Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документы, формируемые конкурсным управляющим↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе конкурсного производства управляющий создает следующие документы, официально оформляющие его деятельность: Календарный план работы конкурсного управляющей. Приказ об отстранении от выполнения функции по управлению и распоряжению имуществом должника генерального директора, главного бухгалтера и иных органов управления должника. (ст. 98) Приказ о прекращении полномочий собственника имущества предприятия-должника. (ст. 98) Акты о сдаче-приемке бухгалтерской и иной документации, печати, штампов, материальных и иных ценностей. (п. 2 ст. 101) Публикация о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ». (ст. 100) Уведомления кредиторам о последствиях признания должника банкротом и открытия конкурсного производства. Уведомления банку, судебному приставу и другим органам о снятии ранее принятых к должнику мер по обеспечению требований кредиторов. (ст. 98) Приказ о проведении инвентаризации и оценки имущества и принятии имущества должника в свое ведение. (п. 3 ст. 101) Договоры подряда о привлечении бухгалтеров, аудиторов, оценщиков юристов и иных необходимых специалистов в целях обеспечения правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, бухгалтерского, финансового и статистического учета и отчетности. (ст. 102) Уведомление работников должника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией предприятия в соответствии с законодательством РФ о труде. Приказ о выборе и использовании в ходе конкурсного производства только одного счета должника в банке(основного счета). Уведомление банку о закрытии других счетов должника, кроме основного. Возражение по предъявленному требованию кредитора. Запросы в арбитражный суд, регистрационную палату, налоговую инспекцию, банки, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Требование к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, о ее взыскании. Отчет об использовании денежных средств должника. Отчет о своей деятельности, информация о финансовом состоянии должника и его имуществе и ходе конкурсного производства. Справка об анализе финансового состояния должника, финансово-хозяйственной деятельности, положения на товарных рынках, имущества, счетов, юридического анализа договоров, сделок, решений должника. Реестр требований кредиторов. Реестр дебиторов должника. Жалоба на принятые арбитражным судом определения, затрагивающие интересы участвующих в деле о банкротстве лиц. Отказ от исполнения договоров должника. Заявление о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником. Требование к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Письмо в комитет (собрание) кредиторов (арбитражный суд) с просьбой о назначении заместителя конкурсного управляющего, нескольких конкурсных управляющих. (ст. 81) Запрос о получении информации и документов, касающихся деятельности должника. (п. 2 ст. 71) Предложение собранию (комитету) кредиторов о порядке и сроках продажи имущества должника. (ст. 112) Уведомление собственника изъятого из оборота имущества. (п. 1 ст. 104) Объявление о продаже предприятия на открытых торгах в официальном издании Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. (п. 4 ст. 86) Договор купли-продажи имущества или части имущества должника, заключенный без проведения торгов. (ст. 86, п. 4, 5 ст. 112) Договор со специализированной организацией о проведении торгов по продаже предприятия (бизнеса) должника. (п. 4 ст. 87) Протокол собрания кредиторов (заседания комитета кредиторов). (п. 5 ст. 83) Ходатайство арбитражному суду о продлении или сокращении срока конкурсного управления. (п. 5 ст. 68) Предложение кредитору о заключении мирового соглашения. Заявление в арбитражный суд об утверждении мирового соглашения. Отчет конкурсного управляющего собранию кредиторов и арбитражному суду о конкурсном производстве. (ст. 80) Письмо о передаче на хранение документа должника, подлежащей обязательному хранению. (п. 3 ст. 101) Заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц о завершении конкурсного производства и исключении должника из единого государственного реестра юридических лиц (с определением арбитражного суда). (п. 4 ст. 119)
План ликвидации предприятия - должника План ликвидации предприятия-должника включает: Полное наименование, юридический адрес и номера счетов организации-должника. Сведения о структуре и размерах активов, о размере и структуре уставного капитала. Сведения о финансовом состоянии предприятия, размере и структуре его долга. Перечень мероприятий по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отключению требований кредиторов, опротестованию сделок, ущемляющих интересы кредиторов. Перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность. Перечень иного имущества предприятия, не подлежащего продаже, и направлений его использования. Требования по разделению имущества ликвидируемого предприятия на лоты для продажи. Способ (способы) продажи имущества ликвидируемого предприятия. Перечень условий, на которых осуществляется продажа имущества. Перечень мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий ликвидации предприятия. Порядок осуществления расчетов с кредиторами и распределения денежных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов. С приложением бухгалтерского баланса и списка кредиторов с указанием сумм.
Контрольные вопросы Что необходимо сделать временному управляющему сразу же после оглашения судом определения о его назначении для обеспечения подтверждения своего права начать работу на предприятии-должнике? Какие законные основания существуют для снятия руководителя организации-должника со своей должности при введении процедуры наблюдения? Что должен предпринять временный управляющий для обеспечения сохранности имущества предприятия-должника в краткосрочном и долгосрочном аспектах? Каким образом временному управляющему целесообразнее организовать издание распоряжений по предприятию-должнику, если руководство последнего продолжает функционировать параллельно с временным управляющим? Какие данные необходимы временному управляющему для проведения первого собрания кредиторов? Кто участвует и обладает правом голоса на первом собрании кредиторов? Принятием какого решения может завершиться первое собрание кредиторов, как оно должно быть оформлено и какие действия предпринимает временный управляющий в каждом конкретном случае? Каков порядок введения внешнего управления? Для чего вводится мораторий при внешнем управлении? Перечислите основные документы, формируемые внешним управляющим? Что входит в понятие «конкурсная масса»? Какова последовательность действий внешнего управляющего? Перечислите основные функции конкурсного управляющего? Какие разделы включает план ликвидации предприятия? приложение 1
Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 № 31-р
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И УСТАНОВЛЕНИЮ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БАЛАНСА
Основной целью проведения предварительного анализа финансового состояния предприятия является обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным в соответствии с системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Источники информации: форма № 1 “Баланс предприятия”; форма № 2 “Отчет о финансовых результатах и их использовании”; справка к форме № 2 “Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании”.
Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе показателей: коэффициента текущей ликвидности; коэффициента обеспеченности собственными средствами. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2; коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле 1 как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740). К1= (IIA+ IIIA)/ (IIП – (стр. 500+510+730+735+740), (1) где IIА - итог раздела II актива баланса; IIIА – итог раздела III актива баланса; IIП – итог раздела II пассива баланса. Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 1 (см. Приложение) Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется по формуле 2 как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (сумма итогов II и IIIразделов актива баланса). К2 = (IП - IА) / (IIА +IIIА), (2) где: IП – итог раздела I пассива баланса; IА – итог раздела I актива баланса; IIА – итог раздела II актива баланса; IIIА – итог раздела III актива баланса. Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 2.
Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособных предприятий 2.1. Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. В том случае, если хотя бы один из коэффициентов, перечисленных в разделе I, имеет значение менее указанных в пункте 1.2, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам. В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам. 2.2. Коэффициент восстановления платежеспособности определяется по формуле (3. а) как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам. КЗ = (К1ф + 6 / (Т (К1ф - К1н))) / 2. (3. а) где: К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1); К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К 1 норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, К 1 норм = 2; 6 - период восстановления платежеспособности в месяцах; Т - отчетный период в месяцах. Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 3. Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значений меньше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность. 2.3. Коэффициент утраты платежеспособности определяется по формуле (3. б) как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности, установленный равным 3 месяцам. КЗ = (К1ф + 3 / (Т (К1Ф - К1н))) / К1норм. (3, б) где: К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К 1); К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К1норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; К1норм = 2; 3 - период утраты платежеспособности предприятия в месяцах; Т - отчетный период в месяцах. Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 3. Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше I, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.
Выводы 3.1. Принятие решения о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным осуществляется в случае наличия оснований, перечисленных в разделе п. 1.2. данных методических положений, а также отсутствия у предприятия реальной возможности постановить свою платежеспособность, что выявлено на основе анализа показателей раздела 2 данных методических положений. 3.2. При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки принимается решение об отложении признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным на срок до 6 месяцев. 3.3. При отсутствии оснований, перечисленных в разделе 1, с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности осуществляется принятие одного из двух следующих решений: при значении КЗ больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительно, а предприятия - неплатежеспособным не может быть принято; при значении КЗ меньше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительно, а предприятия - неплатежеспособным не принимается, однако, ввиду реальности угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий учет в Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. 3.4. Решения (действия) в соответствии с п. п. 3.1 - 3.3 данных Методических положении принимаются (осуществляются) Федеральным управлением в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов. В случае делегирования Федеральному управлению соответствующими органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, а также предприятий, в капитале которых имеется доля (вклад) государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, решения (действия) в соответствии с п. п. 3.1 - 3.3 принимаются (осуществляются) Федеральным управлением также в отношении указанных предприятий. 3.5. Подготовка заключений для арбитражных суде» по вопросам оценки финансового состояния предприятий и структуры их балансом осуществляется в соответствии с данными Методическими положениями в отношении предприятий любых форм собственности. 3.6. После принятия решения в соответствии с п. 3.1 у предприятия запрашивается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его финансово-хозяйственной деятельности в целях выбора варианта проведения реорганизационных процедур для восстановления его платежеспособности или ликвидационных мероприятий.
