Частнопредпринимательская фир- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частнопредпринимательская фир-



Частнопредпринимательская м а _ это фирма, маделец кото-

фирма р0. самостоятельно ведет дела в

собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль

(остаточный доход) и несет персональную ответственность по

всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной

ответственности). Собственник классической фирмы является

центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных

ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения,

т. е. контролирует поведение всех остальных членов команды.

Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за

вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать

все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

Обычно собственником классической фирмы является владелец

наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим

ресурсом может быть как физический, так и

человеческий капитал. Например, в проектно-конструктбрских организациях

или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капитала

чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются

талантливые работники.

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской

фирмы являются:

1) простота организации (учреждения, управления и т. д.);

2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласования

в принятии решений и т. д.);

3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли

одним лицом).

Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской

фирмы следует назвать в первую очередь:

1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная

как с недостатком средств собственника фирмы, так и с

трудностью получения кредитов);

2) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных

и управленческих функций (особенно в условиях

мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной

формы собственности);

3) существование неограниченной ответственности (когда собственник

в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным

в дело, но и всей своей личной собственностью).

Партнерство — это фирма, орга-

Нартнерство низованная рядом лиц, совместно

и самоуправляющаяся фирма владеющих. убавляющих пред-

приятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам.

6.2. Основные формы деловых предприятий 189

Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг

друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной

деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина

и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе

участников. Бывает, что все партнеры принимают активное участие

в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются

и партнеры, играющие пассивную роль. В ряде случаев возникают

партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает,

что наряду с основными участниками, полностью отвечающими

за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых

ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной

ответственностью).

Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской

фирмы (в частности, их легко организовать и ими

несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ

по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь

уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию

в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые

барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают

рядом недостатков (скудность финансовых средств, неограниченная

ответственность и др). К ним, однако, добавляются новые.

Главными из них являются разделение функций (в результате

которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость

интересов) и угроза потенциального распада партнерства

(в результате возникающих противоречий или выхода из

дела одного из партнеров).

Иногда по типу партнерства организованы большие трудовые

коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского

типа. В этом случае владельцами предприятия являются

все — владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов.

Все они имеют одинаковые права. Поскольку все стратегические

вопросы решаются совместно, нередким является распределение

прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб

будущему (инвестициям в производство). Проедание средств создает

инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-

технического прогресса и развития производства.

Корпорация Третьим, основным видом делового предприятия является

современная (открытая) корпорация. Корпорация

— э т о фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность

каждого собственника ограничена его вкладом в

данное предприятие.

Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая ценные

бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся

собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно

быстрое привлечение финансовых средств огромного числа

людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют

только той суммой, которую они заплатили при покупке ак-

190 Глава 6. Фирма как совершенный конкурент

ций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом,

но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной

ответственности).

Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных

кадров способствуют росту эффективности

корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение

достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление

ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий

массового производства.

Корпорация — это специфический тип деловых предприятий,

которыйимеет форму существования, отличную от физических лиц

(форма юридического лица). Корпорация существует независимо

от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая

корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило,

не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому

современные корпорации характеризуются известной стабильностью.

Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от

воли и желания отдельных акционеров.

Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают

и вполне ощутимыми недостатками.

Корпорации открывают широкий простор для всевозможных

злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности

и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно

не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления

действенного контроля. В корпорации происходит размывание

прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью

команды ослабляются Держатели контрольного пакета

акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими.

Возможности оппортунистического поведения расширяются.

Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в

чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые

злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив

капитала в дочерние компании, сомнительная производственная

деятельность и т. д).

Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь

в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам

рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства

акционеров в повседневные дела компании возрастает.

Возникает угроза "поглощения" данной фирмы другой и полной

смены команды (во всяком случае, ее верхнего эшелона). К тому же

падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда,

что может в перспективе привести к резкому сокращению их

доходов.

Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации

является двойное налогообложение. Дело в том, что часть

дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде

дивидендов, сначала облагается налогом как прибылькорпора-

6.2. Основные формы деловых предприятий 191

ции, а потом как часть дохода держателя акций. В результате

большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые

государству.

Деятельность ряда фирм регулируется госу-

и^сударственная ДаРств0М- в э т о м случае государство вводит

СЬИРМЫ ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует

остаточный доход. Такая политика

государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается

в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного

премирования и т. д.), либо дарится потребителям путем снижения

цены выпускаемой продукции.

Государство не только регулирует деятельность частных фирм.

Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная

собственность означает отсутствие права на свободную продажу

имеющихся правомочий. Таким образом, деятельность менеджеров

не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных

предприятий контролируются собственниками

(гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры

частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности

для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений.

Срок службы управляющих, как правило, дольше,

чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о

прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих

предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.

