Субъекты налоговых отношений. Элементы налогов




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты налоговых отношений. Элементы налогов



В соответствии с законодательством участниками (субъектами) налоговых отношений являются:

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба и ее территориальные подразделения (таможенные органы).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщикамии плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Институт налоговых агентов фактически существовал давно, но именовался как «источник выплаты доходов налогоплательщику». Статус налоговых агентов характеризуется тем, что с одной стороны, они выступают по отношению к налогоплательщику как представители фискальных органов, исчисляющие и удерживающие налоги, не обладая правами налоговых органов. С другой стороны, они выступают по отношению к налоговым органам как обязанные лица, обладающие статусом, аналогичным налогоплательщику.

В соответствии с законодательством, налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через законного или уполномоченного представителя.

Налоговыми органами в РФ является Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы, которые действуют в пределах своей компетенции.

Налоговые органы осуществляют взаимодействие на постоянной основе со следующими организациями:

­ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также уполномоченными ими организациями и лицами, осуществляющими в установленном порядке прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль над их уплатой;

­ Министерством финансов РФ, министерствами финансов республик, финансовыми управления администраций краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов и городов;

­ органами государственных внебюджетных фондов;

­ органами федерального казначейства;

­ органами внутренних дел;

­ учреждениями Банка России и кредитными организациями по счетам, открытым для налогоплательщиков;

­ государственными органами, осуществляющими антимонопольное регулирование экономики – по зарегистрированным у них организациям;

­ органами, выдающими лицензии на право заниматься определенными видами деятельности;

­ территориальными органами Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;

­ территориальными органами государственной статистики;

­ уполномоченными органами, осуществляющих государственную регистрацию налогооблагаемого имущества и транспортных средств налогоплательщиков, и т.д.

Взаимодействие налоговых органов с другими контролирующими государственными органами регламентирует Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс, Бюджетный кодекс РФ, а также федеральные законы. На их основе разработаны детализированные нормативные акты, имеющие форму многосторонних или двухсторонних межведомственных положений или соглашений о сотрудничестве, четко регламентирующих взаимоотношения между сторонами.

Для того чтобы налог считался законодательно установленным, по нему должны быть определены все элементы налога. Элементами налоговявляются: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, льготы по налогам, налоговый и отчетный период. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) уплатить налог или сбор возникает при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Основанием или обстоятельством, предусматривающим возникновение обязанности уплатить налог или сбор, является возникновение или наличие у налогоплательщика объекта налогообложения.Объектами налогообложениямогут быть: прибыль, доход, имущество и его передача, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности и т.д.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налогоплательщикиорганизации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского и налогового учета, а также документально подтвержденных данных об объектах, связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу также по итогам каждого налогового периода на основании данных учета доходов, расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством Финансов РФ. Физические лица – налогоплательщики определяют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных о своих облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Следует четко разграничивать понятия «объект налогообложения» и «налоговая база». Например, объектом налогообложения может быть имущество; при этом налоговой базой при расчете налога на имущество может выступать его среднегодовая либо инвентаризационная стоимость. Или, объектом налогообложения выступают транспортные средства, а налоговой базой по транспортному налогу является мощность двигателя транспортного средства и т.д.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налогов устанавливаются в процентах по отношению к налоговой базе (адвалорные ставки) или в абсолютных величинах (в рублях либо в физических показателях). Процентные (адвалорные) ставки налогов могут быть: пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональная ставка налога не меняется в зависимости от изменения величины налоговой базы. Прогрессивная ставка налога возрастает по мере увеличения налоговой базы. Регрессивная же ставка налога уменьшается при увеличении базы налогообложения.

Налоговые льготы – это определенные законодательством по конкретному налогу меры, способствующие снижению налогового бремени, стимулированию определенных действий и инициатив налогоплательщика. Налоговые льготы также определяются как преимущества по уплате налогов, предоставляемые законодательством одним налогоплательщикам по сравнению с другими. По налогам могут устанавливаться следующие льготы: необлагаемый минимум, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц либо категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, включая налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа, и т.д.

Налоговым периодом может быть календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи и представляются промежуточные декларации.

По каждому налогу законодательством устанавливаются свои плательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки, льготы, налоговый период, сроки и порядок уплаты.

Существуют следующие способы взимания налогов:

1) у источника выплаты дохода;

2) на основе декларации;

3) кадастровый способ.

Взимание налога «у источника» является изъятием налога налоговым агентом до выплаты дохода его владельцу. Взимание налога «по декларации» представляет собой изъятие части дохода уже после его получения на основе подаваемой налогоплательщиком налоговой декларации. Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций при уплате налогов физическими лицами – индивидуальными предпринимателями, а также по большинству налогов – юридическими лицами. Кадастровый метод предполагает использование кадастра, т.е. государственного реестра, содержащего перечень типичных объектов (природные ресурсы, имущество, доходы), классифицируемые по определенным признакам (по местоположению и плодородию земельных участков, наличию лесных ресурсов, полезных ископаемых, по мощности двигателя транспортного средства и др.). С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения и рассчитывается сумма налогового платежа.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.007 с.)