Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Высшие органы государственной власти, учрежденные II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Всероссийский съезд советов Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет - ВЦИК высший орган государственной власти в период между съездами 101 член Совет Народных Комиссаров - СНК правительство 15 членов Народные Комиссариаты (комиссии) центральные органы отраслевого управления Примечание: количественный состав членов ВЦИК и СНК дан на 26 октября 1917 г. После Октябрьского переворота произошли коренные изменения в общественном строе. С ликвидацией помещичьей собственности на землю перестал существовать класс помещиков. Серьезно были подорваны экономические позиции буржуазии. 10 ноября 1917 г. декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов были упразднены все существующие в России сословия, сословное деление граждан, сословные привилегии и ограничения, а равно и гражданские чины. Для всех устанавливалось общее наименование — граждане Российской Республики, но с учетом их классового происхождения и положения. Церковь была отделена от государства, школа — от церкви, религия была заменена коммунистической пропагандой. Женщина была уравнена в правах с мужчиной. В области национальных отношений принятая 2 (15) ноября 1917 г. Декларация прав народов России провозглашала право народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, но попытки тех или иных народов отделиться приводили к интервенции Советской России. Строительство новых органов власти осуществлялось на основе слома старого государственного аппарата. Низложение Временного правительства привело к упразднению прежних органов (Сената, министерств и др.). 12 ноября 1918 г. было избрано Учредительное Собрание. Большинство в нем получили эсеры. Большевики имели около одной четверти мест. Учредительное Собрание открылось 5 января 1918 г. Но вскоре оно было разогнано. Это обстоятельство серьезно повлияло на обострение обстановки в стране, способствовало усилению классовых противоречий, началу Гражданской войны. Для управления государством были созданы комиссариаты (внутренних дел, юстиции, просвещения, иностранных дел, военный, военно-морской и др.). С первых дней захвата власти большевики стали осуществлять демобилизацию старой армии. Одновременно с этим шел процесс создания новой армии по классовому принципу. 15 января 1918 г. был принят декрет Совнаркома об образовании Красной Армии. Она комплектовалась из представителей трудящихся, достигших 18-летнего возраста. 2 декабря 1917 г. учреждается Высший Совет народного хозяйства (ВСХН), который был призван реализовывать на практике за- дачи по организации экономики страны и руководству народным хозяйством. Вслед за центральными органами произошла реорганизация аппарата власти и управления на местах. III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г., провозгласивший федеративное устройство Российской Республики, принял решение о разработке проекта Конституции РСФСР. 1 апреля 1918 г. была образована Конституционная комиссия ВЦИК. Она работала в течение трех месяцев и подготовила проект Основного закона. Он был принят 10 июня 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов, но оказался фиктивным и недолговечным (см. схему 55). Основной особенностью Конституции РСФСР 1918 г. было закрепление принципа классовости. Это проявлялось прежде всего в том, что избирательных (других политических) прав лишались представители буржуазии, помещиков, а рабочим предоставлялось преимущество перед крестьянами. Такое положение отражало сложившиеся в стране противоречия и не способствовало их ослаблению. С хема 5 5 Годы принятия советских конституций
Все это спровоцировало Гражданскую войну как результат чрезвычайного обострения социальной обстановки и крайней непримиримости большевиков. Иностранное вмешательство еще больше усложнило ситуацию. Гражданская война — величайшая трагедия нашего народа, унесшая вместе с голодом 15-20 млн человеческих жизней из 150 млн россиян. Развернувшиеся военные действия обусловили необходимость милитаризации государственного аппарата. 2 сентября 1918 г. ВЦИК своим декретом объявил страну военным лагерем. Деятельность всех органов подчинялась интересам войны. В целях объединения работы всех государственных органов в условиях военного времени был создан Совет рабочей и крестьянской обороны. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. В мае 1918 г. был осуществлен переход от добровольного комплектования Красной Армии ко всеобщей воинской повинности. Она устанавливалась для всего населения, но принцип классового подбора в армию сохранялся. Буржуазные элементы использовались в тыловом ополчении, для комплектования нестроевых частей и военно-строительных подразделений. Для руководства военными силами был создан Революционный Военный Совет Республики (РВСР), Реввоенсоветы на фронтах и в армиях. В годы Гражданской войны проводилась политика военного коммунизма, что привело к созданию сверхцентрализованной бестоварной экономики, полному огосударствлению собственности, созданию государственной повинности, уравнительному распределению и милитаризованному принудительному труду. В этих условиях изменилась организация управления промышленностью. В ее основу бьгла положена «система главкизма». