Рациональная организация финансовой службы предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональная организация финансовой службы предприятия



В условиях применения к неплатежеспособному предприятию реабилитационных процедур одним из важнейших и первоочередных мероприятий является реорганизация системы управления финансами. Главным направлением является изменение содержания финансовой деятельности, но немаловажное значение имеет и рациональная организация финансовой службы.

Рационально построенная финансовая служба предприятия в условиях его кризиса должна отвечать следующим первоочередным требованиям.

Максимально эффективное управление долгами, включая:

составление реальных графиков погашения долгов при одновременном принятии эффективных мер по взысканию долгов с дебиторов, переоформление этих долгов в более ликвидные инструменты (векселя с гарантиями оплаты, заголовные обязательства, облигации, обыкновенные и привилегированные акции), по переуступке или продаже долгов, зачетам взаимных требований с дебиторами;

реструктуризацию, конвертацию и капитализацию кредиторской задолженности с целью улучшения структуры баланса предприятия. Решение этой задачи может достигаться путем превращения кредиторской задолженности в облигационные займы с отдаленными сроками погашения на выгодных для кредиторов условиях (повышенные проценты, значительный дисконт, дополнительная разовая премия по истечении сроков займа), путем обмена долговых обязательств на высокодоходные привилегированные акции или на значительные (вплоть до контрольных) пакеты обыкновенных акций, путем предложения кредиторам войти долговыми обязательствами предприятия в договор простого товарищества при осуществлении определенных коммерческих проектов и т.п.

Формирование бездефицитных финансовых планов по текущей деятельности, согласованных с планами производства и реализации продукции (работ, услуг), продажи части имущества, доходов и расходов по внереализационным операциям.

Нахождение наиболее дешевых внешних источников финансирования при максимальном использовании гарантий, поручительства, залогов; формирование оптимальной структуры капитала (структуры пассивов) с точки зрения его минимальной стоимости.

Эффективное управление капиталом – эмиссия и размещение ценных бумаг, помещение временно свободных средств в высоколиквидные активы, проведение операций с уставным капиталом при реструктуризации предприятия.

Управление оборотным капиталом, направленное на выполнение производственных задач при минимальных размерах текущих запасов и их наивысшей в данных условиях оборачиваемости. Организация выгодных для предприятия зачетно – бартерных схем расчетов в условиях дефицита денежной наличности; принятие эффективных решений по обращению дебиторской и кредиторской задолженности, имея в виду, что кредиторская задолженность – это неофициальные кредиты, выданные предприятием.

Управление основным капиталом, направленное на максимальное сокращение действующих основных фондов, участвующих в выполнении производственной программы, их консервация, реализация и ликвидация. Гибкая амортизационная политика, призванная обеспечить маневрирование между стремлением иметь свободные денежные ресурсы и необходимостью снижения затрат на производство.

Обоснованная дивидендная политика, сочетающая в себе, с одной стороны, резервирование и рефинансирование прибыли с целью поддержания производства и, с другой – выплату максимально возможных дивидендов для расчетов с акционерами из числа бывших кредиторов (если долги конвертированы в акции) и для укрепления доверия к предприятию, переживающему кризис.

Организация действенного финансового контроля в контакте с внутренним аудитором; работа с внешними аудиторскими фирмами и государственными органами, осуществляющими финансовый контроль по соответствующим направлениям; подготовка и исполнение решений по результатам внутренних и внешних проверок.

Состав, структура и функции финансовой службы предприятия должны вытекать из целей и задач, стоящих перед предприятием, а также из его реальных финансовых возможностей. На рис. 27 представлена модель рациональной структуры финансовой службы.

Специалист по управленческому учету анализирует экономическую ситуацию на предприятии и представляет ее руководству. В его задачи входит подготовка реальных выводов и обоснованных предложений относительно эффективности производства и определяющих ее факторов. Основными моментами в работе специалиста по управленческому учету являются:

определение объемов производства, соответствующих точке безубыточности и достижению запланированного маржинального дохода;

определение минимально необходимого объема затрат, обеспечивающих получение запланированной прибыли.

