Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.



Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.

Понятие кризиса можно трактовать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае «кризис» есть смена повышательной тенденции понижательной (интерпретация Джона М. Кейнса). Во втором кризис – это обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся по источникам возникновения:

1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

2) субъективные, отражающие ошибки в управлении;

3) природные, (явления погоды, землетрясения и др.).

Кризисы классифицируют:

По воздействующим факторам:

1)внешние, связанные с тенденциями макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране и мире,

2) внутренние, обусловленные внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой, ошибками в реализации стратегий маркетинга, производства, финансов.

По степени охвата: 1) общие; 2) локальные.

По структуре отношений в социально-экономической системе: экономические, социальные, организационные, психологические, технологические.

По возможности предвидения:

1) предсказуемые (закономерные), например, циклический кризис;

2) неожиданные (случайные), например, техногенная авария.

По степени проявления: 1) явные, 2) латентные (скрытые).

По категориям опасности: 1) глубокие, 2) легкие.

По продолжительности: 1) затяжные, 2) кратковременные.

Природа возникновения кризисов

Любая социально-экономическая система: общественный институт, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование можно рассматривать как текущее поддержание жизнедеятельности, со­хранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке.

Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

Кризис, с его многообразием неудовлетворенных потребностей и изменчивых ситуаций, предоставляет предпринимателю лучшие шансы, чем застой. Можно начать на стабильном рынке с миллионным капиталом и обанкротиться, а можно открыться в кризис и победить, все зависит от уровня компетенции предпринимателя и уровня проработки плана создания, развития или антикризисного управления организацией.

В жизненном цикле организации отчетливо выделяются пять этапов:

I. Предпринимательский – период становления организации, осознания своих целей, (цели двусмысленны, высокий творческий подъем).

II. Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура).

III. Этап формализации деятельности – период стабилизации роста (стабилизация структуры, акцент на эффективность).

IV. Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (децентрализация, диверсифицирование рынков).

V. Этап спада – период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).

Кризис организации (предприятия) вызывается несоответствием его достигнутых результатов финансово-хозяйственной деятельности параметрам окружающей среды. Это несоответствие может быть обусловлено ошибочной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабой адаптацией к требованиям рынка.

Различают четыре фазы организационного кризиса:

Первая - снижение рентабельности и объемов прибыли. Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития.

Вторая - убыточность производства. Следствием чего служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза).

Третья - истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные (тактические) меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

Четвертая - неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

Потребность и необходимость в антикризисном управлении

Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы - это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при воздействии на них. Неуправляемые - когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам.

Антикризисное управление как таковое предполагает, что некая социально-экономическая система находится в состоянии кризиса и нуждается в «исправлении ошибок», которые и породили этот кризис. Однако четких критериев обоснованности введения антикризисных мер нет и в каждом конкретном случае (будь то социальный, экономический, политический или иной кризис) необходимость введения антикризисного управления определяется достижением «красных» контрольных показателей системы (уровень рентабельности, безработицы, порог заболеваемости, степень разрушение при стихийных бедствиях, и т.д.).

Важным элементом системы антикризисного управления являются его функции – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса.

Можно выделить шесть функций: предкризисное управление; управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Важнейшей чертой антикризисного менеджмента является интеграция неформального и формального управления.

Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждение кризиса, подготовка к его появлению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизацие ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов; рассчитанный риск; последовательный вывод из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.

Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии.

Понятие кризиса можно трактовать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае «кризис» есть смена повышательной тенденции понижательной (интерпретация Джона М. Кейнса). Во втором кризис – это обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся по источникам возникновения:

1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;

2) субъективные, отражающие ошибки в управлении;

3) природные, (явления погоды, землетрясения и др.).

Кризисы классифицируют:

По воздействующим факторам:

1)внешние, связанные с тенденциями макроэкономического развития, конкуренцией, политической ситуацией в стране и мире,

2) внутренние, обусловленные внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой, ошибками в реализации стратегий маркетинга, производства, финансов.

По степени охвата: 1) общие; 2) локальные.

По структуре отношений в социально-экономической системе: экономические, социальные, организационные, психологические, технологические.

По возможности предвидения:

1) предсказуемые (закономерные), например, циклический кризис;

2) неожиданные (случайные), например, техногенная авария.

По степени проявления: 1) явные, 2) латентные (скрытые).

По категориям опасности: 1) глубокие, 2) легкие.

По продолжительности: 1) затяжные, 2) кратковременные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.011 с.)