Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические модели и эксперименты

Поиск

Развитие системных Системный метод исследования - дети-

методов исследования Ще Х Х в- Однако предпосылки его возникновения

складывались еще в XIX в. в процессе

перерастания формальной логики в математическую. Именно

в этот период Д. Буль создает алгебру логики, а У. Джевонс и

Э. Шредер — первую систему математической логики.

28 Глава 1 Предмет и метод экономической теории

В начале XX в. А. А. Богданов (1873—1928) попытался создать

всеобщую организационную науку — тектологию, которая, по мысли

ее творца, как и математика, отвлекается от конкретного характера

элементов системы, изучая их с точки зрения организованности

или дезорганизованности. Это позволяет объединить на основе

общего строения социально-экономические, энергетические и биологические

процессы. В основе такого объединения лежит идея равновесия:

статического и динамического. В соответствии с этим подходом

А. Богданов делил все системы на уравновешенные и неуравновешенные.

Мощным импульсом для развития экономического моделирования

сталитеория и практика народнохозяйственного планирования

в СССР (ГОЭЛРО, межотраслевой баланс 1923—1925 гг.,

модели экономического роста Г. А. Фельдмана и др.). В 1939 г.

Л. В. Канторович создал метод линейного программирования. Развитие

технических наук (теории машин и механизмов, теории связи

и информации), математики (теории алгоритмов, математической

логики, теории вероятностей, математического программирования),

а также биологии и физиологии (исследование систем регулирования

в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нервной

деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй

половине 40-х гг. кибернетики. "Отцом" новой науки стал американский

исследователь Н. Винер. Кибернетика возникла как наука

об управлении сложными динамическими системами (независимо

от того, является ли такая система механической конструкцией

или живым организмом). Применение кибернетических принципов

к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием экономической

кибернетики (В. С. Немчинов, О. Ланге, Г. Греневский,

С. Вир и др.).

~ Распространение системных методов исследова-

кономико- ния и р 0 Ж д е н и е кибернетики сопровождались

МмЯоТдРеМлиЯрТИовЧаРГнКиЛеР б J у ^ р ным р r азвитием экономико-математического

г моделирования.

Экономическая модель — э т о формализованное описание экономического

процесса или явления, структура которого определяется

как его объективными свойствами, так и субъективным

целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей

части информации.

Реальный мир м Модель

Рис. 19. Соотношение модели и реального мира

Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов,

сконцентрировать внимание на главных элементах системы и

их взаимосвязи. Известные величины, вводимые в модель в гото-

1.2. Метод экономической теории 29

Положительный наклон

Y

Отрицательный наклон

Y

Наклон = О

О

Наклон

Y

О Х О Х

Рис. 1—10. Графическое изображение простейших

(линейных) зависимостей

вом виде, называются экзогенными; величины, которые получаются

в рамках модели при решении поставленной задачи, называются

эндогенными. Связь модели с объективной экономической действительностью

двояка: с одной стороны, модель отражает реальный

мир, является его условным воспроизведением, с другой — служит

его преобразованию в соответствии со сформулированными целями

(см. рис. 1—9).

Простейшим видом экономико-математического моделирования

является моделирование в двухмерном пространстве — при

помощи графиков. Если с увеличением значения аргумента значение

функции растет, наклон графика называют положительным,

если с увеличением значения аргумента значение функции уменьшается,

наклон называют отрицательным. Если с изменением значения

аргумента значение функции не меняется, то говорят, что у

функции нулевой наклон. Если, наконец, одному и тому же значению

аргумента соответствует бесконечное число значений функции,

то наклон функции равен бесконечности (см. рис. 1—10).

На рис. 1—10 показаны простейшие линейные зависимости;

однако в реальной действительности зависимости носят более сложный

характер и изображаются кривыми. Чтобы определить уровень

наклона функции в окрестностях данной точки, необходимо к

30 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

ней провести касательную так, как показано на рис. 1—11. Кроме

того, наклон функций может меняться, переходя из положительного

в отрицательный и наоборот.

Положительный наклон

Y

Отрицательный наклон

Y

Положительный

наклон Отрицательный

наклон Отрицательный

наклон

О

min \

Положительный

наклон

Рис. 1—11. Определение наклона кривых

Мир моделей многообразен (см. рис. 1—12). Они различаются по

уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические),

сфере охвата (макро- и микроэкономические), времени и

характеру действия (статические и динамические), степени струк-

турализации (малоразмерные и многоразмерные), характеру взаимосвязи

элементов (линейные и нелинейные) и т. д. Наибольшее значение

в экономической науке играет микро- и макромоделирование.

