Лекции по основам римского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по основам римского права



ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ РИМСКОГО ПРАВА

 

Лекция 1. РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Образование Римского государства

Общество в Риме в Царский период. Военная

Демократия и зарождение публичной власти.

Реформы Сервия Туллия.

 

Рим - самое крупное и могущественное из античных госу­дарств. Рабовладельческие отношения достигли здесь наивыс­шего расцвета, пережили упадок и крушение.

Сложный путь прошло в своем развитии Римское госу­дарство. История Римского государства может быть разделена на периоды: царский, когда в Риме складывалось классовое общество и государство (VIII-VI вв. до н. э.), республикан­ский (V-I вв. до н. э.) и императорский (I-V вв. н. э.). В IV-V вв. в Римской империи, распавшейся на Западную и Восточ­ную, происходило разложение рабовладельческого общества и государства. Падение Западной Римской империи в 476 г. при­нято считать концом истории Римского рабовладельческого го­сударства.

В начале I тысячелетия до н. э. Апеннинский полуостров населяли различные по уровню развития племена и народности. Наиболее многочисленными были италики, переселившиеся сюда из Придунайских областей. К ним же принадлежали и ла­таны, населявшие город Рим и его округу. На юге полуострова были расположены греческие колонии. Большую часть Средней Италии занимали этруски, чье происхождение остается не вы­ясненным. В VI в. до н. э. они создали сильный союз городов-государств, распространивший свою власть на Северную и Сред­нюю Италию. Борьба против этрусского господства способствовала созданию италиками союзов, одним из которых была Ла­тинская федерация. В конце VI в. до н. э. во главе нее встал го­род Рим.

Традиционной датой основания Рима считается 754 г. до н. э. К этому времени (VIII в. до н. э.) археологи относят воз­никновение хлебопашеских и пастушеских поселений на хол­мах неподалеку от устья Тибра. Но сам Рим возникал постепен­но на основе синойкизма - мирного объединения родоплеменных общин. Находясь на пересечении водных и сухопутных до­рог, укрепленный город со временем превратился в экономичес­кий и политический центр населенной латинами области Лациума.

 

Общество в Риме в Царский период.

В течение царского периода (VIII-VI вв. до н.э.) население Рима сохраняло родоплеменную структуру. Общество делилось на 300 патриархальных родов, имевших организацию, сходную с греческой. Каждые 10 родов входили в одну курию, подобную греческой фратрии. Десять курий составляли племя - трибу. Три трибы объединялись в «римский народ» (populus Romanus), представлявший собой союз племен. Экономической основой римской общины было так называемое общественное поле (ager publicus) - общий зе­мельный фонд, разраставшийся в процессе завоеваний. Но в VII-VI вв. до н. э. роды уже не вели общего хозяйства. Хозяйствен­ными ячейками были большие патриархальные семьи - фами­лии, на которые разделились роды. Семьи имели в собственнос­ти маленькие приусадебные участки и пользовались пахотными наделами на общественном поле.

Ни имущественного, ни социального равенства в римской общине тогда уже не было. Из нее выделилась родоплеменная знать - патриции. Под их покровительством находились кли­енты - обедневшие члены родов и принятые в родоплеменную организацию чужаки. У знати имелось небольшое количество рабов из числа военнопленных. Большую массу римского насе­ления составляли не входившие в римский народ лично свободные, но бесправные плебеи — по-видимому, население завое­ванной римлянами латинской округи и переселенцы. Малень­кие участки земли, оставленные им завоевателями, находились у плебеев в собственности.

 

Военная демократия и зарождение публичной власти.

Политическая организация римской общины вырастала непосредственно из органов родового строя и первоначально являла собой типичный образец военной публичной власти демократии. Важнейшими делами общи­ны ведал сенат из 300 знатнейших стар­цев, развившийся из совета родовых старейшин. Значительную роль играли куриатные комиции (сходки) - народные собрания из мужчин-воинов, организованные по куриям. Каждая курия подавала один голос. Во главе римского народа стоял реке - вы­борный из знати военачальник, судья и верховный жрец, заме­нивший племенного вождя. Рекс опирался на конную дружину из знатной молодежи. Для войн с соседними племенами собира­лось ополчение.

