Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекции по основам римского права↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ РИМСКОГО ПРАВА
Лекция 1. РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО ПРАВА Образование Римского государства Общество в Риме в Царский период. Военная Демократия и зарождение публичной власти. Реформы Сервия Туллия.
Рим - самое крупное и могущественное из античных государств. Рабовладельческие отношения достигли здесь наивысшего расцвета, пережили упадок и крушение. Сложный путь прошло в своем развитии Римское государство. История Римского государства может быть разделена на периоды: царский, когда в Риме складывалось классовое общество и государство (VIII-VI вв. до н. э.), республиканский (V-I вв. до н. э.) и императорский (I-V вв. н. э.). В IV-V вв. в Римской империи, распавшейся на Западную и Восточную, происходило разложение рабовладельческого общества и государства. Падение Западной Римской империи в 476 г. принято считать концом истории Римского рабовладельческого государства. В начале I тысячелетия до н. э. Апеннинский полуостров населяли различные по уровню развития племена и народности. Наиболее многочисленными были италики, переселившиеся сюда из Придунайских областей. К ним же принадлежали и латаны, населявшие город Рим и его округу. На юге полуострова были расположены греческие колонии. Большую часть Средней Италии занимали этруски, чье происхождение остается не выясненным. В VI в. до н. э. они создали сильный союз городов-государств, распространивший свою власть на Северную и Среднюю Италию. Борьба против этрусского господства способствовала созданию италиками союзов, одним из которых была Латинская федерация. В конце VI в. до н. э. во главе нее встал город Рим. Традиционной датой основания Рима считается 754 г. до н. э. К этому времени (VIII в. до н. э.) археологи относят возникновение хлебопашеских и пастушеских поселений на холмах неподалеку от устья Тибра. Но сам Рим возникал постепенно на основе синойкизма - мирного объединения родоплеменных общин. Находясь на пересечении водных и сухопутных дорог, укрепленный город со временем превратился в экономический и политический центр населенной латинами области Лациума.
Общество в Риме в Царский период. В течение царского периода (VIII-VI вв. до н.э.) население Рима сохраняло родоплеменную структуру. Общество делилось на 300 патриархальных родов, имевших организацию, сходную с греческой. Каждые 10 родов входили в одну курию, подобную греческой фратрии. Десять курий составляли племя - трибу. Три трибы объединялись в «римский народ» (populus Romanus), представлявший собой союз племен. Экономической основой римской общины было так называемое общественное поле (ager publicus) - общий земельный фонд, разраставшийся в процессе завоеваний. Но в VII-VI вв. до н. э. роды уже не вели общего хозяйства. Хозяйственными ячейками были большие патриархальные семьи - фамилии, на которые разделились роды. Семьи имели в собственности маленькие приусадебные участки и пользовались пахотными наделами на общественном поле. Ни имущественного, ни социального равенства в римской общине тогда уже не было. Из нее выделилась родоплеменная знать - патриции. Под их покровительством находились клиенты - обедневшие члены родов и принятые в родоплеменную организацию чужаки. У знати имелось небольшое количество рабов из числа военнопленных. Большую массу римского населения составляли не входившие в римский народ лично свободные, но бесправные плебеи — по-видимому, население завоеванной римлянами латинской округи и переселенцы. Маленькие участки земли, оставленные им завоевателями, находились у плебеев в собственности.
