Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития рынка труда Республики Беларусь↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время для рынка труда Республики Беларусь характерно наличие ряда негативных явлений, которые обостряются сложившейся де- мографической ситуацией, когда старение населения приводит к сокращению трудоспособного населения и, соответственно, возрастанию нагрузки на него. Это влияет и на ухудшение других показателей социально-экономического развития страны. Поэтому теоретическое видение и практическое решение проблемы занятости и безработицы на современном рынке труда Беларуси имеет большое значение для более полного удовлетворения экономических запросов общества, а также сбалансированного функционирования рынка труда [17, с. 78]. Спрос на работников на рынке труда Республики Беларусь формируется, в основном, в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность; строительство; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; транспорт и связь; здравоохранение и предоставление социальных услуг; торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования [17, с. 79]. Важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда является забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, что находит отражение в Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь, разрабатываемой ежегодно [17, с. 81]. Особо следует отметить значимость улучшения условий на рынке труда в сельской местности. Современный подход к занятости работников села может быть реализован лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. При этом регулирующее влияние не должно препятствовать эффективному применению рабочей силы, т.е. ее мобильности и высвобождению лишних работников. Степень занятости сельского населения может обеспечиваться с помощью создания новых рабочих мест [15, с. 72]. В свою очередь невозможно сохранить высокий уровень занятости без роста экономической эффективности труда, а для этого необходима оптимизация численности работников. Во многих случаях это означает их сокращение, так как на некоторых предприятиях есть скрытые резервы рабочей силы. Сокращение избыточных работников и увеличение числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективнее, чем сохранение скрытого резерва рабочей силы. Главная цель переходного периода заключается в том, чтобы уровень оплаты труда приближался к уровню необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы. Исключительно важно при этом обеспечить стимулирование работников к повышению эффективности труда. Поэтому модель занятости в аграрной сфере должна содержать такие важные блоки, как государственная активная политика занятости населения в аграрной сфере, система материальной помощи безработным, обеспечение гибких форм занятости [15, с. 72]. Ситуация, сложившаяся на рынке труда, заставила правительство пересмотреть размер пособия по безработице: планируется повышение до величины бюджета прожиточного минимума (c 01.11.2016 г. 174,52 рублей). Помимо этого в Республике Беларусь в перспективе будет введено страхование от безработицы. Разработку предложений по развитию системы страхования от безработицы предусматривает программа «Содействие занятости населения» на 2016-2017 года, которая войдёт в состав Государственной программы «Социальная защита и содействие занятости 2016-2020» [12, с. 134]. В целом, сложно прогнозировать последующее развитие безработицы, гак как до сих пор неизвестен процент скрытой безработицы. Однако, совершенно ясно, если не осуществить мероприятия, которые приведут к изменениям в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обостряться [12, с. 135]. На данный момент существует большое количество различных направлений деятельности государства для решения проблем на рынке труда. Наиболее перспективными из них являются: обеспечение государством и бизнесом достаточного уровня мобильности посредством развития миграционной политики путем привлечения в страну людей способных создать новые эффективные рабочие места, создав этим людям благоприятные правовые и экономические условия деятельности; создание государством благоприятных условий для развития мелкого и частного бизнеса; развитие различных форм поддержки молодежи: проведение «ярмарок вакансий» на базе ВУЗов, помощь молодым специалистам; внедрение современных информационных технологий в процессы трудоустройства и занятости населения, выделение финансовых субсидий из бюджета для организаций-нанимателей создающих новые высокотехнологичные рабочие места; совершенствование системы социальной защиты населения [12, с. 135]. Чтобы создать в Республике Беларусь гибкий рынок труда, гарантирующий низкий