Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перспективы развития рынка труда Республики БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте В настоящее время для рынка труда Республики Беларусь характерно наличие ряда негативных явлений, которые обостряются сложившейся де- мографической ситуацией, когда старение населения приводит к сокращению трудоспособного населения и, соответственно, возрастанию нагрузки на него. Это влияет и на ухудшение других показателей социально-экономического развития страны. Поэтому теоретическое видение и практическое решение проблемы занятости и безработицы на современном рынке труда Беларуси имеет большое значение для более полного удовлетворения экономических запросов общества, а также сбалансированного функционирования рынка труда [17, с. 78]. Спрос на работников на рынке труда Республики Беларусь формируется, в основном, в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность; строительство; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; транспорт и связь; здравоохранение и предоставление социальных услуг; торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования [17, с. 79]. Важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда является забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, что находит отражение в Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь, разрабатываемой ежегодно [17, с. 81]. Особо следует отметить значимость улучшения условий на рынке труда в сельской местности. Современный подход к занятости работников села может быть реализован лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. При этом регулирующее влияние не должно препятствовать эффективному применению рабочей силы, т.е. ее мобильности и высвобождению лишних работников. Степень занятости сельского населения может обеспечиваться с помощью создания новых рабочих мест [15, с. 72]. В свою очередь невозможно сохранить высокий уровень занятости без роста экономической эффективности труда, а для этого необходима оптимизация численности работников. Во многих случаях это означает их сокращение, так как на некоторых предприятиях есть скрытые резервы рабочей силы. Сокращение избыточных работников и увеличение числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективнее, чем сохранение скрытого резерва рабочей силы. Главная цель переходного периода заключается в том, чтобы уровень оплаты труда приближался к уровню необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы. Исключительно важно при этом обеспечить стимулирование работников к повышению эффективности труда. Поэтому модель занятости в аграрной сфере должна содержать такие важные блоки, как государственная активная политика занятости населения в аграрной сфере, система материальной помощи безработным, обеспечение гибких форм занятости [15, с. 72]. Ситуация, сложившаяся на рынке труда, заставила правительство пересмотреть размер пособия по безработице: планируется повышение до величины бюджета прожиточного минимума (c 01.11.2016 г. 174,52 рублей). Помимо этого в Республике Беларусь в перспективе будет введено страхование от безработицы. Разработку предложений по развитию системы страхования от безработицы предусматривает программа «Содействие занятости населения» на 2016-2017 года, которая войдёт в состав Государственной программы «Социальная защита и содействие занятости 2016-2020» [12, с. 134]. В целом, сложно прогнозировать последующее развитие безработицы, гак как до сих пор неизвестен процент скрытой безработицы. Однако, совершенно ясно, если не осуществить мероприятия, которые приведут к изменениям в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обостряться [12, с. 135]. На данный момент существует большое количество различных направлений деятельности государства для решения проблем на рынке труда. Наиболее перспективными из них являются: обеспечение государством и бизнесом достаточного уровня мобильности посредством развития миграционной политики путем привлечения в страну людей способных создать новые эффективные рабочие места, создав этим людям благоприятные правовые и экономические условия деятельности; создание государством благоприятных условий для развития мелкого и частного бизнеса; развитие различных форм поддержки молодежи: проведение «ярмарок вакансий» на базе ВУЗов, помощь молодым специалистам; внедрение современных информационных технологий в процессы трудоустройства и занятости населения, выделение финансовых субсидий из бюджета для организаций-нанимателей создающих новые высокотехнологичные рабочие места; совершенствование системы социальной защиты населения [12, с. 135]. Чтобы создать в Республике Беларусь гибкий рынок труда, гарантирующий низкий уровень