Обращение к словам последователей сподвижников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращение к словам последователей сподвижников



 

Если ты не нашел комментария ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах сподвижников, то многие имамы в подобных случаях обращались к словам последователей сподвижников, таким как Муджахид ибн Джабр, ибо он был чудом в толковании Корана.

Как, например, рассказал Мухаммад ибн Исхак со слов Абана ибн Солиха со слов Муджахида, что он сказал: «Я трижды представлял Ибн ‘Аббасу свиток Корана, начиная от «Открывающей Писание» и до его конца, останавливаясь на каждом его аяте и спрашивая о нем». Ибн Джарир сказал: «Нам передал Абу Курайб: «Нам передал Тальк ибн Гонам: со слов ‘Усмана аль-Макки со слов Ибн Абу Муляйки, что тот сказал: «Я видел Муджахида, который спрашивал Ибн ‘Аббаса о толковании Корана, и у него были дощечки». Он сказал: «Ибн ‘Аббас говорил ему: «Я писал, пока он не спросил обо всем комментарии». Поэтому Суфйан ас-Саури говорил: «Если до тебя дойдет комментарий Муджахида, то этого тебе достаточно». Также (подобными последователями сподвижников) были Са‘ид ибн Джубайр, ‘Икрима – вольноотпущенник Ибн ‘Аббаса, ‘Ата ибн Абу Рабах, аль-Хасан аль-Басри, Масрук ибн аль-Аджда‘, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, Абу аль-‘Алийа, Раби‘ ибн Анас, Катада, ад-Даххак ибн Музахим, и другие последователи сподвижников.

Те, кто последовал им, и те, кто пришел после них, упомянули их мнения, и получилось, что высказывания (последователей сподвижников) стали различаться. Не имеющий знания может подумать, что тут имеется разногласие и приводит эти выражения в качестве (различных) мнений. Однако это не так.

Ибо среди (последователей сподвижников) были те, кто называл вещь так, как необходимо, или по ее подобию. Среди них были также те, кто указывал именно на саму эту вещь. Но в большинстве случаев они имели один и тот же смысл. И пусть обладатель ума постигнет это. И Аллах наставляет на истину.

Шу‘ба ибн аль-Хаджадж и другие сказали: «Мнения последователей сподвижников в правовых вопросах не являются доказательством. Так как же они могут быть доказательством в толковании Корана?» То есть, эти мнения не будут доводами против других (последователей сподвижников), которые противоречат им. И это верно.

Однако если последователи сподвижников единодушны в чем-то, то нет сомнения в том,что это (мнение) является аргументом.

Если же они разногласят, то мнения одних из последователей сподвижников не будут доводами против мнения других (последователей сподвижников), а также тех, кто пришел после них. В этом случае необходимо обратиться к языку Корана или Сунны, или общему языку арабов, или словам сподвижников по этому поводу.

Толкование Корана собственным суждением


Однако толкование Корана собственным мнением запрещено.

Аллах назвал клеветников лжецами, сказав: «Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами» (Свет-13). Ибо подобный человек (толкующий Коран собственным суждением) взвалил на себя бремя, не имея об этом знания. Поэтому группа предшественников запрещала давать толкования о том, о чем у них не было знания. Шу‘ба передает со слов Сулеймана со слов ‘Абдуллаха ибн Мурры со слов Абу Ма‘мара, что он сказал: «Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Какая земля будет меня носить, какое небо будет покрывать меня тенью, если я скажу о Книге Аллаха то, чего не знаю?» Похожее сообщение передал Абу ‘Убайдуллах аль-Касым ибн Салам в «Фадааиле» (227). Там же он передал слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба, тоже свидетельствующие о подобном его взгляде на толкование суждением.

Ибн Джарир привел от Ибн Абу Муляйки сообщение: «Ибн ‘Аббас был спрошен об одном аяте. И если бы кое-кого из вас спросили бы о нем, то он непременно высказался бы о нем. Но (Ибн ‘Аббас) отказался говорить об этом». Цепочка передатчиков его достоверна. Абу ‘Убайдуллах привел сообщение от Ибн Абу Муляйки, что один мужчина спросил Ибн ‘Аббаса об аяте: «День, равный пятидесяти тысячам лет». Ибн ‘Аббас ответил: «Это два дня, о которых упомянул Аллах в Книге, и Аллах лучше знает о них». (Ибн ‘Аббасу) не захотелось говорить о Книге Аллаха то, что ему неизвестно».

