Структура рынка. Виды рынков и критерии их разграничения. Инфраструктура рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура рынка. Виды рынков и критерии их разграничения. Инфраструктура рынка.



Рынок - система экономических отношений, производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), которая проявляется в соотношении спроса и предложения, продуктов и услуг, уровня цен, т.е. через куплю-продажу. Рыночные отношения характерны для развитого товарного производства, т.е. производство - основа возникновения рынка.

Условия возникновения рынка:

1. общественное разделения труда, вызывает необходимость обмена;

2. обособленность производительность (частная собственность);

3. частная собственность, товарные отношения.

Условия существования рынка:

1. экономическая обособленность субъектов рынка;

2. возможность выбора для продавца и покупателя;

3. свободное ценообразование;

4. равноправие хозяйствующих субъектов с разными формами собственности;

5. важнейший принцип существования рынка – конкуренция - способ возбуждения субъектов, стремление обойти конкурентов создает стимул технического и экономического прогресса. Т.о, рынок - экономика свободного предпринимательства или совокупность экономии отношений между производителями и потребителями по поводу купли-продажи, в результате чего устанавливается цена товаров и услуг.

Функции рынка:

1. взаимосвязь между товаропроизводителем и потребителем;

2. повышение качества продукции через совершенство технологии;

3. эффективное распределение ресурсов;

4. гибкость функционирования через закон спроса и предложения;

5. информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая.

Инфраструктура включает 3 основных вида рынка: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый (денежный) рынок.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка

Классификация:

1) по эк назначению объектов рынка: потребит товаров, товаров пром назначения, инноваций, сырьевой, труда, ценных бумаг

2) по геораф положению: местный, нац, мировой

3) по степени ограничения и видам конкуренции – монополистич конкуренции, монополистич, олигополистич, свобод конкуренции

4) по отраслям: продовольств, нефтяной, автомоб

5) по характеру продаж: оптовый, розничный

Рынок товаров и услуг – продукты питания, пром товары, разные услуги.. этот рынок требует создания товарных бирж, оптовой и розничной торговли. Охватывает бытовые, коммунальные, транспортные, культурные, образовательные, здравоохранительные, информационные виды деятельности по оказанию услуг населению. Самостоятельная часть этого рынка – производственные услуги, т.е. деятельность по оказанию услуг на производстве. Ценность отражается в цене.

Рынок факторов производства – охватывает куплю-продажу земли, капитала, рабочей силы. В рыночном обороте земли покупается и продается не только сама земля, но и добываемые из её недр полезные ископаемые, с\х культуры. Биржи труда на рынках труда формируют спрос на рабочую силу, занимаются трудоустройством, подготовкой кадров.

Финансовый (денежный) рынок – отражает спрос и предложение финансовых средств (денег, акций, облигаций, чеков, векселей). На рынке ценных бумаг их курс становится подвижным. Функционируют биржи ценных бумаг, которые облегчают движение ценных бумаг. Развитию способствуют коммерческие банки.

 

Инфраструктура рынка - это совокупность организационно-правовых и экономических отношений, обеспечивающих взаимодействие между субъектами рыночных отношений (фирмы, корпорации), представляющая собой систему организаций, обслуживающих потоки товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы.

 

Элементы инфраструктуры рынка:

ü кредитная система (банки, страховые компании);

ü система страхования;

ü общественные и государственные фонды активизации деловой активности;

ü налоговая система и налоговые инспекции;

ü биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

ü небиржевое посредничество (аукционы, ярмарки);

ü торговые палаты, другие общественные и добровольные объединения деловых кругов;

ü коммерческо-выставочные комплексы;

ü специальные рекламные агентства, информационные агентства, средства массовой информации;

ü информационные технологии и средства деловой коммуникации;

ü консультационные (консалтинговые) компании;

ü аудиторские (проверка бухгалтерской отчетности) компании;

ü таможенная система;

ü система высшего и среднего образования, профессионального образования;

ü система регулирования занятости (биржа труда, служба занятости);

ü профсоюзы;

ü специальные зоны свободного предпринимательства и т.д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.004 с.)