Рим эпохи военной демократии вел постоянные грабитель­ские войны с соседями. В войнах обогащалась верхушка рим­ского общества и усиливалась власть верховного военачальника и его окружения. В условиях имущественного и социального расслоения общины сенат и реке, обладавший дружиной и ко­мандовавший войском, превращались в оплот патрицианской знати, а дружина рекса становилась ядром особой публичной власти.

Процесс формирования государства в Риме ускоряла борь­ба малоземельных и бесправных плебеев против обладавших властью знатных патрициев. Плебеи платили налоги, несли служ­бу в ополчении, но не пользовались политическими правами, не имели доступа к общественному полю и в массе своей страдали от малоземелья и долговой кабалы. Особенно ухудшилось поло­жение народа в конце VI в. до н. э. в период этрусского влады­чества. Обострение борьбы плебеев явилось причиной реформ, приписываемых рексу Сервию Туллию.

 

Реформы Сервия Туллия

Сервий Туллий впервые ввел в политическую жизнь Рима разделение населения по территории. Разбив город на 4 округа - трибы, Сервий Туллий приписал к ним всех жителей, владеющих землей в данном округе, как патрици­ев, так и плебеев. Позднее к четырем городским трибам были добавлены семнадцать сельских. По новым трибам производи­лись перепись населения, сбор налогов, наборы в войско. Так плебеи были фактически включены в состав римского народа.

Все население Рима Сервий Туллий также разделил по имуществу на пять разрядов. В основе ценза первоначально ле­жала земля, позднее - денежная оценка имущества. К первому разряду были отнесены самые богатые граждане с имуществом, оцененным не менее чем в 100 тыс. ассов, ко второму - 75 тыс., к третьему - 50 тыс., к четвертому - 25 тыс., к пятому - 11 тыс. Малоимущие и неимущие стояли вне разрядов и назывались пролетариями. Такое деление преследовало военные и поли­тические цели.

Соответственно своему состоянию граждане приобретали вооружение и несли службу в войске. Самые богатые граждане должны были выставлять 80 центурий (сотен) тяжеловооружен­ных пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три раз­ряда - по 20 центурий воинов с несколько облегченным воору­жением, пятый - 30 центурий легковооруженных пехотинцев. Помимо того, выставлялись 5 нестроевых центурий (трубачи, кузнецы-оружейники), в том числе одна - из невооруженных пролетариев. Основанное на самовооружении граждан римское войско состояло, таким образом, из людей имущих, пролетариям оружие не доверялось, и в войске они практически не служили.

По-новому были организованы Сервием Туллием народ­ные собрания. Вооруженные состоятельные граждане-воины строились в них по сотням-центуриям, каждая из которых пода­вала один голос. 98 центурий первого разряда всегда обеспечи­вали большинство голосов в новых (центуриатных) комициях, а вместе с тем и власть наиболее богатым людям. Привилегии, основанные на обладании богатством, стали вытеснять из политической жизни привилегии, вытекавшие из знатного происхож­дения. Безраздельному господству родовой патрицианской зна­ти был нанесен сокрушительный удар. Так в Риме было создано новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Пуб­личная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев.

Реформы Сервия Туллия несколько разрядили социальную обстановку в Риме. Включение плебеев наравне со старыми римскими гражданами в войско и в народное собрание отчасти устранило их политическое бесправие. Вместе с тем произошло сплочение патрициев с плебейской верхушкой, способствовав­шее укреплению их власти в результате создания особой воен­ной организации из состоятельных граждан и введения новых комиций, где главную роль играли самые богатые.

 

Борьба патрициев и плебеев

В условиях республики плебейская беднота продолжала вести борьбу за право занимать участки на государственной земле и за запрещение долговой кабалы. Состоятельные плебеи, обогатившиеся за счет занятия ремес­лом и торговлей, боролись за доступ в государственный аппа­рат. Борьба плебеев, то вспыхивая, то ослабевая, продолжалась до конца IV в. до н.э.

