Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система теоретических представлений о труде. Понятие «труд»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система теоретических представлений о труде раскрывает его сущность, формы проявления, функции, объект продажи на рынке труда, категории, разновидности и др. (рис. 2.1). Рис. 2.1. Система теоретических представлений о труде Категории труда вытекают из его сущности и форм проявле ния, а разновидности труда — из содержания, характера труда и форм трудовой деятельности. Экономика труда, так же как и иные науки, для которых труд является объектом исследования, опирается на определение сущно сти труда, данное ниже. Причем эта сущность может трактоваться как категория различной принадлежности: социально-экономической, психофизиологической, правовой, философской и др. Современное исследование вопросов труда показывает, что в теории труда имеется много противоречивых суждений, абсолю тизирован ряд ошибочных положений, некоторые «скользкие» во просы обходятся стороной. После марксистских представлений о труде, которые в нашей стране долгие годы признавались «истиной в по следней инстанции», теория труда развивалась очень осторожно. Можно назвать лишь единицы фундаментальных отечественных ра бот, посвященных труду как явлению, среди них монография Й.И. Чангли, учебное пособие К.А. Кирсанова, В.П. Буянова и Л.М. Михайлова; научное издание В.А. Каменецкого и В.П. Патри кеева, монография В.Н. Белкина и H.A. Белкиной. В задачи данно го курса не входит рассмотрение достоинств и недостатков указан ных сочинений. Заметим только, что и первые и вторые имеются в них в достаточном количестве. Рассмотрим труд как категорию социально-экономическую и правовую. Он исследовался многими учеными мира с древних вре мен, которые считали важнейшим признаком труда целесообразность и созидательность. В процессе труда люди создают материальные и духовные блага. Эта мысль нашла отражение в высказывании од ного из основоположников классической политэкономии английского ученого XVII в. У. Петти: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать». Наиболее распространенное определение труда, которое дает ся в настоящее время во многих учебниках и экономических слова рях, таково: труд есть целесообразная деятельность человека по преобразованию предметов природы для удовлетворения человече ских нужд. В самом общем виде такое определение верно, так как оно отражает важнейшие признаки труда — целесообразность и со зидание, но в нем нет ответа на ряд вопросов, а поэтому его нельзя считать исчерпывающим. В крупном исследовании «Труд» его авторы дают следующее определение этому понятию: «Труд — это процесс использования человеком своего интеллектуального и трудового капитала для того, чтобы с помощью различных видов природной энергии и производ ственных фондов осуществлять целесообразную деятельность по присвоению готовых и производству жизненных благ и по выполне нию иных видов общественно полезной работы». Это определение более громоздко, чем названное выше, и вызывает встречные вопро сы. Разве интеллектуальный капитал не является частью трудового капитала, а если это так, то следует ли писать их через «и»? Далее, допустим, человек, не используя природной энергии и производ ственных фондов, вручную собирает плоды для их потребления или реализации, он что — трудится или нет? Или еще: человек осуще ствляет целесообразную деятельность по присвоению готовых жиз ненных благ, допустим, обедает или смотрит телевизор, это тоже труд? Очевидно, что подобное определение не совсем удачно. Приведем еще одно определение понятия «труд», данное про-фессором Ю.Е. Волковым: «Труд... деятельность, необходимая для функционирования общества, признаваемая существующей социаль ной системой общественно полезной или, по крайней мере, социаль но приемлемой, осуществляемой в рамках установленного социаль-но-нормативного порядка, и являющаяся для выполняющих ее людей источником получения средств к существованию и (или) способом жизненного обустройства». По Волкову, существуют лишь два критерия для признания деятельности трудом: общественная полезность, или социальная приемлемость; источник средств к существованию и (или) способ жизненного обустройства. В это определение не вписываются многие разновидности труда, такие, например, как: а) труд на общественных началах; б) альтруистический труд (волонтерство, оказание различной помощи другому человеку, например перенос тяжестей для пожило го человека, доставка раненого в больницу и т.п.); в) труд как способ самовыражения человека — любительская живопись, бардовская песня и т.