Установление связи неплатежеспособности предприятия с задолженностью государства перед ним 4.1. В случае признания в соответствии с п. 3.1 структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным осуществляется анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. В целях указанного анализа под задолженностью государств перед предприятием понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации по оплате заказа, размещенного на предприятии, от исполнения которое предприятие в силу законодательства Российской Федерации пли субъекта Российской Федерации не вправе отказаться (являющегося обязательным для исполнения предприятием). 4.2. Анализ проводится на основании следующих материалов, запрашиваемых у руководства предприятия в соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498: справки, содержащей сведения о структуре государственной задолженности перед предприятием (по форме табл. 5.Приложения); документов, подтверждающих наличие данной задолженности (договоров, распоряжений полномочных органов государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации). В случае, если в устанавливаемый в запросе срок (но не позднее двух недель со дня получения запроса предприятием) указанные документы, оформленные надлежащим образом, не представлены, зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним считается не установленной. 4.3. На основании представленных документов по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств определяются объемы государственной задолженности и сроки их возникновения. Под, датой возникновения задолженности понимается дата оплаты размещенного государственного заказа, установленная соответствующим договором или распорядительным актом полномочного органа государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия указанной даты моментом возникновения государственной задолженности считается дата окончания исполнения заказа (или соответствующего документально оформленного этапа работ по государственному заказу). Полученные данные заносятся в таблицу 5. В случае, если представленными документами наличие не исполненных в срок государственных обязательств не доказано. Зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним считается не установленной. 4.4. На основании данных таблицы 5 производится расчет коэффициента текущей ликвидности предприятия из предложения своевременного погашения государственной задолженности перед предприятием. При расчете значения указанного коэффициента суммарный объем кредиторской задолженности предприятия корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма государственной задолженности вычитается из суммарных дебиторской и кредиторской задолженностей предприятии. 4.4.1. Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием рассчитывается исходя из объемов и продолжительности периода задолженности по каждому из не исполненных я срок государственных обязательств, дисконтированной по ставке Центрального банка России на момент возникновения задолженности: Z = Pi x ti x Si/100/360. (4) где: Z - сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием; Pi - объем государственной задолженности по i-тому не исполненному в срок обязательству государства; ti - период задолженности по i-тому не исполненному в срок обязательству государства; Si - годовая учетная ставка ЦБ на момент возникновения задолженности. 4.4.2. Значение коэффициента текущей ликвидности предприятия, рассчитываемое из предположения своевременного погашения государственной задолженности, определяется по формуле:
К1* = (IIА + IIIA - SUM Pi) / (11П - (стр. 500+510+730+735+740) - Z - SUM Pi), (5)
4.5. На основании рассчитанного в соответствии с п. 4.4.2 значения скорректированного коэффициента текущей ликвидности определяется зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. Установленная в соответствии с п. 3.1 неплатежеспособность предприятия считается непосредственно связанной с задолженностью государства перед ним, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное в соответствии с п. 4.4.2, равно или превышает критериальное значение указанного коэффициента, установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498, т.е. K1* >2 Установленная в соответствии с п. 3.1 неплатежеспособность предприятия считается не связанной непосредственно с задолженностью государства перед ним, если: значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное в соответствии с п. 4.4.2, ниже критериального значения указанного коэффициента, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498, т.е. К1* < 2, либо в соответствии с п. п. 4.2 или 4.3 зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним признается не установленной. 4.6. Если в соответствии с п. 4.5 установлено, что неплатежеспособность предприятия не связана непосредственно с задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство является достаточным основанием для применения в отношении директора предприятия, находящегося в государственной собственности, мер ответственности, предусмотренных п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114 «О продаже государственных предприятий-должников». Установление указанного обстоятельства в отношении предприятия, в уставном капитале которого более 50% долей (паев, акций) находится в государственной собственности, влечет за собой обязательные юридические действия Федерального управления по отстранению директора предприятия от занимаемой должности по решению органа предприятия, уполномоченного в соответствии с его учредительными документами принимать решения по указанному вопросу, созываемого во внеочередном порядке по инициативе Федерального управления. Решение об отстранении директора от занимаемой должности может быть вынесено с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. 4.7. Если в соответствии с л. 4.5 установлено, что неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для применения в отношении директора предприятия мер ответственности, предусмотренных п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114. 5. Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия Установив неплатежеспособность предприятия и неудовлетворительность структуры его баланса, целесообразно пронести детальный анализ представленных предприятием документов бухгалтерской отчетности. Целью данного этапа анализа является выявление причин ухудшения его финансового состояния. Однако (информация, содержащаяся в балансе и формах, прилагаемых к нему, не позволяет сделать исчерпывающие выводы о характере и устойчивости финансовой, а также хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия; на ее основе не всегда можно выявить и исследовать отраслевые особенности рассматриваемого предприятие. Это обусловливает необходимость при подготовке и обосновании принимаемых Федеральным управлением и его территориальными агентствами решений в отношении неплатежеспособных предприятий проведение углубленного и комплексного анализа деятельности предприятий на основе дополнительно запрашиваемых данных. В то же время исследование баланса предприятия дает возможность; оценить динамику изменения отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналогичными показателями других предприятий отрасли. 5.1. Анализ динамики валюты баланса В ходе анализа сопоставляются данные по валюте баланса (стр. 360 либо 780) на начало и конец отчетного периода. При этом уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период однозначно свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что могло повлечь его неплатежеспособность. Установление факта сворачивания хозяйственной деятельности требует проведения тщательного анализа его причин (сокращение платежеспособного спроса на товары, работы и услуги данного предприятия, ограничение доступа на рынки необходимого сырья, материалов полуфабрикатов, постепенное включение в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании и т.д.). В зависимости от того, какие обстоятельства обусловили сокращение хозяйственного обороти данного предприятия, могут быть рекомендованы различные пути вывода его из состояния неплатежеспособности. Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных фондов, когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности. Наиболее сложно учесть влияние инфляционных процессе, однако, без этого затруднительно сделать однозначный вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствием только лишь удорожания готовой продукции под воздействием инфляции сыры, материалов либо оно показывает и на расширение хозяйственной деятельности предприятия. При наличии устойчивой базы расширения хозяйственного оборота предприятия причины его неплатежеспособности следует искать в нерациональности проводимой кредитно-финансовой политики, включая и использование получаемой прибыли, в ошибках при определении ценовой стратегии и т.д. 5.2. Методический подход к анализу структуры баланса Для обеспечения сопоставимости исследуемых данных по статьям и разделам баланса на начало и конец отчетного периода анализ проводится на основе удельных показателей, рассчитываемых к валюте баланса, которая принимается за 100 процентов. При этом рекомендуется определять как изменения данных показателей в структуре баланса за рассматриваемый период, так и направленность изменений (увеличение, снижение). Результаты расчетов заносятся в таблицы 2 и 3 Приложения. 5.3. Анализ структуры пассивов предприятия Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности. Такой причиной может быть нерационально высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности. При определении соотношения собственных средств и заемных следует учитывать, что, как правило, долгосрочные кредиты и займы (строки 500 и 510) приравниваются к источникам собственных средств (строка-480). Кроме того, при определенных условиях такие статьи пассива баланса, как доходы будущих периодов (строка 730), резервы предстоящих расходов и платежей (строка 740) и резервы по сомнительным долгам (строка 750), являются, по существу, источниками собственных средств. 5.3.1. Анализ источников собственных средств предприятия Источниками собственных средств предприятия являются: уставный капитал с учетом добавочного капитала как следствия переоценки основных фондов (строки 400 и 401), резервный капитал и резервные фонды (строки 402 и 410), фонды накопления (строка 420), целевые финансирования и поступления (строка 430), а также нераспределенная прибыль отчетного года (строка 472) и прошлых лет (строка 460). Увеличение доли собственных средств за счет любого из перечисленных источников способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств предприятия и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности. 5.3.2. Исследование структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия Анализируется структура краткосрочной кредиторской задолженности: краткосрочные кредиты банков и различимо займы (строки 600, 620); задолженность перед другими предприятиями (строки 630, 640, 680, 710, 720); задолженность перед бюджетом (строка 700); соц. страхом (строки 660, 670); внебюджетными фондами (строка 690); задолженность по оплате труда (строка 650) и тенденции ее изменения. Выявленная тенденция к увеличению доли заемных средств в источниках образования активов предприятия, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой, - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику. При наличии информации о конкретных кредиторах предприятия и сроках выполнения обязательств перед ними целесообразно составить их перечень с указанием полного названия, юридического адреса, сроков и сумм платежей и доли данного кредита в общей задолженности предприятия. Особое внимание следует уделить наличию (и возможному -росту) прощенной задолженности предприятия перед бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, по внебюджетным платежам.
