Лекции 7,8,9. Права на вещи (вещное право) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции 7,8,9. Права на вещи (вещное право)



Понятие вещного права. Различие между вещ­ным и обязательственным правом. Классифи­кация вещей. Виды вещных прав. Право соб­ственности. Происхождение права собствен­ности. Понятие и содержание права собствен- 55 ности. Виды собственности. Ограничение пра­ва собственности. Приобретение права соб­ственности. Утрата права собственности. Защита права собственности. Владение. Поня­тие владения и его происхождение. Виды вла­дения. Установление и утрата владения. Защи­та владения. Держание. Права на чужие вещи. Сервитуты и их виды. Предиальные сервитуты. Личные сервитуты. Установление и пре­кращение сервитутов. Защита сервитутов. Эмфитевзис. Суперфиций. Залоговое право

 

Понятие вещного права. Различие между вещным и обязательственным правом.

Римские юристы не оставили точного определения вещного права. Но они уже различали вещные иски - actiones in rem и иски личные - actiones in personam: в этом различии и было заложено представление о праве вещном и обязательственном. Под вещным правом понималась совокупность правовых норм, которые регулировали отно­шения людей к имуществу, вещи (res), - короче, отношения лица к вещи, к вещам. Под обязательственным правом подразу­мевались отношения между людьми, лицами (кредитором и должником) по поводу передачи вещей.

Таким образом, различие между вещным и обязательствен­ным правом состояло прежде всего в объекте правового регули­рования. Объектом вещного права являлась «вещь», имущество; объектом обязательственного права- действие должника или кре­дитора, результатом которого могло быть предоставление вещи.

 

Классификация вещей

Важнейшим объектом частноправовых отношений было имущество, которое в римском праве называлось словом res - «вещь». Это были вещи в привычном нам понимании как осязаемая, пространственно ограниченная часть живой или неживой природы - вещи «телесные» (res corporales). Но под вещью римские юристы понимали иногда и нечто неосязаемое - «бестелесную» вещь (res incorporates), на­пример: право требования долга, право на наследство и т. п.

Помимо того, римские юристы делили вещи: на движи­мые, которые можно переместить в пространстве без измене­ния их сущности (орудия труда, рабы, скот, утварь, одежда) и недвижимые (земля, строения, лес или урожай на корню); прос­тые (бревно, доска) и сложные (дом, забор); находившиеся в обороте и изъятые из оборота (государственные постройки, хра­мы, дороги, проточная вода и пр.); делимые (земельные участ­ки, сырье) и неделимые, разделить которые было невозможно (статуя, раб); определяемые родовыми признаками, ценность которых определялась мерой, весом, числом (деньги, зерно, мас­ло, вино), и индивидуально-определенные (конкретные раб, вол, статуя); главные (сама вещь) и побочные (части вещи, ее принадлежности, плоды); потребляемые (продукты питания, деньги) и непотребляемые (золото, серебро в слитках, драго­ценные камни). Примерно такая же классификация вещей су­ществует и в современном гражданском праве.

Но в древнейшем римском праве очень важным было и специфическое, своеобразное деление вещей на вещи манципируемые (res mancipi), отчуждаемые посредством обряда ман-ципации (земля, постройки, рабы, тягловый скот, земельные сер­витуты), и неманципируемые (res пес mancipi), отчуждаемые без манципации (все прочие виды имущества). Обряд манципации (буквально «захват рукой») состоял в передаче имущества или его символа в присутствии пяти свидетелей и особого «дер­жателя весов»; при этом произносились строго определенные формулы и совершались специальные жесты: приобретатель ка­сался чаши весов куском меди, что символизировало взвешива­ние денег, и налагал руку на приобретаемое имущество. По-ви­димому, все это действо являлось пережитком контроля общи­ны, соседей-общинников за отчуждением жизненно важных для крестьянина средств производства. С развитием товарно-денеж­ных отношений обряд манципации оказался неудобным, и к нему стали прибегать все реже.

Наконец, вещи в римском праве делились на вещи «бо­жественного права» (res divini iuris) и вещи «человеческого права» (res humani iuris). К первым относились вещи «священ­ные» (res sacrae) - храмы, жертвенники, статуи богов, город­ские стены и «религиозные» (res religiosae) - места погребе­ния. Они не входили в чье-либо имущество и находились в кол­лективной собственности религиозных общин. Вещи «челове­ческого права», в свою очередь, делились на публичные, при­надлежащие совокупности людей (res publicae), - обществен­ные здания, укрепления - и частные, принадлежащие отдель­ным лицам (res privatae) - любое другое имущество.