п.; г) проведение инициативных научных исследований, напри мер написание научной статьи и публикация ее в безгонорарном издании; д) труд в благотворительных целях; е) труд детей на семейном частном предприятии и др. Для ответа на вопрос, какое же определение понятия «труд» представляется полным, рассмотрим следующие положения. В течение жизни человека, в каждый ее момент индивидуум находится в одном из двух состояний — деятельности или бездей ствия. Деятельность (а также занятия, действия, движения как часть деятельности) — это одна из форм существования людей, активный процесс, в котором реализуются физические и умственные силы человека, направленные в подавляющем ряде случаев на удовлетво рение каких-либо потребностей. Бездействие — пассивный процесс, связанный с периодами восстановления работоспособности (сон, пассивный отдых), а также с периодами добровольного или вынуж денного (время тяжелой болезни, заключения под стражу и др.) бездействия (рис. 2.2). Фазы жизни человека Деятельность Бездействие 1 г 1 Г і г ТРУД Нетрудо вая часть Сон, пассив ный отдых, вынужденное бездействие Рис. 2.2. Фазы жизни человека Труд — это вид деятельности, но понятие «деятельность» шире понятия «труд», так как не всякая деятельность будет трудом. То же можно сказать и о функционировании — процессе выполнения людь ми определенных функций. По существу деятельность и функцио нирование — равнозначные понятия, синонимы. Слова «деятельность» и «функционирование» используются не только для характеристики состояния людей, но также и приме нительно к предприятиям, учреждениям, организациям и их под разделениям (например, говорят: «Завод N — действующее пред приятие», «Служба У функционирует нормально»). Рассмотрим, в чем же состоит различие между понятиями «труд» и «деятельность» человека. Деятельность людей характеризуется составом и структурой составляющих ее разновидностей (рис. 2.3). По первичной мотивации любая деятельность человека может быть физиологически обусловленной (добыча и производство продуктов питания, производство предметов и оказание услуг пер вой необходимости) или физиологически необусловленной (производ ство предметов и оказание услуг не первой необходимости, а также деятельность, не связанная с производством благ). Рис. 2.3. Виды деятельности человека По участию сознания в деятельности человека можно выде лить части сознательную и бессознательную (инстинктивную и свя занную с нарушением психики). Сознательная деятельность харак теризуется тем, что человек осознает то, что он делает, отдает себе отчет о своих действиях. Бессознательная деятельность может быть результатом инстинктивных действий. Подавляющая часть деятель ности людей сознательна (осознанна), т.е. осуществляется на основе внутренне аргументированных побуждений, которые порождаются интеллектом. С подобным суждением полностью согласуется утверж дение: «Не существует труда без включения интеллекта»1. Инстинк тивная деятельность определяется передающимися на генном уров не по наследству безусловными и приобретаемыми условными рефлексами. Инстинктивное поведение человека и животных имеет одну природу и направлено на поддержание и сохранение их жизни на бессознательном уровне. Наиболее заметно инстинктивные действия проявляются у ма-леньких детей (они, например, все тянут в рот, подчиняясь инстин кту утоления голода или жажды, правда, при этом часто тянут со вершенно неподходящие предметы). У взрослых инстинктивное и сознательное в их деятельности органически связано и трудно раз делимо. Инстинктивно взрослый человек уклоняется от внезапно возникшей опасности, но после инстинктивных движений могут последовать и вполне осознанные движения и действия по ее пре дотвращению. Бессознательная деятельность может быть также следствием нарушения психики человека из-за болезни. Психически больной человек может бессознательно натворить много бед либо совершить такие действия, за которые при всей их опасности его нельзя при влечь к ответственности. Человек не в состоянии отдавать отчет своим действиям также в результате сильного алкогольного или наркоти ческого опьянения (однако в отличие от психически больного чело века алкоголь и наркомания являются отягчающими вину обстоя тельствами и не освобождают от ответственности). Бессознательно человек действует и в гипнотическом состоянии. Все, что делается бессознательно, без участия интеллекта, не является трудом, оно или выходит за пределы нормального человеческого поведения, или же осуществляется инстинктивно. Поэтому первым признаком труда является сознательность деятельности. Сознательную деятельность можно подразделить на труд и не-трудовую часть. Трудовая часть в свою очередь проявляется в нали чии следующих признаков: целенаправленность, целесообразность, легитимность, полезность, созидательность, востребованность. ' Кирсанов К А., Буянов В.