Ибн Джарир передал также сообщение на эту тему о Джундабе ибн ‘Абдуллахе. Малик передал от Йахйа ибн Са‘ида со слов Са‘ида ибн аль-Мусаййаба, что когда он был спрошен о комментарии одного аята Корана, то сказал: «Мы не будем ничего говорить о Книге Аллаха». Лайс передал со слов Йахйи ибн Са‘ида от Са‘ида ибн аль-Мусаййаба, что тот говорил из Корана только о том, что было (ему) известно.

Шу‘ба передал со слов ‘Амра ибн Мурры, что он сказал: «Один мужчина спросил Са‘ида ибн аль-Мусаййаба об аяте из Корана, и (Са‘ид ибн аль-Мусаййаб) ответил: «Не спрашивай меня о Коране, но спрашивай того, кто утверждает, что для него не является тайной ничего из этого», имея в виду ‘Икриму.

Ибн Шаузаб сказал: «Мне рассказал Йазид ибн Абу Йазид: «Мы спрашивали Са‘ида ибн аль-Мусаййаба о дозволенном и запретном, и он был самым знающим из людей. Однако если мы спрашивали его о комментарии аята из Корана, то он молчал, будто и не слышал». Ибн Джарир передал на эту тему мнения богословов Медины таких, как Салим ибн ‘Абдуллах, аль-Касым ибн Мухаммад, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, Нафи‘.

Абу ‘Убайдуллах сказал в «Фадааиле» (229): «Нам передал ‘Абдуллах ибн Солих со слов Лайса, со слов Хишама ибн ‘Урвы, что он сказал: «Я никогда не слышал от своего отца (‘Урвы ибн аз-Зубайра), чтобы он делал (собственные) толкования Книги Аллаха».

Аййуб, Ибн ‘Авн и Хишам ад-Дустуваи передали со слов Мухаммада ибн Сийрина, что он сказал: «Я спросил ‘Убайду, то есть Салмани, об одном аяте из Корана, и он сказал: «Ушли (из жизни) те, кто знал то, о чем был ниспослан Коран. Так бойся же Аллаха и придерживайся правильного»

Абу ‘Убайдуллах сказал в «Фадааиле» (229): «Нам передал Хушайм со слов Мугиры, со слов Ибрахима, что он сказал: «Наши товарищи боялись делать толкования Корана». Шу‘ба передал со слов ‘Абдуллаха ибн Абу ас-Сафра, что тот сказал: «Ша‘би сказал: «Клянусь Аллахом, нет аята, о котором бы я не спросил. Однако это – сообщение от Аллаха, Всемогущ Он и Велик».

Абу ‘Убайдуллах сказал в «Фадааиле» (стр.229): «Нам передал Хушайм: «Нам передал ‘Амр ибн Абу Заида со слов Ша‘би, со слов Масрука, что он сказал: «Бойтесь толкования Корана, ибо это сообщение от Аллаха».

Эти достоверные сообщения от сподвижников и их последователей, а также им подобные сообщения от имамов предшественников понимаются, как запрет ими говорить о толковании Корана то, что им неизвестно. Однако говорить о том, что известно из словарного и шариатского значения, не является грехом.

Поэтому от вышеупомянутых предшественников были переданы различные слова о толковании Корана, и в этом нет противоречия, ибо они говорили о том, что знали, и умалчивали о том, чего не знали. Это является обязанностью каждого. Ибо, как обязательно молчать о том, что неизвестно, так же обязательно в случае задания вопроса говорить о том, что известно.

Всевышний Аллах сказал: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». (Семейство Имрана-187.) Имеется хадис, переданный различными путями: «Кто скроет знание, когда его спросят о нем, тот будет обуздан в День воскресения огненной уздой» (Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа от Абу Хурайры, Ибн Маджа от Анаса). Что касается хадиса, переданного Абу Джа‘фаром ибн Джариром (ат-Табари) со слов ‘Аиши: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не комментировал из Корана ничего, кроме лишь нескольких аятов, знание о которых ему дал Джибриль, мир ему», то этот хадис является неприемлемым («мункар») и малоизвестным («гариб»). Ибн Джарир передал две цепочки этого хадиса через Джа‘фара ибн Мухаммада ибн Халида ибн аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама аль-Кураши аз-Зубайри.

Бухари сказал, что его хадисы не подтверждаются преданиями других передатчиков. Хафиз Абу аль-Фатх аль-Азди сказал, что его хадисы неприемлемы.

