Понятие и элементы рынка труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и элементы рынка труда



Понятие и элементы рынка труда

Рынок труда — совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. В «Экономической энциклопедии» рынок труда рассматривается шире, как «сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг».

Рынок рабочей силы включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны. Таким образом, в этот рынок включаются безработные.

Рынок трудовых ресурсов — совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это определение расширяет понятие рынка, так как включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв).

Трудовые ресурсы и экономически активное население

Рынок трудовых ресурсов — совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это определение расширяет понятие рынка, так как включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв).

С учетом данных определений мы будем пользоваться термином «рынок трудовых ресурсов».

Трудовые ресурсы — население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин — от 16 до 59 лет, для женщин — от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

Экономически активное население (рабочая сила) — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. Занятыми являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, не по найму, самостоятельно

или с несколькими компаньонами, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больным, отпуска, забастовки и т.д.).

Безработными считаются лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы в государственных или коммерческих службах занятости, предпринимали шаги к открытию собственного дела, были готовы приступить к работе.

Особое значение в настоящее время имеет понятие «рынок трудовых ресурсов», раскрывающее суть отношения по поводу обмена функционирующих способностей к труду (функционирующей рабочей силы) на жизненные средства, т.е. на заработную плату. В более общем смысле рынок труда выступает как конкретное выражение системы общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в перераспределении рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.

На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники (продавцы рабочей силы), формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Основными компонентами рынка трудовых ресурсов являются:

• совокупный спрос или общая потребность экономики в наемной рабочей силе;

• совокупное предложение, включающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения;

• стоимость (цена) рабочей силы;

• конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями);

• резервирование рабочей силы.

Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда и включает как укомплектованные работниками, так и свободные рабочие места. При этом различают: эффективный спрос, определяемый числом экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий в себя заполненные работниками неэффективные рабочие места. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность занятых, составной частью которой является скрытая безработица. Спрос на рабочую силу на текущем рынке определяется потребностью в работниках для заполнения вакантных мест на условиях основной деятельности или совместительства, а также для выполнения разовых работ.

Совокупное предложение рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства. Предложение рабочей силы на рынке труда имеет три основные составляющие:

1) лица, не занятые трудовой деятельностью и ищущие работу;

2) лица, намеревающиеся сменить место работы;

3) лица, желающие трудиться в свободное от работы или учебы время.

Предложение рабочей силы качественно и количественно меняется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, системе профессиональной и общей подготовки, от силы влияния внешнего рынка труда на внутренний и т.д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, а это, несомненно, сказывается на способности выполнять конкретную работу.

Основная часть совокупного предложения и спроса на труд в рыночной экономике удовлетворяется, что и обеспечивает функционирование общественного производства (удовлетворенного спроса). Меньшая его часть в силу движения рабочей силы и рабочих мест — выбытия людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и ввода новых рабочих мест — оказывается свободной (вакантной) и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка труда, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы. В своем единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.

Рациональные условия труда

 

Производительный труд в сфере управления может быть обеспечен за счет соблюдения простых правил организации рабочего места, планировки офисных помещений, создания комфортных условий труда и хорошего психологического климата.

1. «Современная мебельдороже денег». Современная эстетически красивая и экологически чистая мебель создаст комфортные условия труда и представление о благополучии фирмы. Лучше всего оборудовать офис недорогой итальянской или немецкой мебелью из ДСП, покрытой специальным защитным пластиком. Не жалейте денег и оборудуйте все помещения офисной мебелью, в крайнем случае те подразделения, где сотрудники работают с клиентами предприятия. Гнетущее впечатление оставляет посещение кабинетов директоров с исцарапанными старыми столами, протертыми до дыр креслами, дешевыми занавесками и пепельницами, наполненными окурками сигарет.

2. «Стол и стул комфорт создают». Максимального комфорта и минимального утомления можно достичь в том случае, когда правильно подобраны по размеру стол и стул для сотрудника. Нормальная высота рабочей поверхности стола при работе служащего в зависимости от его роста составляет 70-75 см, соответственно высота стула находится в диапазоне от 40 до 45 см. Учитывая разный рост сотрудников, лучше всего использовать офисные кресла с поднимающимися сиденьями.