П., Михайлов JI.M. Теория труда: учеб. пособие. С. 5. Целенаправленность деятельности означает, что человек дей ствует в соответствии с поставленной либо намеченной целью. За думав что-либо сделать, человек составляет план работы, проект или осуществляет другую форму подготовки к работе. Первым делом в подготовительной работе будет формулирование цели, определе ние смысла и назначения предстоящей деятельности. Затем следует реализация задуманного. Бесцельная же деятельность, если такая имеет место, отношения к труду не имеет, так как ее результат не предсказуем и имеет явно негативный оттенок. Например, идет че ловек по лесу и сбивает палкой все незнакомые ему грибы... Вряд ли такую цель мог поставить себе нормальный человек, однако он это делает. Можно по-разному объяснять, почему, например, с досады, что не везет в поиске знакомых ему съедобных грибов, «из вредно-сти», по иным причинам, но целью похода в лес это, скорее всего, быть не могло. Один из изощренных, издевательских методов нака зания арестованных людей состоял.в том, что их без цели заставля ли переносить камни из одного конца территории в другой и обрат но, и так много раз подряд (цель — издевательство — была у тех, кто заставлял заключенных выполнять такие приказы, но сама деятель ность этих людей была бесцельна и в силу этого особенно тяжела). Бесцельное времяпрепровождение для того, например, чтобы «убить время», тоже к труду отношения не имеет, так как оно не содержит позитивного результата. Трудом может быть только целесообразная деятельность, ко торая предполагает стремление к получению полезного результата.; Целесообразность деятельности — это понимание того, что ее ре зультат будет нужным либо для самого человека, осуществляющего деятельность, либо для других людей, а может быть, и для живот ных. Нецелесообразная деятельность — это деятельность никчем ная, вредная, никому не нужная, это бездарное расходование чело веческой энергии, не имеющее позитивных последствий. На сей счет имеется народная мудрость: «Заставь дурака богу молиться, он себе лоб разобьет». К труду также относится легитимная (незапрещенная) дея тельность. Следует различать уголовно наказуемую деятельность и деятельность, не связанную с уголовным наказанием. Действитель но, запрещенная, нелегитимная, преступная деятельность в большей своей части деструктивна и преследуется законом. Если рассмот реть преступления в сфере экономики, то преступления против соб ственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество и т.п.) и пре ступления в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, «отмывание» денеж ных средств, добытых противозаконным путем, получение кредита путем обмана, контрабанда, обман потребителей и др.) приводят к получению нетрудовых доходов, что однозначно свидетельствует о непричастности подобного рода деятельности к труду. Среди преступлений против общественной безопасности и об-щественного порядка существуют такие, как незаконное изготовле ние оружия, наркотических и психотропных средств, незаконное занятие частной медицинской практикой, выпуск товаров, не отве чающих требованиям безопасности, незаконная порубка деревьев, незаконная охота и добыча водных животных и растений, создание вредоносных программ для ЭВМ и др. В подобных видах запрещен ной деятельности имеются признаки труда (в смысле созидания), но они отвергаются обществом, уголовно преследуются, потому что являются деятельностью антиобщественной или общественно вред ной. Трудом такую деятельность считать нельзя. Однако здесь не все однозначно. Сложным представляется вопрос о деятельности, в результате которой создаются какие-либо материальные блага или услуги, но сама эта деятельность должным образом не оформлена. Организаторов такой деятельности вряд ли можно назвать трудящимися, но вот рядовые исполнители работ, при условии, что вырабатываемая ими продукция доброкачественна, трудятся. Другой пример: в далеком от центра районе люди выращи вают овощи, содержат домашний скот и торгуют со двора излишками полученной продукции без уплаты соответствующих налогов. На вопрос: труд это или не труд — нельзя ответить отрицательно. Здесь имеется нарушение правил реализации продукции — правонаруше ние, но не преступление. С точки зрения общественной полезности и общественной вредности первой здесь значительно больше, что дает основание считать такую деятельность трудом, но с нарушением пра вил реализации продукции. Поэтому под нелегитимной в данном случае следует понимать уголовно наказуемую деятельность. Еще более сложный вопрос связан с совершенством системы законодательства. Хорошо известно, что в советское время многие виды созидательной и не запрещенной в цивилизованных странах деятельности в СССР были запрещены. Поэт И. Бродский, не буду чи членом Союза советских писателей, был признан «тунеядцем» и за это осужден, а затем и выслан из страны. Его творчество по идеологическим причинам советскими законами не признавалось тру дом. Осуждались люди, занимавшиеся частной предприниматель ской деятельностью, связанной с выпуском вполне безобидной и ПО лезной продукции, потому что в частном предпринимательстве, опять же по идеологическим причинам, виделись черты «капиталистиче ских отношений». Возникает вопрос, как быть в этом случае: что есть труд, а что преступная деятельность? В подобной ситуации можно ориентироваться на распространенную мировую практику: если какой-либо вид сознательной деятельности в мировом сообще стве не осуждается, то его можно считать общественно полезным и при наличии других признаков трудовой деятельности — трудом. Важнейшим критерием труда является его личная и (или) общественная полезность. В значительной части нетрудовой дея тельности человека также присутствует полезность, но ее, особенно с общественной точки зрения, там может и не быть. Труд — это созидание, т.