Имам Абу Джа‘фар высказался об этом хадисе, и выводом из этого высказывания является то, что это были аяты, знание о которых передал лишь Всевышний Аллах через Джибриля. Это является правильным толкованием данного хадиса, если предположить, что он является достоверным. Ибо в Коране есть то, что Аллах скрыл в Своем знании. Есть также то, что знают ученые. Есть то, что арабы изучают при помощи своего языка. Есть также то (очевидное знание), в чем никто не может оправдаться своим невежеством. Об этом явно сказано в сообщении от самого Ибн ‘Аббаса у Ибн Джарира.

Ибн Джарир сказал, что подобное же передано в хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, через Ибн ‘Аббаса, однако он сказал, что к цепочке передатчиков имеются замечания.

Замечание, на которое он указал, относится к Мухаммаду ибн ас-Саибу аль-Кальби, хадисы которого оставляются («матрук»). Скорее всего, его (Мухаммад ибн ас-Саиба) ошибка заключается лишь в том, что он возвел эти слова Ибн ‘Аббаса к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. А лучше всего об этом известно Аллаху.

 

 

Места, где были ниспосланы суры


Абу Бакр аль-Анбари сказал: «Нам передал Исма‘ил ибн Исхак аль-Кади: «Нам передал Хаджадж ибн Минхаль: «Нам передал Хумам со слов Катады, который сказал: «Из Корана в Медине были ниспосланы (суры): Корова, Семейство Имрана, Женщины, Трапеза, Отречение, Гром, Пчелы, Паломничество, Свет, Союзники, Мухаммад, Победа, Комнаты, Милостивый, Железо, Препирающаяся, Изгнание (или Сбор), Испытуемая, Ряды, Собрание, Лицемеры, Взаимный обман, Развод, «Запрещение»(до начала десятого аята), Землетрясение, Помощь.» Эти суры были ниспосланы в Медине, а остальные были ниспосланы в Мекке.

Число аятов, слов и букв


Что касается аятов Великого Корана, то их шесть тысяч, а в том, что больше имеются разногласия. Среди них есть те, кто не добавил к этому числу. Есть те, кто добавил двести четыре аята. Еще одни добавили четырнадцать аятов. Кто-то добавил двести двадцать пять или двести двадцать шесть аятов. Еще кто-то добавил двести тридцать шесть аятов. Об этом сообщил Абу ‘Амр ад-Даани в своей книге «аль-Байан».

Что касается слов, то аль-Фадль ибн Шаазаан передал со слов ‘Ата ибн Йасара, что их семьдесят семь тысяч четыреста тридцать девять слов.

Что касается букв, то ‘Абдуллах ибн Касир передал со слов Муджахида: «Это то, что мы сосчитали из Корана: триста двадцать одна тысяча сто восемьдесят букв ». Аль-Фадль ибн ‘Ата ибн Йасар сказал: «триста двадцать три тысячи пятнадцать букв».

Салам Абу Мухаммад аль-Хамани сказал, что аль-Хаджадж собрал чтецов Корана, хафизов и писцов и сказал: «Сообщите мне обо всем Коране: сколько в нем букв?»

Он сказал: «И мы посчитали и пришли к единогласию, что их триста сорок тысяч семьсот сорок букв». (Аль-Хаджадж) сказал: «Сообщите мне о его половине».

Оказалось, что его половина заканчивается у буквы «фа» в суре «Пещера»: «Валь-йаталаттоф» («пусть он будет осторожен»). Первая треть – до начала сотого аята суры «Отречение», вторая треть – до начала сотого или сто первого аята суры «Поэты». Последняя треть – в конце. Первая седьмая часть – у буквы «даль» в словах Всевышнего Аллаха: «Фа минхум ман аамана бихии ва минхум ман содда». (« Среди них есть такие, которые уверовали в него (Мухаммада), и такие, которые отвернулись (от него)» ( Женщины-55) ).

Вторая седьмая часть – у буквы «та» в словах Всевышнего Аллаха в суре «Преграды» (или «Ограды»): «Улааика хабитот» («Деяния тех …. окажутся тщетными»). Третья седьмая часть – в суре «Гром» во втором «алифе» в слове: «укуляхаа» («яства»). Четвертая седьмая часть – в «алифе» в суре «Паломничество» в словах: «джа‘альнаа мансакаа» («Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды)»). Пятая седьмая часть – в суре «Союзники» у буквы «ха» в Его словах: «ва маа каана лимуъминин ва муъминат» («Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора»). Шестая седьмая часть – у буквы «вав» в словах Всевышнего Аллаха: «Аз-зоонийна билляхи зоннас-сав» («думающих об Аллахе дурное»).