безработицы при устойчивых и достаточно высоких темпах экономического роста, необходимо внедрять «непопулярные» среди населения правовые стандарты в политику занятости: следует ввести срочность контрактов; обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточной численности работников, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Данные меры необходимо реализовывать до тех пор, пока реальный сектор экономики не сможет достичь желаемого уровня развития и тем самым обеспечить достойный уровень благосостояния населения без ущерба для эффективного развития экономики страны [12, с. 135]. Повышение трудового потенциала нашей страны возможно за счет повышения социальной и территориальной мобильности трудовых ресурсов и их более рационального использования. На первый план выдвигается необходимость перехода к интенсивному, инновационному пути развития, основанному на структурной перестройке и коренной модернизации производства. Целесообразно перейти от процесса стимулирования создания новых рабочих мест к их реструктуризации, внедрению современных трудосберегающих технологий. Рост объемов производства должен достигаться исключительно за счет роста производительности труда [9, с. 79]. Первостепенное значение на этом направлении имеет совершенствование системы образования страны: подготовки и особенно переподготовки кадров, которая должна стать одним из основных ее звеньев. Именно гибкая, мобильная и постоянно развивающаяся система переподготовки кадров обеспечит безболезненное перераспределение человеческих ресурсов из одних сфер, отраслей экономики и отдельных предприятий в другие, связанные с инновационным развитием Республики Беларусь [9, с. 80]. Конечно, развитие трудового потенциала страны за счет качественной составляющей не отменяет необходимости проведения активной демографической политики. Действенные меры по стимулированию рождаемости, снижению смертности, увеличению общей продолжительности жизни и трудоспособного возраста населения могут через некоторое время снизить темпы естественного сокращения численности населения и трудовых ресурсов [9, с. 81]. Все большую значимость, влияющую на устойчивость рынка труда, в условиях развития информационных технологий и инноваций приобретают гибкие формы занятости [4, с. 10]. Гибкие формы занятости сегодня становятся фактором устойчивости регионального рынка труда. Активное развитие гибких форм занятости можно рассматривать как проявление механизма саморегулирования экономики, форму адаптации населения к изменяющейся социально-экономической ситуации. Гибкая занятость и ее разновидности в значительной степени способствуют росту уровня жизни населения, снижению безработицы [3, с. 9]. На микроуровне они позволяют работодателям быстрее реагировать на конъюнктурные изменения рынка товаров и услуг, изменять режим работы предприятий. Гибкая занятость дает возможность работнику удачно сочетать обязанности по работе с личными проблемами, шире привлекать к труду женщин, имеющих детей, а также пожилых лиц и лиц с ограниченными физическими возможностями, ускоряет приток молодых специалистов на рынок труда и их адаптацию к работе. Кроме того, она играет положительную роль в расширении рынка услуг, приводит к развитию все новых потребностей, формирует новые мотивы и трудовые стратегии, а также является элементом инновационного развития экономики [3, с. 9]. В Республике Беларусь гибкая занятость законодательно возможна с 2010 г. Однако процесс внедрения новой формы занятости идет медленно, притом что спрос на гибкие формы занятости есть среди студентов, женщин, воспитывающих детей, в том числе детей-инвалидов, людей с инвалидностью, пенсионеров. Гибкие формы занятости могут дать большую свободу действий и позволяют сочетать работу с учебой, воспитанием детей. Действующая в Республике Беларусь фискальная политика стимулирует работника трудиться в нескольких местах, особенно в период дефицита кадров. Республика Беларусь участвует в международном разделении труда, и многие работающие в информационно-коммуникационной сфере IТ-технологий все чаще сталкиваются с потребностью работать в режиме удаленного доступа [3, с. 10]. Реализация мер по регулированию миграционных процессов является одним из способов оптимизации рынка труда. Управление миграционными процессами рабочей силы в Республике Беларусь минимально, что совершенно недопустимо в условиях дисбаланса, напряженности и противоречивости рынка трудовых ресурсов страны. Так, в Республике Беларусь продолжается сокращение собственного населения и трудовых ресурсом в связи с невысокой рождаемостью и превышением смертности над рождаемостью, а также неучтенной трудовой миграцией за рубеж (около 100 тыс. человек в год). Кроме того, рынок груда Беларуси нестабилен, подвержен влиянию зарубежных экономических колебаний, из-за чего число вакансий в стране в последние годы снижается, а безработица увеличивается. Негативно воздействует на экономику Беларуси и то, что уезжают из страны более молодые и образованные, а приезжают пожилые, с более низким уровнем образования [10, с. 21]. Привлечение иммигрантов в Республику Беларусь должно осуществляться с учетом экономической целесообразности и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. При регулировании иммиграции Беларуси необходимо использовать селективный подход. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данное время стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов может варьироваться, однако в настоящее время стране требуются такие категории, как работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу: специалисты для новых перспективных отраслей (узкоспециализированные инженеры и врачи) и специалисты редких для Беларуси профессий (реставраторы фресок); крупные бизнесмены, инвестирующие в экономику Беларуси, а также менеджеры международного уровня со знанием нескольких иностранных языков [10, с. 21]. Министерство труда Республики Беларусь должно систематически осуществлять мониторинг рынка труда страны; фиксировать реальную миграцию трудовых ресурсов; определять величину спроса н предложения рабочей силы в разрезе профессий, специальностей, уровней образования на кратко- и долгосрочную перспективу с учетом цикличности развития рыночной экономики. Целесообразно введение в Беларуси запретов на наем иностранной рабочей силы по профессиям и специальностям, которые в достаточном количестве подготавливаются в вузах, ССУЗах и ПТУЗах Беларуси. Возможно установление для трудовых перемещений мигранта (смена места работы или специальности) дополнительных разрешений от иммиграционных властей, которые могут отказать. Республике Беларусь целесообразно предъявлять требования к качественной характеристике иностранной рабочей силы (наличие диплома об образовании, стаж работы по специальности, знание русского или белорусского языков); к возрастному цензу (до 40 лет); к состоянию здоровья (запрет въезда больным СПИДом, с психическими расстройствами, наркоманам н т.п.); к социальным и политическим ограничениям (запрет въезда ранее осужденных по уголовным статьям, членов деструктивных организаций) [10, с. 22]. Ограничение въезда иммигрантов можно осуществлять путем количественного квотирования, т.е. законодательного установления максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках всей экономики, отдельных отраслей и предприятий. В целях защиты страны от чрезмерного наплыва мигрантов и возникновения межэтнических конфликтов Республике Беларусь необходимо установить временные ограничения в виде максимальных сроков пребывания иностранных работников на ее территории, по истечении которых иммигранты должны покинуть республику либо получить специальное разрешение на продление своего пребывания в ней (в Норвегии разрешение на работу выдается только на 1 год, хотя и допускается возобновление) [10, с. 22]. Предложенные меры будут способствовать оптимизации внешней миграции рабочей силы в Республике Беларусь. Исходя из выше представленной информации, можно сделать следующие выводы. Рынок труда Республики Беларусь является не в полной мере эффективным, что связано с неэффективностью производства, выражающемся в опережающем росте реальной заработной платы работников над производительностью труда, с малой мобильностью трудовых ресурсов, а также несоответствием между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу и территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. Принятие мер, направленных на усиление эффективности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, является одним из главных направлений совершенствования политики в области трудовых отношений. Существуют следующие направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь: ¾ привлечение высококвалифицированных трудовых мигрантов; ¾ помощь мелкому и частному бизнесу; ¾ поддержка молодых специалистов; ¾ внедрение информационных технологий в процессы трудоустройства и занятости населения; ¾ финансовая помощь организациям-нанимателям, создающим новые высококвалифицированные рабочие места.
Заключение
