Появление и развитие науки о труде от первых представлений до А. Смита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Появление и развитие науки о труде от первых представлений до А. Смита.



Появление и развитие науки о труде от первых представлений до А. Смита.

Появление науки о труде связано с возникновением теорий, которые непосредственным образом оказали влияние на историю человечества, так как они затрагивали самую важную сущность че ловека, отличающую его от остального животного мира, — способ ность трудиться, т.е. сознательно преобразовывать материалы при роды, приспосабливая их к своим потребностям. Вопросы о труде занимали внимание мыслителей, ученых-эко-номистов, практических деятелей и, в конечном счете, в значитель ной степени определяли темпы развития общества. Основными во просами были следующие: • что такое труд и каковы его разновидности; какая связь существует между трудом и вновь создаваемым продуктом (товаром, услугой); какова роль труда в формировании цены продукта (товара, услуги); какова цена труда и чем она определяется? Экономическая мысль с давних времен пыталась постигнуть тайну возникновения цены предметов. Уже в трудах древнегрече ского философа Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) была обозначена проблема сравнимости товаров. Он пытался выяснить, чем опреде ляются соотношения обмена. Однозначного ответа на поставленный вопрос в его трудах нет, но по этому поводу им высказано несколько предположений. Так, в «Никомаховой этике» Аристотель пишет: «...нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как земледелец относится к са пожнику». (Так написано в переводе, но очевидно, что последняя фраза, скорее всего, должна звучать так: как труд земледельца отно сится к труду сапожника. — Примеч. автора). Сторонники трудовой теории стоимости видели здесь ее зачатки. Но Аристотелю принад лежит мысль и о том, что в основе обмена товаров лежит их полез ность и вытекающая из нее «потребность, которая для всего являет ся связующей основой... В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета». Здесь можно ус мотреть субъективную оценку ценности товаров, определяемую их полезностью, а не затратами труда. В поисках ответа на вопрос о том, что же лежит в основе цены товаров и что их уравнивает между собой, в XVII—XX вв. сформи-ровались два направления экономической мысли: трудовая теория стоимости и теория многофакторного формирования цены товаров. Проследим основные этапы развития науки о труде с того периода, когда экономическая теория сформировалась как научная дисциплина и положила начало так называемой классической полит экономии. Ее основоположниками принято считать английского ученого Уильяма Пётти (1623—1687) и французского судью Пьера Буагильбёра (1646-1714).

В противоположность меркантилистам, видевшим источник богатства страны только в получении золотых и серебряных денег за счет внешней торговли, У. Петти впервые сформулировал поло жение, что богатство народа создается во всех сферах материально го производства и что «труд есть отец и активный принцип богат ства, а земля его мать». У. Петти полагал, что в основе цены товаров лежит количество труда, затраченного на его производство, или стои мость определенного количества земли. Это свидетельствовало о за тратном подходе к трактовке вопроса о механизме формирования цены. Ему же принадлежит деление труда на производительный и непроизводительный. Я. Буагильбер, независимо от У. Петти, критикуя мерканти лизм, также пришел к выводу о том, что богатство страны определя ется не количеством денег, а всей суммой вещей и материальных благ, которыми она располагает, и что цены товаров определяются количеством затраченного на них труда. В рамках классического направления во Франции в XVIII в. сформировалась экономическая школа физиократов, видевших в ка честве источника богатства и процветания страны только развитие сельского хозяйства. Основателем этой школы был Франсуа Кена (1694—1774). Он создал учение о чистом продукте, под которым понимал созданный сельскохозяйственным трудом избыток продук ции земледелия, превышающий издержки производства. Физиокра ты также подразделяли труд на производительный и непроизводи тельный и утверждали, что только в сельском хозяйстве труд становится производительным. Крупнейший вклад в развитие политической экономии, в том числе науки о труде, внес английский ученый-экономист Адам Смит (1723—1790). Его основное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) содержит положения о том, что богатство страны определяется продуктами материального про изводства. Их объем в свою очередь зависит от доли населения, участвующего в таком производстве, и от производительности тру да в нем. Условием роста производительности труда служит его разделение и углубление специализации производства. А. Смит обобщил идеи своих предшественников классическо го направления экономической мысли, развивающих трудовую тео рию стоимости. Однако в этой области у него просматривается двой ственная позиция, когда сосуществуют трудовая теория стоимости и теория факторов производства. 1. Подразделяя труд на производительный и непроизводитель ный, А. Смит приходит к выводу, что все виды производительного труда равнозначны в том смысле, что они формируют стоимость то варов: «...труд является единственным всеобщим, равно как и един ственным точным, мерилом ценности, или единственным измерите лем, посредством которого мы можем сравнивать между собой ценности различных товаров во все времена и во всех местах». Ко личество необходимого труда, заключенного в товаре, определяется на конкурентном рынке в результате действия «невидимой руки» — свободного взаимодействия спроса и предложения. 