Седьмая седьмая часть – до конца Корана. Салям Абу Мухаммад сказал: «Мы изучили это за четыре месяца». Они сказали: «Аль-Хаджадж читал каждую ночь четверть Корана. Первая четверть была до конца суры «Скот», вторая – до слова: «валь-йаталаттоф» суры «Пещера», третья – до конца суры «Толпы», четвертая – до конца Корана». Шейх Абу ‘Амр ад-Даани в своей книге «аль-Байан» передал разногласия во всех этих вопросах. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Деление (Корана) на хизбы и джузъы


Что касается деления на хизбы и джузъы, то известными джузъами (одна тридцатая часть Корана) являются тридцать. Имеется хадис о том, что сподвижники делили Корана на хизбы. В «Муснаде» Ахмада, «Сунане» Абу Давуда, Ибн Маджи и других имеется сообщение от Авса ибн Хузафы, что он спросил сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при их жизни: «Как делить Коран на хизбы?» и они ответили: «Одна треть, одна пятая, одна седьмая, одна девятая, одна одиннадцатая, одна тринадцатая части, и расчлененные хизбы до окончания (Корана)».

 

Смысл слова «сура»


Имеются разногласия по этому поводу. Возможно, (эта часть Корана) названа так из-за того, что она собирает и охватывает собою аяты, как слова: «сувру аль-балад» охватывают местности и кварталы. Множественное число слова «сура»«суварун» или «суваараат». Что касается слова «аят», то оно произошло из-за того, что является признаком разделения предыдущей речи от последующей. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, знамением (признаком, аятом) его царствия станет …» (Корова-248).

Что касается слова «калима», то это одиночное слово, состоящее из двух («маа», «ля») или более букв, даже до десяти. Бывает, что одна «калима» является (целым) аятом, например, «валь-фаджр», «вад-духаа», «валь-‘аср».

 

Язык Корана


Куртуби сказал, что ученые единодушны в том, что в Коране нет лексических конструкций неарабского языка, и единодушны в наличии заимствованных из других языков имен собственных, как Ибрахим, Нух, Лут. Они разногласили в том, имеется ли кроме этого что-либо из других языков. Бакылани и Табари отвергли это, и сказали: «То, что имеется из неарабских языков, является лишь совпадением языков».

 

 

سورة الفاتحة

Сура (Аль- Фатиха)

« Открывающая (Коран)»


Предисловие к комментарию суры « Открывающая (Коран)»
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Она называется «Открывающая» или подчеркнуто: «Фатиха - туль-Китаб»

«Открывающая Книгу». Ею начинается чтение Корана в молитвах.

Она также называется «Уммуль-Китаб»«Мать Книги»

согласно мнению большинства ученых, о чем упомянул Анас.

Аль-Хасан (аль-Басри) и Ибн Сирин нежелательно относились к этому названию.

Аль-Хасан (аль-Басри) и Ибн Сирин сказали: «Это (название «Мать Книги») относится лишь к Хранимой Скрижали («аль-Лявх аль-Махфуз»). Аль-Хасан аль-Басри сказал также, что «Мать Книги» – это однозначные и не отмененные («мухкамаат») аяты.

(Эта сура) также была названа: «Уммуль-Куръан»«Мать Корана».
Достоверно приведено у Тирмизи, и сам Тирмизи также назвал его достоверным:

«Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хвала Аллаху – Господу миров – это Мать Корана и Мать Книги и семь часто повторяющихся (аятов) («саб‘ аль-масаани») и Великий Коран».
Она также называется «аль-хамду» (хвала), и называется «ас-солят» (молитва),

поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует,

передал от своего Господа: «Я разделил молитву между Мною

и Моим рабом на две половины. И если раб скажет:

(الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ) «Хвала Аллаху, Господу миров»,

Аллах скажет: «Мой раб восхвалил Меня …».

Она также названа «Фатиха ас-солят» («Открывающая молитву»),

ибо является внутренним условием молитвы.
Ее также называют «аш-Шифа» (исцеление, лекарство).

Еще ее называют «ар-Рукйа» («Заклинание») согласно хадису Абу Са‘ида (аль-Худри)

в достоверных сборниках, в котором сказано, что мужчина прочел заклинание ею,

а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у него:

«Откуда ты узнал, что она является заклинанием?»