Модель

/ "

Статическая Динамическая

Кратко- Средне- Долгосрочные

срочные срочные

(до одного (5 лет) (15-20 лет)

года)

Рис 1—12. Виды моделей

1.2. Метод экономической теории 31

Предпосылки для возникновения микроэкономики складываются

во второй половине XIX в., когда в экономической науке все большее

внимание начинает уделяться психологическому фактору. Австрийская

школа предельной полезности стала рассматривать в качестве

исходного пункта экономической науки автономного индивида, независимого

от окружающего мира. Основная задача его деятельности

— удовлетворение потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

Поведение этого индивида рассматривается в различных гипотетических

ситуациях с целью выбора оптимального варианта (теория

выбора А. Маршалла). При этом предполагается почти полная

взаимозаменяемость факторов (труда, капитала и т. д.).

Экономическая наука выступает при таком подходе как сборник

готовых рецептов поведения индивида, фирмы и т. д. в стандартных

ситуациях, как нормативная наука. Специфически капиталистическое

выдается за общечеловеческое, рыночная экономика

— за экономику вообще. При таком подходе неизбежно представление

о современном обществе как о наилучшем, как о самой

гармоничной системе.

Крах золотомонетного стандарта после 1914 г., а затем Великая

депрессия 1929—1933 гг. наглядно обнажили несовершенство

функционирующей системы. Возникла необходимость возвращения

к объективному подходу, типичному для предшествовавшей экономической

теории, рассмотрению функционирования народного хозяйства

как единого целого (макроэкономика). Это достигается, во-

первых, в анализе таких категорий, как национальный доход, сбережения,

инвестиции и моделирование взаимосвязей между ними;

во-вторых, путем значительного расширения эмпирической базы и

совершенствования экономико-математических методов их обработки

(развитие эконометрики, кибернетики и т. д.). Причинно-следственные

связи вытесняются функциональными и структурными,

происходит четкое разграничение микро- и макроэкономики.

Экономические Изучение естественного хода явлений и процес-

экспеоименты сов э к о н о м и ч е с к о и жизни ставит на повестку дня

проведение экспериментов.

Экономический экспериментэто искусственное воспроизведение

экономического явления или процесса с целью изучения

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

На микроуровне На макроуровне

1. Р. Оуэн 1. Народнохозяйственное

2. Ф Тейлор планирование в СССР

3. Г. Форд 2. Кейнсианские эксперименты

4. Э. Мейо и др 3. Политика монетаризма и др.

Рис. 1—13. Виды экспериментов

32 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического

изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-,

так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики,

так и вне ее (см. рис. 1—13).

Сознательное массовое экономическое экспериментирование —

порождение XIX в. Наиболее известные экономические эксперименты,

проведенные на микроуровне, связаны с деятельностью

Р. Оуэна, "банками справедливого обмена" П. Ж. Прудона, а также

с теоретиками научной организации труда, производства и управления

— Ф. Тейлором, Г. Фордом и Э. Мейо.

Широкие эксперименты на макроуровне проводились в СССР

с первых лет советской власти. На Западе они связаны прежде

всего с именами Дж. М. Кейнса, М. Фридмена и их последователей.

В последующий период роль экономических экспериментов заметно

возросла, и в настоящее время серьезная, научно обоснованная

политика немыслима без проведения широких и разнообразных

экономических экспериментов. Экономические эксперименты позволяют

на практике проверить обоснованность тех или иных экономических

рекомендаций и программ, не допустить крупных народнохозяйственных

ошибок и провалов.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической

теории. По каким направлениям шло его расширение?

Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и

почему?

2. Чем отличается предмет "новой политической экономии" от

предмета политической экономии в традиционном понимании?

3. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов

к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в

каких — второй?

4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией,

лучше исследовать на микроуровне, а какие — на макроуровне?

Почему?

5. Как бы вы провели границы между экономикой и смежными

науками — политологией, социологией, психологией и т. д.?

6. Модель — это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной

действительности, следовательно, модель никогда не отражает

реальность во всейее полноте. Допустимо ли в этом случае

применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом

исследовании?

7. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической

теории' Если да, то каковы его характерные черты?

Если нет, то почему?

8. В чем достоинства и ограниченность систем, построенных на

основе формальной и диалектической логики?

Примеры решения задач 33

9. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать

исторически, в каких — логически? Охарактеризуйте достоинства

и недостатки обоих методов. Приведите известные вам примеры

их употребления.

10. Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких

стадиях развития науки они применяются? Каковы их достоинства

и недостатки? Какова их взаимосвязь?

Примеры решения задач



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.007 с.)