Глава 13 Институциональные аспекты рыночного хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13 Институциональные аспекты рыночного хозяйства



<_<Пт тF р овалы „ y р ынка. ur П es р ) оiв —ал э ы т осл и у а ча ск и, о) к р о ы гд ня а к а р ы(mноaкr ketо каfзaыil--

«рункции государства вается не в состоянии обеспечить эф-

в рыночной экономике фективное исполъзование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих

о "провалах" рынка:

Монополия,

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

Общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство Оно

Пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную

Политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров

С отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство

И потребление экономических благ с положительными

Внешними эффектами. Эти направления деятельности государства

Составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в

Рыночную экономику. Однако в современном мире экономические

Функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры,

Дотации на школьное обучение, пособия по безработице,

Различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам

Общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами

Чисто общественных благ. Большинство из них потребляется

Не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных

Расходов в валовом национальном продукте во всех развитых

Странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство

Проводит антиинфляционную и антимонопольную политику,

Стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все

Более активно оно участвует в регулировании структурных изменений,

Стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать

Высокие темпы развития национальной экономики. Если

К этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование,

То станет очевидно, почему роль государства в течение XX в.

Неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные

Задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить

(или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы

Между тем стремительное увеличение государственного сектора

И государственного регулирования в условиях рыночной экономики

Не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает

На функции государства определенные ограничения

Прежде всего недопустимы такие методы вмешательства государства,

Которые разрушают рыночный механизм, подменяют его

Прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют

косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д), особенно те из

Них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому

Государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а

Скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует

Помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные

Выгоды могут обернуться долгосрочными потерями Бо-

Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике 433

Лее того, применяя целый набор экономических мер, не следует

Забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные,

Нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно

Выявлять их негативные эффекты и заблаговременно

Принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых

И косвенных административных методов должна быть строго

Определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна

Быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать

Энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде

Всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение

Барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная

Политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование

Смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является

Денационализация государственной собственности, развитие

Процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной

лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:

—• наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

— создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового

рынка прежде всего);

— хорошо продуманная процедура продажи государственных

предприятий;

— предварительная оценка величины спроса на денационализируемый

Сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики

Может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот

Процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание

Бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия

решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены,

а иногда и усилены "провалами" государства. Однако о них мы

Расскажем в следующей главе.

Вопросы для повторения

Прокомментируйте определение трансакционных издержек,

данное С. Ченом: "В самом широком смысле слова трансакционные

Издержки состоят из тех издержек, существование которых невозможно

представить в экономике Робинзона Крузо" (Cheung S. The

Myth of Social Cost. L., 1978. P. 52).

Какие специфические виды трансакционных издержек существовали

В социалистических странах? Ведут ли рыночные реформы

В России к снижению трансакционных издержек? Почему?

3. "Когда в США начали бурить первые нефтяные скважины,

Тот, кто поднимал нефть на поверхность, имел по закону право

Считать ее своей собственностью, — пишет американский экономист

Р. Д. Купер. — Иначе говоря, нефть в недрах была ничьей, а

Нефть, выкачанная на поверхность, принадлежала тому, кто ее до-

Глава 13. Институциональные аспекты рыночного хозяйства

был". К каким экономическим последствиям, на ваш взгляд, это

привело? Почему Р. Д. Купер использовал данный пример для объяснения

Поведения населения в постсоциалистических странах?

Почему проблемы использования ресурсов, находящихся в

общей собственности, получили название "трагедия общественных

ресурсов"?

Могла ли быть изобретена паровая машина Уатта, если бы в

Англии середины XVIII в. не существовали патенты и другие механизмы

Защиты интеллектуальной собственности?

6. Американский экономист Д. Норт, представитель "новой экономической

истории", описывает развитие производящего хозяйства

Следующим образом. До неолитической революции, когда основными

Видами хозяйства были охота и собирательство, система отношений

Собственности представляла собой ничем не ограниченную общую

Собственность. Развитие примитивного земледелия и скотоводства

связано с "исключительной" общей собственностью племени на продукты

И ресурсы: доступ к ним исключался для членов других племен.

Для защиты от сверхэксплуатации вводились правила, ограничивающие

Использование земли членами племени. Различия между

Этими формами собственности и являются ключом для объяснения

Неолитической революции. Почему эти институциональные формы

разным образом влияли на образование классов9

Типовой биржевой контракт включает следующие пункты

место (биржа) и дата заключения контракта, наименование покупателя

И продавца, точное название и подробное описание товара,

количество товара, время и способ определения количества, качества

товара (со ссылкой на стандарт, образец и т. д), цена, скидки и

Надбавки за сортность и отклонения от базового качества, условия

Поставки, условия сдачи и приема товара, срок поставки, сроки и

Условия платежа, тара и упаковка, маркировка, форс-мажор, арбитраж.

К какому виду контрактов его следует отнести?

Согласны ли вы с утверждением А. Алчияна и Г. Демсеца,

Что фирма является фикцией и все отношения между ее участниками

Сводятся к контрактам между ними?

Представьте себе, что вы являетесь экспертом правительства

По экологическим вопросам. В правительстве подготовлена программа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.021 с.)