Государственный строй в период расцвета республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй в период расцвета республики



К концу IV в. до н. э. оформился государственный строй Римской рабовладельческой республики. Формально высшим органом власти здесь считались народные собрания - три вида комиций: куриатные, центуриатные и трибутные. В отличие от Афин, в Риме граждане голосовали не персонально, а группами - курия­ми, центуриями, трибами, каждая из которых имела один голос. Центуриатные комиций избирали высших должностных лиц - магистратов (начальников) и принимали либо отвергали зако­нопроекты, вносимые магистратами.

Трибутные комиций, организованные по трибам (каждая имела один голос), первоначально собирались только для выбо­ров плебейских трибунов, затем (с 471 г. до н. э.) получили также законодательные функции, а еще позднее стали избирать неко­торых других магистратов. Количество триб к середине III в. воз­росло до 35.

Древнейшие куриатные комиций утратили первоначальное значение; они собирались для решения вопросов семейного права (усыновление, утверждение завещаний). Здесь по традиции со­вершался также обряд наделения магистратов высшей властью.

Управление государством осуществляли выборные долж­ностные лица - магистраты. Должности в Риме делились на ор­динарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). Все ординарные должности замещались несколькими лицами, кото­рые формально несли ответственность перед комициями, а фак­тически были подконтрольны сенату. Избирались магистраты, как правило, на один год. Замещение магистратуры считалось не службой, а особой честью, магистратура в Риме была безвоз­мездной. Высшими магистратами являлись два консула, обла­давшие большой властью - империумом. Империум давал пра­во верховного командования войском (по распоряжению сена­та), право созывать народное собрание и сенат, издавать прика­зы и чинить суд над гражданами. Преторы (сначала 2, затем 8) были помощниками консулов, в частности замещали их во вре­мя отсутствия в Риме, командовали войском, но главное - осу­ществляли судопроизводство по гражданским делам: в их веде­нии находился разбор имущественных тяжб. Два цензора, из­бираемые сроком на полтора года (они избирались не чаще, чем один раз в пять лет), проводили перепись населения по трибам, распределяли граждан по центуриям в зависимости от размера имущества, пересматривали списки членов сената, осуществля­ли надзор за нравами. Консулы, преторы и цензоры избирались центуриатными комициями.

Особое положение занимали плебейские трибуны (сна­чала их было 2, впоследствии - 10), которым вменялась в обя­занность защита интересов плебеев. Они обладали правом на­лагать вето на постановления сената, комиций, акты магистра­тов. Избирали их в трибутных комициях. Трибутные же коми­ций избирали квесторов-казначеев и эдилов, ведавших отряда­ми городской стражи и порядком в городе. Важной экстраорди­нарной магистратурой была диктатура. Диктатор назначался консулом по предписанию сената или самим сенатом в особых случаях, когда внешний враг осаждал Рим, и наделялся беспре­дельной властью, правда, на ограниченный срок - до шести ме­сяцев.

Формально магистратом мог быть избран любой свободно­рожденный гражданин, но в действительности доступ к магистра­туре был открыт лишь знатным и богатым нобилям.

Большую роль в римской политической жизни имели так­же многочисленные жреческие коллегии. Важнейшие жречес­кие должности были выборными, состояли эти коллегии из но­билей.

Фактически главным органом в Римской республике был сенат из 300 самых знатных и богатых нобилей. Члены сената не избирались, ими становились лица, занимавшие высшие ма­гистратуры; места в сенате сохранялись за ними практически пожизненно. Лишь раз в пять лет цензоры пересматривали спис­ки сенаторов, исключая недостойных или включая в сенат са­мых заслуженных людей из знати. Формально данный орган был совещательным учреждением при магистратах и народном соб­рании, но на самом деле все государственные дела решались именно в соответствии с его мнением и волей. В ведении сената находились казна и государственное имущество, внешняя поли­тика и вооруженные силы, назначение военачальников и прави­телей завоеванных земель - провинций, вопросы внутренней безопасности, религиозного культа и многое другое. Сенат также готовил дела, выносившиеся затем в комиций: одобрял или отвергал законопроекты и кандидатуры магистратов, а в силу своего исключительного авторитета утверждал решения коми­ций.

На основании роли, которую играл сенат, оплот нобилите­та, можно охарактеризовать сложившийся в Риме политический режим как аристократический, а само римское государство как аристократическую республику. Политическое господство зем­левладельческой знати было обусловлено земледельческим ха­рактером экономики, хозяйственной отсталостью раннерабовладельческого Рима.

