные соо­ружения, возведенные Навуходоносором II от Сиппара на западе до Описа на востоке, и хорошо укрепленный Вавилон могли бы отсрочить падение Вавилонии на продол­жительное время. Но эти укрепления мало помогли Набониду, лишенному поддержки внутри страны.

В августе 539 г. до н. э. у города Опис близ Тигра персы разгромили вавилонское войско, которым командовал царевич Бел-шар-уцур. Обойдя укрепления, возведен­ные Навуходоносором II, и переправив­шись через Тигр к югу от Описа, персидская армия окружила Сиппар, оборону которого решил возглавить сам Набонид. После взя­тия слабо сопротивлявшегося Сиппара пер­сами он направился в Вавилон, чтобы организовать оборону столицы, но тщетно. 12 октября 539 г. до н. э. вражеская армия вступила в Вавилон, а через семнадцать дней туда торжественно въехал персидский царь Кир П. Набонид был взят в плен и сослан в почетную ссылку правителем об­ласти Кармания (к востоку от Персиды), а его сын Бел-шар-уцур казнен.

 

 

Ново-вавилонское царство. Образование государства. Особенности социального и экономического развития. Деятельность Набопаласара и Навуходоносора II.

Набопаласар. Стремление к независи­мости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых высокоразвитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычест­ва, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар. Утвердив свою власть на севере страны и восстановив традицион­ный союз с Эламом, он провел несколько удачных военных операций против асси­рийцев. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. до н. э. последний торжест­венно воцарился в этом городе и основал халдейскую (или нововавилонскую) дина­стию.

Однако лишь в конце первого десяти­летия войны вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии Урук, а затем пал и священный город Ниппур, ценой больших жертв сохранявший верность ассирийцам. В 616 г. до н. э. вавилоняне осадили древнюю столицу Ас­сирии Ашшур, но успеха не имели.

Неожиданная поддержка пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем окружили столицу Ассирии Ниневию. Не сумев ее взять, они захватили Ашшур, ист­ребив его жителей. Когда город уже был превращен в руины, туда явился Набопала­сар со своим войском. Мидийцы и вавило­няне заключили между собой союз, укрепив его династическим браком между Навухсдоносором, сыном Набопаласара, и до­черью мидийского царя Киаксара.

Пока победители были заняты разделом захваченной добычи, ассирийцы снова собрались с силами и продолжили военные действия в долине Евфрата. Но вскоре мидийцы и вавилоняне осадили Ниневию, и через три месяца, в августе 612 г. до н. э., город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть госу­дарству, которое в течение многих столетий грабило и опустошало страны Передней Азии и истребляло целые племена и народы.

Часть ассирийской армии сумела про­биться на запад, в крупный город Харран в Верхней Месопотамии, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. мидийцы и вавилоняне нанесли окончательное пора­жение ассирийцам. Многовековая борьба за освобождение Вавилонии от ассирийского владычества была завершена.

В результате крушения Ассирийской де­ржавы мидийцы захватили коренную тер­риторию Ассирии, а также город Харран с окружающей областью, вавилонянам же до­сталась вся остальная Месопотамия. Теперь на Ближнем Востоке было лишь три могу­щественных государства: Мидия, Вавило­ния и Египет. Кроме того, в Малой Азии существовали сильные государства —Ли­дия и Киликия.

Развивая военные успехи и опираясь на союз с могущественной Мидией, вавилоня­не начали готовиться к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде при­надлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти земли и стремился за­хватить Сирию и Палестину, что вызвало довольно острые египетско-вавилонские противоречия.

В 607 г. до н. э. Набопаласар, оставив в своих руках управление внутренними дела­ми государства, передал командование ар­мией своему сыну Навуходоносору. Прежде всего Навуходоносор решил захватить город Каркемиш на Евфрате, где находился силь­ный египетский гарнизон, в составе кото­рого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. в жестокой битве, превратившей город в пылающие руины, весь египетский гарнизон был уничтожен. После этого ва­вилоняне захватили Сирию и Палестину, даже не встретив никакого сопротивления.

Навуходоносор II.После смерти Набо­паласара в 605 г. до н. э. Навуходоносор был провозглашен царем Вавилонии (Навуходо­носор II). Вскоре он возобновил военные действия на западе: в 605 г. до н. э. завоевал финикийский город Аскалон, в 598 г. до н. э. совершил поход в Северную Аравию, где захватил в свои руки контроль над важными караванными путями. Тем временем при поддержке Египта от Вавилонии отпала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор II осадил и взял ее столицу Иерусалим, уведя в плен в Вавилонию более 3000 ее жителей. Однако положение на западе не было ста­бильным. Пока Навуходоносор II подавлял вспыхнувшие против него волнения, егип­тяне захватили финикийские города Газу, Тир и Сидон, а также побудили Иудею к новому мятежу против Вавилона. Вавило­нянам удалось оттеснить египетское войско обратно к прежней границе, осадить мятеж­ный Иерусалим и после двухлетней осады в 587 г. до н. э. захватить его. Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, присое­динив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен, поселены в разных городах Вавилонии, в том числе и в Вави­лоне (так называемый вавилонский плен иудеев). Затем вавилоняне осадили фини­кийский город Тир, который им удалось взять лишь через 13 лет, в 574 г. до н. э.

