Организация рабочих мест и их обслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация рабочих мест и их обслуживания



Организация рабочих мест. Ограниченную часть территории (или пространства), оснащенную необходимыми средствами произ водства (орудиями и предметами труда), на которой совершается трудовая деятельность работника или группы объединенных одним заданием работников, называют рабочим местом. Состояние рабочих мест, их организация напрямую определя ют уровень организации труда на предприятии. Кроме этого органи зация рабочего места непосредственно формирует обстановку, в ко торой постоянно находится работник на производстве, что влияет на его самочувствие, настроение, работоспособность и в конечном итоге на производительность труда. Организация рабочего места заключается в соответствующем его оснащении и планировке. Под оснащением рабочего места понимают обеспечение его всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно со здать работнику условия для эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей. Конкретные виды оснащения, которые могут быть самыми разнообразными, должны соответствовать особенностям каждого рабочего места и обеспечивать рациональное использование рабоче го времени, экономию физиологических усилий, безопасность тру да, комфортность и эффективность работы. Типичными основными видами оснащения являются: основное технологическое оборудование, которое предназ-начено для выполнения основной работы на данном рабочем месте. Это могут быть станки, механизмы, агрегаты, аппараты, конвейер ные линии, счетная и вычислительная техника, персональные ком пьютеры, печатно-множительная техника, пульты управления и т.п. Возможно и такое основное технологическое оборудование, которое совпадает с понятием рабочего места. Это относится к индивиду альным подвижным средствам (автомобилям, комбайнам, троллей бусам и т.д.); вспомогательное оборудование, например: индивидуальные подъемно-транспортные устройства, транспортеры, тележки, роль-ганги, склизы для перемещения материалов и др.; технологическая оснастка, в том числе: рабочие и меритель-ные инструменты, приспособления, запасные части, канцелярские принадлежности для служащих, сменные принадлежности типа кар-триджей для печатно-множительной техники и др.; рабочая документация и специальная литература, в частно сти: инструкции, технологические карты, правила техники безопас ности, картотеки, дела, справочники, пособия и др.; организационная оснастка, к которой относятся: рабочая мебель (столы, верстаки, стулья, кресла, шкафы, тумбочки, стелла жи, полки), часы, средства для размещения технологической оснастки и рабочих документов (ложементы, пюпитры, картотеки), приспо-собления типа подставок, приставок к столам, подлокотников, под-ножных решеток, упоров. Специфической разновидностью органи-зационной оснастки будут строительные леса, которые возводятся на сооружаемых или ремонтируемых объектах для доступа строите лей к своим рабочим местам; средства безопасности, например: ограждения, экраны, сред-ства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки, специ-альные одежда и обувь), средства противопожарной защиты, вытяж ная вентиляция, предупреждающие об опасности надписи и рисунки и др.; средства освещения (общего для всего помещения и мест ного для рабочей поверхности или пространства); средства связи с другими рабочими местами и местом руко-водителя; средства сигнализации (звуковые, световые, знаковые, ком-бинированные) о неисправностях, аварийных ситуациях и т.п.; рабочая тара для сырья, материалов, полуфабрикатов, гото вых изделий, отходов производства (контейнеры, поддоны, емкости для жидких веществ, коробки, ящики и т.п.); средства для поддержания на рабочем месте нормального микроклимата, к которым относятся нагнетательная вентиляция, отопление и др.