е. наращивание количества материаль ных, духовных, бытовых благ или восстановление утраченного. Та ков труд ученого, инженера, рабочего, фермера, художника, врача, уборщицы и т.п. Транспортировка и хранение товаров являются необходимыми частями процесса доведения их от производителя к потребителю, а поэтому эти процессы относятся к сфере матери ального производства. Не будет трудом сознательная,, целесообраз ная, целенаправленная и легитимная деятельность, не связанная с со зиданием. Например, игры как средство развлечения (если это не публичные спортивные выступления), путешествия и прогулки как средство отдыха, прием лечебных процедур, прием пищи и т.п. Дея тельность, совершаемая человеком во время отдыха, развлечений, лечения, полезна, но в отличие от труда связана не с производством, а с потреблением благ для восстановления своей работоспособно сти, развития, воспроизводства жизнедеятельности. К созиданию относится не только сфера материального произ-водства, но и сфера услуг — оказывание, созидание услуг: воспита тельных и образовательных (в детских яслях и садах, в школах, колледжах, вузах и т.п.), культурно-зрелищных, информационных, зрелищно-спортивных (концертная и театральная деятельность, кино, телевидение, радио, спортивные соревнования), бытовых (ремонт зданий, техники, одежды, обуви и т.п., стирка и химчистка одежды, парикмахерские услуги и др.), юридических (консультации, адвока тура, суды и др.), охрана общественного порядка, защита родины — «ратный труд» и т.д. Огромное значение имеет наращивание научных знаний — труд ученых, производство духовных благ и культурных ценностей — произведений искусства: литературы, музыки, живописи, скульпту ры (последние, правда, вполне материальны). Некоторые виды труда связаны с разрушением во имя созида ния: снос старого здания или иного строения, сооружения для ново го строительства или для устройства, например, сквера для отдыха дюдей, разряжения территории от чрезмерной застройки. Поэтому такое разрушение есть часть созидания, без которого невозможно решить поставленную задачу: Труд, наконец, это востребованная деятельность. Если чело век сознательно, целенаправленно затратил время и усилия на про изводство работы, которая оказалась никому не нужной, то такую деятельность также нельзя считать трудом. Сошлемся на авторитет К; Маркса, который писал: «...вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затрачен ный на нее труд бесполезен, не считается за труд и потому не обра зует никакой стоимости». Примером невостребованной деятельно сти может служить неисправимый брак, допущенный работником. ' За такую деятельность виновному в браке работнику оплата не про изводится, это закреплено в ст. 156 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Если что-либо произведено, но в силу каких-то просчетов оказалось никому не нужным, в том числе и са мому работнику, то можно констатировать, что произошла непроиз водительная потеря рабочего времени. Может создаться впечатле-ние, что востребованность совпадает с таким критерием труда, как целесообразность: невостребованная деятельность нецелесообразна. Но это не так. Целесообразность (как это подчеркнуто было выше) — это стремление к полезности. Такое стремление наверняка было у ра ботника, допустившего непоправимый брак. Стремление-то было, но пользы не получилось. Другой случай: человек ради заработка изготовил какую-то продукцию, которая оказалось никому не нуж ной. Стремление имело место, но продукция оказалась невостребо ванной, а это означает, что труда — полезности — не было. Таким образом, труд — это сознательная, целенаправленная, целесообразная и полезная (легитимная и востребованная) деятель ность человека по получению или созданию жизненных (матери альных и нематериальных) благ для удовлетворения личных и (или) общественных потребностей. Лишь наличие всех этих качеств деятельности одновременно будет характеризовать трудовую деятельность — труд.