Царствование Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древ­нем Востоке с населением около 200 000 человек. Город был расположен у Евфрата и двух его крупных каналов. Часть его ле­жала к западу от Евфрата (так называемый Новый город) и соединялась с остальной территорией Вавилона с помощью моста длиной 123 м и шириной 5—6 м. На одном конце города находился огромный царский дворец, на другом было расположено воз­веденное на искусственной платформе глав­ное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 м. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу от нее семиступенчатый зиккурат высотой 91 м, который назывался Этеменанки («храм краеугольного камня небес и зем­ли»). Названый в Библии Вавилонской баш­ней, он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наруж­ная лестница, располагалось святилище верховного бога Вавилонии Мардука, обли­цованное глазурованными кирпичами, сте­ны и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

От главного входа в зиккурат вела мо­щеная улица для религиозных процессий, в ряде мест достигавшая 35 м ширины. Эта улица кончалась у ворот, посвященных бо­гине Иштар, высота которых равнялась 12 м. Ворота были украшены изображениями фантастических животных.

Одним из чудес света считались также знаменитые висячие сады, которые покои­лись на высоких каменных уступах, держав­ших грунт с экзотическими деревьями. Эти сады предназначались для жены Навуходо­носора, скучавшей по родным местам гор­ной Мидии. Около Сиппара было вырыто огромное водохранилище («море»), откуда на сотни километров тянулись каналы для орошения полей.

При Навуходоносоре II Вавилон пре­вратился в неприступную военную кре­пость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скреп­ленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, распо­ложенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11—14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на рас­стоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Набонид и крушение державы.После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н. э. вавилонская знать и жречество начали ак­тивно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей. После долгой междо­усобной борьбы престол достался Набониду (556—539 гг. до н. э.). Отец его был прави­телем одного из арамейских племен, а мать — жрицей в храме бога Сина в Харране. После захвата Харрана индийцами она бежала в Вавилон вместе со своим сыном и в после­дующем оказала на него большое влияние.

Хотя Набонид поклонялся традицион­ным вавилонским богам Мардуку, Нергалу. Шамашу и др., на первое место он посте­пенно стал выдвигать культ бога луны Сина, который в действительности не являлся тра­диционным вавилонским богом, а был по своей символике и формам поклонения верховным арамейским божеством. Так при помощи религии Набонид стремился со­здать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии и объявив Сина вместо Мардука верховным государствен­ным богом, что не могло не привести к конфликту с вавилонским жречеством.

Воспользовавшись тем, что из-за войны с Персией мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, Набонид в 553 г. до н. э. захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного в 609 г. до н. э. во время войны с ассирийцами храма бога Сина.

Набонид завоевал также область Тейма в северной части Центральной Аравии и овладел караванным путем, шедшим по пу­стыне через оазис Тейма в Египет и имев­шим большое торговое значение для Вавилонии. Набонид перенес в Тейму царскую резиденцию, по­ручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру, упоминаемому в Библии как Валтасар.

Пока Набонид действовал на западе своей державы, у восточных границ Вавилона. Когда же стало совсем очевидно, что война уже близка, Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны. Однако положение Вавилонии было безнадежно трудным: она почти со всех сто­рон была блокирована персами. Жреческие круги, недовольные религиозной полити­кой Набонида, готовы были помочь любому его противнику. Подавляющее большин­ство населения Вавилонии, земледельцы и ремесленники, безучастно относились к во­енным приготовлениям Набонида и готовы были без сожаления поменять старых пра­вителей на новых. Вавилонская же армия, измотанная в многолетних войнах в Ара­вийской пустыне, вряд ли была в состоянии отразить натиск во много раз превосходя­щих сил прекрасно вооруженной персид­ской армии.

Весной 539 г. до н. э. персы выступили в поход и начали наступать вниз по долине реки Дияла. Мощные оборонительные соо­ружения, возведенные Навуходоносором II от Сиппара на западе до Описа на востоке, и хорошо укрепленный Вавилон могли бы отсрочить падение Вавилонии на продол­жительное время. Но эти укрепления мало помогли Набониду, лишенному поддержки внутри страны.

В августе 539 г. до н. э. у города Опис близ Тигра персы разгромили вавилонское войско, которым командовал царевич Бел-шар-уцур. Обойдя укрепления, возведен­ные Навуходоносором II, и переправив­шись через Тигр к югу от Описа, персидская армия окружила Сиппар, оборону которого решил возглавить сам Набонид. После взя­тия слабо сопротивлявшегося Сиппара пер­сами он направился в Вавилон, чтобы организовать оборону столицы, но тщетно. 12 октября 539 г. до н. э. вражеская армия вступила в Вавилон, а через семнадцать дней туда торжественно въехал персидский царь Кир П. Набонид был взят в плен и сослан в почетную ссылку правителем об­ласти Кармания (к востоку от Персиды), а его сын Бел-шар-уцур казнен.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.011 с.)