 

Виды вещных прав.

В имущественных отношениях римляне различали право собственности, владение, держание и права на чужие вещи. Раньше всего оформилось владение, затем право собственности и соответственно - права на чужие вещи и держание. Основным институтом вещного права было право собственности.

Право собственности. Происхождение права собственности

Частная собственность на движимое имущество утвердилась издавна. Но право собственности на недвижимые вещи землю, постройки - стало возможным лишь с разложением общины и превращением земли в товар. В Риме же при длительном сохранении фонда общин­ных, государственных земель (ager publicus) такое отношение к земле как к собственности, особенно к земле пахотной, паст­бищной, развивалось особенно замедленно. Однако уже Законы ХII Таблиц (450 г. до н. э.) знают частную собственность на зем­лю, первоначально - на приусадебный участок (heredium). У плебеев же, по всей видимости, частная собственность на ту зем­лю, которая была им оставлена завоевателями-римлянами, су­ществовала и ранее V в. до н. э.

Особенность частной собственности на землю в Риме сос­тояла в том, что она долгое время была семейной, фамильной собственностью. Одновременно существовала и общинная, го­сударственная собственность на землю (ager publicus), огром­ный фонд завоеванных земель, где граждане занимали участки для обработки на основе присущего им «права оккупации» (ius occupations) и имели их в пользовании и владении; лишь со вре­менем участки эти перешли в частную собственность.

Термин, которым обозначалась собственность в Риме, -dominium ex hire Quiritium (собственность по праву квиритов). В I в. до н. э. появился другой термин для обозначения собствен­ности - proprietas.

 

Понятие и содержание права собственности

Право собственности понималось римскими юристами как полное, наиболее абсолютное господство лица над вещью. В соответствии снаиболее распростра­ненными представлениями правомочия собственника слагались из прав: владения вещью (непосред­ственного обладания ею); пользования ею, извлечения пло­дов натуральных или денежных (доходов); распоряжения ею (вплоть до права уничтожения вещи), а также истребования вещи в случае захвата ее другим лицом.

Виды собственности

В классическом римском праве юристы различали четыре вида собственности. Первоначально римское право защищало только право собственности граждан квиритов, поэтому древнейшим видом собственности в Риме яв­лялась квиритская собственность, т. е. приобретенная на осно­ве норм квиритского права. Это была собственность на наибо­лее значимые, манципируемые вещи.

Приобретение имущества в квиритскую собственность обязательно сопровождалось формальностями, выполнением особых обрядов (манципацией либо проведением мнимого су­дебного процесса, в ходе которого вещь как бы присуждалась претором), вмешательством представителей государственных властей (при разделе наследства - судьей, военной добычи -квестором, завоеванной земли - членами особой коллегии). Лишь в отдельных случаях такая собственность приобреталась без формальностей, например, на основе приобретательной дав­ности. Неманципиуемые вещи переходили в собственность пу­тем обычной передачи - традиции (traditio), но квиритской та­кая собственность не называлась: говорили просто об имуществе (bonum - «добро»).

С развитием товарно-денежных отношений в Риме появи­лась преторская, или бонитарная собственность, т. е. собствен­ность на те же важные виды имущества, но приобретенного в нарушение норм квиритского права (например, земля, куплен­ная без манципации) и находившегося под защитой претора, поскольку приобреталось оно на основе принципа «доброй со­вести» (bona fides). Собственность на недвижимое имущество перегринов, неграждан, но богатых «деловых» людей, появив­шихся в Риме в большом количестве в тот же период (начиная особенно с Ш в. до н. э.), которые получили от римского госу­дарства защитника и судью в лице специального претора, соста­вила особый вид собственности - перегринскую. В провинци­ях Рима, наконец, сложилась провинциальная собственность -собственность римских граждан на землю в провинциях, кото­рая принадлежала римскому государству и входила в фонд ager publicus. От квиритской и преторской этот вид собственности отличался тем, что с нее взимался налог в государственную каз­ну (stipendium или tributum).

Если вещь принадлежала не одному собственнику, а несколь­ким одновременно, говорили о сособственности (condominium). Каждому сособственнику принадлежала не доля вещи, а доля права на вещь. В связи с этим сособственники имели право сов­местного владения и пользования вещью. Доходы от эксплуата­ции вещи присваивались пропорционально доле участия сособственников. Управление вещью производилось только с общего согласия всех сособственников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.01 с.)