Военная демократия и зарождение публичной власти. Политическая организация римской общины вырастала непосредственно из органов родового строя и первоначально являла собой типичный образец военной публичной власти демократии. Важнейшими делами общины ведал сенат из 300 знатнейших старцев, развившийся из совета родовых старейшин. Значительную роль играли куриатные комиции (сходки) - народные собрания из мужчин-воинов, организованные по куриям. Каждая курия подавала один голос. Во главе римского народа стоял реке - выборный из знати военачальник, судья и верховный жрец, заменивший племенного вождя. Рекс опирался на конную дружину из знатной молодежи. Для войн с соседними племенами собиралось ополчение. Рим эпохи военной демократии вел постоянные грабительские войны с соседями. В войнах обогащалась верхушка римского общества и усиливалась власть верховного военачальника и его окружения. В условиях имущественного и социального расслоения общины сенат и реке, обладавший дружиной и командовавший войском, превращались в оплот патрицианской знати, а дружина рекса становилась ядром особой публичной власти. Процесс формирования государства в Риме ускоряла борьба малоземельных и бесправных плебеев против обладавших властью знатных патрициев. Плебеи платили налоги, несли службу в ополчении, но не пользовались политическими правами, не имели доступа к общественному полю и в массе своей страдали от малоземелья и долговой кабалы. Особенно ухудшилось положение народа в конце VI в. до н. э. в период этрусского владычества. Обострение борьбы плебеев явилось причиной реформ, приписываемых рексу Сервию Туллию.
Реформы Сервия Туллия Сервий Туллий впервые ввел в политическую жизнь Рима разделение населения по территории. Разбив город на 4 округа - трибы, Сервий Туллий приписал к ним всех жителей, владеющих землей в данном округе, как патрициев, так и плебеев. Позднее к четырем городским трибам были добавлены семнадцать сельских. По новым трибам производились перепись населения, сбор налогов, наборы в войско. Так плебеи были фактически включены в состав римского народа. Все население Рима Сервий Туллий также разделил по имуществу на пять разрядов. В основе ценза первоначально лежала земля, позднее - денежная оценка имущества. К первому разряду были отнесены самые богатые граждане с имуществом, оцененным не менее чем в 100 тыс. ассов, ко второму - 75 тыс., к третьему - 50 тыс., к четвертому - 25 тыс., к пятому - 11 тыс. Малоимущие и неимущие стояли вне разрядов и назывались пролетариями. Такое деление преследовало военные и политические цели. Соответственно своему состоянию граждане приобретали вооружение и несли службу в войске. Самые богатые граждане должны были выставлять 80 центурий (сотен) тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три разряда - по 20 центурий воинов с несколько облегченным вооружением, пятый - 30 центурий легковооруженных пехотинцев. Помимо того, выставлялись 5 нестроевых центурий (трубачи, кузнецы-оружейники), в том числе одна - из невооруженных пролетариев. Основанное на самовооружении граждан римское войско состояло, таким образом, из людей имущих, пролетариям оружие не доверялось, и в войске они практически не служили. По-новому были организованы Сервием Туллием народные собрания. Вооруженные состоятельные граждане-воины строились в них по сотням-центуриям, каждая из которых подавала один голос. 98 центурий первого разряда всегда обеспечивали большинство голосов в новых (центуриатных) комициях, а вместе с тем и власть наиболее богатым людям. Привилегии, основанные на обладании богатством, стали вытеснять из политической жизни привилегии, вытекавшие из знатного происхождения. Безраздельному господству родовой патрицианской знати был нанесен сокрушительный удар. Так в Риме было создано новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев. Реформы Сервия Туллия несколько разрядили социальную обстановку в Риме. Включение плебеев наравне со старыми римскими гражданами в войско и в народное собрание отчасти устранило их политическое бесправие. Вместе с тем произошло сплочение патрициев с плебейской верхушкой, способствовавшее укреплению их власти в результате создания особой военной организации из состоятельных граждан и введения новых комиций, где главную роль играли самые богатые.