Прибегая к своеобразным политическим забастовкам (вы­селение из Рима и отказ сражаться в римском войске), плебеи постепенно добились от патрициев ряда важных уступок. В 494 г. до н. э. им было дано право избирать для защиты своих интере­сов двух трибунов (выборы проводились на особых собраниях по трибам). Со временем трибутные комиции получили право издавать законы: сначала (с 471 г.) обязательные только для пле­беев, а с 449 г. - для всей римской общины.

Вели плебеи и борьбу за писаное право. Произведенная особой комиссией децемвиров («десять мужей») в 450 г. до н. э. запись действующих правовых обычаев имела большое значе­ние не только для плебеев, но и для жизни всей римской общи­ны. Писаные законы ограничили произвол патрициев в судах, упорядочили хозяйственные и правовые отношения в Риме. Бу­дучи опубликованы на двенадцати бронзовых досках, они полу­чили название Законов XII Таблиц.

Вскоре (445 г. до н.э.) плебеи получили разрешение всту­пать в брак с патрициями (Законами ХII Таблиц такие браки были строго запрещены), что открыло им доступ в замкнутую патри­цианскую среду. Начался процесс постепенного слияния бога­тых плебейских семей с патрицианскими. Это проявилось и в политической жизни: для плебеев постепенно становилось до­ступным замещение выборных государственных и жреческих должностей. Возможность занять консульскую должность по­явилась для них в 367 г. благодаря закону трибунов Лициния и Секстия. К концу IV в. плебеи получили право быть избранны­ми на все высшие должности, что открывало им доступ в сенат.

В ходе борьбы плебеи добились также права иметь неболь­шие участки на общественном поле (на основании того же зако­на Лициния и Секстия, в 367 г. до н. э.). Важным достижением плебеев было запрещение продажи в рабство за долги (по зако­ну плебейского трибуна Петелия, в 326 г. до н. э.). Отныне должник отвечал перед кредитором только своим имуществом. Тако­вы важнейшие итоги борьбы плебеев.

 

Принципат

Первый период в истории Римской империи получил свое название благодаря утвердившемуся у власти после граждан­ских войн Октавиану (27 г. до н. э.), который стал именовать себя принцепсом (первым сенатором, первым гражданином). Формально власть его основывалась на сосредоточении в одних руках несовместимых ранее магистратур: должностей консула, цензора, плебейского трибуна, что давало ему очень большую власть и право пожизненно управлять Римом и провинциями, руководить внешней и внутренней политикой, созывать сенат и комиции, председательствовать в них, предлагать законы и пере­сматривать списки сенаторов. Но главное - он занимал должнос-ти, дававшие ему высшую военную власть - империум, т. е. пра­во высшего распоряжения и верховного командования войском. Постоянный носитель империума, он ввел в политическую жизнь титул императора как составную часть имени правителя в ка­честве символа постоянной связи с войском. Октавиан был из­бран также верховным жрецом - понтификом и, следовательно, являлся главой всего римского культа. Ему, наконец, было при­своено почетное звание «Август» - «священный».

Реальной опорой Октавиана Августа была армия, которую принцепс всецело подчинил своей власти. Все легионеры еже­годно приносили ему присягу на верность. Вместе с тем он со­кратил вдвое количество легионов и удалил их из центра, размес­тив в пограничных императорских провинциях. Вблизи Рима была оставлена лишь особая императорская гвардия - преторианские когорты - преданный принцепсу привилегированный корпус.

Другая особенность режима - проводимая Октавианом политика лавирования между различными сословиями класса рабовладельцев Рима и Италии, опора на самые разные слои общества, в том числе на старую римскую сенаторскую власть, и стремление скрыть, замаскировать монархическую, самодер­жавную суть своей власти.