3. «Чистый стол». На рабочем столе должны находиться только те предметы и средства, которые часто и постоянно используются для решения задач управления. В конце рабочего дня стол должен быть абсолютно чистым в интересах соблюдения служебной тайны. Стол руководителя или специалиста, заваленный документами, книгами и газетами, говорит о неряшливом и неделовом человеке.

4. «Каждой вещисвое место». Все документы (папки, бумаги) надо располагать таким образом, чтобы они имели постоянное место и их можно было легко найти. Папки с постоянными документами должны быть внесены в номенклатуру делопроизводства предприятия (подразделения), храниться в определенном шкафу со свободным доступом сотрудников. Папки, которыми часто пользуются в течение рабочего дня, располагаются в пределах рабочей зоны сотрудника (один-два шага). В конце рабочего дня документы нужно положить в соответствующие папки. «Что в порядке лежит — само в руки бежит», — гласит украинская пословица.

5. «Используйте органайзер». Все технические средства для ручных и механизированных работ (ручки, скрепки, карандаши, ластики, скоросшиватели, линейки, ножницы и др.) лучше всего хранить в специально приспособленном месте на столе — органайзере.

Это экономит много времени по сравнению с традиционным хранением средств труда в ящике.

6. «Чисто там, где не сорят». Офис должен содержаться в идеальной чистоте и убираться 2 раза в день, если в отделе много клиентов, или один раз в конце рабочего дня. Для поддержания порядка администрация должна запретить в Правилах внутреннего трудового распорядка курение в офисе, потребление пищи, распитие спиртных напитков на рабочем месте и хранение продуктов питания. В противном случае Вас ждут мыши, тараканы, мухи, грязь и снижение производительности труда сотрудников на 15—20%.

7. «Да будет свет!» Правильная освещенность помещений —фактор создания комфортных условий, благоприятного климата и здоровья сотрудников. Прямой свет без абажуров вызывает раздражение глаз, слабая освещенность ведет к их быстрому утомлению, отраженный свет от полированных поверхностей стола и шкафов действует раздражающе. Лучше всего располагать столы так, чтобы нормальный дневной свет падал слева от рабочего стола или прямо на него. В темное время суток помогают правильно подобранные светильники или настольные лампы.

8. «Чистый воздух — здоровый дух». Вентиляция имеет важное значение для сохранения у сотрудников хорошего физического состояния и уменьшает опасность распространения инфекционных заболеваний. Оптимальным вариантом является оборудование каждого помещения кондиционером или принудительной вентиляцией. При их отсутствии необходимо проветривать помещение каждые 2 часа.

9. «Пар кости ломит!» Очень плохо работать в жарком помещении и летом, и зимой, так как повышается утомляемость, снижается производительность труда, увеличивается вероятность простудных заболеваний. Кроме того, происходит перегрев организма, что ведет к увеличению заболеваемости сотрудников. Оптимальная температура помещения от 18 до 22°С. В зависимости от привычек сотрудников и времени года она может подбираться в указанном выше диапазоне. Отопительная система должна распространять тепло равномерно по помещению офиса, а в холодное время года дополнительное тепло может быть получено за счет кондиционера или электрокамина.

10. «Громкость музыки обратно пропорциональна интеллекту». Часть сотрудников, особенно тех, труд которых монотонен, предпочитает работать под музыку, другая часть ее не любит. Как быть? Эти вопросы должны быть согласованы внутри коллектива и регламентированы. В любом случае громко говорящий радиоприемник или магнитофон в течение всего рабочего времени негативно действует на психику всех работников.

11. «Не звони мне, не звони...» Одним из больных вопросов в коллективе является использование служебного телефона для личных бесед. Особенно грешат этим некоторые женщины, которые, придя на работу, начинают инструктировать домашних, как готовить пищу, уроки, затем переходят к откровенным беседам с подругами и т.п. В любом случае администрация должна рекомендовать сотрудникам непродолжительные и нечастые личные телефонные переговоры, иначе телефон будет закрыт для клиентов и внешней среды.

 

Подходы к обогащению труда.

 

Концепция реинжиниринга.

Жизненные цели человека.

Некоторые правила формулирования и реализации жизненных целей.

 

· «Бросьте вызов!» Цель должна быть вызовом и определять реальные перспективы Вашего развития.

· «Напишите на бумаге!» Цель должна быть четко сформулирована в письменной форме с выделением критерия ее достижения.