Борьба патрициев и плебеев В условиях республики плебейская беднота продолжала вести борьбу за право занимать участки на государственной земле и за запрещение долговой кабалы. Состоятельные плебеи, обогатившиеся за счет занятия ремеслом и торговлей, боролись за доступ в государственный аппарат. Борьба плебеев, то вспыхивая, то ослабевая, продолжалась до конца IV в. до н.э. Прибегая к своеобразным политическим забастовкам (выселение из Рима и отказ сражаться в римском войске), плебеи постепенно добились от патрициев ряда важных уступок. В 494 г. до н. э. им было дано право избирать для защиты своих интересов двух трибунов (выборы проводились на особых собраниях по трибам). Со временем трибутные комиции получили право издавать законы: сначала (с 471 г.) обязательные только для плебеев, а с 449 г. - для всей римской общины. Вели плебеи и борьбу за писаное право. Произведенная особой комиссией децемвиров («десять мужей») в 450 г. до н. э. запись действующих правовых обычаев имела большое значение не только для плебеев, но и для жизни всей римской общины. Писаные законы ограничили произвол патрициев в судах, упорядочили хозяйственные и правовые отношения в Риме. Будучи опубликованы на двенадцати бронзовых досках, они получили название Законов XII Таблиц. Вскоре (445 г. до н.э.) плебеи получили разрешение вступать в брак с патрициями (Законами ХII Таблиц такие браки были строго запрещены), что открыло им доступ в замкнутую патрицианскую среду. Начался процесс постепенного слияния богатых плебейских семей с патрицианскими. Это проявилось и в политической жизни: для плебеев постепенно становилось доступным замещение выборных государственных и жреческих должностей. Возможность занять консульскую должность появилась для них в 367 г. благодаря закону трибунов Лициния и Секстия. К концу IV в. плебеи получили право быть избранными на все высшие должности, что открывало им доступ в сенат. В ходе борьбы плебеи добились также права иметь небольшие участки на общественном поле (на основании того же закона Лициния и Секстия, в 367 г. до н. э.). Важным достижением плебеев было запрещение продажи в рабство за долги (по закону плебейского трибуна Петелия, в 326 г. до н. э.). Отныне должник отвечал перед кредитором только своим имуществом. Таковы важнейшие итоги борьбы плебеев.
Принципат Первый период в истории Римской империи получил свое название благодаря утвердившемуся у власти после гражданских войн Октавиану (27 г. до н. э.), который стал именовать себя принцепсом (первым сенатором, первым гражданином). Формально власть его основывалась на сосредоточении в одних руках несовместимых ранее магистратур: должностей консула, цензора, плебейского трибуна, что давало ему очень большую власть и право пожизненно управлять Римом и провинциями, руководить внешней и внутренней политикой, созывать сенат и комиции, председательствовать в них, предлагать законы и пересматривать списки сенаторов. Но главное - он занимал должнос-ти, дававшие ему высшую военную власть - империум, т. е. право высшего распоряжения и верховного командования войском. Постоянный носитель империума, он ввел в политическую жизнь титул императора как составную часть имени правителя в качестве символа постоянной связи с войском. Октавиан был избран также верховным жрецом - понтификом и, следовательно, являлся главой всего римского культа. Ему, наконец, было присвоено почетное звание «Август» - «священный». Реальной опорой Октавиана Августа была армия, которую принцепс всецело подчинил своей власти. Все легионеры ежегодно приносили ему присягу на верность. Вместе с тем он сократил вдвое количество легионов и удалил их из центра, разместив в пограничных императорских провинциях. Вблизи Рима была оставлена лишь особая императорская гвардия - преторианские когорты - преданный принцепсу привилегированный корпус. Другая особенность режима - проводимая Октавианом политика лавирования между различными сословиями класса рабовладельцев Рима и Италии, опора на самые разные слои общества, в том числе на старую римскую сенаторскую власть, и стремление скрыть, замаскировать монархическую, самодержавную суть своей власти. Подобной политики придерживались и большинство поел едующих римских императоров I-II вв. н. э. Опираясь на преторианскую гвардию либо на провинциальные легионы, они в то же время в большей или меньшей степени ладили с римской знатью, сенаторами, одновременно