Глава 21. Налог на имущество физических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 21. Налог на имущество физических лиц



1. Плательщики налога. Объекты налогообложения. Налоговая база. Ставки.

2. Льготы и порядок уплаты налога.

 

§ 1. Плательщики налога. Объекты налогообложения.

Налоговая база. Ставки

 

Налог на имущество физических лиц взимается на основании Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Налог относится к местным налогам, а по способу взимания – к прямым налогам.

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности имущество являющееся объектами налогообложения.

Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Первоначально объектами налогообложения выступали также водные и воздушные транспортные средства. В связи с принятием главы 28 Налогового кодекса «Транспортный налог» водно-воздушные транспортные средства подлежат теперь обложению транспортным налогом наравне с автотранспортом. Следовательно, налогом на имущество облагается только недвижимость.

Налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работу и услуги.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Федеральное законодательство устанавливает интервалы стоимости имущества и размеры ставок, в пределах которых должны находиться устанавливаемые местными органами власти конкретные ставки. С 2000 года введена прогрессивная шкала налогообложения имущества физических лиц в следующих пределах:

 

Таблица 21.1

Ставки налога на строения, помещения и сооружения

Стоимость имущества Ставки налога
   
– до 300 тыс. руб. до 0,1%
– от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. от 0,1% до 0,3%
– свыше 500 тыс. руб. от 0,3 до 2,0%

 

Ставки могут дифференцироваться в зависимости от:

­ стоимости имущества;

­ типа использования (жилое помещение или нежилое, занято под хозяйственные или коммерческие нужды);

­ иных критериев (кирпичные, блочные, из дерева и т.д.)

 

Льготы и порядок уплаты налога

От уплаты налога на имущество освобождаются следующие категории граждан:

· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

· участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР;

· лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, приравненные к участникам войны;

· военнослужащие, а также граждане уволенные с военной службы по достижении предельного возраста, отслужившие 20 лет и более;

· члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца;

· граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» и Чернобыльской АЭС, перенесшие лучевую болезнь, связанную с радиационным воздействием, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, граждане и военнослужащие принимавшие участие в работах по ликвидации чернобыльской катастрофы;

· лица, принимавшие участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации последствий аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

· пенсионеры;

· граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия;

· родители и супруги погибших при исполнении обязанностей военнослужащих и государственных служащих;

· деятели культуры, искусства и народные мастера по сооружениям, строениям и помещениям, используемым в качестве творческих мастерских, ателье и студий;

· собственники жилых строений площадью до 50 м2 и хозяйственных сооружений площадью до 50 м2, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан;

· судьи и члены их семей уплачивают налог в половинном размере.

Представительные органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество.

В случае возникновения у плательщиков права на льготу по налогу, они освобождаются от его уплаты, начиная с того месяца, в котором возникло такое право. При утрате права на льготу исчисление налога начинается с месяца, следующего за утратой этого права.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льгот по уплате налога перерасчет суммы налога производится не более, чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости их налогооблагаемого имущества по состоянию на 1 января каждого года. По нескольким объектам налог исчисляется с суммарной инвентаризационной их стоимости. Если по объектам установлены различные ставки налога, то налог исчисляется по каждому объекту.

Налог на имущество физических лиц зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. При долевой или общей собственности налог уплачивается каждым собственником в зависимости от причитающейся ему доли.

При переходе права собственности первоначальный владелец уплачивает налог за период с 1 января до начала месяца передачи собственности, а новый собственник платит налог с момента вступления в право собственности.

За строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог уплачивается с момента открытия наследства.

За вновь возведенные строения, помещения и сооружения, а также за произведенные пристройки, надстройки к основным строениям налог взимается с начала года, следующего за их возведением, либо сдачей в эксплуатацию.

В случае уничтожения, полного разрушения объекта налогообложения взимание налога прекращается на основании документально подтвержденных данных, начиная с месяца, в котором он был уничтожен или разрушен.

Налог исчисляется плательщикам налоговыми органами. Налоговые органы вручают плательщикам налоговые уведомления на уплату налога не позднее 1 августа. В уведомлении указывается размер налога, расчет налоговой базы и сроки уплаты налога – равными долями, не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Пересмотр неправильно исчисленного налога за прошлые годы производится также не более чем за три года.