2. При капиталистическом производстве величина стоимости определяется издержками, в состав которых входит заработная пла та работников наемного труда, рента землевладельца и прибыль предпринимателя: «Во всяком обществе цена каждого товара, в ко нечном счете, сводится к чему-то одному или другому или ко всем этим трем частям, а в каждом развитом обществе все три в большей или меньшей степени входят как составные части в цену громадно го большинства товаров». Однако другие высказывания А. Смита показывают, что в его понимании источники всех доходов, из которых складывается цена, имеют трудовое происхождение. Так, он пишет: «Плата за труд со ставляет естественное вознаграждение за труд, или заработную пла ту». И далее: «...рента составляет первый вычет из продукта тру да, примененного на обработку земли... прибыль составляет второй вычет из продукта труда, применяемого на обработку земли. Такой же вычет на прибыль делается из продукта почти всякого другого труда». Представляют интерес рассуждения А. Смита о производитель ном и непроизводительном труде. Производительным А. Смит счи тал труд, который увеличивает стоимость перерабатываемых мате риалов, закрепляясь и реализуясь в предметах, предназначенных для продажи. Непроизводительный труд связан с услугами, которые исчезают в самый момент их оказания. Такой труд, по А. Смиту, ничего не добавляет к стоимости, он не закрепляется и не реализу ется в отдельных предметах, но имеет свою стоимость и заслужива ет вознаграждения. По этому поводу один их крупных авторитетов в области истории экономических учений Марк Блауг писал: «Раз граничение производительного и непроизводительного труда, вве денное Смитом, это, пожалуй, одна из самых пагубных концепций в истории экономической мысли»4. Использование марксистской по литэкономией положений о непроизводительном труде привело к то му, что так называемая бюджетная сфера экономики нашей страны финансировалась по «остаточному принципу».

Формы проявления труда

Труд как целесообразная деятельность человека имеет три формы проявления: 1) затрата физиологической энергии работников — биологи ческая (физиологическая, психологическая и психофизиологическая) сторона трудовой деятельности; 2) взаимодействие со средствами производства — организаци-онно-технологическая сторона; 3) производственное взаимодействие работников друг с дру гом — организационно-социальная сторона. Рассмотрение форм проявления труда по отдельности имеет некоторый смысл, например, при исследовании таких аспектов тру- Формы проявления труда отражают структуру труда как орга ничной совокупности процессов, происходящих во время труда. Эта структура представлена на рис. 2.4, на котором показано, что еди ный процесс труда проявляется трояко, причем затраты физиоло гической энергии работников непосредственно связаны как с про цессом взаимодействия людей со средствами производства, так и с процессом производственного взаимодействия людей друг с дру гом, т.е. эти процессы неразрывны, находятся в единстве, один без другого не существуют. Рис. 2.4. Проявление и структура трудового процесса? да, как степень его тяжести, напряженности, содержательности и др. Но труд как расходование человеческой силы в физиологическом смысле в отрыве от других форм его проявления невозможен. Труд триедин: он представлен в единстве указанных трех форм проявле ния. Представлять труд так, что одна из его форм проявления обра зует стоимость продукта труда, а другие формы проявления образу ют полезность вещи — значит искажать сущность труда. Рассмотрим подробнее формы проявления труда. Биологическая (физиологическая, психологическая и пси-хофизиологическая) сторона трудовой деятельности заключается в расходовании в процессе труда энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека зависят от величины физической (динамической и статической) и нервно-психической нагрузок на организм человека. Динамическая физическая нагрузка определяется объемом физической работы (в килограммометрах), величиной энергетиче ских затрат (в калориях), мощностью усилия (в ваттах). Статиче ская физическая нагрузка характеризуется величиной усилия, кото рое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей, умноженной на время поддержания этого усилия (в кило граммах в секунду). Нервно-психическая нагрузка определяется: объемом и характером информации, которые воспринимает и перерабатывает работник для принятия определенных решений в течение рабочей смены; интенсивностью внимания, которая зависит от числа одно-временно наблюдаемых объектов, длительности сосредоточенного наблюдения и продолжительности активных действий; напряженностью анализаторно-мыслительной деятельности, зависящей от плотности сигналов — количества сообщений в час, объема оперативной памяти — числа удерживаемых в памяти элемен тов в течение определенного периода времени, величины эмоцио нального и интеллектуального напряжения; степенью монотонности труда, зависящей от количества и длительности элементов производственных операций, частоты их повторения, времени пассивного наблюдения за ходом технологи ческого процесса, продолжительности времени монотонного труда в течение смены; г темпом работы, т.