· «Ограничьте время!» Цель должна находиться в определенных временных границах (продолжительность, сроки начала и окончания).

· «Разбейте на этапы!» Цель должна состоять из отдельных локальных целей и определяться количественными показателями их достижения (критериями).

· «Завяжите узелок!» Существование поставленной цели должно постоянно напоминать Вам о необходимости резервирования времени и ресурсов на ее достижение.

· «План любой ценой!» Цель должна быть реализована совокупностью индивидуальных планов на 5 лет, год, квартал, месяц, неделю или день.

· «Не бойтесь ошибок» Если в процессе достижения цели вы делаете ошибки, приходите к отрицательному результату, не стоит огорчаться — скорректируйте цель или поставьте новую.

Наиболее совершенный механизм планирования целей содержит датская методика «Тайм-менеджер интернейшнл»

Тайм-менеджер стал инструментом третьего поколения и флагманом для достижения конечных результатов в отличие от рутинной фиксации выполнения мероприятий в календаре. Он позволяет менеджеру четко контролировать и распоряжаться своим временем исходя из поставленных целей, связать воедино «что» и «когда» вы хотите делать.

Тайм-менеджер создает единую технологическую базу для принятия и исполнения решений (цели, функции, задачи, операции) на основе гибкого календаря (планы на год, месяц, неделю, день).

Достоинства ТМ:

• позволяет добиваться поставленных целей на основе повседневного решения «слоновых задач»;

• дает возможность расставить приоритеты, иметь обзор дел и рационально использовать свое время;

• позволяет повысить свой творческий потенциал, жить полноценной жизнью и лучше общаться с окружающими;

• помогает развить в себе более гибкое и спокойное отношение к изменениям за счет оперативного внесения изменений и использования сменных блоков бланков;

• отмечается рост производительности труда управленческого персонала, когда ТМ становится базовым инструментом работы всего предприятия.

Однако ТМ имеет и свои недостатки:

• невозможность применения когда не все специалисты овладевают данной техникой;

• необходимость специального обучения (минимум 2-дневный семинар) и дополнительные расходы времени на внесение информации в ТМ (не менее 30 мин в день);

• высокая стоимость инструмента и обучения, оплату которых могут позволить себе только преуспевающие организации (от 400 до 900 долл. на человека).

· Не подходит для неорганизованных людей.

 

В ТМ разработана простая и практичная методика достижения

результатов по всем моделям управления, которая включает четыре последовательных этапа:

1. формулирование основных целей. Достичь своих целей вы сумеете лишь в том случае, если они будут для вас абсолютно ясны.

2. установление приоритетов в решении задач, т.е. решить: какие цели являются наиболее важными, с какими задачами можно повременить, на решение каких задач следует направить свои ограниченные ресурсы;

3. создание надежной базы для решений. База для решений должна включать:

• ваши главные жизненные цели дома и на работе;

• ваши ключевые области — важнейшие функции, в которых вам нужно добиться результатов;

• крупные задачи, которые нужно решить в каждой ключевой области (функции);

• мероприятия (задачи), входящие в каждый из крупных комплексов задач;

• идеи, которые время от времени приходят вам в голову;

• разнообразную необходимую вам информацию (данные, сведения, помогающие уяснить смысл стоящих перед вами задач, точнее определить их качественные и количественные параметры, методы решения, финансовые возможности, предельные сроки реализации, число исполнителей и т.д.).

База для решений должна быть: ясной и четкой, полной, удобной для работы, реалистичной.

4. установление связи между базой для решений и планированием времени.

 

«слоновые задачи» э то:

• крупные задачи, решение которых требует значительной работы и длительного времени;

• задачи, промежуточные этапы которых не приносят видимых результатов, что ослабляет желание за них браться;

• задачи, которые при краткосрочном планировании чаще всего откладываются «на потом» или кажутся не столь важными и срочными по сравнению с другими оперативными делами.

 

22. Взаимосвязь целей и планов. Методы планирования.

 

Модель оптимизации целей управления включает такие элементы,

как цели организации, ресурсы организации, жизненные цели

сотрудников и критерии управления. Наиболее целесообразно

планирование целей строить «сверху вниз» от целей и ресурсов организации и находить консенсус с жизненными целями сотрудников и сформированными критериями управления.

Планирование жизненных целей оказывает прямое влияние на планирование организации во всех временнйх горизонтах планирования (5 лет, год, квартал, месяц, неделя, день). Взаимосвязь целей и планов показана на рис. 3.4. Анализ фактического выполнения индивидуальных планов показывает, что они редко выполняются более чем на две трети. Этим вызывается необходимость постоянной корректировки планов и жизненных целей в условиях дефицита времени и воздействия внешней среды. Планирование трудовой деятельности является элементом управления персоналом. Планирование, с одной стороны, важный инструмент воздействия руководства предприятия на персонал, а с другой — возможность самоутверждения личности на основе сочетания личных и групповых целей.

Исходными данными для планирования являются: философия организации; бизнес-план организации; планы экономического и социального развития; баланс предприятия за отчетный период;

схема классификации целей и критериев управления; протоколы общих собраний учредителей (акционеров); коллективный договор; планы служебной карьеры сотрудников; трудовые договоры сотрудников; результаты социологических опросов в коллективе;

статистическая и оперативная отчетность организации; маркетинговое исследование рынка организации; планы повышения квалификации сотрудников.

 

Различают (три основных метода) планирования.

1. Директивное планирование («сверху»), когда администрация организации определяет тактические цели, критерии достижения и конкретные задачи организации на текущий период и делает разбивку плана по структурным подразделениям. Руководитель каждого подразделения детализирует годовой (квартальный, месячный) план на оперативных совещаниях с участками, отделами и службами и обеспечивает доведение плана до каждого исполнителя. При этом методе планирования обеспечивается реализация целей и показателей экономического и социального развития предприятия в целом. Жизненные цели индивидуумов учитываются обобщенно, частично, а иногда и вовсе не учитываются.

2. Индивидуальное планирование («снизу»), когда начальным является индивидуальное планирование жизненных целей отдельных работников. Эти планы обобщаются по участкам и отделам, агрегируются по структурным подразделениям, а затем методом сводного планирования формируется текущий план предприятия. В этом случае в максимальной степени учитываются жизненные цели людей и групповые интересы. Однако не всегда имеется возможность по ресурсам стыковки целей предприятия и жизненных целей сотрудников. Поэтому данный метод планирования нашел применение в организациях с высокой долей творческого труда, например в вузах, НИИ, театрах, музеях и т.п.

3. Комбинированное планирование («сверху-снизу»), когда, с одной стороны, на основе стратегических целей организации формируются контрольные задания и нормативы по организации и структурным подразделениям, а с другой — жизненные цели сотрудников исходя из полученных контрольных заданий. Координация директивного и индивидуального планирования ведется экономическими службами методом интерполяции на уровнях «организация — подразделение». Этот метод значительно сложнее в процессе реализации, однако позволяет достичь максимального сближения целей организации и личности.

 

Планирование личного времени.

Требования к стилю одежды менеджера.

Одежда и аксессуары человека, пластмассы его тела, позы, стрижка, макияж, украшения и манеры обыкновенно несут актуальную информацию или же, напротив, дезинформируют собеседника о человеке (о роде его занятий, происхождении, его личных данных и т. п.). Они могут помочь любому человеку играть самые многообразные жизненные роли. Одежда в данном намерении более действенна и оформляет 90% всего, собственно люди видят перед собой, как скоро наблюдают на вас. Одежда сможет сделать, быть может и устранить человека.

В случае если вы предполагаете подняться по казенной лестнице, то вам понадобиться одеваться, как одеваются люди, кои уже достигли удачи в вашей фирмы. Естественно, возможно сберечь собственную индивидуальность, хотя непременно в масштабах неписаного закона подбора одежды, принятого в вашей фирмы и в вашем круге общения. На работе неуместна очень бросающаяся в глаза, именуемая "остро популярная" одежда, яркая косметика у представительниц слабого пола, обилие украшений. Хотя помимо прочего неуважением к подчиненным, к деловым партнерам бы была пренебрежительность в одежде, неряшливость, неаккуратность.

Деловой стиль — наверное стиль стройный, не спорящий с модой, ведь и не идущий на ее острие. Основное, к чему надлежит устремляться в деловом стиле, — единое эмоция опрятности, аккуратности причем даже некой педантичности в одежде. самый обязано вынудить партнера мыслить, собственно настолько ведь "подтянуты" вы будете и в делах. Деловую одежду различает традиционный покрой и многофункциональность.