При несвоевременной уплате налога начисляется пеня в размере одной трехсотой (1/300) действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки платежа. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Контрольные вопросы

1. Что является объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц?

2. Какие ставки применяются, и какие льготы действуют при исчислении налога на имущество физических лиц?

3. Когда уплачивается налог на имущество физических лиц?


РАЗДЕЛ VI. ПОШЛИНЫ

Глава 22. Таможенные пошлины, платежи и сборы

1. Понятие таможенных платежей, пошлин и сборов. Таможенная стоимость.

2. Виды ставок таможенных пошлин. Таможенный тариф.

3. Льготы при уплате таможенных пошлин.

4. Порядок уплаты.

Понятие таможенных платежей, пошлин и сборов.

Таможенная стоимость

При перемещении товарно-материальных ценностей через таможенную границу РФ уплачиваются следующие виды таможенных платежей:

1) таможенные пошлины (ввозные и вывозные);

2) НДС;

3) акцизы;

4) таможенные сборы, в том числе:

– сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;

– сборы за таможенное оформление, хранение и таможенное сопровождение товаров;

– плата за информирование и консультирование;

– плата за участие в таможенных аукционах;

– некоторые другие.

Товарно-материальные ценности подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в некоторых иных случаях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации. При декларировании товаров декларант обязан:

1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

3) уплатить таможенные платежи.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ по ставкам, дифференцированным для отдельных товаров при их ввозе в РФ и вывозе из РФ, и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенная пошлина выступает в качестве основного стоимостного ограничения либо регулирования импортных и экспортных операций. Таможенные пошлины взимаются на основании Таможенного кодекса РФ и Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Плательщиками таможенных пошлин являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по их уплате.

Объектом обложения таможенными пошлинами (а также НДС и акцизами) являются товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей является таможеннаястоимость товаров и (или) их количественные показатели. Основной таможенной стоимости выступает контрактная цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар. Помимо контрактной цены в таможенную стоимость включается также накладные расходы:

– стоимость транспортировки и погрузо-разгрузочных работ;

– стоимость контейнеров и другой многооборотной тары, если они рассматриваются как одно целое с оцениваемыми товарами;

– стоимость упаковки, упаковочных материалов и работ по упаковке;

– страховые и иные платежи, осуществленные в качестве условия продажи;

– комиссионные и брокерские вознаграждения;

– лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

– прочие накладные расходы.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе». Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения одного из следующих методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) методом вычитания стоимости;

5) методом сложения стоимости;

6) резервным методом.

Если не может быть использован основной метод (по цене сделки с ввозимым товаром), т.е. когда с точки зрения таможенного органа декларант не может документально доказать заявленные расходы, то применяется один из пяти оставшихся методов. Причем каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенную стоимость нельзя определить по предыдущему методу.

Рассмотрим кратко особенности этих методов. Так, методы «по цене сделки с идентичными товарами» и «по цене сделки с однородными товарами» учитывают различия физических характеристик товаров, страны их происхождения, степень взаимозаменяемости и т.д.

Метод «вычитания стоимости» предполагает, что в качестве базы расчета принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые товары продаются наибольшей партией на территории РФ. При этом, из цены единицы товара вычитаются: все накладные расходы, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Метод «сложения стоимости» основан на данных о затратах на производство товара. Базой для определения таможенной стоимости является цена единицы товара, рассчитанная исходя из стоимости его изготовления и «прочих» затрат.

«Резервный метод» предполагает использование информационных справочников по мировым ценам и ценам внутренних рынков, статистических данных об уровнях комиссионных, о скидках, транспортных тарифах, прибыли и т.д.

Наряду с таможенной пошлиной обязательным взносом, взимаемым таможенными органами РФ является сбор за таможенное оформление товаров и транспортных средств при их ввозе на таможенную территорию РФ или при вывозе с этой территории. Сбор за таможенное оформление является платой за услуги таможенных органов и не являются налоговым платежом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.022 с.)