Поэтому при разработке регламента следует избегать влияний конъюнктурных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтому при разработке регламента следует избегать влияний конъюнктурных



Факторов, мешающих принятию справедливых и эффективных

Законопроектов. Демократия не сводится только к процедуре

Голосования, гарантом демократических решений должны

Быть твердые и стабильные конституционные принципы и законы

"Выбор таков: или свободный парламент, или свободный народ.

Чтобы сохранить личную свободу, — пишет Ф. А. Хайек, — нужно

Ограничить всякую власть — даже власть демократического парламента

— долговременными принципами, одобренными народом"1.

Л В повседневной законодательной деятельности депу-

Р таты стремятся повысить свою популярность, активно

используя систему логроллинга (logrolling — "перекатывание

бревна") — практику взаимной поддержки путем "торговли голосами".

Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей

вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны

других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает",

Отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.

Сторонники теории общественного выбора (например, Дж. Бью-

кенен и Г. Таллок) не считают всякую "торговлю голосами" отрицательным

Явлением2. Иногда с помощью логроллинга удается добиться

Более эффективного распределения ресурсов, т. е. распределения,

Повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с

Принципом Парето-оптимальности. Однако не исключен и прямо противоположный

Эффект. Идя навстречу местным интересам, с помощью

Логроллинга правительство добивается одобрения крупного дефицита

Госбюджета, роста ассигнований на оборону и т. д. Тем самым

Общенациональные интересы нередко приносятся в жертву

Региональным выгодам.

1 Хайек Ф. А. Общество свободных. С. 155. 2 Buchanan J. and Tullock G. The Calculus of Consent Logical Foundations of Constitutional

Democracy Ann Arbor Paperbacks, 1965. Ch. 10—12.

Бюрократия и проблемы формирования экономики 461

Классической формой логроллинга является "бочонок с салом"

закон, включающий набор небольших локальных проектов.

Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется

Целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным

Законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные

Группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему

добавляют все новые и новые предложения ("сало"), пока не будет

Достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства

Депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для

Демократии, так как принципиально важные решения (ограничение

Гражданских прав, свободы совести, печати, собраний и т. д.) могут

быть "куплены" предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением

Ограниченных местных интересов.

Бюрократия и проблемы формирования

Конституционной экономики

,-. Одним из направлений теории общественного выбо-

Экономика г к о

Fim пк ятии Ра я в л я е т с я экономика бюрократии. Законодательные

Органы создают исполнительные, а они, в свою

Очередь, — обширный аппарат для выполнения разнообразных

Функций государства, которые затрагивают интересы избирателей.

Избиратели, проголосовавшие за депутатов, оказываются в непосредственном

подчинении у бюрократов (рис. 14—6).

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри

Государства. Она необходима в качестве стабильной организации

Для осуществления долгосрочных программ, организации, способной

Приспосабливаться к внешним изменениям. Политический

Процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности.

Периодическое обновление законодательных органов сочетается с

Относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной

Власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве,

Осуществляет контроль за оппортунистическим поведением.

Депутаты

Бюрократия

Избиратели

Рис. 14—6. Роль бюрократии

Экономика бюрократии (economics of bureaucracy) согласно

теории общественного выбора — это система организаций, удовлетворяющая

Как минимум двум критериям: во-первых, она не

Производит экономические блага, имеющие ценностную оценку,

И, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не

связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в

Глава 14. Теория общественного выбора

Силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с

Интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы

Различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти.

Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно

участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую

Связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте

Через бюрократов группы с особыми интересами "обрабатывают"

Политиков, представляют информацию в выгодном для них свете.

Бюрократия, как правило, опасается не недовольства общества

В целом, а прицельной критики со стороны групп с особыми

Интересами, которые легко могут использовать для этого средства

Массовой информации. И наоборот, в случае провала им могут помочь

Выйти из затруднительного положения опять те же группы с

Особыми интересами, с которыми они тесно связаны.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп,

Бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали

бы для них доступк самостоятельному использованию разнообразных

Ресурсов. На экономии общественных благ они мало что

Могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет

Им широкие возможности для личного обогащения, усиления

Влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и в

конечном счете для подготовки путей "отхода" на какое-нибудь

"теплое" местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав

В государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации

С заметным повышением. Такая практика получила название

"системы вращающихся дверей".

Бюрократии присущи стремление ускорить ход дела административными

Методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию,

Принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации

задачам ее сохранения. "Бюрократия, — писал К. Маркс, —

Считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия

делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она

всюду вступает в конфликт с "реальными" целями. Она вынуждена

поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание — за

Нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские

задачи, или канцелярские задачи — в государственные"1

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления.

Чем больше становится бюрократический аппарат, тем

Ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется

Их претворение в жизнь. Различные ведомства преследуют

Нередко противоположные цели; их работники часто дублируют

Работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются

Все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот.

Все это требует огромных средств для решения простих вопросов.

Укрепление бюрократии усиливает неэффективность работы

Организации. В частной фирме простым критерием эффективности

Является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 271.

Бюрократия и проблемы формирования экономики 463

Критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых

Ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов

Сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного

Аппарата — людей, занятых поиском политической ренты.

„ Крупным достижением в теории обществен-

Поиск политической н о г о в ы б о р а с т а л а начатая в 1974 г. Анной

Ренты Крюгер разработка теории политической

ренты. Поиск политической ренты (political rent seeking) -— это

Стремление получить экономическую ренту с помощью политического

процесса. Правительственные чиновники стремятся получить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.027 с.)