уровень безработицы при устойчивых и достаточно высоких темпах экономического роста, необходимо внедрять «непопулярные» среди населения правовые стандарты в политику занятости: следует ввести срочность контрактов; обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточной численности работников, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Данные меры необходимо реализовывать до тех пор, пока реальный сектор экономики не сможет достичь желаемого уровня развития и тем самым обеспечить достойный уровень благосостояния населения без ущерба для эффективного развития экономики страны [12, с. 135]. Повышение трудового потенциала нашей страны возможно за счет повышения социальной и территориальной мобильности трудовых ресурсов и их более рационального использования. На первый план выдвигается необходимость перехода к интенсивному, инновационному пути развития, основанному на структурной перестройке и коренной модернизации производства. Целесообразно перейти от процесса стимулирования создания новых рабочих мест к их реструктуризации, внедрению современных трудосберегающих технологий. Рост объемов производства должен достигаться исключительно за счет роста производительности труда [9, с. 79]. Первостепенное значение на этом направлении имеет совершенствование системы образования страны: подготовки и особенно переподготовки кадров, которая должна стать одним из основных ее звеньев. Именно гибкая, мобильная и постоянно развивающаяся система переподготовки кадров обеспечит безболезненное перераспределение человеческих ресурсов из одних сфер, отраслей экономики и отдельных предприятий в другие, связанные с инновационным развитием Республики Беларусь [9, с. 80]. Конечно, развитие трудового потенциала страны за счет качественной составляющей не отменяет необходимости проведения активной демографической политики. Действенные меры по стимулированию рождаемости, снижению смертности, увеличению общей продолжительности жизни и трудоспособного возраста населения могут через некоторое время снизить темпы естественного сокращения численности населения и трудовых ресурсов [9, с. 81]. Все большую значимость, влияющую на устойчивость рынка труда, в условиях развития информационных технологий и инноваций приобретают гибкие формы занятости [4, с. 10]. Гибкие формы занятости сегодня становятся фактором устойчивости регионального рынка труда. Активное развитие гибких форм занятости можно рассматривать как проявление механизма саморегулирования экономики, форму адаптации населения к изменяющейся социально-экономической ситуации. Гибкая занятость и ее разновидности в значительной степени способствуют росту уровня жизни населения, снижению безработицы [3, с. 9]. На микроуровне они позволяют работодателям быстрее реагировать на конъюнктурные изменения рынка товаров и услуг, изменять режим работы предприятий. Гибкая занятость дает возможность работнику удачно сочетать обязанности по работе с личными проблемами, шире привлекать к труду женщин, имеющих детей, а также пожилых лиц и лиц с ограниченными физическими возможностями, ускоряет приток молодых специалистов на рынок труда и их адаптацию к работе. Кроме того, она играет положительную роль в расширении рынка услуг, приводит к развитию все новых потребностей, формирует новые мотивы и трудовые стратегии, а также является элементом инновационного развития экономики [3, с. 9]. В Республике Беларусь гибкая занятость законодательно возможна с 2010 г. Однако процесс внедрения новой формы занятости идет медленно, притом что спрос на гибкие формы занятости есть среди студентов, женщин, воспитывающих детей, в том числе детей-инвалидов, людей с инвалидностью, пенсионеров. Гибкие формы занятости могут дать большую свободу действий и позволяют сочетать работу с учебой, воспитанием детей. Действующая в Республике Беларусь фискальная политика стимулирует работника трудиться в нескольких местах, особенно в период дефицита кадров. Республика Беларусь участвует в международном разделении труда, и многие работающие в информационно-коммуникационной сфере IТ-технологий все чаще сталкиваются с потребностью работать в режиме удаленного доступа [3, с. 10]. Реализация мер по регулированию миграционных процессов является одним из способов оптимизации рынка труда. Управление миграционными процессами рабочей силы в Республике Беларусь минимально, что совершенно недопустимо в условиях дисбаланса, напряженности и противоречивости рынка трудовых ресурсов страны. Так, в Республике Беларусь продолжается сокращение собственного населения и трудовых ресурсом в связи с невысокой рождаемостью и превышением смертности над рождаемостью, а также неучтенной трудовой миграцией за рубеж (около 100 тыс. человек в год). Кроме того, рынок груда Беларуси нестабилен, подвержен влиянию зарубежных экономических колебаний, из-за чего число вакансий в стране в последние годы снижается, а безработица увеличивается. Негативно воздействует на экономику Беларуси и то, что уезжают из страны более молодые и образованные, а приезжают пожилые, с более низким уровнем образования [10, с. 21]. Привлечение иммигрантов в Республику Беларусь должно осуществляться с учетом экономической целесообразности и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. При регулировании иммиграции Беларуси необходимо использовать селективный подход. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данное время стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов может варьироваться, однако в настоящее время стране требуются такие категории, как работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу: специалисты для новых перспективных отраслей (узкоспециализированные инженеры и врачи) и специалисты редких для Беларуси профессий (реставраторы фресок); крупные бизнесмены, инвестирующие в экономику Беларуси, а также менеджеры международного уровня со знанием нескольких иностранных языков [10, с. 21]. Министерство труда Республики Беларусь должно систематически осуществлять мониторинг рынка труда страны; фиксировать реальную миграцию трудовых ресурсов; определять величину спроса н предложения рабочей силы в разрезе профессий, специальностей, уровней образования на кратко- и долгосрочную перспективу с учетом цикличности развития рыночной экономики. Целесообразно введение в Беларуси запретов на наем иностранной рабочей силы по профессиям и специальностям, которые в достаточном количестве подготавливаются в вузах, ССУЗах и ПТУЗах Беларуси. Возможно установление для трудовых перемещений мигранта (смена места работы или специальности) дополнительных разрешений от иммиграционных властей, которые могут отказать. Республике Беларусь целесообразно предъявлять требования к качественной характеристике иностранной рабочей силы (наличие диплома об образовании, стаж работы по специальности, знание русского или белорусского языков); к возрастному цензу (до 40 лет); к состоянию здоровья (запрет въезда больным СПИДом, с психическими расстройствами, наркоманам н т.п.); к социальным и политическим ограничениям (запрет въезда ранее осужденных по уголовным статьям, членов деструктивных организаций) [10, с. 22]. Ограничение въезда иммигрантов можно осуществлять путем количественного квотирования, т.е. законодательного установления максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках всей экономики, отдельных отраслей и предприятий. В целях защиты страны от чрезмерного наплыва мигрантов и возникновения межэтнических конфликтов Республике Беларусь необходимо установить временные ограничения в виде максимальных сроков пребывания иностранных работников на ее территории, по истечении которых иммигранты должны покинуть республику либо получить специальное разрешение на продление своего пребывания в ней (в Норвегии разрешение на работу выдается только на 1 год, хотя и допускается возобновление) [10, с. 22]. Предложенные меры будут способствовать оптимизации внешней миграции рабочей силы в Республике Беларусь. Исходя из выше представленной информации, можно сделать следующие выводы. Рынок труда Республики Беларусь является не в полной мере эффективным, что связано с неэффективностью производства, выражающемся в опережающем росте реальной заработной платы работников над производительностью труда, с малой мобильностью трудовых ресурсов, а также несоответствием между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу и территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. Принятие мер, направленных на усиление эффективности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, является одним из главных направлений совершенствования политики в области трудовых отношений. Существуют следующие направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь: ¾ привлечение высококвалифицированных трудовых мигрантов; ¾ помощь мелкому и частному бизнесу; ¾ поддержка молодых специалистов; ¾ внедрение информационных технологий в процессы трудоустройства и занятости населения; ¾ финансовая помощь организациям-нанимателям, создающим новые высококвалифицированные рабочие места.
Заключение
