Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риск вероятного ущерба делится между участниками

Поиск

таким образом, что возможные потери каждого относительно

невелики. Именно благодаря использованию данного метода финансово-

Промышленные группы не боятся идти на риск финансирования

Крупных проектов или новых направлений НИОКР.

Поиск информации также способствует снижению риска. Мы

Уже отмечали, что большинство ошибочных решений связано с недостатком

Информации. Получение ее может значительно снизить

Величину риска. Информация — редкое благо, за которое приходится

Платить. Поэтому, чтобы определить количество необходимой

Информации, следует сравнить ожидаемые от нее предельные

Выгоды с ожидаемыми предельными издержками, связанными с ее

получением(см. рис. 12—4).

Рынки с асимметричной информацией 393

Ценность

Выгод

И затрат

РЕ

О QE информации

Рис. 12—4. Определение оптимального размера

Необходимой информации

Количество (QE) и цена (РЕ) необходимой информации определяются

Точкой пересечения кривых ожидаемой от нее предельной

Выгоды (MB) и ожидаемых издержек (МС), связанных с ее получением.

Если ожидаемая выгода от покупки информации не превышает

ожидаемых предельных издержек (MB > МС), то такую информацию

необходимо приобрести. Если же наоборот (MB < МС),

То от покупки такой дорогой информации лучше отказаться: дешевле

Будет сделать некоторые ошибки.

Рынки с асимметричной информацией

Успех рынка зависит от того, насколько точно цены передают

Необходимую информацию. Рассматривая модель совершенной конкуренции,

Мы исходили из симметричного распределения информации,

Полной информированности участников рыночного процесса

(покупателей и продавцов). В этом случае цены передают точную

Информацию об альтернативных издержках того или иного продаваемого

Экономического блага. Наличие точной информации не гарантирует

Успеха, но значительно облегчает его достижение, способствуя

Повышению эффективности координации, оптимальному

Распределению имеющихся ресурсов. Однако реальная действительность

Далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с асимметрией

Информации каждый день, видя играющих в азартные игры

Людей, отправляясь за покупками в магазины или на рынки, а также

Предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о

Его тонкостях гораздо больше, чем рядовые участники; продавцы

Товара осведомлены о его качестве лучше, чем покупатели; стра-

- t.^s~t т ж т т л / к т ч г ъ

Глава 12. Экономика информации, неопределенности и риска

Хующиеся располагают большей информацией об объектах страхования,

Чем страховые компании. Рыночные цены, оказывается, содержат

Нечто большее, чем отражение факта пересечения кривых

Спроса и предложения. Потенциальные продавцы (как и потенциальные

Покупатели) нередко скрывают истинные цели своего поведения

И используют различные способы для получения односторонних

Преимуществ. Рыночный механизм оказываетсянесостоятельным

В силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия

информации (information asymmetry)положение, при котором

Одна часть участников рыночной сделки располагает важной

Информацией, а другая часть нет.

Нк„ аечоепсргт евд"а е лие нрынонсоткь вВап неrра вры1ыПеГн 7кПп r ер опбоТлдГее мр J у ж анненоЛып ^ р хЛе даветлоемнноJбо,. 1ис тлие йк пачоестсат--

"лимонов" вил в г' ДЖ0РДЖ А- Акерлоф1.

Предположим, на рынке подержанных

Автомобилей продаются машины двух категорий качества: выше

Среднего — хорошие и ниже среднего — плохие (на американском

жаргоне — "лимоны"). Цена первой категории для продавцов —

Долл. и для покупателей — 3600 долл. Цены второй категории

Соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеются

В одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна

Была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей.

Вероятность купить хороший автомобиль в этом случае равна 50%.

Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а покупатели

Нет. Для владельцев хороших машин цена 2000 долл. является

Заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для

владельцев "лимонов" цена в 2000 долл. превышает их самые радужные

Ожидания. В условиях асимметричной информации (продавцы

Знают о качестве автомобилей больше, чем покупатели) рынок

Подержанных автомобилей подвергнется существенной деформации.

Рациональные продавцы хороших машин будут отказываться

От продажи машин себе в убыток. Предложение их сократится. Предложение

Же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хорошей

машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце

концов на автомобильном рынке останутся только "лимоны".

Рынок страхования при всех его особенностях похож на рынок

Подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается, однако,

В том, что информация о качестве здесь находится в руках у

Покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинтересован

В страховании жизни: здоровый человек или больной? Очевидно,

Что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться

К услугам страховых компаний прежде всего людей со сла-

1 Akerlof George A. The Market for "Lemons". Quality Uncertainty and the Market

Mechanism / / The Quarterly Journal of Economics August, 1970. Vol. 84 P. 488—500

(русск. пер THESIS, 1994, вып. 5. С 91—104).

Рынки с асимметричной информацией 395

Бым здоровьем Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет

С рынка страхования риск низких степеней. Это заставит

Страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоровых

людей от страхования. Таким образом, спираль "высокая цена —

опасные клиенты" усилит неблагоприятный отбор и завершится тем,

Что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска.

Однако страхование таит в себе опасности и другого рода.

Моральный риск МоРальный риск (moral hazard) - поведение

Индивида, сознательно увеличивающего вероятность

Возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью

(или даже с избытком) покрыты страховой компанией.

Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя

увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует расслабляюще:

Они перестают выполнять те меры предосторожности,

Которые были для них обязательными до страхования. Это повышает

Риск и делает более вероятным то событие, от которого человек

Застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начинает

Пренебрегать обычными для него мерами предосторожности,

То, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое

Халатное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечестным

Людям за счет честных и порядочных Это тем более относится

К таким людям, которые в расчете на большую страховку сознательно

Идут на преступления: поджигают свой старый дом, разбивают

Надоевшую машину и даже убивают родственников.

Каковы меры борьбы с моральным риском? Страховые компании

пытаются минимизировать моральный риск:

Осуществляя более тщательный отбор кандидатов, классифицируя

Клиентов по группам риска (и дифференцируя страховые

взносы);

Не заключая договоров страхования с группами клиентов

Повышенного риска (наркоманами, водителями, ранее задерживавшимися

За управление автомобилем в нетрезвом виде, и т. д.).

Идя на частичное возмещение ущерба (т е. разделяя с клиентом

опасность морального риска).

Важной мерой борьбы с асимметрией информации и моральным

Риском являются рыночные сигналы.

Если продавцу на рынке подержанных автомо-

Гыночные билей удается послать дополнительный сигнал

Сигналы 0 в ы с о к о м качестве своей машины, он вправе

Претендовать и на более высокую цену автомобиля. Сильным сигналом

Служат гарантии и поручительства Немаловажным обстоятельством

является репутация фирмы: марка учреждения, фирменные

Знаки и. т. д Одним из сигналов о качестве нанимаемого

работника может быть, в частности, его образовательный уровень.

Трудно проверить качество товара или услуги, если вы, например,

Обедаете в данном ресторане впервые или зашли в новый

Магазин. Однако и в этом случае вы можете получить рыночный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.011 с.)