тт _ Неприбыльные (некоммерческие) организа-

Неприбыльная ч L

организация ции — Ш ИР0 К 0 распространенная форма в ус-

и потребительский л о в и я х современной рыночной экономики. К

кооператив ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, госпитали,

колледжи, общества милосердия и

другие организации, которые не стремятся к получению прибыли.

Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие

получают доходы от своей деятельности — продажи товаров и услуг.

Многие из этих организаций имеют статус корпораций. Однако

это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров.

Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или

сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если

в результате деятельности такой организации появляется прибыль,

то она обычно вкладывается в дело.

Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов

своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы

могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае

покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым

ценам, во втором — контролировать продажу произведенной

ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности

таких организаций, хотя появление ее не исключено.

192 Глава 6. Фирма как совершенный конкурент

6.3. Фирма: издержки производства и прибыль

Экономическая в общем виде прибыль (profit) опре-

и бухгалтерская прибыль деляется как разность между совокупной

выручкой (total revenue) и совокупными

издержками (total cost):

TR — ТС = л, (6.1)

где TR (total revenue) — совокупная выручка (доход);

ТС (total cost) — совокупные издержки;

л (profit) — прибыль.

Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними

(неявными). К внешним издержкам относятся платежи

внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из

совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую

прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает

внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками

являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю,

а также 2) нормальная прибыль, которая приходится

на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская

способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние

издержки, мы получаем экономическую прибыль (см. рис. 6—3).

Выручка -————————

(платежи от покупателей)

Внешние издержки Бухгалтерская прибыль

(платежи внешним

поставщикам)

Т Т

Внутренние издержки Экономическая прибыль

"1

Нормальная прибыль

Рис. 6—3. Структура выручки предпринимателя

Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая

учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется

путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних

издержек (включая нормальную прибыль) Внешние и внутренние

издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные,

издержки. Это значит, что при определении объема реальной

прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую

получил бы его владелец при наилучшем его использовании.

Издержки на ресурсы,

принадлежащие

предпринимателю

6.3. Фирма: издержки производства и прибыль 193

Экономические издержки позволяют понять различие между

подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы.

Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности

фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует прошлое,

имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот,

интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее.

Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы

использования ресурсов, которыми он располагает.

nr.il!! i" n «ми Дл я более детального анализа экономической де-

и поеиельнмй ятельности фирмы введем понятия совокупного,

доход среднего и предельного дохода (выручки).

Совокупный доход (total revenue TR) —

это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного

количества блага:

где

TR = Р х Q,

совокупный доход;

(6.2)

TR (total revenue)

Р (price) — цена;

Q (quantity) — проданное количество благ.

Средний доход (average revenue AR) — доход, приходящийся

на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции

средний доход равен рыночной цене:

TR PxQ

A R = - ^ - = - ^ - = R (63)

Предельный доход (marginal revenue MR) — приращение

дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения

выпуска продукции:

dTR d(P x Q) dQ

MR = (6.4)

dQ dQ dQ

= P.

Если отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси

ординат — совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от

продукции изображается в форме луча, выходящего из начала координат

(см. рис. G—4).

TR,

Общая

выручка TR

Количество Q

продукции

Рис. 6—4. Совокупная выручка (доход)

194 Глава 6. Фирма как совершенный конкурент

Согласно графику

AR =

TR MN

ON

= tgot = MR = P.

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей

бесконечно много, никто из них не может оказать существенного

влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается

объективно, независимо от их воли и желания, в результате

чего каждая из фирм выступает как ценополучатель. Поэтому если

отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси ординат

— цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, параллельной

оси абсцисс (см. рис. 6—5). С экономической точки зрения

это означает,что эластичность спроса по цене бесконечно велика.

Pi

Цена

О N количество Q

Рис. 6—5. Цена, средний и предельный доход в условиях

совершенной конкуренции

Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия

равновесия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельного

дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем

производства при данной цене (см. рис. 6—6).

Цена, средний,

предельный

и валовой доход

P,AR,MR,TR TR

D = MR - Р

О

» Q

Требуемое количество продукции

(продано)

Рис. 6—6. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях

совершенной конкуренции

6.3 Фирма, издержки производства и прибыль 195

Перейдем теперь к анализу издержек. В теории фирмы важную

роль играет фактор времени Поэтому, прежде чем охарактеризовать

издержки, введем понятия краткосрочного и долгосрочного

периодов времени.

Краткосрочный кРаткосР<>чный (или короткий) (short-run) пе-

пепиол РИ°Д — это отрезок времени, в течение кото-

рого одни факторы производства являются постоянными,

а другие — переменными. К постоянным факторам

производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий

и сооружений, количество используемых машин и оборудования

и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли.

Предполагается, что возможности свободного доступа новых

фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В

краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать

только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения

протяженности рабочего времени, количества использованного

сырья и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.124 с.)