Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Владение. Понятие владения и его происхождение.

Поиск

Владением римские юристы называли фактическое обладание вещью («тело владения» - corpus possidendi), соединенное с отношением к ней как к своей собственной («душа владения» - animus possidendi).

Возникло владение из пользования участками на общин­ной, государственной земле (ager pubJicus). Основано оно было на ius occupationis (одно из основных правомочий римского граж­данина в сфере публичного права) и состояло в широком исполь­зовании земельного участка: лица, владевшие таким участком, возделывали его, засевали, собирали урожай, кормились сами плодами земли и кормили семью, излишки продавали на рынке. Эти действия крестьян-земледельцев и составили содержание владения: осуществлялось физическое, материальное воздействие человека на всю вещь целиком и в полном объеме.

 

Виды владения

В классическом римском праве различали владение законное и незаконное. Первое имелось у собственника вещи, который обладал правом владения как одним из основных при­сущих собственнику правомочий.

Незаконное владение существовало у несобственника. При этом различалось незаконное добросовестное владение и не­законное недобросовестное владение.

Добросовестным владение было в том случае, когда захва­тывалась без применения хитрости или насилия вещь брошен­ная (например, заброшенная, пустующая земля), никому не при­надлежавшая либо потерянная, причем пользование такой вещью происходило открыто, не тайно, а лицо, завладевшее ею, вооб­ще не знало и знать не могло, есть ли у нее хозяин, собственник. Такой владелец, считавшийся добросовестным, желая относить­ся к вещи как к своей, тем не менее не мог являться ее собствен­ником, поскольку право собственности не было передано ему правопредшественником. Однако незаконное добросовестное владение могло перерасти в право собственности по истечении определенного срока давности владения. Давностное владение землею по Законам XII Таблиц было определено в 2 года, прочи­ми вещами - в 1 год. Позднее эти сроки были значительно уве­личены. Институт добросовестного владения имел большое зна­чение в поземельных отношениях, когда можно было захватить и обрабатывать заброшенный пустующий участок.

Недобросовестным владельцем был вор либо лицо, утаив­шее найденную вещь. Такое незаконное и недобросовестное вла­дение в право собственности не превращалось ни при каких об­стоятельствах. За собственником в этом случае всегда, незави­симо от срока давности владения другого лица, сохранялось пра­во эвикции - истребования украденной либо утаенной вещи.

 

Установление и утрата владения

Устанавливалось владение фактическим захватом (occupatio) вещи согроге et animoодновременно (одного corpus или одного animus было недостаточно). Дру­гой способ приобретения владения - передача владения тради­цией (traditio). Утрачивалось владение с потерей воли владения (желания владеть вещью), самого имущества, а также при отка­зе от владения либо со смертью владельца.

 

Защита владения

В римском праве владение пользовалось самостоятельной зашитой, т. е. владелец мог сам непосредственно обратиться к претору за защитой своего владения. При этом не требовалось доказывать права на вещь, необходимо было лишь установить факт владения и факт его нарушения.

Защищалось владение не исками, а интердиктами (interdicta) - приказами претора, основанными на его власти. Это были распоряжения, приказы о немедленном прекращении дей­ствий, нарушивших владение.

Владельческие интердикты делились на три вида:

1) интердикты, направленные на удержание владения, - interdicta retinendae possessions;

2) интердикты о возвращении насильственно или тайно утраченного владения - interdicta recuperandae possessionis;

3) интердикты об установлении владения впервые - interdicta possessionis adipiscendae.

Добросовестный владелец, помимо интердиктов, имел еще специальное средство защиты - Публицианов иск (actio in rem Publiciana). Это был иск с допущением фикции, получивший оформление в I в. до н. э. Он давался добросовестному владель­цу, приобретшему вещь у несобственника, не подозревая о по­следнем обстоятельстве. Для защиты интересов такого владель­ца претор включал в формулу иска предписание судье - предпо­ложить, что истец уже провладел вещью давностный срок и, следовательно, приобрел на нее право собственности.

