Фирмами опасной для общества монопольной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирмами опасной для общества монопольной



власти. Антимонопольное законодательство может пониматься

В узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено

Против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих

Избыточной монопольной властью, а также на предотвращение

"нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы

Делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства

Направлена против всех форм накопления монопольной

Власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного

Поведения.

Классическим примером антимонопольного законодательства является

Антитрестовское законодательство США. Первым актом стал

Знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном

Против монополизации торговли и коммерческой деятельности.

Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.),

Направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял

вне закона "недобросовестные приемы" устранения конкурентов, рассматривая

Их как уголовное преступление. В качестве мер наказания

предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение

И даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность

Закона Шермана — нацеленность на борьбу с уже существующими

Монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений,

Отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного

Органа и профилактических антимонопольных мер.

Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г.,

Когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой

Комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные

Понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось

Понятие антимонопольной деятельности В частности, особое

Внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов,

А также монопольной власти как таковой. На правительственную

Федеральную торговую комиссию был возложен контроль

За исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам

расширилась профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем

Антитрестовское законодательство США все в большей степени

Переходило от узкой к широкой трактовке монополистического пове-

Глава 8. Типы рыночных структур, несовершенная конкуренция

Дения. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав

потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации);

Закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие

Монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование

Антитрестовского законодательства продолжалось и позднее.

Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство

Приняло инструктивные документы, которые установили

Нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Хер-

Финдаля—Хиршмана (JHH). Если этот индекс не превышал 1000, то

Рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800

— высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически

Ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была

низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию

Конгломератов.

Антитрестовские законы США оказали большое влияние на

Развитие антимонопольного законодательства других стран, в том

Числе и современной России.

В целом ряде отраслей избежать обра-

гегулирование ^ зования монополий невозможно. Нель-

Естественных монополии зя иметь в квартире два газопровода

От двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи,

Альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинстве

отраслей инфраструктуры образование монополий происходит

Естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по

Отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

Р

Рис. 8—15. Регулируемая естественная монополия

В 30—40-е гг. в США активно обсуждался вопрос об уровне цен

В условиях естественной монополии1. При совершенной конкуренции

Р = МС; такая цена (Рь) оптимальна с точки зрения общества, так как

1 Подробнее см • Коуз Р. Спор о предельных издержках / / В кн.- Коуз Р. Фирма,

Рынок и право. С 70—86.

Антимонопольное законодательство и регулирование 267

обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов (рис. 8—

Однако при такой цене у ряда производителей производство может

Оказаться убыточным. Поскольку у разных производителей различны

Издержки, то и цены тоже были бы разными. В этих условиях

Потребитель беззащитен перед шантажом производителя, который

Может завышать цену под самыми различными (реальными или надуманными)

Предлогами до уровня Рс. Поскольку государство стремится

умерить "аппетит" естественных монополий, оно устанавливает

равную для всех цену на уровне средних издержек (Ра).

Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых

благ в сравнении с оптимальным случаем (Qa < Qb), потребители

Получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемой

естественной монополии (Q > Qc). Цену, устанавливаемую на

уровне средних издержек, называют "ценой, обеспечивающей

справедливую прибыль". За соблюдением "справедливости" следят в

США многочисленные федеральные регулирующие комиссии (по торговле

Между штатами, по управлению энергетикой, по связи и др.). Их

Деятельность давно служит излюбленным объектом критики для

Представителей классического либерализма. Организация комиссий,

Направленных против монополий, таит в себе элементы монополизма.

Ответственными работниками этих комиссий становятся представители

Компаний-монополистов, которые, конечно, стремятся контролировать

Самих себя на самых выгодных условиях. Часто крупные

Фирмы выступают инициаторами внедрения государственного

Регулирования в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая себе тем

Самым надежную защиту от конкурентов и потребителей Подобное

"регулирование" саркастически называют "легальным картелем",

Который защищен государственной властью. Политика дерегулирования

70—90-х гг. в ряде случаев привела к разрушению таких "легальных

картелей" и снижению потребительских цен

Вопросы для повторения

Всегда ли дуополия ведет к соглашению между фирмами? В

Каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным,

А в каких нет? Когда соглашение эффективно?

Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в

Олигополистических отраслях экономики7 Получают ли в этом случае

Фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники

Такой прибыли?

Какие олигополистическиеструктуры являются устойчивыми,

А какие нет? Каковц критерии и условия стабильности равновесия

В условиях олигополии?

Каким образом можно оценить эффективность олигополии и

Степень олигополистической зависимости на рынке? Всегда ли издержки

Олигополии превышают выгоды от нее?

5. Какие методы ценообразования применяют олигополисты?

Каковы условия существования лидерства в ценах и ценовой дискриминации

В условиях олигополии7

Глава 8. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

Каким образом формируются потребительский излишек и

прибыль фирмы в результате процесса ценообразования в условиях

Олигополии?

Каким образом можно оценить эффективность рыночного

Обмена в условиях олигополистической взаимозависимости?

В каких случаях объем производства в отрасли будет выше.

В условиях равновесия Курно, равновесия Бертрана или равновесия

Штакельберга?

9. Возможно ли равновесие Курно (Бертрана, Штакельберга)

для фирм, выпускающих дифференцированную продукцию (например,

разные виды ручных часов)7

Какие условия при этом должны выполняться?

Совместима ли экономическая эффективность с рыночной

Ситуацией равновесия Курно, равновесия Бертрана и равновесия

Штакельберга?

Каковы условия и ограничения ценовой дискриминации?

Любая ли рыночная структура может привести к ценовой дискриминации?

Какие меры государственной политики применяются для



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.159.186.146 (0.032 с.)