Римское войско в период расцвета республики представ­ляло собой крестьянско-рабовладельческую милицию, т. е. опол­чение свободных граждан. Служили в ней все имущие гражда­не, главным образом крестьяне Рима и Италии. Служба в легио­нах была почетным правом, привилегией полноправных рим­ских граждан. Неимущие пролетарии, не говоря уже о рабах, в армию не допускались. Военнообязанными считались граждане от 17 до 60 лет. Прохождение военной службы было непременным условием политической карьеры даже для нобилей. Вооруже­ние приобреталось на собственные средства. Служба в войске первоначально не оплачивалась. Лишь в начале IV в. до н. э. было введено небольшое воинское жалованье. Командовали армией консулы по поручению сената, иногда преторы.

Армия не была постоянной. По окончании похода воины-ополченцы распускались по домам. Тем не менее, римские ле­гионеры были хорошо обученными, стойкими, дисциплиниро­ванными. К тому же, пока войны велись в Италии, легионеры были заинтересованы в завоевании новых земель. Малоземель­ные крестьяне-воины надеялись на получение земельных участ­ков на завоеванной территории, куда выводились поселения рим­ских граждан.

Боеспособные, хорошо организованные легионы обеспе­чили Риму к 265 г. до н. э. завоевание и покорение всей Италии. Завоевывая племена и общины внутри Италии, Рим строил свои отношения с ними на основе союзных договоров. Результатом победы над Италией стало образование Римско-Италийского союза, который, однако, не был объединением равноправных союзников под римской гегемонией, а являлся, по существу, сис­темой принудительных союзов неравноправных городов и об­щин под властью Рима.

Правовое положение союзников определялось Римом. Са­мая привилегированная категория римских союзников, сохра­нив самоуправление во внутренних делах, получила еще и рим­ское гражданство. Другие (а таких было большинство) римско­го гражданства не получили и при сохранении внутреннего са­моуправления были лишены права проводить самостоятельную внешнюю политику, но в то же время как союзники Рима обязы­вались выставлять в римское войско свои контингенты. Третья категория общин, дольше других оказывавших сопротивление Риму, была лишена всех прав. Существовали в Италии и так на­зываемые колонии - поселения собственно римских граждан, включенные в римские трибы и являвшиеся как бы удаленными от Рима придатками его территории. Политика, основанная на принципе «разделяй и властвуй», позволила Риму господство­вать в Италии, эксплуатируя своих союзников и используя их человеческие ресурсы в качестве военной силы.

Римское государство по форме правления было респуб­ликой. Понятие «республика» (лат. res publica - общественное дело) впервые появилось в Древнем Риме. В V-I вв. до н.э. здесь существовала республиканская форма правления: все важней­шие должностные лица государства избирались. Несмотря на то, что Риму в течение этого периода удалось подчинить себе весь Апеннинский полуостров, политико-территориальная орга­низация государства ограничивалась территорией города Рима с прилегающими к нему сельскими районами; иначе говоря, Рим в период республики имел полисную форму государственного устройства. Политический режим Рима имел видимость рабо­владельческой демократии (все граждане могли пользоваться правом участвовать в народных собраниях, утверждавших зако­ны и избиравших магистратов), по существу же здесь был уста­новлен режим рабовладельческой аристократии, ибо решающую роль в системе органов римского государства играл оплот арис­тократии - сенат, и магистратами, как правило, могли быть только нобили.

Последующие захватнические войны Рима в Средиземно­морье (264-146 гг. до н. э.) привели к установлению римского господства на огромной территории. Рим-полис превратился в державу, в состав которой вошли помимо Италии Сицилия, Кор­сика и Сардиния, Галлия до Альп, Испания, Греция с Македони­ей, часть Малой Азии и земли разрушенного и повергнутого Кар­фагена в Африке. Заморские владения Рима назывались провин­циями. Провинции рассматривались как «поместья римского народа»: земли там были обращены в собственность римского государства, а население платило поземельный, подушный и по­доходный налоги. Сенат поручал управление завоеванной тер­риторией бывшим консулам и преторам. Роль карательного ап­парата выполняли приданные им легионы. Ввиду отсутствия специальных сборщиков налоги собирали богатые люди из всад­ников, бравшие у государства сбор налогов на откуп. Занятие это откупщики нередко совмещали с ростовщичеством. Провин­ции служили источником обогащения не только самого Римско­го государства, но и наместников-нобилей и их свиты, а также откупщиков-всадников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.37.250 (0.021 с.)