Формы проявления труда Труд как целесообразная деятельность человека имеет три формы проявления: 1) затрата физиологической энергии работников — биологи ческая (физиологическая, психологическая и психофизиологическая) сторона трудовой деятельности; 2) взаимодействие со средствами производства — организаци-онно-технологическая сторона; 3) производственное взаимодействие работников друг с дру гом — организационно-социальная сторона. Рассмотрение форм проявления труда по отдельности имеет некоторый смысл, например, при исследовании таких аспектов тру- Формы проявления труда отражают структуру труда как орга ничной совокупности процессов, происходящих во время труда. Эта структура представлена на рис. 2.4, на котором показано, что еди ный процесс труда проявляется трояко, причем затраты физиоло гической энергии работников непосредственно связаны как с про цессом взаимодействия людей со средствами производства, так и с процессом производственного взаимодействия людей друг с дру гом, т.е. эти процессы неразрывны, находятся в единстве, один без другого не существуют. Рис. 2.4. Проявление и структура трудового процесса? да, как степень его тяжести, напряженности, содержательности и др. Но труд как расходование человеческой силы в физиологическом смысле в отрыве от других форм его проявления невозможен. Труд триедин: он представлен в единстве указанных трех форм проявле ния. Представлять труд так, что одна из его форм проявления обра зует стоимость продукта труда, а другие формы проявления образу ют полезность вещи — значит искажать сущность труда. Рассмотрим подробнее формы проявления труда. Биологическая (физиологическая, психологическая и пси-хофизиологическая) сторона трудовой деятельности заключается в расходовании в процессе труда энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека зависят от величины физической (динамической и статической) и нервно-психической нагрузок на организм человека. Динамическая физическая нагрузка определяется объемом физической работы (в килограммометрах), величиной энергетиче ских затрат (в калориях), мощностью усилия (в ваттах). Статиче ская физическая нагрузка характеризуется величиной усилия, кото рое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей, умноженной на время поддержания этого усилия (в кило граммах в секунду). Нервно-психическая нагрузка определяется: объемом и характером информации, которые воспринимает и перерабатывает работник для принятия определенных решений в течение рабочей смены; интенсивностью внимания, которая зависит от числа одно-временно наблюдаемых объектов, длительности сосредоточенного наблюдения и продолжительности активных действий; напряженностью анализаторно-мыслительной деятельности, зависящей от плотности сигналов — количества сообщений в час, объема оперативной памяти — числа удерживаемых в памяти элемен тов в течение определенного периода времени, величины эмоцио нального и интеллектуального напряжения; степенью монотонности труда, зависящей от количества и длительности элементов производственных операций, частоты их повторения, времени пассивного наблюдения за ходом технологи ческого процесса, продолжительности времени монотонного труда в течение смены; г темпом работы, т.е. количеством движений рук, ног, голо вы, корпуса в единицу времени.? В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, ока зывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокуп ность этих факторов называют условиями труда. Обобщающая оценка совокупного воздействия на человека всех факторов внешней среды будет характеризовать тяжесть труда, которая в соответствии с раз-работанными Научно-исследовательским институтом труда (НИИ труда) методическими рекомендациями подразделяется на шесть групп (категорий) тяжести труда: 1) комфортные условия; 2) благо приятные условия; 3) условия труда, когда в конце рабочего периода возникает пограничное состояние организма с неустойчивостью фи зиологических реакций, легко меняющихся в сторону улучшения; 4) когда возникают предпатологические сдвиги в организме; 5) когда в конце рабочего периода возникает патологическое состояние орга низма; 6) когда возникновение патологического состояния организма человека возникает вскоре после начала работы, что нередко перехо дит в развитие серьезного заболевания. Организационно-технологическая сторона трудовой деятель ности заключается в определенной системе взаимодействия работ ника со средствами производства — предметами и средствами труда. Такое взаимодействие зависит: во-первых, от технологии и тех ники производства (деятельности), которые определяют техническую вооруженность труда, степень его механизации и автоматизации, совершенство технологических процессов; во-вторых, от таких во просов организации труда, как организация рабочих мест, режимы труда и отдыха, подготовка и повышение квалификации работни ков, применение рациональных приемов и методов труда. Зависимость трудовых процессов от технико-технологической оснащенности производства проявляется в том, что, например, тру- дощадящие технологии, используемые на предприятиях (особенно с вредными и опасными условиями труда), ведут к относительному и абсолютному сокращению затрат труда; технологические процес сы, отличающиеся большой трудоемкостью работ, предъявляют по вышенные требования к качеству труда, точному соблюдению спо соба выполнения работ, рациональному использованию рабочего времени; возрастание сложности выполнения работ требует роста квалификации работников; чем сложнее техника, тем выше требо вания к дисциплине труда, и т.