5.4. Анализ структуры активов предприятия Активы предприятия и их структура исследуются как с точки зрения их участия в производстве, так и с точки зрения оценки их ликвидности. Непосредственно в производственном цикле участвуют: основные средства и нематериальные активы, запасы и затраты, денежные средства. К наиболее легколиквидным активам предприятия относятся денежные средства на счетах, а также краткосрочные ценные бумаги; к наиболее труднореализуемым активам - основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, и прочие внеоборотные активы. Изменение структуры активов предприятия в пользу увеличения доли оборотных средств может свидетельствовать о: формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств предприятия; отвлечении части текущих активов на кредитование потребителей товаров, работ и услуг предприятия, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса; сворачивании производственной базы; искажении реальной оценки основных фондов вследствие существующего порядка их бухгалтерского учета и т.д. Для того чтобы сделать однозначные выводы о причинах изменения данной пропорции в структуре активов необходимо провести детальный анализ разделов и отдельных статей актина баланса, а также при необходимости запросить у предприятия требующуюся дополнительную информацию. 5.4.1. Анализ основных средств и прочих внеоборотных активов предприятия Учитывая то, что удельный вес основных средств может изменяться и вследствие воздействия внешних факторов (например, порядок их учета, при котором происходит запаздывающая коррекция стоимости основных фондов в условиях инфляции, в то время как цены на сырье, материалы, путовую продукцию могут расти достаточно высокими темпами), необходимо обратить особое внимание па изменение абсолютных показателей за отчетный период (строки 020, 021, 022), которое отражает движение основных средств (амортизация и выбытие основных фондов, ввод в действие новых основных фондов). Наличие в составе активов предприятия нематериальных активов. (строка 012) косвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную, так как оно вкладывает средства в патенты, лицензии, другую интеллектуальную собственность, хотя подобные вложения требуют дополнительной (вне рамок данного анализа) оценки их экономической эффективности. Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает па инвестиционную направленность вложений предприятия, однако, поскольку; предприятие в соответствии с разделами 1-3 настоящих Методических положений может быть признано неплатежеспособным, необходимо в ходе дальнейшего анализа на основе дополнительно запрашиваемой информации изучить портфель инвестиционных ценных бумаг предприятия и дать оценку их ликвидности, а также эффективности отвлечения средств предприятия на данные вложения. При анализе первого раздела актива баланса следует обратить внимание на тенденции изменения таких его элементов (статей), как оборудование к установке (строка 030) и незавершенные капитальные вложения (строка 040), поскольку данные активы не участвуют в производственном обороте и, следовательно, при определенных условиях увеличение их доли может негативно сказаться на результативности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. 5.4.2. Анализ структуры оборотных средств предприятия Скорость оборота текущих, активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем скорость оборота выше, тем выбранная стратегия эффективнее. Поэтому рост (абсолютный и относительный) оборотных средств может свидетельствовать не только о расширении производства или действия фактора инфляции, но и о замедлении их оборота, это объективно вызывает потребность в увеличении их массы. Для определения тенденций оборачиваемости оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости как отношение выручки (валового дохода) от реализация продукции (строки 010 формы № 2) к сумме оборотных средств предприятия (сумма строк 180 и 330 формы № 1). Уменьшение коэффициента, рассчитанного на конец отчетного периода, по сравнению с коэффициентом, рассчитанным на начало отчетного периода, свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств. При изучении структуры запасов и затрат основное внимание целесообразно уделить выявлению тенденций изменения таких элеме
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.43 (0.02 с.) |