Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и виды государственной политики занятости населения

Поиск

Государственная политика занятости населения — это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, раз вития системы социального партнерства, стимулирования мобиль ности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда. Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой госу-дарственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения. Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздравсоцразвития России и находящийся в его ведении Роструд. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре-гулированию в сфере труда и социального развития, включая во просы занятости населения и безработицы. Оно формирует, опреде ляет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занято сти населения государство проводит политику содействия реализа ции прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в об-ласти содействия занятости населения: развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам Россий-ской Федерации независимо от социального положения, политиче ских убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к ре лигии в реализации права на свободный труд и выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво-бодное развитие человека; Я поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости насе-ления, проведение специальных мероприятий, способствующих обес-печению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной за щите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, по мощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполня ющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста — за два года до наступления возра ста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; бежен цы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, вос питывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвер гшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз-дающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуж-дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поис ке работы; сочетание самостоятельности органов государственной вла сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ ления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматриваю щих мероприятия по содействию занятости населения; координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и соци альной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение до-ходов, предупреждение инфляции; координация деятельности государственных органов, про-фессиональных союзов, иных представительных органов работни ков и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; обеспечение занятости в местах проживания коренных ма-лочисленных народов и других национальных меньшинств Россий-ской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости; международное сотрудничество в решении проблем занято сти населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельно стью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Деятельность органов службы занятости осуществляется со-гласно с федеральными целевыми программами содействия занято сти населения Российской Федерации и соответствующим им реги-ональным программам. Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являют ся активные меры на рынке труда. Активная политика занятости — это совокупность право вых, экономических и организационных мер государства, проводи мых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия: по профилактике — предупреждению увольнений работни ков для сохранения рабочих мест; профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конку-рентоспособности; активному поиску и подбору рабочих мест; субсидированию создания новых рабочих мест на существу-ющих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда; организации новых рабочих мест путем организации спе-циализированных производств, общественных и временных работ; поддержке предпринимательской инициативы и развитию само занятости безработных; квотированию рабочих мест для слабозащшценных катего рий граждан и др. Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы: 1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отно-шения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в тру-доустройстве — подбор подходящей работы и профессиональное консультирование — профориентация, профинформация, психоло-гическая поддержка и др.; 2) меры, составляющие содержание специальных программ. Они финансируются за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится профессиональное обучение безработных граждан и работников, находящихся под рис ком увольнения, общественные работы, субсидирование временной занятости граждан, содействие гражданам в переезде с целью трудо-устройства в другую местность и др. Масштаб проведения подобных мер зависит от объема выделенных на эти цели средств. Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сгла-живание негативных ее последствий. Она включает в себя: выплату гарантированных государством пособий по безра-ботице, а по истечении срока выплаты таких пособий — оказание материальной помощи (выплату социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых и др.

Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содей ствия занятости населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.009 с.)