старались расширить свою социальную базу за счет рабовладельческой знати провинций, тем более, что многие из императоров сами происходили из провинциальной знати. Политика лавирования, в разной степени выраженная в годы правления большинства принцепсов I-II вв., маскировка единоличного характера власти, а также опора на войско были специфическими особенностями принципата. Случавшиеся отступления от нее, откровенно автократическая политика при Калигуле, Домициане, Коммоде и др., как правило, приводили к быстрому свержению императоров. Но в условиях принципата республиканские органы постепенно утрачивали свои функции, устранялись из политической жизни. Прежде всего, лишились своих прерогатив комиции. Законодательная власть от них перешла к сенату, постановления которого приобрели значение законов. В простую формальность уже при Октавиане превратились выборы магистратов в комициях, поскольку кандидатуры выдвигались только самим императором. После смерти Октавиана избирательные комиции вообще перестали собираться. Власть сената внешне была увеличена: он издавал законы, с 14 г. н. э. назначал и смещал магистратов, исполнял роль высшей судебной инстанции, формально назначал самого принцепса. Однако сенат, состоящий исключительно из сторонников принцепса из среды не только римской, но и провинциальной знати, в своих постановлениях послушно выражал волю императора. Прежняя магистратура также перестала играть сколько-нибудь значительную роль в политической жизни. Параллельно с падением значения выборных республиканских должностей складывался новый государственный аппарат, состоявший из должностных лиц, назначавшихся императором. При Октавиане это были префект города Рима, ведавший городской полицией, префект преторианской гвардии, префект Египта, превращенного в вотчину императора, прокураторы - управляющие провинциями и т. д. Появилась обширная императорская канцелярия, развитой налоговый аппарат из чиновников -сборщиков податей. Большую роль стал играть совет при императоре, состоявший из знатнейших сенаторов. В конце II - начале III в. совет императора, включавший в себя виднейших юристов и ставший официальным учреждением, играл особую роль в государстве. Еще большее развитие получила императорская бюрократия. Первое место среди чиновников занимал префект претория: он командовал войском, возглавлял чиновничий аппарат, суд. Со временем появился второй префект претория. Огромное значение приобрела императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами, с многочисленным штатом чиновников. Средоточием всех высших учреждений империи стал императорский двор. В конце периода принципата опора принцепсов на армию и военные круги принимала все более откровенный характер. Последних принцепсов династии Северов нередко называют «солдатскими императорами». Усилению единоличной власти принцепсов немало способствовали обожествление императора и официальный государственный императорский культ. Власть императоров настолько усилилась, что установилось правило: «что Угодно принцепсу - имеет силу закона». Со временем сложился и был закреплен политической традицией еще один принцип, характерный для монархической формы правления, - передача императорской власти по наследству. Правда, в Риме он получил своеобразную форму: власть переходила чаще не к сыновьям императоров, а к лицам, усыновленным ими. Непременным условием прихода каждого нового принцепса к власти продолжала оставаться поддержка легионов либо преторианской гвардии, что нередко приводило к узурпации власти ставленниками военщины. Так постепенно Римское государство, еще в конце I в. н. э. ставшее диктатурой рабовладельцев не только Рима и Италии, но и всего Средиземноморья, приобрело форму монархии. С конца II в. н. э. экономика Римской империи была охвачена жестоким кризисом. Недостаточный приток рабов и непроизводительность их труда побуждали землевладельцев сдавать земли колонам - крестьянам-арендаторам. На положение арендаторов постепенно переводились и рабы. Мелкий свободный производитель снова становится главным работником в хозяйстве. Но переход к колонату отнюдь не означал улучшения положения народных масс. Высокая арендная плата, задолженность и фактическое прикрепление к земле, а также все возраставшие налоги в государственную казну, которые платил колон как римский гражданин (ради увеличения количества налогоплательщиков император Каракалла в 212 