Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня,

Поиск

дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным

затратам потребителя добавляются неденежные (см. рис. 3—15). Последние

связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. —

все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые

не служат расширению производства дефицитного товара.

Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят

до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает"

излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству

на тех предприятиях, у которых издержки производства

данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает. Наоборот,

те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы

в сохранении его дефицита, потому что он становится

источником их доходов (потому что увеличивает размеры неденежных

затрат — см рис. 3—15). Поэтому они всячески будут пропагандировать

государственное регулирование цен под различными

"благовидными" предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает

необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение

предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв

между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом

случае рыночная экономика начинает функционировать менее

эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

P i

i Т О,ч

а) б)

Рис. 3—16. Абсолютно-устойчивое (а) и относительно(условно)-

устойчивое (б) равновесие

94 Глава 3. Рыночная система спрос и предложение

Устойчивость

Равновесия

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения

цен спроса от цен предложения постепенно

погашаются, стремясь к равновесной цене РЕ, а

объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке

равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (PD = Ps) и

объем спроса равен объему предложения (QD = Qs). Равновесие может

быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным.Устойчивое

равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным.

Отложим на оси абсцисс время — Т, а на оси ординат —

цену. Когда отклонения от равновесной цены (например, Р, Р)

постепенно выравниваются на уровне РЕ, на рынке складывается

устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае

установления единой равновесной цены (см. рис. 3—16а), относительное

— при небольших отклонениях от нее (см. рис. 3—166).

I

Р. г

р4 -^

а) б)

Рис. 3—17. Локальная (а) и глобальная (б) устойчивость равновесия

Если равновесие достигается лишь в определенных пределах

колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом

(рис. 3—17а) устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до

Р3. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях

цен от равновесной цены (см. рис. 3—176), то устойчивость носит

глобальный характер.

Установление равновесия может происходить в результате циклических

"колебаний." Если колебания носят затухающий характер,

равновесие устанавливается по истечении времени ТЕ (см. рис. 3—

18а). Если колебания носят равномерный или взрывной характер

(см. рис. 3—186, в), то цена равновесия не формируется.

_ Простейшей динамической моделью, показы-

Наутиноооразная ваЮщей затухающие колебания, в результате

модель которых формируется равновесие, является паутинообразная

модель (cobweb model) (см. рис. 3—19). Она отражает

формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом

производства (например, в сельском хозяйстве), когда произ-

3.3. Равновесие спроса и предложения. Эластичность 95

водители, приняв решение о производстве на основании существовавших

в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем:

Qst = s(Pt_.,),

где Qst — объем предложения в период времени t;

Р — фактическая цена экономического блага в период времени,

предшествующий периоду t.

ТЕ Т о

Рис. 3—18. Колебания: затухающие (а), равномерные (б) и взрывные (в)

Паутинообразная модель абстрагируется от естественных колебаний

урожайности и других стихийных, непредсказуемых явлений,

типичных для сельскохозяйственного производства. Другим

упрощением является предпосылка об отсутствии запасов и резервов

и их возможной реализации в условиях изменяющейсяконъюнктуры

рынка.

Pi V D!Ч •

— 1 —

/fs

в/ н/

J4. "Vf

\

i i i г \

О Q О Q О Q

а) б) в)

Рис. 3—19. Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие

в паутинообразной модели и регулярные колебания (б) вокруг него

Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона

кривой спроса и кривой предложения. Равновесие устойчиво,

если угол наклона кривой предложения S круче кривой спроса D

(см. рис. 3—19а). Движение к общему равновесию проходит ряд

циклов. Избыток предложения (АВ) толкает цены вниз (ВС), и в

результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены

96 Глава 3. Рыночная система' спрос и предложение

вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и

так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке

Е. Колебания носят затухающий характер.

Движение может, однако, приобрести иное направление, если

угол наклона кривой спроса D круче угла наклона кривой предложения

S (см. рис. 3—19в). В этом случае колебания носят взрывной

характер и равновесие не наступает.

Возможен, наконец, и такой вариант (см. рис. 3—196), когда

цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения

равновесия Это возможно в том случае, если углы наклона

кривых спроса и предложения равны.

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы

наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение

для понимания механизма рыночного равновесия, определения

закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.

Чтобы глубже разобраться в законах функционирования и развития

рыночной экономики, введем понятие эластичности.

3.4. Эластичность спроса

и предложения

Эластичность спроса В а ж нУю Р о л ь в изучении возможных реакций

со стороны экономических агентов на

изменение цены играет понятие эластичности/ Эластичность спроса

относительно цены (price elasticity of demand) показывает

относительное изменение объема спроса под влиянием изменения

цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не

абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы

говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 рублей — это слишком

существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не

заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса.

Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощутим

для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и

величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а

относительно

Е?.=

AQ/Q

ДР/Р

изменение Q в %

изменение Р в %

(3.3)

где Е nl р > — эластичность спроса по цене;

DQ/Q — относительное изменение спроса;

DP/P — относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и

AQ < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

-AQ/Q

Е Р = •"ГгёГп ' и л и модуль Е° =

ДР/Р

AQ/Q

ДР/Р

3.4. Эластичность спроса и предложения 97

Спрос называют эластичным, когда Е">1 (это означает, что

спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким),

когда Ер<1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются

цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса,

то Ер = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает

бесконечное расширение спроса, то Е = °° (см. рис. 3—20).

Р- Е == 0

Е =

0 Q

Рис. 3—20. Крайние случаи эластичности

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена,

если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой

спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением

тангенса угла касательной с осью X (рис. 3—21).

0 Q0 N Q

Рис. 3—21. Точечная эластичность

* - - ^ - х Р

АР Q

Значение точечной эластичности обратно пропорционально

тангенсу угла наклона.

98 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней

реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой

спроса на некотором отрезке DtDz.

Е» _: A Q

?, р - -W» - <Ц „ (p2+ p.) / 2 _ -(Q, - Q.),, (p2 + P.)

p ДР Q (Ра-Р,) (Q2 + Q,)/2 (P,-^) (Q2 + Q,)

(3.4)

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — ЬР,

то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на

кривой спроса и равен AQ/ДР = -Ь. Точечная эластичность линейной

функции может выражаться тогда как

где b — наклон кривой спроса.

Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение эластичности

Е° будет различным в разных точках кривой и принимает

любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменяется

от 0 (в точке Dj) до °° (в точке D2) (см. рис. 3—22).

D, Q

Рис. 3—22. Свойства эластичности

Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело

в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества

продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном

отношении) изменение. Наоборот, процентное изменение цены представляет

довольно скромную величину, так как база, с которой осуществляется

сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным,

почему первоначально Е°> 1, а в правом нижнем углу Ер< 1.

Взаимосвязь изменения эластичности по

цене и совокупной общей выручки показана

на рис. 3—23.

Совокупная выручка равна произведению

количества проданной продукции на ее цену:

Эластичность

Спроса по цене

И совокупная выручка

3 4. Эластичность спроса и предложения 99

TR = Р X Q, (3.5)

где TR (total revenue) — совокупная (общая) выручка (доход);

Р (price) — цена;

Q (quantity) — количество.

Цена Р

Ценовая

эластичность

PовыбQщр —уачяк а

Количество Q

Рис. 3—23. Эластичность и общая выручка

Если спрос по цене эластичный (Ер>1), то снижение цены вызывает

рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по

цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной

выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом

углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное

изменение цены — велико.

Если спрос по цене неэластичен (ED< 1), то снижение цены

приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос

по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.

Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного

и неэластичного спроса отражено в табл. 3—1.

• • оо Глава 3 Рыночная система спрос и предложение

Таблица 3—1

Эластичность спроса по цене

И совокупная выручка

Величина

эластичности спроса

по цене

Е°>1

E,D=1

Е°<1

Влияние изменения цены на совокупную

выручку (TR)

Увеличение цены

(РТ)

Уменьшение цены

(Pi)

TRl TRt

TR — const

TRT TR4-

Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение

для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти

такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая монополия,

монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация

Факторы, влияющие Факторами, влияющими на эластичность,

на эластичность являются: _

у Наличие заменителей' чем больше

товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако

при этом следует учитывать, насколькоузко определены границы

данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера

соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль

"Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая

не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с

успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом,

в первом случае практически отсутствуют товары-заменители,

во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти

гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые

в разных странах).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем

выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3 Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши

(спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом

необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).

Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали

следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов

первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество,

потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь —

0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность,

равную 1,87, фарфор — 1,54.

5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6 Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде

потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгое-

3 4 Эластичность спроса и предложения 101

рочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное

различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не

можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников

и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако,

если цена за электричество стремительно растет, вы при

покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость

и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.

Эластичность спроса на одно благо относи-

t „??Л?^™~? телъно цен на другое благо называется переэластичность

крестной эластичностью (cross elasticity):

dQx/Qx dQx p

Еи = —— = — х — у— • (3.6)

*>У dP / P dP Q v

У

Если Е° > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты),

если Е°< 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше сте-

D пень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е х.У = + °°, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность,

тем больше взаимодополняемость (если Ех = - °°, то мы имеем

пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и

взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших

ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно

снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб,

бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и

на мебель. Тогда Ех < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует

их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При

исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной

эластичности более точную оценку дополняемости или

заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу).

Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента,

характеризующие эффекты дохода и замещения (уравнение

Слуцкого в коэффициентах эластичности).

Эластичность спроса В современной экономической науке исполь-

относительно дохода 3Уе т с я т а к ж е п о к а з а т е л ь эластичности

спроса относительно дохода (income elasticity

of demand):

AQ/Q (3.7) л.. — • 1 Д1/1

Если показатель эластичности спроса относительно дохода

является отрицательным (Е1 < 0), то увеличение дохода приводит к

падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является

102 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным

и необходимым заменить его другим, более качественным товаром.

Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом,

отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими

овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода

положителен (Е: > 0), благо является нормальным.

Если 0 < Ej < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что

типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При

Е, > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения

(предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном

уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости

от дохода одни и те же блага могут давать численные значения

эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные

единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для

каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы

(0 < Et< 1), должно существовать благо с Е, > 1 для конкретного

потребителя, называется законом Энгеля.

Рассмотрим теперь эластичность предложения.

пЭ г» р г л еадслтиочжнеонситяь c Э нiе л tнy а и с еo т f и, о ч бs*u н ъ pе о с l т аy, ь ) п п. р п р еод е лкл д ао л зжы о е ж вна е ие н ят и я п оо п т = д > о н о ц - в + сл е ии н тя е не ил (\p еь г м r н i о c е e из e ми l з a ем s н t ее i - - ния

цены на один процент.

Ц--1У2-. (3.8,

р АР/Р

Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения

важное значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно

неэластично (Ер = 0). Поэтому повышение (понижение)

спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается

на величине предложения (см. рис. 3—9а).

В условиях короткого периода предложение более эластично.

Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не

только рост цен, но и увеличение объема производства, так как

фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии

со спросом (см. рис. 3—96).

В условиях длительного периода предложение почти совершенно

эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному

росту предложения при постоянных ценах или несущественном

повышении цен (см. рис. 3—9в).

Теория эластичности имеет важное значение для

Практическое определения экономической политики фирм и

значение теории правительства.^Это наглядно видно на примере

эластичности налоговой политики государства. Допустим, государство

вводит определенную (фиксированную) сумму налога на

единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S

вверх до S' (см. рис. 3—24).

3.4. Эластичность спроса и предложения 103

Цена

Платят

потребители

Платят

производители

Избыточное

налоговое бремя

0 Количество

Рис. 3—24. Распределение налогового бремени

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями,

а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся

омертвленными издержками, которые представляют чистую

потерю для общества. Эластичность при этом играет большую

роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают

предприниматели, а какую — потребители.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается

производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем

(сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае

и во втором на рис. 3—25).

Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного

спроса потребители при росте цены на данный товар

будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты.

В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо

труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога

падает на потребителей, а если неэластично — то на производителей

(см. рис. 3—26). Это и понятно. Эластичность предложения означает,

что производители без труда смогут переключить свои ресурсы

на производство какого-либо другого товара или услуги. В

случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит

медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от

налога пострадают производители.

104 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

0 Q2 Q, Q 0 Q2 Q, Q

а) Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос

Рис. 3—25. Эластичность спроса и распределение налога с продаж

0 Q2 Q, Q 0 Q2 Q, Q

а) Налоги и эластичное предложение б) Налоги и неэластичное

предложение

Рис. 3—26. Эластичность предложения и распределение налога с продаж

Вопросы для повторения

1. В каких областях экономики действие рынка может быть

неэффективным? Обоснуйте ответ.

2. В каких единицах измеряется выигрыш потребителя — в

денежных или полезностных?

3. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по

цене, по доходу; пары товаров с высокой и низкой перекрестной

эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов

и комплементов?

4. Покажите, как отразятся на модели спроса и предложения

молока следующие события:

Примеры решения задач 105

а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по

новой цене ей недоступно;

б) после повышения заработной платы госслужащих молоко

перешло в разряд дефицитных товаров;

в) в результатерекламной кампании население стало предпочитать

молоку кока-колу;

г) сокращение сельскохозяйственного производства России

сильно ударило по молочной промышленности;

д) экстренный импорт молочного концентрата из-за рубежа

нормализовал ситуацию с молоком в Москве;

е) весной 1997 г. многие фермеры обнаружили, что по существующей

цене производство молока для них невыгодно.

5. "Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший

объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и

затоваривание, служит признаком нарушения равновесия". Прокомментируйте

эти утверждения.

6. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных

рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на

графиках спроса и предложения.

7. "Выигрыш потребителя может быть увеличен только за счет

выигрыша производителя, и наоборот". Так ли это? Почему?

8. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести

налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продавцов.

Какой вариант предпочтительнее для населения?

Примеры решения задач



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.152 (0.02 с.)