Подобной политики придерживались и большинство по­ел едующих римских императоров I-II вв. н. э. Опираясь на пре­торианскую гвардию либо на провинциальные легионы, они в то же время в большей или меньшей степени ладили с римской знатью, сенаторами, одновременно старались расширить свою социальную базу за счет рабовладельческой знати провинций, тем более, что многие из императоров сами происходили из про­винциальной знати. Политика лавирования, в разной степени выраженная в годы правления большинства принцепсов I-II вв., маскировка единоличного характера власти, а также опора на войско были специфическими особенностями принципата. Слу­чавшиеся отступления от нее, откровенно автократическая по­литика при Калигуле, Домициане, Коммоде и др., как правило, приводили к быстрому свержению императоров. Но в условиях принципата республиканские органы постепенно утрачивали свои функции, устранялись из политической жизни.

Прежде всего, лишились своих прерогатив комиции. Зако­нодательная власть от них перешла к сенату, постановления ко­торого приобрели значение законов. В простую формальность уже при Октавиане превратились выборы магистратов в комициях, поскольку кандидатуры выдвигались только самим импе­ратором. После смерти Октавиана избирательные комиции во­обще перестали собираться. Власть сената внешне была увеличена: он издавал законы, с 14 г. н. э. назначал и смещал магист­ратов, исполнял роль высшей судебной инстанции, формально назначал самого принцепса. Однако сенат, состоящий исключи­тельно из сторонников принцепса из среды не только римской, но и провинциальной знати, в своих постановлениях послушно выражал волю императора. Прежняя магистратура также пере­стала играть сколько-нибудь значительную роль в политической жизни.

Параллельно с падением значения выборных республикан­ских должностей складывался новый государственный аппарат, состоявший из должностных лиц, назначавшихся императором. При Октавиане это были префект города Рима, ведавший город­ской полицией, префект преторианской гвардии, префект Егип­та, превращенного в вотчину императора, прокураторы - управ­ляющие провинциями и т. д. Появилась обширная император­ская канцелярия, развитой налоговый аппарат из чиновников -сборщиков податей. Большую роль стал играть совет при импе­раторе, состоявший из знатнейших сенаторов.

В конце II - начале III в. совет императора, включавший в себя виднейших юристов и ставший официальным учреждени­ем, играл особую роль в государстве. Еще большее развитие получила императорская бюрократия. Первое место среди чи­новников занимал префект претория: он командовал войском, возглавлял чиновничий аппарат, суд. Со временем появился вто­рой префект претория. Огромное значение приобрела импера­торская канцелярия с юридическим, финансовым и другими от­делами, с многочисленным штатом чиновников. Средоточием всех высших учреждений империи стал императорский двор. В конце периода принципата опора принцепсов на армию и воен­ные круги принимала все более откровенный характер. Послед­них принцепсов династии Северов нередко называют «солдат­скими императорами». Усилению единоличной власти принцеп­сов немало способствовали обожествление императора и офи­циальный государственный императорский культ. Власть импе­раторов настолько усилилась, что установилось правило: «что Угодно принцепсу - имеет силу закона».

Со временем сложился и был закреплен политической тра­дицией еще один принцип, характерный для монархической фор­мы правления, - передача императорской власти по наследству. Правда, в Риме он получил своеобразную форму: власть перехо­дила чаще не к сыновьям императоров, а к лицам, усыновлен­ным ими. Непременным условием прихода каждого нового принцепса к власти продолжала оставаться поддержка легионов либо преторианской гвардии, что нередко приводило к узурпации влас­ти ставленниками военщины. Так постепенно Римское госу­дарство, еще в конце I в. н. э. ставшее диктатурой рабовладель­цев не только Рима и Италии, но и всего Средиземноморья, при­обрело форму монархии.

