Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рынка труда, его элементы, функции, объем.

Поиск

Рыночные отношения предполагают существование и функ-ционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, мате-риалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных иссле-дований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег (кредитов) и др. Среди этих рынков свое место занимает и рынок труда. Теория рынка труда рассматривает поведение людей: работо-дателей и тех, кто ищет наемную работу, — которое определяет си-стему их взаимодействия в зависимости от разных факторов, таких как уровень доходов сторон, величина заработной платы, состояние инвестиционной политики, совокупность предпочтений и др. Рынок труда — это система общественных отношений, свя-занных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и прода жей; это также экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продав цы специфического товара — труда; наконец, это механизм, обеспе-чивающий согласование цены и условий труда между работодателя ми и наемными работниками. Каждое из этих определений (система отношений, простран-ство, механизм) подчеркивает существенные стороны понятия рын ка труда и тем самым отражает его многогранность. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечи вают себе получение средств существования и жизнедеятельности. Формирование рынка труда в стране связано с появлением для этого экономических, социальных и юридических предпосылок, т.е. некоторых объективных условий, без которых рыночные отношения в трудовой сфере невозможны или же возможны в усеченном виде. Экономическими предпосылками рынка труда являются: экономическая свобода, либерализация экономики, в осно ве которой лежит право частной собственности на средства произ водства, в том числе на землю; свобода труда, когда каждый человек имеет возможность самостоятельно определять, чем, когда, где и в каком объеме (сколько времени) ему трудиться. Свобода труда предполагает запрет прину-дительного труда (за исключением случаев, когда человек осужден к лишению свободы, что четко должно быть определено законода-тельством страны); свобода предпринимательской деятельности, когда у чело века имеется возможность начать собственное дело, собственное Производство или же принять участие в совместном с другими ли цами производстве с учетом регламентируемых форм предпринима тельской деятельности. Социальные предпосылки рынка труда заключаются в нали чии социального неравенства между людьми по уровню доходов, составу семьи, состоянию здоровья, стажу и опыту работы, по ум ственным способностям, уровню образования, личным качествам (физическая сила, выносливость, красота и др.). Предпосылки этого типа приводят к расслоению населения, появлению богатых и бед ных, а также так называемого средн его класса. Однако социальному неравенству людей в обществе должна противостоять государствен ная система социальной защиты населения от безработицы, система пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. Юридические предпосылки рынка труда состоят в наличии системы законов, обеспечивающих экономические свободы и соци-альную защиту населения страны. К ним относятся законодательные положения о труде, собственности, правах личности, предпринима-тельстве, занятости населения, социальном обеспечении, социальном страховании, социальных гарантиях, социальном партнерстве и др. В России юридические предпосылки рынка труда определены прежде вс его Конституцией РФ (декабрь 1993 г.), в ст. 7 которой сказано, что Российская Федерация — социальное государство, по-литика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для обеспечения конституционных прав и гарантий в России приняты кодексы законов и федеральные законы, детально регла-ментирующие и раскрывающие права и обязанности граждан и раз ных органов управления.