е. количеством движений рук, ног, голо вы, корпуса в единицу времени.? В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, ока зывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокуп ность этих факторов называют условиями труда. Обобщающая оценка совокупного воздействия на человека всех факторов внешней среды будет характеризовать тяжесть труда, которая в соответствии с раз-работанными Научно-исследовательским институтом труда (НИИ труда) методическими рекомендациями подразделяется на шесть групп (категорий) тяжести труда: 1) комфортные условия; 2) благо приятные условия; 3) условия труда, когда в конце рабочего периода возникает пограничное состояние организма с неустойчивостью фи зиологических реакций, легко меняющихся в сторону улучшения; 4) когда возникают предпатологические сдвиги в организме; 5) когда в конце рабочего периода возникает патологическое состояние орга низма; 6) когда возникновение патологического состояния организма человека возникает вскоре после начала работы, что нередко перехо дит в развитие серьезного заболевания. Организационно-технологическая сторона трудовой деятель ности заключается в определенной системе взаимодействия работ ника со средствами производства — предметами и средствами труда. Такое взаимодействие зависит: во-первых, от технологии и тех ники производства (деятельности), которые определяют техническую вооруженность труда, степень его механизации и автоматизации, совершенство технологических процессов; во-вторых, от таких во просов организации труда, как организация рабочих мест, режимы труда и отдыха, подготовка и повышение квалификации работни ков, применение рациональных приемов и методов труда.

Зависимость трудовых процессов от технико-технологической оснащенности производства проявляется в том, что, например, тру- дощадящие технологии, используемые на предприятиях (особенно с вредными и опасными условиями труда), ведут к относительному и абсолютному сокращению затрат труда; технологические процес сы, отличающиеся большой трудоемкостью работ, предъявляют по вышенные требования к качеству труда, точному соблюдению спо соба выполнения работ, рациональному использованию рабочего времени; возрастание сложности выполнения работ требует роста квалификации работников; чем сложнее техника, тем выше требо вания к дисциплине труда, и т.п. Содержание и характер взаимодействия работников со сред ствами производства определяются также особенностями решения вопросов по некоторым элементам организации труда: а) хорошо продуманная планировка рабочих мест обеспечива ет экономию рабочего времени и физиологических усилий работни ков за счет сокращения маршрутов их перемещения на рабочем месте, удобства обслуживания оборудования, рациональной рабочей позы; б) рациональные приемы и методы труда способствуют дости жению лучшего использования инструмента и оборудования, эко номному использованию рабочего времени, обеспечению высокого качества работы, выполнению и перевыполнению норм труда; в) физиологически обоснованный внутрисменный режим тру да и отдыха создает условия для выполнения производственных функций (должностных обязанностей) с наименьшими затратами труда при сохранении высокой работоспособности персонала; г) своевременные и высококачественные подготовка и повы шение квалификации работников необходимы для обеспечения со ответствия уровня квалификации персонала сложности и качеству выполняемых работ. Организационно-социальная сторона трудовой деятельности отражает производственное взаимодействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осуществляется как по горизонтали (взаимодей ствие между работниками смежных рабочих мест, а также между ос новными и вспомогательными работниками), так и по вертикали (про изводственные отношения между руководителями и подчиненными). Взаимодействие между работниками зависит от следующих факторов: от формы организации труда — индивидуальной или груп повой (коллективной), а также принятого на предприятии уровня разделения и кооперации труда; социальной структуры и численности персонала; организационно-правовой формы предприятия. Форма организации труда в значительной степени опреде ляет характер и содержание труда, а также порядок взаимодействия между работниками. Индивидуальная организация труда основана на установлении производственного задания отдельно каждому ра ботнику, персональном учете выполненной им работы и начислении заработной платы по результатам этого выполнения. Групповая (кол лективная) организация труда предполагает, что установление про изводственного задания, учет выполненной работы и начисление заработка ведутся для отдельных подразделений без индивидуаль ной разбивки для каждого работника. Поэтому при групповой (кол лективной) организации труда, например бригадной организации труда, система производственного взаимодействия внутри подраз деления определяется конкретными обстоятельствами, возникающи ми в нем, что дает возможность более гибкого, чем при индивиду альной организации труда, реагирования на них. Формы разделения труда (функциональное, технологическое, профессиональное и квалификационное разделение) и соответству ющие им формы кооперации труда также характеризуют особенно сти производственного взаимодействия между работниками, созда вая для него разные возможности использования труда в зависимости от того, какие формы приняты на предприятии. При функциональном разделении труда, т.е. обособлении ви дов трудовой деятельности в зависимости от выполняемых работ никами на предприятии функций, взаимодействие (кооперация труда) осуществляется между разными функциональными группами работ ников, такими, например, как основные и вспомогательные рабочие, рабочие и служащие, руководители и специалисты и т.