Эффективная политика в области контроля за загрязнением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективная политика в области контроля за загрязнением



окружающей средыэто такая политика, которая позволяет

сбалансировать предельные общественные выгоды контроля

с предельными общественными издержками, необходимымидля

его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных

выгод MSB с кривой предельных общественных издержек

MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень

вредных выбросов (рис. 13—3). Дело в том, что по мере снижения

процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные

социальные затраты, резко возрастают, поэтому каждый дополнительный

процент снижения обходится все дороже и дороже.

Борьба с загрязнением

Окружающей среды

Предельные выгоды

и предельные

издержки

MSCl

MSB

*~ Уровень

0 Q8 100 выбросов (%)

Рис. 13—3. Определение эффективного уровня выбросов

13 2. Внешние эффекты. Теорема Коуза 429

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов

в окружающую среду 1) установление норм или стандартов по

вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных

разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards)

это установленные законом пределы концентрации вредных веществ

в промышленных отходах.

Такие стандарты приняты во многих странах. В США, например,

за их выполнением следит Управление по охране окружающей

среды. Превышение установленных правительственными органами

стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.

Практика установления стандартов имеет, однако, свои очевидные

недостатки. Прежде всего они разрешают в определенных

пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении

единых для страны норм не учитываются разная степень

остроты экологических проблем в разных регионах, а также существенные

различия предельных частных издержек отдельных фирм.

Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения,

могут приводить к значительным потерям отдельных

фирм и общества в целом, так как игнорируются существующие в

частном секторе сравнительные преимущества. И наконец, что особенно

важно, стандарты не стимулируют производителей к снижению

существующего уровня загрязнения.

Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы

это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих

окружающую среду выбросов. Такая система способствует

сокращению общего объема вредныхвыбросов, о чем наглядно

свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной

уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены,

при такой системе нет.

Цена

(тыс. руб. за кг)

О 900 1000 1500 выбросов

(кг в день)

Рис. 13—4. Права на загрязнение окружающей среды:

роль движения "зеленых"

D =

S'

MSB

Е'

S = MSC

Е

Количество

лицензий

ТЛ TIU 1^/4 irtfUI\f'l'Ttt\

430 Глава 13 Институциональные аспекты рыночного хозяйства

В последнее время получают все более широкое применение

новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди

них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение

природной среды Государство определяет объем вредных выбросов,

допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий

с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных

выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий но

1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 KI

(рис 13—4). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие

установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии

на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна

100 тыс. руб. Ее пи местное общество партии защитников окружающей

среды ("зеленых") решит улучшить экологическую ситуацию

в области, оно может купить часть лицензий, с тем чтобы изъять их

из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной

лицензии повысится до 120 тыс руб Таким образом, продажа прав

на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение

экологической ситуации в стране.

13.3. Общественные блага.

Роль государства в рыночной экономике

_- Чисто общественное благо (pure public good)

щественные это такое благо, которое потребляется коллск-

л г тивно всеми гражданами независимо от того,

платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется

двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемос

тью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, нацио

нальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление

чисто общественного блага одним человеком не уменьша

ет его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как

предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один

Человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если

Он отказывается за это платить. Чисто общественное блаю обладав

Своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто

Нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага

сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо (риг<

private good)это такое благо, каждая единица которого мо

жет быть продана за отдельную n/iamy. В отличие от чисто частного

блага чисто общественное благо не может быть разделено н<'.

единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями!

и быть продано по частям Невозможность определения цены IM

Отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особен

ности определения совокупного спроса на чисто общественное благо

(рис. 13—5). Цена в данном случае не является переменной вели

J3.3. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике 431

Р (тыс. руб.

За ед.) Р (зтаы сед. Ору б.

Q

а) Чисто частное благо

Qs = 12 Q

б) Чисто общественное благо

Рис. 13—5. Определение совокупного спроса на чисто частное благо

И чисто общественное благо

Чиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает

Предельную полезность всего имеющегося его наличного объема.

Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и

Васильев — см. рис. 13—5) должны потребить весь объем выпущенного

Блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных

Благ (который получается путем сложения кривых индивидуального

Спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных

Благ определяется путем суммирования предельных выгод

(получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

К Потребление чисто общественных благ происходит

Проблема коллективно, однако индивидуальная польза от это-

оезоилетника го потребления различна. В нашем примере (см.

рис. 13—5) индивиды получают различную выгоду: наименьшую —

Андреев, наибольшую — Васильев. Такая ситуация предполагает

Наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека.

Однако в реальной действительности наличие такой информации

— большая редкость.

Если оплата чистообщественных благ будет осуществляться в

Соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются

Мощные стимулы для сокрытия истинной информации и

Преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно,

Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного

Блага независимо от того, платят они за него или нет, то

Возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо

Даром Такая ситуация получила название проблемы безбилетника,

"зайца" (free-rider problem).

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых

Группах потребителей, так как там труднее получить необходимую

Информациию о положении плательщиков. В результате

Существования проблемы безбилетника производство чисто общественных

Благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в

Состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить

"провалы" рынка помогает государство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.019 с.)