г. особым эдиктом объявил римскими гражданами всех свободных жителей империи), делали положение колонов крайне тяжелым. Ухудшались условия жизни простых ремесленников, городских низов, рабочих рудников, рабов. Все это вело к усилению народных волнений, росту сепаратистского движения в провинциях. В первой половине III в. усилился натиск варварских племен на римские границы; вдобавок постоянно велись войны между многочисленными претендентами на императорскую власть. Знамением времени стали солдатские мятежи и участие солдат в социальных и сепаратистских движениях. Войска, состоявшие теперь из провинциалов, посаженных на землю и не получавших жалованья от государства, все больше выходили из подчинения центру. Пришедший к власти в 284 г. император Диоклетиан провел военную реформу. Увеличив на целую треть численность армии, он разделил все войска на пограничные, солдаты которых по-прежнему были прикреплены к своим округам и несли службу по охране границ, и мобильные, подвижные, предназначенные для карательных операций внутри страны. Мобильные части сопровождали императора в его поездках, находились на содержании императорской казны и, в отличие от пограничных, были надежной опорой власти императора. Значительному усовершенствованию подвергся полицейский аппарат. Управление всеми полицейскими силами было централизовано: оно перешло в ведение начальника императорской канцелярии, ставшего самым приближенным к императору лицом. Появились органы тайной полиции со специальными агентами для выполнения особых поручений. Карательные функции возложены были и на преторианскую гвардию. Вся общественная и политическая жизнь в стране протекала теперь под контролем военщины и полиции. Усовершенствовал Диоклетиан и налоговую систему. Был введен единый для всей империи натуральный поземельный налог. Сбор налогов осуществлялся с помощью органов полиции. Несколько позднее, в IV в. н. э., опорой власти императоров стала также могущественная христианская церковь, поскольку при Константине христианство было уравнено в правах с государственным языческим культом, а затем объявлено государственной религией.
Доминат Указанные выше меры позволили Диоклетиану настолько укрепить власть, что он перестал маскировать ее монархический характер, отказался от политики лавирования. Политический режим, сложившийся в годы правления Диоклетиана и его преемников, получил название домината (от лат. dominus - «господин», как стали называть императора). Он может быть охарактеризован как неприкрыто авторитарный, военно-бюрократический, поскольку императоры опирались не только на хорошо организованное войско, но и на разветвленный полицейско-чиновничий аппарат и христианскую церковь. В условиях такого режима совершенно исчезли старые республиканские учреждения. Власть императора-доминуса, воля которого ставилась выше законов, приобрела неограниченный характер. Римские граждане превращались в его подданных; особа доминуса обожествлялась. Это нашло отражение в пышном придворном церемониале, организованном по восточным образцам. Огромную роль играл государственный совет при императоре - консисториум, обсуждавший все вопросы законодательства и управления, внешней и внутренней политики, являвшийся высшей судебной инстанцией. Управление империей было строго централизованным и сосредоточивалось в нескольких ведомствах, важнейшими из которых являлись военное и финансовое. Во главе каждого ведомства стояли особые сановники, именуемые комитами (спутниками императора). Высшее положение среди них занимали главный секретарь, управляющий двором, начальник императорских служб; каждый имел свою канцелярию. Необычайно разросшийся штат чиновников получил свою организацию, были введены различные ранги. Для улучшения управления огромная держава была окончательно разделена на две половины - Западную и Восточную империи; со временем они превратились в отдельные государства со своими столицами. Во главе каждой стоял правитель с титулом августа; его помощником и соправителем был усыновленный им цезарь. Августы, именуемые братьями, и их сыновья-цезари составляли подобие единой императорской семьи. Каждая половина Римской империи делилась, в свою очередь, на две префектуры, а префектуры - на более мелкие административные единицы - диоцезы, провинции, округа. Во главе административных единиц были поставлены императорские чиновники. Основные принципы организации местного управления -строгая централизация и отделение военной власти от гражданской. В округах существовали и органы местного управления, сформированные из представителей местной знати (курии), но они были подчинены императорским чиновникам. Основные задачи всей этой разветвленной военно-полицейской и бюрократической системы заключались в сборе налогов, подавлении недовольства, борьбе с народными волнениями. В эпоху домината господствующая верхушка рабовладельцев Средиземноморья предприняла таким образом, еще одну попытку укрепления рабовладельческого строя и Римского рабовладельческого государства путем крайнего усиления власти императоров, опирающихся на армию, полицию, аппарат чиновничества и христианскую церковь. Принципат и доминат не являлись принципиально различными политическими режимами. Политический режим домината отличался от режима принципата лишь откровенной авторитарностью, отказом от политики лавирования, зато при нем была расширена социальная база власти и усилена идеологическая опора. Различия в форме правления при принципате и доминате сводились главным образом к тому, что, если в период принципата неограниченная власть императора маскировалась существованием республиканских учреждений, во времена домината эта маскировка была отброшена: все республиканские органы прекратили свое существование, даже сенат был лишен каких бы то ни было властных полномочий. Формой государственного устройства Рима после утраты им характера полиса продолжала оставаться держава (империя). Но в период принципата среди провинций, на которые подразделялась территория империи, различали сенатские провинции, правители которых формально назначались сенатом, и императорские провинции (пограничные), ими управляли непосредственные наместники императора. При доминате же все провинции стали императорскими. Однако, несмотря на все попытки усовершенствовать государство, внутри Римской рабовладельческой империи уже происходили процессы, которые неминуемо вели ее к гибели.
Периодизация римского права В своем развитии римское право прошло большой путь. Развивалось оно в неразрывной взаимосвязи с экономикой, обществом, самим римским государством. Целесообразно выделить следующие периоды: а) древнейший, доклассический (VI - III вв. до н.э.), когда римское право отличалось полисно-общинной замкнутостью, архаичностью, правовых институтов, было насыщено формализмом; б) классический (середина III в. до н. э. – конец III в. н.э.), в котором римское право достигает особенно высокого уровня в разработке основных юридических институтов, регулирующих отношения частной собственности; в) постклассический (IV – VI вв. н.э.), характеризующийся систематизацией римского права и постепенным его приспособлением к формирующимся феодальным порядкам. В основе предлагаемой периодизации - развитие хозяйства в Риме, Италии, римских провинциях; эволюция форм и степени эксплуатации раба, изменения в политической сфере. Следует оговорить, однако, что современные ученые, занимающиеся римским правом, дают различные названия и по-разному датируют эти периоды.
Источники римского права В древнейший период развития римского права первоначальным его источником (формой выражения правовых норм) являлись правовые обычаи, хранителями и толкователями которых были жрецы-понтифики. Различались обычаи предков - mores maiorum (пример - сложившийся в условиях патриархального родоплеменяого строя комплекс обычаев, ставивших женщину в зависимое от мужчины - отца, мужа, опекуна - положение), обычаи жрецов - commentarii pontificum (в частности, обычай карать религиозным проклятием патрона, предавшего интересы своего клиента), обычаи магистратов -commentarii magistratuum (один из них - правило, предписывавшее завершать судоговорение по делу в течение одного дня, до захода солнца); наконец, существовали обычаи, вытекавшие из практики людей, живших в обществе, - так называемая обычная практика - usus (примером может служить обычай, предлагавший самому истцу при отсутствии специальных секретарей обеспечить явку ответчика в суд). В течение долгого времени писаных законов в Риме почти не было. В условиях простоты хозяйственного строя и всей общественной и государственной жизни обходились применением права обычного, неписаного. В легенду о том, что уже Сервий Туллий издал 50 «царских законов», поверить трудно. Однако по мере развития общины, расширения ее территории и появления в Риме особого слоя