Социально-экономические изменения в обществе привели к соответствующим изменениям рынка труда, являющегося наиболее сложным элементом рыночной системы, поскольку на нем не только обеспечивается балансирование интересов работников и работодателей при определении цены труда и его условий, но и отражается вся совокупность социально-экономических отношений, происходящих в обществе. Поэтому динамика и направленность развития отечественного рынка труда являются, с одной стороны, проявлениями общих закономерностей, присущих современной рыночной экономике, а с другой — отражением специфики формирования и развития рыночной среды в Республике Беларусь. Категория «рынок труда» характеризуется своей многоаспектностью и предполагает рассмотрение этого рынка как системы общественных отношений, связанных с движением рабочей силы; сферы формирования спроса и предложения на рабочую силу; системы социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; системы экономических отношений по поводу регулирования цены труда; совокупности юридических лиц, создающих рабочие места; среды удовлетворения потребностей в рабочей силе и рабочих местах. В данной курсовой работе были рассмотрены сущность, особенности функционирования, основные тенденции, проблемы и направления совершенствования рынка труда Республики Беларусь. Из вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы. Экономическая политика на рынке труда Республики Беларусь направлена на сохранение низкой дифференциации в оплате труда и максимально возможной занятости. Основные тенденции на рынке труда Республики Беларусь следующие. За 2011-2015 гг. наблюдался рост номинальной среднемесячной заработной платы. Данный показатель в среднем по всем отраслям экономики вырос с 1 899,8 тыс. рублей в 2011 году до 6 715,0 тыс. рублей в 2015 году. В 2011-2015 гг. наблюдались отрицательные тенденции в темпе роста трудоспособного населения Республики Беларусь. Максимальный рост численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите за последние пять лет наблюдался в 2015 году - 43332 человек. В динамике спроса и предложения за 2011-2015 гг. на фоне снижения предложения вакансий со стороны работодателей наблюдается увеличение численности безработных. Минимальная за пять лет численность трудящихся-мигрантов, въехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов, наблюдалась в 2011 году и составляла 8434 человек, в 2014 году данный показатель достиг своего максимального значения за пять лет и составил 37868 человек. Динамика численности трудящихся-мигрантов, выехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов, характеризуется снижением. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2016 г. составил 0,9 процента к численности экономически активного населения. На конец сентября 2016 года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 36,4 тыс. вакансий, что составило 132,2 % к уровню 2015 года. Численность безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, на 1 октября 2016 года составила 40,3 тыс. безработных. Численность трудящихся-мигрантов, выехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов за январь-сентябрь 2016 г. - 5 900 человек. Численность трудящихся-мигрантов, въехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов заянварь-сентябрь 2016 г. - 16 652 человек. В данной курсовой работе выявлены следующие проблемы рынка труда Республики Беларусь: ¾ старение занятых; ¾ трудовая миграция; ¾ избыточная численность персонала; ¾ низкий уровень официально зарегистрированных безработных при относительно высоком показателе скрытой безработицы; ¾ замедление создания рабочих мест при высокой текучести кадров; ¾ несовершенная система страхования безработицы. Помимо этого существуют определенные тенденции на современном белорусском рынке труда: ориентированность на рабочие профессии; напряженная обстановка с трудоустройством людей в возрасте от 30—49 лет; высокий уровень безработицы среди мужской части населения; падение спроса на высококвалифицированных работников при росте спроса на студентов или молодых специалистов без опыта работы. Рынок труда Республики Беларусь является не в полной мере эффективным, что связано с неэффективностью производства, выражающемся в опережающем росте реальной заработной платы работников над производительностью труда, с малой мобильностью трудовых ресурсов, а также несоответствием между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу и территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. В данной курсовой работе предложены следующие направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь: ¾ привлечение высококвалифицированных трудовых мигрантов; ¾ помощь мелкому и частному бизнесу; ¾ поддержка молодых специалистов; ¾ внедрение информационных технологий в процессы трудоустройства и занятости населения; ¾ финансовая помощь организациям-нанимателям, создающим новые высококвалифицированные рабочие места.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.82 (0.013 с.) |