Задачи и функции налоговых органов, их права и обязанности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и функции налоговых органов, их права и обязанности



Единую централизованную систему налоговых органов составляют ФНС России и ее территориальные органы – управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам и городам, инспекции ФНС межрайонного уровня.

Управление ФНС РФ по субъекту Российской Федерации – это территориальный орган, который следит за соблюдением налогового законодательства на территории конкретного субъекта РФ и информирует Федеральную налоговую службу России о поступлении налоговых платежей в соответствующие бюджеты. Управление ФНС России по субъекту организует, координирует и контролирует выполнение нижестоящими налоговыми органами процедур, связанных со сбором и своевременным перечислением налоговых платежей в бюджет, т.е. осуществляет управленческие функции.

Функции контроля уплаты налогов осуществляют районные, городские и межрайонные налоговые инспекции. Основными задачами и функциями этих инспекций являются:

1) проведение учета и регистрации налогоплательщиков (по категориям, видам налогообложения, роду деятельности и т.д.);

2) прием и проверка бухгалтерской и налоговой отчетности предприятий, деклараций юридических и физических лиц;

3) проведение проверок правильности исчисления и уплаты налогов;

4) формирование отчетности в вышестоящую налоговую службу;

5) контроль поступления налоговых платежей и анализ их динамики;

6) информирование органов государственной власти о поступлении налогов;

7) информирование налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;

8) осуществление контроля соблюдения требований Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и условий работы с денежной наличностью»;

9) контроль поступления в бюджет сумм, полученных от приватизации государственной и муниципальной собственности, дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и арендной платы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества;

10) учет, оценка и реализация конфискованного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству;

11) экономический анализ деятельности налоговой инспекции и состояния обслуживаемого района;

12) внесение предложений по совершенствованию инспекторской работы и практики налогообложения.

Налоговым инспекциям в соответствии с выполняемыми ими функциями предоставлены следующие права:

требовать от налогоплательщика или налогового агента для проверки бухгалтерские документы, отчеты, декларации, сметы и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей;

– производить налоговые проверки на предприятиях любых форм собственности, включая совместные предприятия, а также у физических лиц (граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства) в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

– вызывать налогоплательщиков (или налоговых агентов) на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов;

– производить обследование любых помещений (производственных, складских, торговых и иных), которые используются для извлечения доходов, либо связаны с содержанием объектов налогообложения;

– приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и налоговых агентов в случаях грубого нарушения ими налогового законодательства;

– требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и свидетелей;

– передавать правоохранительным органам материалы по фактам налоговых нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

– предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации организаций, о взыскании налоговых санкций, о досрочном расторжении договора о налоговом кредите в случаях грубого нарушения налогового законодательства.

Налоговые инспекции обязаны:

– соблюдать налоговое законодательство;

– соблюдать налоговую и коммерческую тайну;

– осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в соответствии с налоговым кодексом РФ;

– бесплатно информировать налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;

– направлять налогоплательщику или налоговому агенту копию акта налоговой проверки, а также налоговое уведомление, требование об уплате налога и сбора.

В последние годы в регионах наряду с районными инспекциями создаются также межрайонные налоговые инспекции. Можно выделить два типа таких инспекций:

1. Инспекции ФНС РФ, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов.

2. Инспекции ФНС РФ, контролирующие определенные категории налогоплательщиков региона, либо, выполняющие определенные виды работ для всех инспекций региона и Управления ФНС России по региону.

Процесс создания межрайонных инспекций первого типа был обусловлен необходимостью объединения нескольких малочисленных сельских инспекций в целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности работы. Межрайонные инспекции второго типа стали формироваться из-за необходимости особого контроля над определенными категориями налогоплательщиков (например, особо крупными налогоплательщиками, производителями и оптовыми продавцами подакцизных товаров и др.).

В системе Федеральной налоговой службы существуют в настоящее время межрегиональные инспекции, например:

1. межрегиональная инспекция ФНС по контролю за оборотом алкогольной и табачной продукции;

2. межрегиональная инспекция ФНС по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;

3. межрегиональная инспекция ФНС по контролю налогообложения малого бизнеса и сферы услуг.

В положениях об этих инспекциях особо отмечено, что они являются вышестоящими налоговыми органами по отношению к территориальным налоговым органам по вопросам, отнесенным к их компетенции.


Налоговый учет и контроль

Налоговый контроль представляет собой деятельность государственных органов по обеспечению полноты и своевременности выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и налоговыми агентами путем осуществления законодательно регламентируемого комплекса мероприятий.

Формами проведения налогового контроля являются: постановка налогоплательщиков и их налогооблагаемого имущества на налоговый учет, получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проведение налоговых проверок, и другие формы, предусмотренные Налоговым кодексом.

Первичной формой налогового контроля является учет налогоплательщиков в налоговых органах. Юридические лица подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения (по юридическому адресу организации, ее обособленного подразделения), а физические лица – по месту жительства. Налоговому учету подлежит также налогооблагаемое имущество и транспортные средства налогоплательщиков, которые учитываются по месту нахождения. Местом нахождения имущества признается:

1) для недвижимого имущества – место фактического нахождения этого имущества;

2) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) их собственника;

3) для прочих транспортных средств – место нахождения (жительства) их собственника.

