Классификация взимаемых в Российской Федерации налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация взимаемых в Российской Федерации налогов



Все взимаемые в Российской Федерации налоги классифицируются различным образом.

1. Так, деление налогов на федеральные, региональные и местные осуществляется (как уже указывалось) в соответствии с территориальным признаком, или по правовому регулированию. Следует отметить, что все налоги установлены федеральным налоговым законодательством. Это означает, что «налоговое нормотворчество» на уровне субъектов Российской Федерации исключено. При этом федеральные налоги общеобязательны к взиманию на всей территории нашей страны, а региональные и местные налоги вводятся законами соответствующих органов власти на конкретной территории по их усмотрению. В порядок исчисления и уплаты федеральных налогов органы региональной или местной власти не имеют права вносить никаких изменений и дополнений. При установлении же региональных или местных налогов органы законодательной власти субъектов РФ или представительные органы местного самоуправления соответственно могут самостоятельно определять следующие элементы налогообложения:

– налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом;

– порядок и сроки уплаты налога;

– налоговые льготы, основания и порядок их применения.

2. В зависимости от метода взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги относятся непосредственно на доход (прибыль), имущество, либо его передачу, и уплачиваются собственниками этого дохода либо имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара, работы или услуги, и оплачиваются конечным потребителем. К косвенным налогам относятся: НДС и акцизы. Таможенные пошлины также имеют косвенный характер обложения.

3. По субъекту уплаты налоги подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. Некоторые налоги уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный, таможенные пошлины, транспортный и др.).

4. Налоги систематизируются по источникам их уплаты (обложения). Данная классификация важна для бухгалтерской службы предприятия при расчете налогов и при их отнесении с помощью бухгалтерских проводок на расчеты с бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Источниками уплаты налогов для юридических лиц могут быть: выручка от реализации, себестоимость продукции (работ или услуг), финансовый результат деятельности предприятия, налогооблагаемая прибыль (доход), чистая прибыль.

Так, за счет выручки предприятиями уплачиваются: НДС и акцизы.

На себестоимость относятся: единый социальный налог; таможенные пошлины, налог на игорный бизнес; транспортный; налоги на природопользование (земельный, водный, на добычу полезных ископаемых и др.), плата загрязнение окружающей среды (в пределах норм).

На финансовый результат деятельности предприятия относится налог на имущество организаций.

С налогооблагаемой прибыли, оставшейся после начисления всех вышеперечисленных налогов, начисляется и уплачивается налог на прибыль. После этого, с чистой прибыли предприятия начисляются и уплачиваются сверхнормативные платежи за загрязнение окружающей среды, лицензионные и прочие сборы.

5. По принадлежности к бюджетной системе налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные налоги поступают в бюджет того уровня, за которым они закреплены. Например, поступления по НДС полностью зачисляются в доход федерального бюджета, а поступления по земельному налогу – в доход местного. Доходы от регулирующих налогов с 2005 года перераспределяются между различными уровнями бюджета по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Новая редакция Бюджетного кодекса РФ не содержит понятия регулирующих налоговых доходов и выделяет только собственные доходы бюджетов, которыми в соответствии со ст. 47 БК РФ выступают налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

6. По объекту обложения налоги делятся на: реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные (взимаемые с доходов юридических и физических лиц), взимаемые с фонда оплаты труда (единый социальный налог), вмененные.

7. По способу обложения налоги делятся на взимаемые «у источника», «по декларации», «по кадастру».

8. По применяемым ставкам налоги бывают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные.

9. По назначению налоги делятся на общие (доходы бюджета по ним обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете), и специальные (имеющие целевое направление использования средств, как по единому социальному налогу).

Контрольные вопросы

1. Сравните понятие «налог» и «сбор».

2. Какова роль налогов в процессе общественного воспроизводства?

3. Назовите функции налогов.

4. Перечислите принципы взимания налогов. Оцените, соблюдаются ли эти принципы в Российской налоговой системе.

5. Кто является субъектами налоговых отношений в Российской Федерации?

6. Дайте характеристику объектов налогообложения, налоговой базы, ставок и льгот по налогам.

7. Каким образом классифицируются налоги?

8. Расскажите о компетенции органов государственной власти разных уровней в применении налогового законодательства.

9. Перечислите налоги федерального, регионального, местного уровней.

10. Назовите недостатки действующей налоговой системы.

11. Подумайте и ответьте, каким задачам было подчинено принятие Налогового Кодекса РФ?


Глава 2. Система управления налогообложением

В Российской Федерации

 

1. Полномочия Федеральной налоговой службы

2. Задачи и функции налоговых органов, их права и обязанности

3. Налоговый учет и контроль

4. Права и обязанности налогоплательщиков

 

Полномочия Федеральной налоговой службы

Система управления налогообложением в нашей стране представлена Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой (ФНС РФ), управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональными налоговыми инспекциями, налоговыми инспекциями по городам и районам, а также инспекциями межрайонного уровня.

Главной задачей налоговых органов РФ выступает контроль соблюдения налогового законодательства, проверка правильности исчисления налогов и сборов, своевременности и полноты их внесения в соответствующие бюджеты.

Систему управления налогообложением возглавляет Министерство финансов Российской Федерации, к которому отошла часть функций ныне упраздненного Министерство РФ по налогам и сборам. В частности, Министерство финансов:

– участвует в разработке налоговой политики и налогового законодательства;

– осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль в соответствии с действующим законодательством;

– утверждает формы и порядок заполнения налоговых расчетов, отчетов, деклараций, заявлений о постановке на учет и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;

– разрабатывает приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства РФ о налогах и сборах;

– участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;

– участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;

– осуществляет контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах.

В подчинении Министерства финансов Российской Федерации находится Федеральная налоговая служба (ФНС России). Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются правопреемниками преобразованного Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Помимо функций контроля над системой налогообложения страны Федеральная налоговая служба осуществляет также надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие функции:

1. Осуществляет контроль и надзор над:

­ соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов;

­ полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

­ фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также представлением соответствующих деклараций;

­ осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

­ порядком и условиями регистрации и применения контрольно-кассовой техники;

­ проведением лотерей и целевым использованием полученной при этом выручки.

1. Выдает лицензии и разрешения на:

­ производство, хранение и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции (в т.ч. непищевой);

­ производство, розлив, закупку, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции;

­ производство табачных изделий;

­ проведение всероссийских лотерей;

­ осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в т.ч. бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.

2. Осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств.

3. Ведет в установленном порядке:

­ учет всех налогоплательщиков (Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков);

­ реестр выданных и аннулированных лицензий (на производство спирта, табачных изделий и др.).

4. Бесплатно информирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства.

5. Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

6. Принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.

7. Утверждает формы документов, связанных с налогообложением (заявлений и свидетельств о постановке на налоговый учет, налоговых уведомлений и требований об уплате налога, деклараций и расчетов по налогам и др.), а также порядок их заполнения и представления в налоговый орган.

8. Может осуществлять проверку деятельности налогоплательщиков и др. функции.

Федеральная налоговая служба имеет следующие права:

­ организовывать проведение необходимых научных исследований, испытаний и экспертиз по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

­ запрашивать и получать необходимые для проведения налогового контроля сведения;

­ осуществлять контроль над деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

­ применять предусмотренные налоговым законодательством меры предупредительного характера, а также санкции за нарушение этого законодательства;

­ разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, а также удостоверений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.165.255 (0.027 с.)