д. Технологическое разделение труда на отдельные производствен ные операции и виды работ влечет за собой необходимость взаимо действия работников, выполняющих разные операции и виды работ. То же можно сказать и о профессиональном, и о квалификационном разделении и кооперации труда. Отмеченные виды производственного взаимодействия работ ников отражают организационную его сторону. Но взаимодействие работников как форма проявления процесса труда имеет и соци альную сторону — взаимодействие на производстве между разными социальными группами персонала, различающимися по полу, возра сту, образованию, стажу работы, семейному положению и т.д. Соци альная и демографическая (половозрастная) структура работников предприятия, учреждения накладывает отпечаток на характер про изводственного взаимодействия между ними. Поэтому при изуче нии или организации трудового процесса необходимо обращать внимание на социальные параметры персонала.

Так, например, наи более благоприятная производственная обстановка может быть до стигнута в коллективах, в составе которых работают мужчины и жен щины, где в возрастной структуре преобладают люди среднего возраста, а в социальной структуре — семейные, имеющие необхо димое профессиональное образование и значительный производствен ный стаж работы на данном предприятии. Социальная структура персонала — это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Социальная группа на предприятии представляет собой сово- ^ купность работников, обладающих каким-либо общим, объединя ющим их социальным признаком, свойством, например: уровнем об разования, профессией, стажем работы и т.д. Социальная структура персонала — важный параметр, влияю щий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудня ет эффективное решение производственных задач. В зависимости от наличия тех или иных социальных групп образуются различные социальные срезы персонала предприятия, а в связи с этим выделяются следующие разновидности социальной структуры: функционально-производственная, профессионально- квалификационная, демографическая, национальная, социально- психологическая и др. Функционально-производственная структура складывается из функциональных групп работников: служащих (руководителей, спе-циалистов, технических исполнителей), рабочих (основных и вспо-могательных). Эти функциональные группы объединяются в произ-водственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся определенным должностным лицам. Профессионально-квалификационная структура образуется работниками разных профессиональных групп, подразделяемых также по уровню квалификации, образованию, производственному стажу. Демографическая структура персонала определяется его со ставом по полу и возрасту. Социологические исследования подтвер ждают, что однополый персонал менее эффективен, нежели разнопо лый. Большое значение имеет также сочетание возрастных групп. Преобладание на предприятии людей старшего возраста характери зуется высокой трудовой дисциплиной, низкой текучестью персона ла, высоким качеством выполняемой работы, но при этом возрастают элементы консерватизма при использовании новшеств, увеличива ется уровень потерь рабочего времени из-за повышенной заболева емости работников. Преобладание молодежи также отличается спе цифическими проявлениями — высокой текучестью персонала, более быстрой реакцией на нововведения и др. Национальная структура персонала еще сравнительно недав но на многих предприятиях имела второстепенное значение. Одна ко с распадом СССР, ростом сепаратизма и национального самосоз нания национальный состав персонала в ряде регионов страны стал заметным фактором стабильности или, наоборот, повышенной на пряженности на предприятиях. Социально-психологическая структура формируется на осно ве общности интересов, ценностных ориентации увлечений разных групп персонала. В состав таких групп могут входить и входят ра ботники независимо от принадлежности к группам, сформировав шимся по другим признакам, т.е. здесь могут быть люди разных возрастов, национальностей, профессий и т.д. Совокупность указанных, а также других социальных групп формирует на предприятии и в его подразделениях определенный морально-психологический климат, особенности отношения к тру ду, состояние сплоченности или разобщенности, большей или мень шей заинтересованности в достижении общих целей производства. Особенности производственного взаимодействия работников друг с другом зависят также от численности персонала. На пред приятиях с малой численностью работников труд каждого, как пра вило, у всех на виду, что создает условия для организации более четкого производственного взаимодействия. Кроме того, небольшой по численности персонал легче организовать, проще индивидуали зировать и контролировать его труд. На крупных предприятиях такие условия характерны для отдельных подразделений, а в разных под разделениях они могут существенно отличаться друг от друга. На характер взаимодействия работников оказывает влияние и организационно-правовая форма предприятия. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) к числу таких форм относятся хозяйственные товарищества (пол ные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные обще ства (акционерные общества, общества с ограниченной или допол нительной ответственностью), производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные пред приятия. Здесь имеет значение форма собственности предприятия и его размер. Итак: все отмеченные стороны проявления труда находятся в неразрывном единстве и представляют собой единый процесс труда.