общества - плебеев - обычного права становилось недостаточно - из-за его нечеткости, неопределенности, расширительного толкования судьями. Особое недовольство вызывало такое состояние права среди неполноправных плебеев, страдавших от произвола судей из патрициев. Борьба плебеев за запись обычного римского права привела к созданию особой «комиссии десяти» и имела конечным результатом запись действовавших правовых обычаев вместе с дополнениями и уточнениями, внесенными самими децемвирами, в 450 г. до н. э. Записанные на двенадцати бронзовых досках, они были выставлены на форуме и составили первые писаные законы - Законы XII Таблиц. Первоначальный текст их не сохранился. Он восстановлен лишь в результате большой реставраторской работы ученых нового времени, извлекших из произведений римских юристов, историков, ораторов содержащиеся в них ссылки и цитаты из текстов XII Таблиц. Впоследствии Законы ХII Таблиц были дополнены и изменены нормами других законов. В Римской республике они принимались народным собранием (центуриатными либо трибутными комициями) и назывались leges. Авторами законопроектов могли быть высшие магистраты - консулы, диктаторы, а также плебейские трибуны. Законопроект подвергался обсуждению в сенате и лишь после одобрения большинством сенаторов мог быть вынесен на голосование в комиции. Имя автора законопроекта обычно входило в название закона; часто присоединялось и определение, указывавшее на содержание закона (lex Poetelia, lex Sempronia agraria). В условиях принципата при переходе Рима от республики к империи, начиная с I в. н. э., законодательная деятельность комиций была постепенно прекращена, а законодательная власть у них изъята. Место законов заняли постановления сената- сенатусконсульты, роль которых в политической жизни Рима на время сильно возросла, поскольку списки сенаторов составлялись самим принцепсом и сенат в целом являлся проводником его воли. По мере усиления императорской власти в условиях позднего принципата и домината законодательные функции оказались сосредоточенными у императоров. Законами являлись конституции императоров согласно правилу: «Что угодно императору, то имеет силу закона». По содержанию и значению они подразделялись на эдикты (указы), рескрипты (распоряжения по отдельным делам), мандаты (инструкции императорским чиновникам), декреты (решения императора по спорным делам). Императорские конституции были законами на всем протяжении постклассического периода истории римского права. Эволюция понятия «закон» - прямое свидетельство параллельного и взаимосвязанного процесса развития государства и права. Уже в III в. до н.э. с развитием рабовладельческой экономики, товарно-денежных отношений, расширением территории Римского государства Законы ХП Таблиц и другие законы, принимаемые народным собранием, оказались недостаточными для того, чтобы регулировать ставшие более сложными имущественные отношения. В результате возник новый источник римского права, отвечавший нуждам времени, - эдикты (указы - edicta, от лат. dico - говорю) магистратов. Особое значение приобрели ежегодно издаваемые эдикты преторов, где излагались новые, продиктованные жизнью правила, которых преторы считали нужным придерживаться в судопроизводстве. Преторский эдикт, не отменяя устаревших правовых обычаев и законов, лишал их судебной защиты, превращал основанные на них права в «голое право». Со временем преторский эдикт приобрел определенную преемственность и стабильность, став в классический период основным источником римского права (edictum perpetuum, edictum tralaticum). Значительную роль в этом сыграл юрист Сальвий Юлиан (II в. н. э.), который по поручению императора Адриана собрал и пересмотрел материалы преторских эдиктов. С тех пор дополнять эти нормы мог только император, дальнейшее развитие преторского права прекратилось. Не менее значителен был эдикт особых преторов, избираемых специально для защиты имущественных интересов пере-гринов-чужестранцев, живших в Риме. Помимо преторов эдикты издавали и другие магистраты: курульные эдилы, квесторы, правители провинций. В классический и постклассический периоды важным источником права была правотворческая деятельность юристов. В Римской республике им принадлежала большая роль в разрешении судебных дел: в качестве знатоков права они давали гражданам юридические консультации, носившие первоначально неофициальный характер, поскольку исходили от