п. Содержание и характер взаимодействия работников со сред ствами производства определяются также особенностями решения вопросов по некоторым элементам организации труда: а) хорошо продуманная планировка рабочих мест обеспечива ет экономию рабочего времени и физиологических усилий работни ков за счет сокращения маршрутов их перемещения на рабочем месте, удобства обслуживания оборудования, рациональной рабочей позы; б) рациональные приемы и методы труда способствуют дости жению лучшего использования инструмента и оборудования, эко номному использованию рабочего времени, обеспечению высокого качества работы, выполнению и перевыполнению норм труда; в) физиологически обоснованный внутрисменный режим тру да и отдыха создает условия для выполнения производственных функций (должностных обязанностей) с наименьшими затратами труда при сохранении высокой работоспособности персонала; г) своевременные и высококачественные подготовка и повы шение квалификации работников необходимы для обеспечения со ответствия уровня квалификации персонала сложности и качеству выполняемых работ. Организационно-социальная сторона трудовой деятельности отражает производственное взаимодействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осуществляется как по горизонтали (взаимодей ствие между работниками смежных рабочих мест, а также между ос новными и вспомогательными работниками), так и по вертикали (про изводственные отношения между руководителями и подчиненными). Взаимодействие между работниками зависит от следующих факторов: от формы организации труда — индивидуальной или груп повой (коллективной), а также принятого на предприятии уровня разделения и кооперации труда; социальной структуры и численности персонала; организационно-правовой формы предприятия. Форма организации труда в значительной степени опреде ляет характер и содержание труда, а также порядок взаимодействия между работниками. Индивидуальная организация труда основана на установлении производственного задания отдельно каждому ра ботнику, персональном учете выполненной им работы и начислении заработной платы по результатам этого выполнения. Групповая (кол лективная) организация труда предполагает, что установление про изводственного задания, учет выполненной работы и начисление заработка ведутся для отдельных подразделений без индивидуаль ной разбивки для каждого работника. Поэтому при групповой (кол лективной) организации труда, например бригадной организации труда, система производственного взаимодействия внутри подраз деления определяется конкретными обстоятельствами, возникающи ми в нем, что дает возможность более гибкого, чем при индивиду альной организации труда, реагирования на них. Формы разделения труда (функциональное, технологическое, профессиональное и квалификационное разделение) и соответству ющие им формы кооперации труда также характеризуют особенно сти производственного взаимодействия между работниками, созда вая для него разные возможности использования труда в зависимости от того, какие формы приняты на предприятии. При функциональном разделении труда, т.е. обособлении ви дов трудовой деятельности в зависимости от выполняемых работ никами на предприятии функций, взаимодействие (кооперация труда) осуществляется между разными функциональными группами работ ников, такими, например, как основные и вспомогательные рабочие, рабочие и служащие, руководители и специалисты и т.д. Технологическое разделение труда на отдельные производствен ные операции и виды работ влечет за собой необходимость взаимо действия работников, выполняющих разные операции и виды работ. То же можно сказать и о профессиональном, и о квалификационном разделении и кооперации труда. Отмеченные виды производственного взаимодействия работ ников отражают организационную его сторону. Но взаимодействие работников как форма проявления процесса труда имеет и соци альную сторону — взаимодействие на производстве между разными социальными группами персонала, различающимися по полу, возра сту, образованию, стажу работы, семейному положению и т.д. Соци альная и демографическая (половозрастная) структура работников предприятия, учреждения накладывает отпечаток на характер про изводственного взаимодействия между ними. Поэтому при изуче нии или организации трудового процесса необходимо обращать внимание на социальные параметры персонала. Так, например, наи более благоприятная производственная обстановка может быть до стигнута в коллективах, в составе которых работают мужчины и жен щины, где в возрастной структуре преобладают люди среднего возраста, а в социальной структуре — семейные, имеющие необхо димое профессиональное образование и значительный производствен ный стаж работы на данном предприятии. Социальная структура персонала — это его строение, которое определяется составом и сочетанием в нем различных социальных групп. Социальная группа на предприятии представляет собой сово- ^ купность работников, обладающих каким-либо общим, объединя ющим их социальным признаком, свойством, например: уровнем об разования, профессией, стажем работы и т.