С конца II в. н. э. экономика Римской империи была охва­чена жестоким кризисом. Недостаточный приток рабов и непро­изводительность их труда побуждали землевладельцев сдавать земли колонам - крестьянам-арендаторам. На положение аренда­торов постепенно переводились и рабы. Мелкий свободный произ­водитель снова становится главным работником в хозяйстве. Но переход к колонату отнюдь не означал улучшения положения народных масс. Высокая арендная плата, задолженность и фак­тическое прикрепление к земле, а также все возраставшие нало­ги в государственную казну, которые платил колон как римский гражданин (ради увеличения количества налогоплательщиков император Каракалла в 212 г. особым эдиктом объявил римски­ми гражданами всех свободных жителей империи), делали по­ложение колонов крайне тяжелым. Ухудшались условия жизни простых ремесленников, городских низов, рабочих рудников, рабов. Все это вело к усилению народных волнений, росту сепа­ратистского движения в провинциях. В первой половине III в. усилился натиск варварских племен на римские границы; вдо­бавок постоянно велись войны между многочисленными пре­тендентами на императорскую власть. Знамением времени ста­ли солдатские мятежи и участие солдат в социальных и сепара­тистских движениях. Войска, состоявшие теперь из провинциа­лов, посаженных на землю и не получавших жалованья от госу­дарства, все больше выходили из подчинения центру.

Пришедший к власти в 284 г. император Диоклетиан про­вел военную реформу. Увеличив на целую треть численность армии, он разделил все войска на пограничные, солдаты кото­рых по-прежнему были прикреплены к своим округам и несли службу по охране границ, и мобильные, подвижные, предназна­ченные для карательных операций внутри страны. Мобильные части сопровождали императора в его поездках, находились на содержании императорской казны и, в отличие от пограничных, были надежной опорой власти императора.

Значительному усовершенствованию подвергся полицей­ский аппарат. Управление всеми полицейскими силами было централизовано: оно перешло в ведение начальника император­ской канцелярии, ставшего самым приближенным к императору лицом. Появились органы тайной полиции со специальными аген­тами для выполнения особых поручений. Карательные функции возложены были и на преторианскую гвардию. Вся обществен­ная и политическая жизнь в стране протекала теперь под конт­ролем военщины и полиции.

Усовершенствовал Диоклетиан и налоговую систему. Был введен единый для всей империи натуральный поземельный на­лог. Сбор налогов осуществлялся с помощью органов полиции.

Несколько позднее, в IV в. н. э., опорой власти императо­ров стала также могущественная христианская церковь, посколь­ку при Константине христианство было уравнено в правах с госу­дарственным языческим культом, а затем объявлено государствен­ной религией.

 

Доминат

Указанные выше меры позволили Диоклетиану настолько укрепить власть, что он перестал маскировать ее монархичес­кий характер, отказался от политики лавирования. Политичес­кий режим, сложившийся в годы правления Диоклетиана и его преемников, получил название домината (от лат. dominus - «гос­подин», как стали называть императора). Он может быть оха­рактеризован как неприкрыто авторитарный, военно-бюрокра­тический, поскольку императоры опирались не только на хорошо организованное войско, но и на разветвленный полицейско-чиновничий аппарат и христианскую церковь.

В условиях такого режима совершенно исчезли старые республиканские учреждения. Власть императора-доминуса, воля которого ставилась выше законов, приобрела неограничен­ный характер. Римские граждане превращались в его поддан­ных; особа доминуса обожествлялась. Это нашло отражение в пышном придворном церемониале, организованном по восточ­ным образцам. Огромную роль играл государственный совет при императоре - консисториум, обсуждавший все вопросы законо­дательства и управления, внешней и внутренней политики, яв­лявшийся высшей судебной инстанцией. Управление империей было строго централизованным и сосредоточивалось в несколь­ких ведомствах, важнейшими из которых являлись военное и финансовое. Во главе каждого ведомства стояли особые санов­ники, именуемые комитами (спутниками императора). Высшее положение среди них занимали главный секретарь, управляю­щий двором, начальник императорских служб; каждый имел свою канцелярию. Необычайно разросшийся штат чиновников получил свою организацию, были введены различные ранги.