Содержание, характер и разновидности труда

В теоретических представлениях о труде помимо положений о его сущности и формах проявления различают, как об этом было сказано в параграфе 2.1, категории труда и его разновидности. Категория — это группа явлений, понятий, объединенных общностью каких-либо признаков. Среди категорий труда выделя ют такие, как содержание, характер, формы трудовой деятельности (формы организации труда) и др. Здесь будут рассмотрены такие категории труда, как его со держание и характер, а также связанные с ними положения о разно видностях труда. Содержание труда — это совокупность его элементов, кото рые определяются профессиональной принадлежностью работ, их составом, сложностью и последовательностью выполнения. 4 По этому признаку можно предложить следующую классифи кацию труда, в зависимости: от сферы материального производства, услуг, науки, куль туры и искусства и др.; отдельной отрасли материального и нематериального про-изводства, например: труд в машиностроении, легкой и пищевой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.; вида деятельности, например: труд предпринимателя, адми-нистратора, руководителя, специалиста, служащего, ученого, рабо чего, фермера и т.п.; профессии и специальности. Содержание труда, в частности: инженера-технолога, слесаря- сборщика, комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т.д., — может быть обозначено путем описа ния отличительных особенностей каждого вида деятельности. Со держание труда по многим видам профессий отражается в тарифно- квалификационных справочниках, положениях о подразделениях и должностных инструкциях. Характер труда — это качественные особенности труда, ко торые по каким-то определенным признакам выделяют тот или иной его вид в особую группу независимо от содержания труда. Именно то, что формирует специфические характеристики труда, и опреде ляет его характер. Труд одного характера может быть присущ труду работников разных специальностей, разных видов и сфер деятель ности, т.е. труду разного содержания, а труд одного содержания может иметь разный характер. В социально-экономической литературе советского периода категорией «характер труда» обозначалась особенность труда, отра жающая отношение трудящихся к средствам производства и неко торые другие связи, характеризующие труд в той или иной обще ственно-экономической формации. Основному анализу подвергал ся труд в эксплуататорских (по марксистской терминологии), анта гонистических обществах и труд в обществах неантагонистических, в которых отсутствовала «эксплуатация человека человеком». К числу последних относили СССР и страны «социалистического лагеря». В этом смысле категория «характер труда» обслуживала коммуни стическую идеологию, была тенденциозной и весьма ограниченной. На самом же деле особенности функционирования труда, т.е. его характер, проявляются значительно шире, нежели отношение трудящихся к средствам производства. Характер труда находит свое выражение в разновидностях /я/туда. * Таких разновидностей боль шое количество. Рассматривать их целесообразно на основе тех или иных группировочных признаков. По отношению к свободе выбора труд может быть свободным и подневольным (принудительным). Понятие свободного труда из ложено в ст. 37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы бирать род деятельности и профессию». Соответственно подневоль ный (принудительный) труд — такой, когда подобные права отсут ствуют или нарушаются. Это одна из важнейших характеристик труда, определяющих его характер. По предназначенности результатов труд подразделяется на личный и общественный. Личный труд — это труд только на себя и свою семью, без намерения передачи его результатов за пределы семьи для других людей. Такой труд характерен, как правило, при ведении домашнего хозяйства. Общественный труд — это труд на производстве и в сфере услуг. Продукция труда в сфере производ ства предназначена для обмена, она служит удовлетворению обще ственных потребностей. Под производством здесь понимается не только предприятие. Можно дома в одиночку изготавливать какие- либо изделия или продукты, предназначенные для продажи, и такой труд будет носить общественный характер. Сфера услуг не связана с выпуском продукции. Результат работы в этой сфере удовлетворяет общественные потребности глав ным образом нематериального свойства: в правовом обслуживании, образовании, медицинском и культурном обслуживании, организа ции отдыха, выполнении работ по изменению свойств изделий (ре монт, уборка и чистка и т.