Социально-экономические изменения в обществе привели к соответствующим изменениям рынка труда, являющегося наиболее сложным элементом рыночной системы, поскольку на нем не только обеспечивается балансирование интересов работников и работодателей при определении цены труда и его условий, но и отражается вся совокупность социально-экономических отношений, происходящих в обществе. Поэтому динамика и направленность развития отечественного рынка труда являются, с одной стороны, проявлениями общих закономерностей, присущих современной рыночной экономике, а с другой — отражением специфики формирования и развития рыночной среды в Республике Беларусь. Категория «рынок труда» характеризуется своей многоаспектностью и предполагает рассмотрение этого рынка как системы общественных отношений, связанных с движением рабочей силы; сферы формирования спроса и предложения на рабочую силу; системы социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы; системы экономических отношений по поводу регулирования цены труда; совокупности юридических лиц, создающих рабочие места; среды удовлетворения потребностей в рабочей силе и рабочих местах. В данной курсовой работе были рассмотрены сущность, особенности функционирования, основные тенденции, проблемы и направления совершенствования рынка труда Республики Беларусь. Из вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы. Экономическая политика на рынке труда Республики Беларусь направлена на сохранение низкой дифференциации в оплате труда и максимально возможной занятости. Основные тенденции на рынке труда Республики Беларусь следующие. За 2011-2015 гг. наблюдался рост номинальной среднемесячной заработной платы. Данный показатель в среднем по всем отраслям экономики вырос с 1 899,8 тыс. рублей в 2011 году до 6 715,0 тыс. рублей в 2015 году. В 2011-2015 гг. наблюдались отрицательные тенденции в темпе роста трудоспособного населения Республики Беларусь. Максимальный рост численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите за последние пять лет наблюдался в 2015 году - 43332 человек. В динамике спроса и предложения за 2011-2015 гг. на фоне снижения предложения вакансий со стороны работодателей наблюдается увеличение численности безработных. Минимальная за пять лет численность трудящихся-мигрантов, въехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов, наблюдалась в 2011 году и составляла 8434 человек, в 2014 году данный показатель достиг своего максимального значения за пять лет и составил 37868 человек. Динамика численности трудящихся-мигрантов, выехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов, характеризуется снижением. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2016 г. составил 0,9 процента к численности экономически активного населения. На конец сентября 2016 года в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 36,4 тыс. вакансий, что составило 132,2 % к уровню 2015 года. Численность безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, на 1 октября 2016 года составила 40,3 тыс. безработных. Численность трудящихся-мигрантов, выехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов за январь-сентябрь 2016 г. - 5 900 человек. Численность трудящихся-мигрантов, въехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов заянварь-сентябрь 2016 г. - 16 652 человек. В данной курсовой работе выявлены следующие проблемы рынка труда Республики Беларусь: ¾ старение занятых; ¾ трудовая миграция; ¾ избыточная численность персонала; ¾ низкий уровень официально зарегистрированных безработных при относительно высоком показателе скрытой безработицы; ¾ замедление создания рабочих мест при высокой текучести кадров; ¾ несовершенная система страхования безработицы. Помимо этого существуют определенные тенденции на современном белорусском рынке труда: ориентированность на рабочие профессии; напряженная обстановка с трудоустройством людей в возрасте от 30—49 лет; высокий уровень безработицы среди мужской части населения; падение спроса на высококвалифицированных работников при росте спроса на студентов или молодых специалистов без опыта работы. Рынок труда Республики Беларусь является не в полной мере эффективным, что связано с неэффективностью производства, выражающемся в опережающем росте реальной заработной платы работников над производительностью труда, с малой мобильностью трудовых ресурсов, а также несоответствием между спросом и предложением рабочей силы по профессиональному, квалификационному составу и территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. В данной курсовой работе предложены следующие направления регулирования рынка труда в Республике Беларусь: ¾ привлечение высококвалифицированных трудовых мигрантов; ¾ помощь мелкому и частному бизнесу; ¾ поддержка молодых специалистов; ¾ внедрение информационных технологий в процессы трудоустройства и занятости населения; ¾ финансовая помощь организациям-нанимателям, создающим новые высококвалифицированные рабочие места.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 1756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.01 с.) |