Для улучшения управления огромная держава была окон­чательно разделена на две половины - Западную и Восточную империи; со временем они превратились в отдельные государства со своими столицами. Во главе каждой стоял правитель с титу­лом августа; его помощником и соправителем был усыновлен­ный им цезарь. Августы, именуемые братьями, и их сыновья-цезари составляли подобие единой императорской семьи. Каж­дая половина Римской империи делилась, в свою очередь, на две префектуры, а префектуры - на более мелкие администра­тивные единицы - диоцезы, провинции, округа. Во главе адми­нистративных единиц были поставлены императорские чинов­ники. Основные принципы организации местного управления -строгая централизация и отделение военной власти от граждан­ской. В округах существовали и органы местного управле­ния, сформированные из представителей местной знати (курии), но они были подчинены императорским чиновникам. Основные задачи всей этой разветвленной военно-полицейской и бюрокра­тической системы заключались в сборе налогов, подавлении недовольства, борьбе с народными волнениями. В эпоху домината господствующая верхушка рабовладельцев Средиземно­морья предприняла таким образом, еще одну попытку укрепле­ния рабовладельческого строя и Римского рабовладельческого государства путем крайнего усиления власти императоров, опи­рающихся на армию, полицию, аппарат чиновничества и хрис­тианскую церковь.

Принципат и доминат не являлись принципиально различ­ными политическими режимами. Политический режим домината отличался от режима принципата лишь откровенной авторитар­ностью, отказом от политики лавирования, зато при нем была расширена социальная база власти и усилена идеологическая опора.

Различия в форме правления при принципате и доминате сводились главным образом к тому, что, если в период принципа­та неограниченная власть императора маскировалась существо­ванием республиканских учреждений, во времена домината эта маскировка была отброшена: все республиканские органы пре­кратили свое существование, даже сенат был лишен каких бы то ни было властных полномочий.

Формой государственного устройства Рима после утраты им характера полиса продолжала оставаться держава (империя). Но в период принципата среди провинций, на которые подраз­делялась территория империи, различали сенатские провинции, правители которых формально назначались сенатом, и импера­торские провинции (пограничные), ими управляли непосредствен­ные наместники императора. При доминате же все провинции стали императорскими.

Однако, несмотря на все попытки усовершенствовать го­сударство, внутри Римской рабовладельческой империи уже про­исходили процессы, которые неминуемо вели ее к гибели.

 

Периодизация римского права

В своем развитии римское право прошло большой путь. Развивалось оно в неразрывной взаимосвязи с экономикой, об­ществом, самим римским государством. Целесообразно выделить следующие периоды:

а) древнейший, доклассический (VI - III вв. до н.э.), когда римское право отличалось полисно-общинной замкнутостью, архаичностью, правовых институтов, было насыщено формализмом;

б) классический (середина III в. до н. э. – конец III в. н.э.), в котором римское право достигает особенно высокого уровня в разработке основных юридических институтов, регулирующих отношения частной собственности;

в) постклассический (IV – VI вв. н.э.), характеризующийся систематизацией римского права и постепенным его приспособлением к формирующимся феодальным порядкам.

В основе предлагаемой периодизации - развитие хозяй­ства в Риме, Италии, римских провинциях; эволюция форм и степени эксплуатации раба, изменения в политической сфере.

Следует оговорить, однако, что современные ученые, за­нимающиеся римским правом, дают различные названия и по-разному датируют эти периоды.

 

Источники римского права

В древнейший период развития римского права первоначальным его источником (формой выражения правовых норм) яв­лялись правовые обычаи, хранителями и толкователями которых были жрецы-понтифики. Различались обычаи предков - mores maiorum (пример - сложившийся в ус­ловиях патриархального родоплеменяого строя комплекс обы­чаев, ставивших женщину в зависимое от мужчины - отца, мужа, опекуна - положение), обычаи жрецов - commentarii pontificum (в частности, обычай карать религиозным проклятием патрона, предавшего интересы своего клиента), обычаи магистратов -commentarii magistratuum (один из них - правило, предписывав­шее завершать судоговорение по делу в течение одного дня, до захода солнца); наконец, существовали обычаи, вытекавшие из практики людей, живших в обществе, - так называемая обыч­ная практика - usus (примером может служить обычай, предла­гавший самому истцу при отсутствии специальных секретарей обеспечить явку ответчика в суд).