Заявление о постановке на учет организации и физические лица – предприниматели подают в налоговый орган в течение десяти дней со дня их государственной регистрации. Заявление о постановке на учет филиала организации подается по месту его нахождения в течение месяца со дня его создания.

Организация также обязана стать на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению, в течение тридцати дней со дня их государственной регистрации.

Постановка на налоговый учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, а также транспортных средств осуществляется на основе информации, представляемой в налоговые органы государственными организациями, регистрирующими это имущество и транспортные средства.

Постановка на налоговый учет осуществляется путем подачи заявления по утвержденной форме с представлением всех необходимых документов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

В течение пяти дней с момента подачи налогоплательщиком всех необходимых документов налоговая инспекция обязана поставить его на учет, присвоить идентификационный номер налогоплательщика и выдать Свидетельство о постановке на учет.

Учет налогоплательщиков – одно из основных условий осуществления контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты.

При постановке на учет сведения о каждом налогоплательщике вносятся в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН), и ему в установленном порядке присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

ИНН представляет собой цифровой код, состоящий из кода территории, кода налогового органа, осуществившего постановку на учет, порядкового номера налогоплательщика и контрольного числа. ИНН организации, созданной в соответствии с законодательством РФ, выражается десятизначным цифровым кодом, а ИНН физического лица – двенадцатизначным кодом.

Присвоенный ИНН каждый налогоплательщик указывает во всех документах, подаваемых в налоговый орган: в декларациях, балансах, отчетах, заявлениях, справках, платежных поручениях и др.

Поскольку налоговым кодексом предусмотрена постановка на учет не только по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), но и по месту нахождения филиалов и представительств, налогооблагаемого имущества и т.д., а ИНН при этом может быть присвоен только один, во избежание путаницы введен код причины постановки на учет (КПП). КПП представляет собой девятизначный код, включающий:

– код налоговой инспекции, поставившей на учет организацию, ее филиал, недвижимость или транспортное средство;

– код причины постановки на учет (например, код 06 – по месту нахождения имущества; код 16 – по месту нахождения транспортных средств и т.д.);

– порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.

В случае ликвидации или реорганизации юридического лица, либо прекращения деятельности предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, подаваемому в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации. Снятие с налогового учета производится только после проведения проверки полноты и правильности уплаты налогов и сборов ликвидируемым предприятием. В дальнейшем, налоговые органы обеспечивают контроль недопущения повторного присвоения ИНН другим налогоплательщикам.

В соответствии с Налоговым Кодексом налоговый контроль осуществляется в форме проведения налоговых проверок.

В настоящее время налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

n камеральные и выездные;

n документальные и фактические;

n комплексные и тематические;

n первичные, повторные;

n плановые и внезапные.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика (налогового агента).

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. В рамках проведения выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Документальная проверка проводится на основании бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком: Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета о прибылях и убытках (форма № 2), налоговых деклараций и документов, служащих основанием для уплаты налогов.

Фактическая проверка предполагает использование методов контроля не только с изучением документов, но и с получением объяснений проверяемых лиц, с обследованием помещений, используемых для извлечения доходов, фактическими замерами, инвентаризацией.

В зависимости от объема проверки подразделяются на:комплексные и тематические. Комплексные проверки связаны с изучением и оценкой уплаты всех налогов, тематические – конкретных налогов.

Первичной называется проверка, которая производится впервые.

Повторной выездной налоговой проверкой признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная выездная проверка может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля деятельности налогового органа, проводившего проверку;

2) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

К налоговой проверке могут привлекаться свидетели, понятые, эксперты, переводчики.

Акт налоговой проверки. По результатам проверки налогоплательщика должностное лицо (лица) налоговой инспекции составляет акт, в котором отражаются основные характеристики предприятия, факты выявленных нарушений налогового законодательства, ошибок в бухгалтерском учете, а также порядка представления документов налоговым органам. При обнаружении занижения прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, помимо подробного описания этих нарушений, к актам проверки прилагаются соответствующие изъятые документы, о чем в актах делается специальная запись.

В акте налоговой проверки излагаются обязательные для выполнения требования, как об устранении выявленных нарушений, так и о внесении в бюджет доначисленных сумм налогов и штрафов. Если при проверке выявляются суммы налогов, излишне перечисленные в бюджет, то они возвращаются налогоплательщику, либо засчитываются в счет предстоящих платежей.

Налогоплательщик вправе знакомиться с актами проверки, давать в письменной форме объяснения и возражения по приведенным в акте фактам, представлять в свое оправдание необходимые документы. Налоговая инспекция должна доказать факты выявленных нарушений.

Акт проверки подписывается сотрудником налоговой инспекции, проводившим проверку, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, либо проверяемым гражданином. Налогоплательщик вправе произвести в акте запись о наличии возражений и приложить к нему письменные объяснения и документы. Хотя это и не приостановит действия санкций по результатам проверки, но зафиксированные таким образом возражения, могут быть использованы в качестве доказательств в суде при обжаловании принудительных акций налоговых органов. После подписания акта проверки один его экземпляр со всеми приложениями передается под расписку налогоплательщику. Все материалы проверок не позднее следующего дня после подписания регистрируются в налоговом органе по установленной форме, и передаются начальнику для принятия письменного решения о соответствующих действиях по результатам проверки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.028 с.)