Экономический механизм возникновения кризисного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический механизм возникновения кризисного



Состояния предприятия

Основные понятия:

SWOT - анализ экономического механизма.

Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы.

Раннее обнаружение “слабых” сигналов о возникновении кризисного состояния.

“Сканирование” внешней и внутренней среды фирмы.

Интердепенденция (интердепенден) экономических явлений.

Одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения кризиса.

Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т.е. ответа на вопрос “Что делать?”. На всех других этапах руководство должно быть сосредоточено на своевременном “улавливании” сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения фирмы.

Для этого необходимо иметь систему, позволяющую проводить количественный и качественный анализ “сигналов” об угрозе приближения кризисного состояния. За рубежом для этой цели используется так называемый SWOT - анализ.

Цель анализа - выявление совокупного влияния на конкурентный статус фирмы ее сильных и слабых сторон по отношению к внешней среде, широты возможностей фирмы для выполнения миссии, степени и характера угроз выполнению миссии фирмы.

Под экономическим механизмом возникновения кризиса следует понимать цепь последовательных взаимосвязанных явлений, под влиянием которых начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимосвязанных экономических явлений (эффект “падающего домино”), в конце которого наступает завершающее явление - кризисное состояние.

Графически действие этого механизма может быть представлено:

 

Субъекты инициирующие исходные явления Факторы роста фирмы Исходные явления Процесс Завершающее явление

возможности — — — _

Агенты

внешней

среды угрозы + + + + Кризисное

 

 

состояние

Агенты сила — — — —

внутрен-

ней среды

слабость + + + +

 

— - экономические явления, способствующие возникновению

кризиса за счет ослабления соответствующего фактора;

+ - экономические явления, способствующие возникновению

кризиса за счет усиления соответствующего фактора.

 

Диаметр признака характеризует интенсивность воздействия экономического явления на результат.

Сложность анализа состоит во взаимной зависимости (интердепенденции) промежуточных экономических явлений, принадлежащих не только цепочке исходного явления, но и цепочкам других исходных явлений. (рис. 2)

 

1 1.1 1.2... 1m-1 1m

2 2.1 2.2... 2n-1 2n

               
 
       
 
 


3 3.1 3.2... 3l-1 3l

 

Рис. 2 Интердепенденция экономических явлений

Целью антикризисного управления является разработка мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризису.

В экономическом механизме возникновения кризисных ситуаций важное значение имеет обеспечение необходимого сочетания стратегии и тактики.

Реально воплотить такой подход к предотвращению кризисных явлений возможно только лишь при условии постоянного наблюдения за факторами состояния фирмы и “сетями”, характеризующими “каналы” связи между исходными и завершающими экономическими явлениями в механизме возникновения кризисного состояния.

Задачей подобного наблюдения является определение нахождения наиболее характерных “точек”, т.е. значений тех или иных показателей, количественно отражающих определенный сигнал о состоянии фирмы, ее конкурентном статусе в каждый данный момент времени. Эти точки могут быть показателями из бухгалтерского учета, оперативного учета производственных затрат, аналитических обзоров и др.

Ранее обнаружение кризисного состояния возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды фирмы.

Одними из основных показателей, характеризующих состояние фирмы являются КПФ - конкурентное преимущество фирмы и КСФ - конкурентный статус фирмы. Поддержание высокого уровня КПФ является главной задачей антикризисного управления. Конкурентное преимущество фирмы характеризуется повышенным спросом (по отношению к другим фирмам) на продукцию. КПФ - означает такое состояние, при котором все ресурсы используются настолько эффективно, что она оказывается более прибыльной, чем ведущие ее конкуренты. Ее продукция конкурентоспособна и используется постоянным спросом.

При этом у фирмы стабильное финансовое положение, при котором потребности в финансовых ресурсах для текущего и стратегического развития удовлетворяются за счет собственных средств.

Такое положение не может продолжаться вечно. КПФ, имеет определенный жизненный цикл (ЖЗ), т.к. всякая система обладает предельными возможностями, ограничивающими ее дальнейшее существование в первоначальном виде. Задача антикризисного управления - определить начало момента коренных преобразований:

диверсификация производства, перевод капитала в др. фирму, изменение организационно- правового статуса, ликвидация.

Продолжительность ЖЦ КПФ для разных стран и фирм различна. Однако характер кривой для всех фирм будет одинаковым. Такой цикл называется традиционным.

 
 


КПФ

 

 
 


t0 t1 t2 t3 t4 t5 t (время)

зарождение ускорение роста замедление зрелость спад

Рис. 3 Схема ЖЦ КПФ фирмы

 

ЖЦ КПФ состоит из 5 этапов: 1. зарождение КПФ; 2. ускорение роста КПФ; 3. замедление роста КПФ; 4. зрелость КПФ; 5. спад (утрата) КПФ.