В течение долгого времени писаных законов в Риме почти не было. В условиях простоты хозяйственного строя и всей об­щественной и государственной жизни обходились применением права обычного, неписаного. В легенду о том, что уже Сервий Туллий издал 50 «царских законов», поверить трудно. Однако по мере развития общины, расширения ее территории и появ­ления в Риме особого слоя общества - плебеев - обычного пра­ва становилось недостаточно - из-за его нечеткости, неопреде­ленности, расширительного толкования судьями. Особое не­довольство вызывало такое состояние права среди неполно­правных плебеев, страдавших от произвола судей из патрициев.

Борьба плебеев за запись обычного римского права привела к созданию особой «комиссии десяти» и имела конечным результатом запись действовавших правовых обычаев вместе с дополнениями и уточнениями, внесенными самими децемви­рами, в 450 г. до н. э.

Записанные на двенадцати бронзовых досках, они были выставлены на форуме и составили первые писаные законы - Законы XII Таблиц. Первоначальный текст их не сохранился. Он восстановлен лишь в результате большой реставраторской работы ученых нового времени, извлекших из произведений рим­ских юристов, историков, ораторов содержащиеся в них ссылки и цитаты из текстов XII Таблиц.

Впоследствии Законы ХII Таблиц были дополнены и из­менены нормами других законов. В Римской республике они принимались народным собранием (центуриатными либо трибутными комициями) и назывались leges. Авторами законопро­ектов могли быть высшие магистраты - консулы, диктаторы, а также плебейские трибуны. Законопроект подвергался обсуж­дению в сенате и лишь после одобрения большинством сенато­ров мог быть вынесен на голосование в комиции. Имя автора законопроекта обычно входило в название закона; часто присо­единялось и определение, указывавшее на содержание закона (lex Poetelia, lex Sempronia agraria). В условиях принципата при переходе Рима от республики к империи, начиная с I в. н. э., законодательная деятельность комиций была постепенно пре­кращена, а законодательная власть у них изъята. Место законов заняли постановления сената- сенатусконсульты, роль кото­рых в политической жизни Рима на время сильно возросла, по­скольку списки сенаторов составлялись самим принцепсом и сенат в целом являлся проводником его воли.

По мере усиления императорской власти в условиях позднего принципата и домината законодательные функции ока­зались сосредоточенными у императоров. Законами являлись конституции императоров согласно правилу: «Что угодно императору, то имеет силу закона». По содержанию и значению они подразделялись на эдикты (указы), рескрипты (распоряжения по отдельным делам), мандаты (инструкции императорским чи­новникам), декреты (решения императора по спорным делам). Императорские конституции были законами на всем протяже­нии постклассического периода истории римского права. Эво­люция понятия «закон» - прямое свидетельство параллельного и взаимосвязанного процесса развития государства и права.

Уже в III в. до н.э. с развитием рабовладельческой эконо­мики, товарно-денежных отношений, расширением территории Римского государства Законы ХП Таблиц и другие законы, при­нимаемые народным собранием, оказались недостаточными для того, чтобы регулировать ставшие более сложными имуществен­ные отношения. В результате возник новый источник римского права, отвечавший нуждам времени, - эдикты (указы - edicta, от лат. dico - говорю) магистратов. Особое значение приобрели ежегодно издаваемые эдикты преторов, где излагались новые, продиктованные жизнью правила, которых преторы считали нужным придерживаться в судопроизводстве. Преторский эдикт, не отменяя устаревших правовых обычаев и законов, лишал их судебной защиты, превращал основанные на них права в «голое право». Со временем преторский эдикт приобрел определенную преемственность и стабильность, став в классический период основным источником римского права (edictum perpetuum, edictum tralaticum).

Значительную роль в этом сыграл юрист Сальвий Юлиан (II в. н. э.), который по поручению императора Адриана собрал и пересмотрел материалы преторских эдиктов. С тех пор допол­нять эти нормы мог только император, дальнейшее развитие преторского права прекратилось.

