Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ресурсы для трудовой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работающие люди, а также те граждане, которые хотят рабо-тать, ищут работу, но по разным обстоятельствам пока ее не имеют, представляют собой человеческие ресурсы для труда. Их изучение имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государ ством соответствующей демографической политики с целью воздей ствия на процессы воспроизводства населения и его занятости. В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко-распространен термин «трудовые ресурсы», который воз ник в первые годы советской власти и использовался для нужд цен-трализованного управления людскими ресурсами страны. В услови ях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда лица, длительное время не работающие без уважительных причин (кроме инвалидов I и ча стично II группы), считались ведущими паразитический образ жиз-: ди, преследовались по закону и наказывались лишением свободы, строгий статистический учет трудоспособного населения — трудо вых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-коман дной экономики. Понятие «трудовые ресурсы» используется и в настоящее вре мя. Но требования рыночной экономики привели к необходимости перехода нашей статистики к принятому в международной практи ке иному учету ресурсов для труда, рекомендованному Междуна родной организацией труда (об этом далее). Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, облада-ющую физическим развитием, умственными способностями и зна-ниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных зако-нодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные пе-риоды развития нашей страны. Так, в период первой пятилетки (1929—1933 гг.) нижняя грани ца трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К концу вто рой пятилетки (к 1937 г.) нижняя граница была повышена до 15 лет. В годы Великой Отечественной войны эта граница вновь опустилась до 14 лет. В послевоенные годы и до 1995 г. включительно — 16 лет. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 131-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» нижняя граница трудоспособного возраста изменена с 16 до 15 лет. С введением с 1 февраля 2002 г. в действие ТК РФ трудоспо-собный возраст определяется возрастом лица, с которым допускает ся заключение трудового договора. Таким возрастом для учащихся может быть: 14 лет, когда работа по трудовому договору разрешает ся в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (опе куна, попечителя) для выполнения легкого труда; 15 лет — если окончено основное общее образование или прекращено обучение в школе; 16 лет — для всех (ст. 63 ТК РФ). Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что в зависимости от возраста все население может быть разделено на три неравные части: 1) лица моложе трудоспособного возраста — от рождения до 15 лет включительно; 2) лица в трудоспособном (рабочем) возрасте — в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно; 3) лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости, — в Рос сии женщины — с 55, мужчины — с 60 лет. В зависимости от способности к труду различают лиц трудо-способных и нетрудоспособных. Таким образом, по отношению к тру-довой деятельности можно выделить четыре группы населения: 1) трудоспособное население в трудоспособном возрасте; 2) трудоспособное население в нетрудоспособном возрасте, например работающие пенсионеры по старости; 3) нетрудоспособное население в трудоспособном возрасте, например инвалиды I и II группы допенсионного возраста; 4) нетрудоспособное население в нетрудоспособном возрасте. К трудовым ресурсам до 1993 г, относили: население в трудоспособном возрасте, за исключением не-работающих инвалидов I и II группы и неработающих лиц, получа-ющих пенсию на льготных условиях (женщины, родившие пять и бо лее детей и воспитавшие их до восьми лет; матери инвалидов с детства, воспитавшие их также до восьми лет, — по достижении 50 лет и не-которые другие категории, а также лица, вышедшие на пенсию раньше в связи с тяжелыми и вредными условиями труда: женщины в воз расте 45—54 лет, мужчины — 50—59 лет); работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков в возрасте до 15 лет. Численность населения России и его возрастная структура в разные годы показаны в табл. 6.2. Переход на рекомендуемую международными конференция ми статистиков труда и Международной организацией труда систе му классификации, в соответствии с которой население делится на экономически активное и экономически неактивное1, осуществлен в нашей статистике с середины 1993 г. Экономически активное население, или (в трактовке Росстата) рабочая сила, в соответствии с методологией Международной орга-низации труда представляет собой часть населения, обеспечивающую предложение своего труда для производства товаров и оказания разнообразных услуг. Количественно эта группа населения склады-вается из численности занятых и безработных, под которыми пони-маются строго определенные группы людей. Понятия «занятые» и «безработные» рассматриваются в параграфах 8.1, 8.3. Экономически неактивное население (по методике Росстата) — это та часть населения, которая не входит в состав ресурсов для труда. К ней относятся: Щ учащиеся, студенты, служащие, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, получающие пенсию по старости и на льготных усло-виях; лица, получающие пенсию по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие ее поиск, ис-черпав все возможности, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать, незави-симо от источника дохода. Сравнение категорий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» показывает, что они отличаются друг от друга отдельными элементами. Конституцией РФ провозглашены свободный труд и запрет труда принудительного, это делает бессмысленным использование понятия «трудовые ресурсы» в том содержании, как об этом было сказано в начале параграфа. Не могут относиться к трудовым ресур сам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей в труде, категории лиц, которых иначе как принуди-тельно к работе не привлечь. Необходимо, правда, отметить, что подобная аргументация не всем представляется убедительной. Ав торы, придерживающиеся иной точки зрения, продолжают отстаи вать существовавшее ранее представление о том, что трудовые ре сурсы складываются из экономически активного населения; лиц, занятых учебой с отрывом от производства, и трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и не обучающихся. Подобное представление не соответствует содержанию поня тия «ресурсы». Ресурсами обозначаются средства, запасы, возмож ности, источники чего-либо, предназначенные для использования. Может ли предприятие считать, например, своими материальными ресурсами какие-либо материалы, находящиеся в собственности другого предприятия, если последнее не собирается ему их ни про давать, ни передавать? Можно ли считать своими финансовыми ресурсами деньги, которые находятся у других людей и нам не при надлежат и, более того, которые нам не собираются одалживать? Вопрос риторический. Так почему же тогда следует относить к тру довым ресурсам трудоспособных лиц, имеющих легальные средства существования, которые не работают и которых по закону заставить работать нельзя? Неправильно называть ресурсами то, что не может быть использовано, так как ресурс — это именно то, что предназна чено для использования и может на законных основаниях быть ис-пользовано или в данном случае привлечено к труду. Действительно, в экономике наряду с различными ресурсами присутствуют и человеческие ресурсы, т.е. ресурсы для трудовой деятельности, ресурсы труда, ресурсы работников. Масштаб этих ресурсов определяется, как это признано статистиками населения во всем мире, численностью экономически активного населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.008 с.) |