д. Социальная структура персонала — важный параметр, влияю щий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудня ет эффективное решение производственных задач. В зависимости от наличия тех или иных социальных групп образуются различные социальные срезы персонала предприятия, а в связи с этим выделяются следующие разновидности социальной структуры: функционально-производственная, профессионально- квалификационная, демографическая, национальная, социально- психологическая и др. Функционально-производственная структура складывается из функциональных групп работников: служащих (руководителей, спе-циалистов, технических исполнителей), рабочих (основных и вспо-могательных). Эти функциональные группы объединяются в произ-водственные подразделения, имеющие иерархию и подчиняющиеся определенным должностным лицам. Профессионально-квалификационная структура образуется работниками разных профессиональных групп, подразделяемых также по уровню квалификации, образованию, производственному стажу. Демографическая структура персонала определяется его со ставом по полу и возрасту. Социологические исследования подтвер ждают, что однополый персонал менее эффективен, нежели разнопо лый. Большое значение имеет также сочетание возрастных групп. Преобладание на предприятии людей старшего возраста характери зуется высокой трудовой дисциплиной, низкой текучестью персона ла, высоким качеством выполняемой работы, но при этом возрастают элементы консерватизма при использовании новшеств, увеличива ется уровень потерь рабочего времени из-за повышенной заболева емости работников. Преобладание молодежи также отличается спе цифическими проявлениями — высокой текучестью персонала, более быстрой реакцией на нововведения и др. Национальная структура персонала еще сравнительно недав но на многих предприятиях имела второстепенное значение. Одна ко с распадом СССР, ростом сепаратизма и национального самосоз нания национальный состав персонала в ряде регионов страны стал заметным фактором стабильности или, наоборот, повышенной на пряженности на предприятиях. Социально-психологическая структура формируется на осно ве общности интересов, ценностных ориентации увлечений разных групп персонала. В состав таких групп могут входить и входят ра ботники независимо от принадлежности к группам, сформировав шимся по другим признакам, т.е. здесь могут быть люди разных возрастов, национальностей, профессий и т.д. Совокупность указанных, а также других социальных групп формирует на предприятии и в его подразделениях определенный морально-психологический климат, особенности отношения к тру ду, состояние сплоченности или разобщенности, большей или мень шей заинтересованности в достижении общих целей производства. Особенности производственного взаимодействия работников друг с другом зависят также от численности персонала. На пред приятиях с малой численностью работников труд каждого, как пра вило, у всех на виду, что создает условия для организации более четкого производственного взаимодействия. Кроме того, небольшой по численности персонал легче организовать, проще индивидуали зировать и контролировать его труд. На крупных предприятиях такие условия характерны для отдельных подразделений, а в разных под разделениях они могут существенно отличаться друг от друга. На характер взаимодействия работников оказывает влияние и организационно-правовая форма предприятия. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) к числу таких форм относятся хозяйственные товарищества (пол ные товарищества и товарищества на вере), хозяйственные обще ства (акционерные общества, общества с ограниченной или допол нительной ответственностью), производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные пред приятия. Здесь имеет значение форма собственности предприятия и его размер. Итак: все отмеченные стороны проявления труда находятся в неразрывном единстве и представляют собой единый процесс труда. Содержание, характер и разновидности труда В теоретических представлениях о труде помимо положений о его сущности и формах проявления различают, как об этом было сказано в параграфе 2.1, категории труда и его разновидности. Категория — это группа явлений, понятий, объединенных общностью каких-либо признаков. Среди категорий труда выделя ют такие, как содержание, характер, формы трудовой деятельности (формы организации труда) и др. Здесь будут рассмотрены такие категории труда, как его со держание и характер, а также связанные с ними положения о разно видностях труда. Содержание труда — это совокупность его элементов, кото рые определяются профессиональной принадлежностью работ, их составом, сложностью и последовательностью выполнения. 4 По этому признаку можно предложить следующую классифи каци
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.017 с.) |