Ша‘би также передал, что Ибн ‘Аббас назвал ее

«Асас аль-Куръан» («Основа Корана»). Он сказал: «А ее основой являются (слова):

(بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ) «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного».
Суфйан ибн ‘Уйайна назвал ее: «аль-Ваакыйа» («Охраняющая»).
Йахйа ибн Абу Касир назвал ее: «аль-Кафийа» («Достаточная»),

ибо ее достаточно вместо других (сур), но других (сур) недостаточно вместо нее.

Как сказано в некоторых отосланных хадисах («мурсаль» - отсутствует сподвижник, передавший этот хадис от пророка, да благословит его Аллах и приветствует):

«Мать Корана является заменой тому, что вместо нее.

Но то, что кроме нее, не может быть ей заменой».
Ее называют также «Сура ас-солят» («сура молитвы») и «канз» («сокровище»),

о чем упомянул аз-Замахшари в своей книге «Кашшаф».
Она является Мекканской, об этом сказали Ибн ‘Аббас, Катада, Абу аль-‘Алийа…

Абу Хурайра, Муджахид, ‘Ата ибн Йасар, Зухри сказали, что она является Мединской. Также было сказано, что она была ниспослана дважды: один раз в Мекке, и еще раз в Медине. Однако первое мнение ближе к истине, ибо Всевышний Аллах сказал:

(وَلَقَدْ آتَيْنَاكَ سَبْعًا مِنْ الْمَثَانِي وَالْقُرْآنَ الْعَظِيمَ)

«Мы даровали тебе семь часто повторяемых сур (или аятов)»

(мекканская сура Хиджр, 87-аят),

а Всевышнему Аллаху лучше всего известно об этом.

 

Абу Лайс ас-Самарканди привел мнение о том,что ее половина была ниспослана в Мекке,

а половина – в Медине, однако это очень странное и малоизвестное мнение.

С его слов это мнение привел (также) Куртуби.


Нет разногласий в том, что она состоит из семи аятов.‘Амр ибн ‘Убайд сказал:

«Восемь аятов», а Хусейн аль-Джу‘фи сказал: «Шесть», однако,

эти два мнения противоречат достоверным и более многочисленным сообщениям

(то есть являются «шаз»).

 

Разногласие было в том, является «басмала»(«бисмилляхир-рохаманир-рохийм»)

самостоятельной сурой в начале суры «Аль-Фатиха», как это считало большинство куфийских чтецов, группа сподвижников, последователей сподвижников и группа ученых последующих поколений. Или же «басмала» является частью аята.

Либо она совершенно не считается началом (суры), как считали чтецы из жителей Медины.

Богословы же разделились на три мнения, и скоро, если на то будет воля Аллаха,

будет уместно приведено решение этого вопроса.

Они сказали, что слов в ней двадцать пять, а букв – сто тринадцать.

 

Бухари сказал в начале «Книги толкования» (своего «Сборника») перед хадисом (№4474):

«Она была названа «Матерью Книги», потому что ею начинается Писание и ею начинается чтение Корана в молитве». Некоторые сказали, что она названа так из-за того,

что она включает в себя весь смысл Корана. Ибн Джарир сказал, что арабы называют так, все, что объединяет и чем начинается и чему следуют – «имам» («предводитель»),

«джаами‘» («объединитель»). Мекка также была названа «Матерью городов»,

поскольку является предводящей и собирающей для всех городов.

Эта сура также была названа «Открывающей», ибо ею начинается чтение (Корана) и ею сподвижники начали написание текста Корана.Достоверно также ее название «Саб‘ аль-масаани» («семь часто повторяющихся аятов»), поскольку она повторяется в молитве и читается в каждом рак‘ате. Хотя у слова «масаани» есть и другое значение,

однако, если пожелает Аллах, разъяснение его будет приведено на своем месте.


Имам Ахмад (в своем «Муснаде» 2/448) сказал:

«Нам рассказал Йазид ибн Харун: «Нам сообщил Ибн Абу Зиъб, а также Хишам ибн Хишам со слов Ибн Абу Зиъба со слов аль-Макбури со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха,

да благословит его Аллах и приветствует, сказал о «Матери Корана»:

«Она – Мать Корана, семь часто повторяющихся аятов и Великий Коран».

Затем он передал это со слов Исма‘ила ибн ‘Умара со слов Ибн Абу Зиъба

(и далее с той же цепочкой передатчиков).

Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари сказал:

«Мне рассказал Йунус ибн ‘Абд аль‘Аля: «Нам сообщил Ибн Вахб: «Мне сообщил Ибн Абу Зиъб со слов Са‘ида аль-Макбури со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Она является, Матерью Корана, Открывающей Книгу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.144 с.)