п.) и др. По степени самостоятельности в реализации занятости труд может быть наемным, предпринимательским или на основе так на зываемой самозанятости. Наемный труд — это труд по найму на основе трудового договора с работодателем. Предпринимательский труд — это труд организатора деятельности предприятия. Предпри нимателем может быть как собственник предприятия, так и наем ный руководитель — топ-менеджер. Труд, основанный на самозаня тости человека-работника, не связан с наймом у работодателя, такого работника нельзя назвать и топ-менеджером. Это работник, органи зовавший свое дело и ведущий его самостоятельно. По способу планирования и учета труд подразделяют на инди-видуальный и групповой (коллективный). Индивидуальный труд — это труд, основанный на получении работником персонального за дания, при индивидуальном учете и индивидуально начисляемой оплате труда. Групповой (коллективный) труд основывается на уча стии в выполнении какой-либо работы группы людей, для которых установлено общее задание, учет выполненной работы и оплата тру да осуществляются по итогам работы этой группы в целом. В зависимости от числа участников трудового процесса труд может быть единоличным и совместным (массовым). Единоличный труд — это труд, который выполняется человеком самостоятельно, в одиночку (не путать с индивидуальным трудом, который выпол няется в рамках предприятия, имеющего нескольких работников). Совместным {массовым) трудом будет труд, выполняемый в рамках предприятия, имеющего нескольких работников (не путать с тру дом групповым (коллективным), так как совместный труд может быть и индивидуальным, и групповым (коллективным) в зависимо сти от принятой системы выдачи производственных заданий, учета выполненной работы и способа оплаты труда). По квалификационному уровню различают труд простой, слож ный и многочисленные квалификационные уровни сложности меж ду ними. За основу отсчета берется труд, не требующий квалифика ции, — это простой труд. Чем сложнее труд, тем выше квалификация труда и, следовательно, выше квалификационный разряд рабочего, категория или должность служащего. По степени разнообразия выполняемых действий труд может быть содержательным и малосодержательным (монотонным). В по нятиях о содержательном и малосодержательном видах труда речь идет не о содержании труда, а о его содержательности в смысле разнообразия труда. Содержательный труд ~ это труд разнообраз ный, интересный, насыщенный творческими элементами. Чем мень ше разнообразие труда, тем ниже его содержательность, а после пре одоления некоторого предела содержательности труд становится малосодержательным, однообразным, монотонным (монотония так же имеет несколько категорий: чем выше категория, тем труд моно тоннее). По преобладанию психофизиологических нагрузок различают труд умственный, физический, преимущественно умственный, преимуще-ственно физический. Умственный труд предполагает интеллекту альную деятельность или деятельность, связанную главным обра зом с умственными, нервно-психическими нагрузками, тогда как для физического труда характерны нагрузки физические. В своих край ностях труд чисто умственный и чисто физический встречается не так уж часто. На практике имеет место труд или преимущественно умственный, или преимущественно физический. По степени участия интеллекта и наличия (отсутствия) но ваций труд подразделяют на творческий и рутинный. Творческий труд отличается от рутинного тем, что он связан с анализом конкретных ситуаций и поиском новых решений в различных сферах деятельно сти, с созданием произведений науки, техники, искусства, культуры. Рутинный труд основан на механическом повторении однажды ус тановленного порядка и технологии выполнения работы без попы ток его изменения. По внешнему проявлению деятельности труд может быть ви димым и невидимым. Видимый труд можно наблюдать, невидимый труд явно не проявляется. При видимом труде человек работает вручную или при помощи машин, механизмов, оргтехники и других орудий труда. Невидимый труд, как правило, труд умственный, на пример: труд ученого, обдумывающего какие-либо процессы или закономерности; труд специалиста, анализирующего в уме различ ные ситуации; труд композитора, сочиняющего музыку, до того как он ее станет записывать на нотную бумагу, и т.д. По одному внеш нему виду трудно, а чаще всего невозможно определить, о чем дума ет человек, занят он в это время творчеством или мысли его далеки от этого. По результатам можно выделить труд с материальным резуль татом и труд с результатом нематериальным. Труд с материальным результатом завершается выпуском изделий, продукции, товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.009 с.)