частных лиц. Но при императорском дворе уже появился сановник, наделенный правом от имени императора давать разъяснения и рекомендации, обязательные для суда. В императорскую эпоху сведущие юристы не только занимались изучением и толкованием права, но обучали молодых юристов, создавали учебники римского права - институции. Огромную роль в развитии права играли знаменитые римские юристы Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин и Гай. Написанный Гаем в середине П в. н. э. учебник «Институции» пользовался особой известностью. В конце III в. в Византии начался процесс систематизации огромного количества правовых норм: были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана. А первой официальной кодификацией императорских конституций явился кодекс императора Феодосия (438 г.) Завершение систематизации римского частного права относится ко времени правления императора Юстиниана (в Восточной Римской империи). В 528 г. Юстиниан специальным указом назначил комиссию из десяти членов во главе с начальником императорской канцелярии Трибонианом. К 533 г. комиссией были составлены три части сборника, позднее названного «Сводом гражданского права». В его состав вошли «Институции Юстиниана» - элементарный курс римского права, «Дигесты» или «Пандекты» - сборник цитат и отрывков из произведений сорока самых авторитетных римских юристов, в том числе - Ульпианаи Павла, «Кодекс» - собрание конституций императоров, правивших до Юстиниана, и конституций, изданных им самим до 534 г. Все части Свода по указу Юстиниана получили силу закона. Дополнением к Своду явились «Новеллы» -сборник изданных после 534 г. конституций Юстиниана. В Своде Юстиниана уже отразился кризис рабовладельческих отношений, крайнее усиление власти римских императоров, господствующее положение христианской церкви/
Способы защиты прав На начальном этапе развития римского государства защита имущественных прав осуществлялась самим лицом, чьи интересы были нарушены. Государство еще не имело средств для защиты интересов и прав граждан. Однако уже Законы ХII Таблиц, хотя еще дозволяют убийство ночного вора, пойманного на месте преступления, ведут борьбу с самоуправством. Нельзя, например, срубить дерево, мешающее ведению хозяйства, но растущее на чужой земле, можно лишь предъявить к хозяину соседнего участка иск об устранении этого дерева (Т. VII, § 9 б). С укреплением и развитием государства его функции по разрешению имущественных споров расширяются. В условиях правового общества все более ограничивается самоуправство. Функция защиты имущественных интересов граждан, начиная с 367 г. до н. э., возлагается на помощника консула - претора. Другими должностными лицами, которые также рассматривали гражданские споры, были курульные эдилы, осуществлявшие надзор за рынком, а также наместники провинций. Исковая давность Лицо, чье частное право было нарушено, имело в своем распоряжении исковую защиту. От него самого зависело, воспользуется он этим правом или нет. Однако для устранения состояния неопределенности у возможного ответчика, что могло отрицательно сказаться на ведении хозяйства, был установлен известный максимальный срок (давностный срок), в течение которого управомоченное лицо могло требовать рассмотрения его иска. Сначала в классическом праве появилось нечто подобное тому, что теперь называют исковой давностью. Появились так называемые законные сроки предъявления исков: истечение законного срока само по себе, независимо от активности или бездействия управомоченного, прекращало право на иск. В V в. н. э. появилась и исковая давность, начало течения которой определялось моментом возникновения искового притязания. Срок этот был установлен в 30 лет.
Гражданский процесс Наиболее распространенными в римском суде были частноправовые, имущественные споры. Судебный процесс по этим делам прошел в своем развитии три важных ступени. Древнейшим был так называемый легисакционный процесс (лат. legis actio -действие по закону), отличавшийся активностью истца и ответчика и строгим формализмом: Он делился на две стадии: перед претором (in iure) и перед судьей (in iudicio). Истец сам вызывал ответчика к претору, сюда же доставлялись спорное имущество или его часть, символ. Обе стороны произносили ряд формул и производили условные действия, символизировавшие спор по поводу имущества. В заключ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.107 (0.018 с.) |