Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальные выгоды за счет как общества в целом, так и

Поиск

Отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.

Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести

Такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической

Ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях,

Которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют

Скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения

Способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они

Экономически неэффективны.

Иерархическая структура государственного аппарата строится

По тем же принципам, что и структура крупных корпораций.

Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться

Преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами

Служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная

конкуренция, большая самостоятельность бюрократии.

Поэтому представители теории общественного выбора последовательно

Выступают за всемерное ограничение экономических функций

Государства. Даже производство общественных благ не повод, с

Их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику,

Поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую

Выгоду от государственных программ. По их мнению, демократичным

является опосредованное рынком преобразование общественных

Товаров и услуг в экономические блага.

Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают

приватизацию, его содержанием — развитие "мягкой инфраструктуры",

А конечной целью — создание конституционной экономики.

Введенное У. Нисканеном понятие "мягкая инфраструктура" означает

Увеличение экономических прав человека (укрепление прав

Собственности, честность и ответственность за выполнениеконтрактов,

Терпимость к инакомыслию, гарантии прав меньшинства и т.п.)

И ограничение сфер деятельности государства.

Политико-экономический (политический

Политике- ^ деловой) цикл (political business cycle) —

экономический цикл иикл экономической и политической активности

правительства между выборами1. Деятельность правительства

Между выборами подчинена определенным закономернос-

1 Nordhaus W The Political Business Cycle / / Review of Economic Studies 1975

№ 42 P 169—190

Глава 14. Теория общественного выбора

Тям С известной долей условности она может быть описана следующим

Образом. После выборов осуществляется ряд мер, направленных

На изменение целей или масштабов деятельности предшествующего

Правительства. Эти меры носят особенно радикальный

Характер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в

Оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита

Государственного бюджета, сворачиванию непопулярных программ,

Перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие

К власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных

Обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока

Падение популярности нового правительства не достигает критического

Уровня. С приближением следующих выборов активность

Правительства возрастает. Если отложить на оси абсцисс время, а

На оси ординат — активность правительства, то описанный цикл в

общем виде будет выглядеть примерно так (рис. 14—7).

Экономическая

Активность

Правительства

i.. 1 ^

Т, Т2 Т3 Время

Рис. 14—7. Политико-экономический цикл

Отрезок Т Т2 отражает падение популярности правительства,

отрезок Т2 Т, — наращивание активности, связанное с подготовкой

Предстоящих выборов. Целесообразно отметить, что пик новой активности

Не должен находиться слишком далеко от предстоящих

Перевыборов, иначе избиратели успеют забыть о периоде активной

Деятельности правительства. При этом желательно, чтобы уровень

Активности в точке Т3 был не ниже активности предшествующего

Правительства в точке Т. Общий политико-экономический цикл

Может включать ряд более мелких подциклов, которые в целом

Вписываются в указанную закономерность.

„ "Провалы" (фиаско) государства (правительства)

Провалы (government failure)это случаи, когда государст-

государства в0 (Правителъство) не в состоянии обеспечить эффективное

Распределение и использование общественных ресурсов.

Обычно к "провалам" государства относят:

Ограниченность необходимой для принятия решений информации.

Подобно тому как на рынке возможно существование

Асимметричной информации, так и правительственные решения

Бюрократия и проблемы формирования экономики 465

Могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет

Которой позволил бы принять более правильное решение. Более

Того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби,

Мощного бюрократического аппарата приводит к значительному

Искажению даже имеющейся информации.

Несовершенство политического процесса. Напомним лишь

Основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование

Голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг,

Поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.

Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный

Рост государственного аппарата создает все новые и новые

Проблемы в этой области.

Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать

Ближайшие и отдаленные последствия принятых

Им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют

Отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия

Сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством

Акций (или законов, одобренных законодательным собранием).

Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в

Общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных

Целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства

Зависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Деятельность государства, направленная на исправление "провалов"

Рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско

Рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо

Строго следить за последствиями его деятельности и корректировать

Ее в зависимости от социально-экономической и политической

Конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким

Образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используя

Те или иные регуляторы, правительство должно строго следить

За негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по

Ликвидации негативных последствий.

__.. Модель Конституции, предложенная Фрид-

Модель Конституции р и х о м ф (Ш Хайеком, исходит из необходи-

иека мости кардинального преобразования существующих

Демократических институтов. Они были созданы, считает

Он, для нужд управления, а не законодательства. Первоначально

под демократией понимали даже не содержание управления, а лишь

Форму (или процедуру) принятия решений. Эта форма ничего не

Говорила о целях управления и средствах их достижения. С течением

Времени, однако (и не без влияния английской традиции), представительное

Собрание (парламент) обретает не только высшую, но

и неограниченную власть в обществе. "Если те, кто принимает решения

По любым вопросам, — пишет Ф. Хайек, — могут издавать

любой закон, то очевидно, что сами они не подвластны закону"1. Это

Означает, что в обществе господствует принцип парламентского

Суверенитета.

1 Хайек Ф. Общество свободных С 52

Глава 14. Теория общественного выбора

Принятие законов и контроль за их исполнением — это разные

Функции. Если выборный орган будет иметь право изменять

Сами законы, то он рано или поздно сделает все возможное, чтобы

Укрепить и расширить свою власть. Бесплатные раздачи общественных

Средств отдельным категориям населения, поблажки различным

Группам с особыми интересами становятся условием переизбрания,

Средством покупки поддержки большинства, т. е. политической

Необходимостью. Сохранение власти любой ценой превращается

В цель, растрата общественных благ — в средство достижения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.009 с.)