 

Держание

Держанием в римском праве именовалось фактическое обладание вещью, соединенное с отношением к ней как к чу­жой. Держатель вещи (например, ее арендатор либо лицо, кото­рому вещь была передана на хранение) не мог самостоятельно защищать свои интересы, самовольно обратиться в суд с истре­бованием вещи, почему-либо попавшей в другие руки. Защитить его интересы мог лишь собственник, в силу присущих ему пра­вомочий обладавший правом истребования (эвикции) своего не­правомерно захваченного либо украденного имущества.

 

Права на чужие вещи

Право на чужую вещь состояло в использовании чужой вещи в ограниченном, строго определенном отношении. Один из самых распространенных видов права на чужую вещь - сервитутное право (от лат. servitus - по­винность). Различали также такие права на чужие вещи, как су-перфиций, эмфитевзис и залоговое право.

 

Сервитуты и их виды

Сервитут представлял собой право пользования чужим имуществом, которое установлено для выгод какой-либо недвижимости или в пользу определенного ли­ца. Соответственно различались сервитуты предиальные (от лат. praedium- имущество недвижимое), которые в свою очередь под­разделялись на сельские и городские, и личные.

 

Предиальные сервитуты

Самая большая группа премиальных сервитутов - сельские. Они заключались в праве владельца земельного участка пользоваться участком соседа для прохо­да, для прогона скота (iter, via, actus), для проведения или черпа­ния воды (aquaeductus, fons), пастьбы скота или прогона на во­допой (servitus pascui, servitus pecoris ad aquam appulsus) и др.

В условиях крестьянского малоземелья такие отношения сложились между соседями в глубокой древности и позднее не зависели от воли хозяев участков, их взаимоотношений, т. е. были связаны с самими участками, являлись вечными (не имели огра­ничения во времени), неделимыми и безвозмездными. Собствен­ник обремененного сервитутом участка земли («служащей» вещи) не мог мешать осуществлению сервитута, а собственник участка, обладавшего сервитутом («господствующей» вещи), должен был пользоваться им бережно, не причиняя неудобства хозяину служащего участка.

Сельские сервитуты относились к res mancipi. Совершен­но аналогичными были городские сервитуты, состоявшие в пра­ве владельца дома использовать стену соседнего строения в ка­честве опоры для своей постройки, соседний вышележащий участок - для проведения водопровода, нижележащий - для прокладки канализационных труб (servitus oneris ferendi, aquaeductus, cloaca) и т. п.

 

Личные сервитуты

Существовали также сервитуты личные, которые предоставляли конкретному лицу право безвозмездного пользования чужим имуществом. В отличие от предиальных сервитутов личные предоставлялись для пользы определенного лица и были, как правило, пожизненными. Таким образом, личные сервитуты отличались от предиальных по субъекту права: личный сервитут принадлежал определенному липу персонально; предиальный же сервитут принадлежал лицу как соб­ственнику определенного земельного участка, определенной вещи.

Римскому праву были известны четыре личных сервиту­та: узуфрукт, узус, право проживания в чужом доме, право пользо­вания чужими рабами и животными.

Наиболее широкий по правомочиям - узуфрукт (ususfructus) - право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целости субстанции вещи. Предмет узуфрукта, как правило, - земельный участок, поле, сад, огород. Узуфрук­туарий - лицо, обладавшее узуфруктом, - мог пользоваться пе­реданными ему вещами, получая плоды в собственность и рас­поряжаясь ими, - по мере их получения, «отрыва от плодонося­щей вещи», по своему усмотрению. Не мог он только изменять сущность самого имущества, переданного ему (например, пре­вратить сад в пашню или огород).

Узус (usus) был личным сервитутом более ограниченного объема: узуарий мог пользоваться самой вещью, естественно, без изменения ее субстанции, и ее плодами - только для личного употребления, без права распоряжаться ими более широко.

Habitatio понималось как право пожизненного прожива­ния в чужом доме или в его части.

Пожизненное право пользования чужими рабами или животными называлось operae servorum et animalium. Оба по­следних сервитута могли передаваться по наследству и были от­чуждаемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.244 (0.009 с.)