Не забываете, собственно к своему рабочему гардеробу нужно отнестись наиболее солидным образом. Никак не надо рисковать собственным профессиональным нарядом, надевая вещи чрезмерно недорогие, ношеные, нескладные или же требующие починки, выпадающие из стиля или же не вписывающиеся в ту среду, где вам приходится работать.

Костюм делового человека обязан принимать во внимание его положение в обществе, комплекцию, возраст и то, куда он следует.

В отношении деловой одежды вы должны:

1. Идти по стопам дресс-коду вашей компании.

 

2. В масштабах данного кодекса подбирайте расцветка и покрой, кои вам более всего подходят.

3. Каждая составную часть вашего имиджа — от обуви до галстука либо заколки в волосах — обязана гармонировать с остальными и находиться в безупречном облике: ботинки начищены, складки на штанах или же платье тщательнейшим образом отутюжены, на галстуке — практически никаких пятен.

4. Представителям сильного пола надлежит знать, собственно их костюм обязан отвечать сезонным предписаниям этикета.

Эстетические условия труда.

Производственная эстетика определяет требования по внесению

художественного начала в среду, в условиях которой осуще-

ствляется трудовая деятельность людей. Она призвана вызывать

положительные эмоции и способствовать повышению работоспо-

собности человека.

Производственная эстетика предполагает соответствующее

внешнее и внутреннее оформление зданий.

Внутренняя и внешняя территория предприятия также должна

соответствовать требованиям эстетики.

Рекламные витражи должны иметь также красивые архитектурно-

художественные формы. Зоны отдыха и спортивные площадки

должны вписываться в общий ансамбль территории предприятия и

вместе с ним иметь единое художественное решение.

В связи с этим всю-

ду, где это допустимо, вместо глухих стен в зданиях целесообразно

устраивать прозрачные витражи, через которые открывался бы вид

на зелень, деревья и пр.

Серьезное внимание следует уделять цветовому оформлению

производственных помещений, имея, в частности, ввиду, что около

80% информации человек получает через посредство зрительного

восприятия. Функции цвета в производственной обстановке много-

образны. Условно их можно разделить на 2 группы: цвет как сред-

ство информации и как фактор психофизиологического комфорта.

В качестве средства информации цвет используется для ориен-

тации работников в производственной среде и рабочем оборудова-

нии. Ориентация в производственной среде предполагает приме-

нение цвета для обозначения и маркировки коммуникаций и обес-

печения безопасности работающих. Государственным стандартом

установлены следующие значения цветов: красный — запрещение,

непосредственная опасность, средства пожаротушения; желтый —

предупреждение, возможная опасность; зеленый — предписание,

обеспечивающее безопасность; синий — указание, информация.

Установлено, что красный цвет —

возбуждающий, горячий, энергичный; оранжевый цвет —

воспринимается тоже как раскаленный, горячий, он согревает,

бодрит, стимулирует к активной деятельности. Желтый — теплый,

веселый, располагает к хорошему настроению. Зеленый — цвет

покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему; в

сочетании с желтым приобретает мягкие тона и благотворно

действует на настроение. Синий и голубой цвета напоминают о

дали, воде, холоде, они свежи, кажутся легкими и воздушными.

Под их воздействием уменьшается физическое напряжение, они

могут регулировать ритм дыхания, успокаивать пульс. Черный цвет

— мрачный и тяжелый, резко снижает настроение. Серый —

унылый, в производственной обстановке рекомендуется уходить от

этого цвета. Белый -холодный, однообразный, способен

вызывать апатию.

Правильной ориентации рабочего при эксплуатации оборудования

способствует правильная окраска его элементов в зависимости от

роли в трудовом процессе. Целесообразно использовать не более

трех цветов: один для органов управления; другой — для частей,

создающих фон обрабатываемой детали; третий — для остальных

окрашенных поверхностей.

Понятие и элементы рынка труда

Рынок труда — совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. В «Экономической энциклопедии» рынок труда рассматривается шире, как «сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг».

Рынок рабочей силы включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны. Таким образом, в этот рынок включаются безработные.

Рынок трудовых ресурсов — совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это определение расширяет понятие рынка, так как включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.139 с.)