Среди них: Трудовой кодеке Российской Федерации (принят в декабре 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г.), в котором изложены Принципы и правила регулирования трудовых отношений, в частно-сти социального партнерства в сфере труда; Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором, в частности, определены организационно-правовые формы предпри-нимательской деятельности; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее — Закон о занятости населения в Российской Федерации). Федеральные законы от 21 декабря 1995 г. N° 207-ФЗ «О коллек тивных договорах и соглашениях» (с изм. и дон.) (далее — Закон о коллективных договорах и соглашениях), от 12 января 1996 г. № 10- ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельнос-ти» (с изм. и доп.) рассматривают и определяют многие положения, связанные с функционированием рынка труда. Главная задача рынка труда — обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осущест-вляется через выполнение рынком труда ряда функций: а) организация встречи продавцов и покупателей труда; б) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия; в) установление равновесных ставок заработной планы; г) способствование решению вопросов занятости населения. На рынке труда происходит первичное согласование интере сов предпринимателей-работодателей и наемных работников. Сто роны рыночных отношений договариваются об условиях труда, раз мере его оплаты, социальных гарантиях, сроках договора. Вторичное согласование интересов работодателей и наемных работников осу-ществляется через систему социального партнерства путем заклю чения в стране, отраслях и регионах соответствующих соглашений, а непосредственно на предприятиях и в организациях — коллектив ных договоров. Хорошо организованный и эффективно функционирующий рынок труда обеспечивает наиболее целесообразное использование трудового потенциала общества, следовательно, состояние и эффек-тивность рынка труда являются важнейшими макроэкономически ми факторами эффективности развития общества и его экономики. Рынок труда тем эффективнее, чем он лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функци-онирования каждого из этих элементов. Составными частями, или элементами, рынка труда являются: стороны рыночных отношений или субъекты рынка (рабо-тодатели или их представители и ищущие работу люди); конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и пред-ложения труда, определяющая ставки заработной платы на кон кретные виды труда и уровень занятости населения; правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; органы службы занятости населения (департаменты, цент ры, бюро и др.); инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, реклам-ные фирмы и др.); альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.); система социальных выплат и гарантий для граждан, вы-свобождаемых из производства, переводимых на новое место рабо ты, безработных; система финансирования политики занятости и служб за-нятости населения. Первый и второй из перечисленных элементов рынка труда представляют собой естественное и необходимое условие для суще-ствования рыночных отношений в сфере труда; они присутствуют на любом рынке труда и мало зависят от его организации. Но по-следующие элементы рынка труда (с треть его по восьмой) оказыва ют решающее воздействие на степень эффективности отношений на нем. Через них, собственно, и реализуется та или иная организация трудового рынка, а в зависимости от этого образуется та или иная его эффективность. Дискуссионным является вопрос об объеме рынка труда, т.

е. о том, какой контингент населения подпадает под действие рынка труда и является его субъектом. Имеются сторонники расширительного толкования понятия рынка труда, согласно которому его субъектом является все эконо-мически активное население, а спрос на труд определяется-суммар ной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Аргумента цией этому служит рассуждение о том, что работники, занятые в настоящий момент, не могут считаться занятыми раз и навсегда и вышедшими из рынка; в процессе производства непрерывно про исходят изменения условий занятости, возникает необходимость дви жения работников (по профессиям, должностям и уровням квали фикации), территориального перемещения и др. Другая точка зрения, которую разделяет и автор данного учеб-ника, состоит в том, что рынок труда, как и всякий рынок, относит ся к сфере обращения, поэтому он не может включать в себя всех работающих, так как они уже вышли из этой сферы и вступили в сферу производственную. Нелепо считать, что на рынке, например, обуви находится обувь, не только поступившая в продажу, но и уже ранее купленная, нахо-дящаяся в пользовании у населения. Купленная вещь выходит из рынка и не находится на нем до того момента, когда ее опять не захотят продать. Исходя из этих соображений можно утверждать, что на рын ке труда фигурируют только следующие группы трудоспособных людей: те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и го товы к ней приступить. Здесь могут быть безработные, зарегистри рованные в службе занятости населения; лица, самостоятельно ищу щие работу из числа впервые вступающих в трудовую деятельность или ищущих занятие после перерыва в работе; те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыс-кивает другое место основной или дополнительной работы; занятые, но явно рискующие потерять работу в силу пре-тензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы. Указанные кат егории людей составляют предложение труда на рынке труда. Величина спроса на труд определяется совокупно стью вакантных рабочих мест на действующих и вновь вводимых в действие предприятиях и числом рабочих мест, занятых работни ками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущ его им замену. В зависимости от соотношения между спросом и предложени ем труда возникает определенная конъюнктура рынка труда. Она может быть трех типов: 1) трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недоста ток предложения труда; 2) трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда; 3) равновесной, когда спрос на труд количественно соответ-ствует его предложению. Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относиться к тому или иному региону, к той или иной профессии (специально сти) или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране. Отношения на рынке труда реализуются главным образом че рез государственные и н егосударственные учреждения занятости населения, а также непосредственно через кадровые службы пред-приятий и учреждений или же напрямую между работником и рабо-тодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма: трудовой договор или кон тракт. Рынок труда находится в непрерывном движении, за которым следят и оказывают на н его воздействие государственные учрежде ния, ведающие вопросами занятости населения. Эти функции вы полняет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), с се редины 2004 г. находящаяся в ведении Минздравсоцразвития России. В субъектах Российской Федерации действуют государственные учреждения службы занятости населения (центры занятости насе ления). Эта служба и ее учреждения наряду с Федеральной служ бой государственной статистики (Росстат) ведут статистику занято сти населения и безработицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.012 с.)