; предметы эстетизации производственного интерьера (пор-тьеры, занавеси, жалюзи, цветочницы, произведения декоративно- прикладною искусства, коврики, дорожки и т.д.); хозяйственные средства для ухода за оборудованием и ра-бочим местом (щетки, ветошь, совки, веники, масленки, урны для мусора и др.). Могут быть и другие виды оснащения. Задачи научной организации труда состоят в формулирова нии требований к комплексности оснащения, чтобы не были упуще ны такие элементы оснащения, которые обеспечивают создание не-обходимых условий труда. Научная организация труда предъявляет также требования к качеству каждого из элементов оснащения, к их эргономичности, т.е. приспособленности к антропометрическим, физическим и психическим характеристикам человека. Планировка рабочих мест — составная часть их организа ции. Различают планировку внешнюю и внутреннюю. Внешняя планировка рабочего места заключается в установле-нии его местоположения по отношению к смежным рабочим местам в подразделении, к рабочему месту руководителя (бригадира, мастера, начальника отдела и т.д.), к проходам, переходам, проездам, подъездам. Внутренняя планировка рабочего места означает размещение на его площади всех предметов оснащения, их рациональную ком-поновку по отношению друг к другу и к работнику. При внутренней планировке решаются следующие задачи: обеспечение наименьших затрат рабочего времени на вы-полнение работ, которые закреплены за рабочим местом; минимизация физиологических усилий и нервно-психичес-кой напряженности работника; удобство выполнения работы и обслуживания оборудова ния; хороший обзор в активной рабочей зоне всех частей обору-дования, приборов, механизмов; оптимизация маршрутов передвижения работника по рабо-чему месту; рационализация рабочей позы (положения) работника; создание благоприятных условий труда; безопасность труда. При планировке должна учитываться возможность ее сравни-тельно быстрого и легкого изменения, обеспечиваться удобство де-монтажа оборудования. Это важно в условиях быстрого морального устаревания техники и технологии, когда требования рынка дикту ют необходимость переориентации производства или резкого уве-личения его производительности. Совершенствование организации рабочих мест достигается периодической их аттестацией, т.е. комплексной проверкой на соответствие техническим, экономическим, организационным и со-циальным требованиям, с последующей рационализацией, если того требуют материалы аттестации. Организация обслуживания рабочих мест. Она предполагает решение четырех взаимосвязанных групп вопросов: 1) установление видов обслуживания, в которых нуждается каждое рабочее место и его работник; 2) определение по каждому виду обслуживания физической нормы обслуживания, обоснование его объема в смену (месяц, год); 3) разработка регламента обслуживания, т.е. его графика с ука-занием времени, последовательности и периодичности обслужива ния; 4) персонификация обслуживания, т.е. закрепление видов об-служивания за определенными исполнителями или подразделения ми. Существуют разные системы организации обслуживания рабочих мест, которые определяются степенью централизации и специализации вспомогательных работ. Среди них: децентрализо-ванная, централизованная и смешанная системы. При децентрализованной системе функции обслуживания выполняются либо самими работниками на каждом рабочем месте, либо специальными вспомогательными работниками, которые есть в каждом подразделении. Такая система, как правило, далека от со-вершенства. Ее преимущества для отдельных подразделений заклю-чаются в том, что руководитель подразделения имеет в своем непо-средственном подчинении вспомогательных работников — это удобно для такого руководителя.

Недостатки децентрализованной системы обслуживания рабо-чих мест состоят в том, что вспомогательный персонал использует ся с низкой эффективностью. Это объясняется, во-первых, тем, что в автономном подразделении практически невозможно иметь набор всех необходимых работников-специалистов. Во-вторых, при децен-трализованной системе обслуживания довольно трудно обеспечи вать нормальную и стабильную занятость всех вспомогательных работников. Централизованная система создает возможности для органи-зации эффективного использования вспомогательного персонала. Эффективность достигается за счет того, что в рамках крупного подразделения или предприятия, сосредоточенного на выполнении какой-то функции по обслуживанию рабочих мест, можно создать специализированные участки по выполнению разных работ. На та кие участки можно установить специализированное оборудование, подобрать соответствующий персонал, обеспечить их постоянной работой за счет возрастания общего объема работ. Преимущества централизованной системы заключаются в по-вышении возможности маневрирования персоналом, улучшении внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, качества обслуживания, его надежности, своевременности, эконо-мичности. Однако централизованная система обслуживания требует вы-сокой организации труда и производства. Если же этого нет, то до-стоинства централизации функций обслуживания могут быть пере-крыты недостатками, вызываемыми нарушением плана обслуживания, невыполнением в срок заказанных работ. Смешанная система предусматривает, что одна часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть — децентрализованно. В смешанной системе обслуживания сохраня ются достоинства и недостатки обеих рассмотренных ранее систем. Чем выше удельный вес централизованных работ, тем может быть выше эффективность обслуживания рабочих мест. На предприятиях различают также формы организации об-служивания рабочих мест. Ими могут быть дежурное, планово- предупредительное и стандартное обслуживание. Дежурное обслуживание — это обслуживание по вызову, его организуют, как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства. Такая организация обслуживания не всегда гаранти рует его своевременность, допускает возможность остановок произ-водственного процесса, непроизводительных потерь рабочего вре-мени, но отличается относительной простотой. Планово-предупредительное обслуживание наиболее часто применяют в серийном производстве и проводят по планам-графи- кам (расписанию). Эта форма организации обслуживания требует большей подготовительной работы, чем дежурное обслуживание, характеризуется четким ритмом работы служб обслуживания и минимальной вероятностью простоев рабочего места из-за несвоев-ременности обслуживания. Стандартное обслуживание используют в поточно-массовых производствах. Это наиболее совершенная форма организации об-служивания рабочих мест. Оно проводится в строго регламентиро-ванном порядке по стандартным расписаниям. Эту форму организа-ции обслуживания называют стандартной еще и потому, что она включается в стандарт предприятия, который представляет собой обязательный для всего персонала документ. В стандартах предприятия организация обслуживания каждо го рабочего места представляется всеми ее четырьмя компонентами: видами, нормами, регламентами и персонификацией обслуживания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.004 с.)