Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собрания организуют и направляют деятельность исполнительной

Поиск

Власти, следят за претворениемпринятых решений в жизнь.

В то же время при представительной демократии возможно

Принятие решений, не соответствующих интересам и чаяниям большинства

Населения, весьма далеким от модели медианного избирателя.

Создаются предпосылки для принятия решений в интересах

Узкой группы лиц.

В условиях представительной демократии

Группы с особыми качество и оперативность решений зави-

Интересами. сят о т необходимой информации и стиму-

Лоббизм Л0В) способствующих ее преобразованию в

Практические решения. Информация характеризуется альтернативными

Издержками. Для получения ее необходимы время и деньги.

Рядовому избирателю небезразлично решение того или иного вопроса,

Однако влияние на своего депутата связано с затратами —

Придется писать письма, посылать телеграммы или звонить по телефону.

А в случае, если он не внемлет просьбам, — писать гневные

Статьи в газеты, привлекать внимание радио или телевидения

Самыми различными способами вплоть до организации демонстраций

И митингов протеста

Рациональный избиратель должен соотносить предельные выгоды

От такого влияния с предельными затратами (издержками).

Как правило, предельные затраты значительно превышают предельные

Выгоды, поэтому желание постоянно воздействовать на

Депутата у избирателя минимально.

Иные мотивы у тех избирателей, интересы которых сконцентрированы

на определенных вопросах, как, например, у производителей

Конкретных товаров и услуг (сахара или винно-водочных изделий,

Угля или нефти). Изменение условий производства (регулирование

Цен, строительство новых предприятий, объем государственных

закупок, изменение условий импорта или экспорта) для них

— вопрос жизни или смерти. Поэтому такие группы с особыми интересами

Стремятся поддерживать постоянную связь с представителями

Власти. Они используют для этого письма, телеграммы, средства

Массовой информации, организуют демонстрации и митинги,

Создают специальные конторы и агентства, чтобы оказывать давле-

Глава 14. Теория общественного выбора

ние на законодателей и чиновников (вплоть до подкупа). Все эти

Способы влияния на представителей власти с целью принятия

Выгодного для ограниченной группы избирателей политического

решения называют лоббизмом (lobbying).

Группы со взаимными и значительными интересами могут с

Лихвой компенсировать свои затраты, если законопроект, который

Они отстаивают, будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия

Закона будут реализованы внутри группы, а издержки распределятся

На все общество в целом. Концентрированный интерес немногих

Побеждает распыленные интересы большинства. Поэтому относительное

Влияние групп с особыми интересами гораздо больше их

Доли голосов. Выгодные им решения не были бы приняты в условиях

Прямой демократии, когда каждый избиратель прямо и непосредственно

Выражает свою волю.

Влияние концентрированных интересов объясняет массу парадоксов

Экономической политики государства, которое в основном

защищает старые, а не молодые отрасли (в США, например, такие,

Как сталелитейная и автомобильная). Государство гораздо чаще

Регулирует рынки потребительских товаров, чем рынки факторов

Производства, предоставляет льготы отраслям, сконцентрированным

В определенном районе, чем распыленным по всей стране. Классический

пример — американский штат Мичиган, в главном городе

Которого — Дейтройте — расположены три крупнейшие автомобильные

компании США: "Дженерал моторз", "Крайслер" и "Форд".

Депутаты, в свою очередь, также заинтересованы в активной

Поддержке со стороны влиятельных избирателей, ибо это увеличивает

Шансы их переизбрания на новый срок. Лоббизм позволяет

Находить источники финансирования предвыборной кампании и

Политической деятельности. В еще большей степени заинтересованы

В лоббизме профессиональные бюрократы, от деятельности которых

Зависит не только принятие, но и претворение в жизнь политических

Решений. Поэтому выборные органы и исполнительная

Власть должны следовать определенным принципам, сфера их деятельности

Должна быть строго ограничена. По мнению Ф. Хайека,

"ограничена должна быть... любая власть, но особенно демократическая.

Всемогущее демократическое правительство именно вследствие

Неограниченности своей власти становится игрушкой в руках

Организованных интересов, ибо должно угождать им, чтобы обеспечить

себе большинство"1.

„ Последователи теории общественного выбора нагляд-

Радо с но П 0 к а 3али, что нельзя целиком и полностью пола-

Голосования г а т ь с я н а результаты голосования, поскольку они в

Немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений.

Сама демократическая процедура голосования в законодательных

Органах также не препятствует принятию экономически

Неэффективных решений.

1 Хайек Ф. А. Общество свободных. Лондон, 1990 С 151.

Общественный выбор в условиях представительной демократии 459

Проиллюстрируем это на простом примере. Допустим, некоторое

Общество (или выборный орган) состоит из трех человек (Иванова,

Петрова, Сидорова), отличающихся друг от друга системой

Предпочтений.

Один из них, например Иванов, ранжирует общественные цели

В следующем порядке: 1 — борьба с инфляцией, 2 — политика

занятости, 3 — национальная оборона. Другой (Петров) на первое

Место ставит политику занятости, на второе — национальную оборону,

на третье — борьбу с инфляцией. Предпочтения третьего (Сидорова)

Выглядят следующим образом: 1 — национальная оборона,

2 — борьба с инфляцией, 3 — политика занятости (см. табл. 14—4).

Таблица 14—4

Общественные цели и предпочтения

Общественные цели

Борьба с инфляцией

Политика занятости

Национальная оборона

Предпочтения

Иванов

Петров

Сидоров

Так как каждый из них преследует различные цели, прямое

Голосование не выявит доминирующей в обществе системы предпо-

Ч гений. В этом случае на голосование ставятся пары целей.

Из табл. 14—4 видно, что борьба с инфляцией в этом обществе

Рассматривается как более предпочтительная цель, чем политика

Занятости. Такое предложение пройдет двумя голосами (Иванова —

Е предпочтение против 2-го и Сидорова — 2-е против 3-го) против

Одного (Петрова — 3-е против 1-го). Соответственно двумя голосами

Пройдет и политика занятости по сравнению с обороной (см.

табл. 14—5). Если большинство предпочитает борьбу с инфляцией

Политике занятости, а политику занятости — обороне, то вполне

Логичным был бы вывод о том, что борьба с инфляцией является

Более предпочтительной целью по сравнению с национальной обороной

(правило транзитивности). Однако голосование покажет прямо

противоположный результат (см. табл. 14—4 и 14—5).

Таблица 14—5

Результаты голосования

Выборы

(1) Борьба с инфляцией против

Политики занятости

(2) Политика занятости

Против обороны

(3) Борьба с инфляцией

I ротив обороны

Победитель

Борьба с инфляцией

(предпочтения Иванова и Сидорова)

Политика занятости

(предпочтения Иванова и Петрова)

Оборона

(предпочтения Петрова и Сидорова)

Глава 14. Теория общественного выбора

Это означает, что в обществе (выборном органе) отсутствует

Рациональный подход, нарушается принцип транзитивности предпочтений.

Подобную ситуацию Ж. Кондорсэ назвал парадоксом голосования.

Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах

К. Эрроу. Парадокс голосования (paradox of voting) — это противоречие,

Возникающее вследствие того, что голосование на основе

Принципа большинства не обеспечивает выявления действительных

Предпочтений общества относительно экономических благ.

На самом деле ошибочной является процедура голосования.

Более того, довольно часто процедура голосования не позволяет

Сделать согласованный вывод. Парадокс голосования не только дает

Возможность объяснить, почему нередко принимаются решения, не

Соответствующие интересам большинства, но и наглядно показывает,

Почему результат голосования поддается манипулированию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.008 с.)