На каждом этапе имеются факторы, способствующие развитию кризисного состояния фирмы. К наиболее значимым факторам, проявляющихся в слабых сигналах о возникновении изменения состояния фирмы относятся следующие:

Этап: Зарождение КПФ

На этом этапе важное значение имеют внешние факторы:

деятельность государственных структур (налоговая, кредитно-финансовая политика, таможенные льготы и др.);

наличие и развитие родственных и поддерживающих отраслей. Должны поддерживать зарождающуюся фирму. Если нет, то она будет сворачивать производство, не достигнув КПФ;

кроме того, значительную роль играют внутренние факторы:

выбор миссии фирмы;

стабильность спроса.

Этап: Ускорение роста КПФ

Основными являются внешние факторы:

параметры спроса;

деятельность государственных структур;

параметры родственных и поддерживающих отраслей;

параметры факторов производства (наличие производственных ресурсов, их качеств).

Этап: Замедление роста КПФ

Наибольшее значение имеют внутренние факторы:

степень “омертвления” капитала (оборачиваемость капитала, затоваривание);

потеря гибкости в управлении фирмы;

средства технического оснащения;

прогрессивность применяемых технологий по производству товаров (услуг).

Этап: Зрелость КПФ

На этом этапе усиливается влияние внутренних факторов, к которым относятся: высокая степень “омертвления” оборотного капитала, старение управленческого персонала и потеря гибкости; старение основного капитала, неадекватный маркетинг, неадекватные издержки и др.

Этап: Спад КПФ

Спад КПФ наступает за счет агрессивной политики соперничающих фирм, а также за счет усиливающегося старения ресурсов фирмы (кадровые, материальные, информационные, организационные), высокая доля заемного капитала.

Таким образом, в развитии фирмы при любых обстоятельствах наступает резкий перелом, именуемый кризисом. Важно своевременно обнаружить начальное экономическое явление, сигнализирующее о том, что появились признаки изменения существующего состояния фирмы. Важнейшим признаком стратегического антикризисного управления является наличие постоянного сигнала о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы. Установить все варианты сигналов для различных фирм невозможно. Однако наиболее существенные источники и характер сигналов могут быть определены.

Другим не менее важным аспектом раннего обнаружения слабых сигналов о приближении кризисного состояния является количественная оценка интенсивности сигналов, реальная возможность измерения этой интенсивности на основе доступной информации, выделения из “фоновых шумов” истинного сигнала.

Для этой цели существует система сканирования внешней и внутренней среды.

“Сканирование” (поле зрения) - непрерывное упорядоченное, поэлементное просматривание пространства или объекта. Просматривать должны внешнюю и внутреннюю среду группа экспертов - специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа.

Экономический механизм возникновения кризисного состояния фирмы познается через постоянное наблюдение по соответствующим параметрам. Практика показывает, что наблюдение должно быть организовано не менее, чем за 50 параметрами внешней и внутренней среды функционирования фирмы.

Совокупность сигналов о возникновении кризисного состояния фирм обычно превышает 2000.

“Сканирование” должно осуществляться по следующим направлениям:

Составление перечня параметров внешней и внутренней среды.

Количественная и качественная оценка внешних сигналов о состоянии и динамике экономической, научно-технической, экологической, демографической и правовой конъюнктуры в национальной экономике.

Количественная и качественная оценка внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы и достигнутом КПФ на отечественном и мировом рынках.

Определение периодичности наблюдения за установленными параметрами состояния внешней и внутренней среды фирмы.

Проведение анализа возможных последствий выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисные явления.

Определение “контрольных точек” в цепочках экономических явлений и порядка наблюдения за ними.

Проведение внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа с точки зрения их влияния на возможность выполнения первоначальной миссии фирмы.

Выработка антикризисных управленческих решений на основе результатов наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.

Контрольные вопросы

Как определяется эффективность производства?

В чем отличие эффективного и антикризисного управления?

Какие типы развития производства могут быть?

Как выбрать оптимальный вариант развития производства?

Назовите основные факторы, влияющие на эффективность предприятия?

Каковы признаки неплатежеспособности предприятия?

Что такое неплатежеспособность предприятия и каковы критерии ее определения?

Что такое несостоятельность (банкротства) предприятия?

Что такое баланс предприятия и какова его структура?

Назовите основные источники капитала?

Как определяется величина собственного оборотного капитала?

Как влияет выручка предприятия на его платежи по обязательствам?

Что относится и внутренним резервам предприятия?

В чем состоит процесс планирования денежных потоков?

Перечислите основные типы кризисов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.047 с.)