Не менее значителен был эдикт особых преторов, изби­раемых специально для защиты имущественных интересов пере-гринов-чужестранцев, живших в Риме.

Помимо преторов эдикты издавали и другие магистраты: курульные эдилы, квесторы, правители провинций.

В классический и постклассический периоды важным ис­точником права была правотворческая деятельность юристов. В Римской республике им принадлежала большая роль в разрешении судебных дел: в качестве знатоков права они давали граж­данам юридические консультации, носившие первоначально неофициальный характер, поскольку исходили от частных лиц. Но при императорском дворе уже появился сановник, наделен­ный правом от имени императора давать разъяснения и реко­мендации, обязательные для суда.

В императорскую эпоху сведущие юристы не только зани­мались изучением и толкованием права, но обучали молодых юристов, создавали учебники римского права - институции. Огромную роль в развитии права играли знаменитые римские юристы Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин и Гай. Напи­санный Гаем в середине П в. н. э. учебник «Институции» пользовался особой известностью. В конце III в. в Византии начался процесс систематизации огромного количества правовых норм: были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана. А первой официальной ко­дификацией императорских конституций явился кодекс импера­тора Феодосия (438 г.)

Завершение систематизации римского частного права от­носится ко времени правления императора Юстиниана (в Вос­точной Римской империи). В 528 г. Юстиниан специальным ука­зом назначил комиссию из десяти членов во главе с начальни­ком императорской канцелярии Трибонианом. К 533 г. комисси­ей были составлены три части сборника, позднее названного «Сводом гражданского права». В его состав вошли «Институ­ции Юстиниана» - элементарный курс римского права, «Дигесты» или «Пандекты» - сборник цитат и отрывков из произве­дений сорока самых авторитетных римских юристов, в том чис­ле - Ульпианаи Павла, «Кодекс» - собрание конституций импе­раторов, правивших до Юстиниана, и конституций, изданных им самим до 534 г. Все части Свода по указу Юстиниана полу­чили силу закона. Дополнением к Своду явились «Новеллы» -сборник изданных после 534 г. конституций Юстиниана. В Сво­де Юстиниана уже отразился кризис рабовладельческих от­ношений, крайнее усиление власти римских императоров, гос­подствующее положение христианской церкви/

 

Способы защиты прав

На начальном этапе развития римского государства защита имущественных прав осуществлялась самим лицом, чьи интересы были нарушены. Государство еще не имело средств для защиты интересов и прав граждан. Однако уже Законы ХII Таблиц, хотя еще дозволяют убийство ночного вора, пойманного на месте преступления, ведут борьбу с само­управством. Нельзя, например, срубить дерево, мешающее ве­дению хозяйства, но растущее на чужой земле, можно лишь предъявить к хозяину соседнего участка иск об устранении это­го дерева (Т. VII, § 9 б). С укреплением и развитием государства его функции по разрешению имущественных споров расширя­ются. В условиях правового общества все более ограничивает­ся самоуправство. Функция защиты имущественных интере­сов граждан, начиная с 367 г. до н. э., возлагается на помощни­ка консула - претора. Другими должностными лицами, кото­рые также рассматривали гражданские споры, были курульные эдилы, осуществлявшие надзор за рынком, а также наместни­ки провинций.

Исковая давность

Лицо, чье частное право было нарушено, имело в своем распоряжении исковую защиту. От него самого зависело, восполь­зуется он этим правом или нет. Однако для устранения состояния неопределенности у возможного ответчика, что могло отрица­тельно сказаться на ведении хозяйства, был установлен извест­ный максимальный срок (давностный срок), в течение которо­го управомоченное лицо могло требовать рассмотрения его иска.

Сначала в классическом праве появилось нечто подобное тому, что теперь называют исковой давностью. Появились так на­зываемые законные сроки предъявления исков: истечение закон­ного срока само по себе, независимо от активности или бездей­ствия управомоченного, прекращало право на иск. В V в. н. э. появилась и исковая давность, начало течения которой опреде­лялось моментом возникновения искового притязания. Срок этот был установлен в 30 лет.

 

Гражданский процесс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.048 с.)