Специалист по операциям с ценными бумагами
Специалист по кредитным операциям
Кассир - казначей
Специалист по финансовому учету
Специалист по управленческому учету
Финансовый управляющий – главный бухгалтер
Генеральный директор, арбитражный управляющий, управляющий предприятием – должником по контракту
Специалист по финансовому учету не готовит решений, выходящих за пределы предприятия. Его основная задача в области управления состоит в обеспечении руководства достоверной информацией о состоянии финансов.

 

 

Рис. 27 Рациональная структура финансовой службы предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии или в стадии реабилитационных процедур

 

Специалист по финансовому учету организует ведение текущего синтетического и аналитического бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и статистической отчетности в рамках требований, установленных законом.

Специалист по финансовому учету осуществляет начисление и перечисление всех денежных платежей. Кассир – казначей осуществляет прием, хранение и выдачу наличных денег. Он ведет кассовую документацию, установленную нормативными актами о налично – денежных операциях, обеспечивает соответствие находящихся в кассе наличных денег установленным лимитам, оплачивает наличными деньгами товары и услуги в пределах допустимых размеров разовых платежей в один адрес, выдает приходные ордера на принятые от плательщиков суммы и др.

Специалист по кредитным операциям обеспечивает привлечение временно недостающих предприятию средств на краткосрочные и долгосрочные цели. Он также организует и получение товарных кредитов под простые и переводные векселя.

Специалисту по кредитным операциям может быть поручено управление дебиторской и кредиторской задолженностью на основе данных финансового учета об их движении.

Специалист по операциям с ценными бумагами играет ключевую роль в перестройке концепции управления на неплатежеспособном предприятии. Именно он должен обеспечить управление собственностью, выраженной капиталом.

В задачи специалиста по операциям с ценными бумагами в период нестабильного финансового состояния предприятия входят:

размещение на наиболее выгодных условиях ценных бумаг предприятия – основных (акций, облигаций, акцептованных и авалированных векселей) и производных (фьючерсных и форвардных контрактов, варрантов, свопов и т.п.);

составление проспектов эмиссии и утверждение их в Федеральной комиссии России по рынку ценных бумаг или иных определенных законов органах;

подготовка предложений и выполнение принятых решений по конвертации в ценные бумаги дебиторской и кредиторской задолженности;

подготовка процедуры конвертации акций и других ценных бумаг предприятия при осуществлении слияния, разделения, выделения, присоединения и преобразования;

подготовка решений и непосредственное осуществление вложений временно свободных средств и свободной прибыли в финансовые инструменты (активы);

подготовка решений и непосредственное осуществление продажи пакетов акций и (или) иных ценных бумаг, принадлежащих предприятию;

подготовка решений и механизма выкупа акций, принадлежащих предприятию, у акционеров с одновременным уменьшением уставного капитала.

Финансовый управляющий – главный бухгалтер на основе информации, полученной от подчиненных ему специалистов, представляет вышестоящему руководителю (арбитражному управляющему, генеральному директору) проект финансового плана на год и корректировок, вносимых в него в оперативном порядке, приложения по учетной и налоговой политике, проекты кредитных договоров и документов по операциям с ценными бумагами.

Финансовый управляющий – главный бухгалтер самостоятельно принимает решения по оперативному управлению текущими активами, затратами, текущими платежами. Он проводит переговоры и принимает решения по вопросам уплаты налогов, платежей в государственные внебюджетные фонды, оплата счетов поставщиков и подрядчиков, погашения ранее полученных ссуд и уплаты процентов по ним.

Финансовый управляющий - главный бухгалтер по доверенности первого руководителя участвует в судебных разбирательствах по вопросам взаимоотношений с кредиторами и дебиторами, а также по вопросам требований, выставленных органами Государственной налоговой службы, государственных внебюджетных фондов, таможенных органов валютного регулирования.

Внешний управляющий, руководитель предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, должны утвердить систему оценки деятельности финансовой службы и поставить размеры оплаты труда соответствующих работников в зависимость от этой оценки.

Для создания рациональной, немногочисленной и эффективно действующей финансовой службы необходима максимальная автоматизация финансовой работы на базе современных средств вычислительной техники и соответствующих программных продуктов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.008 с.)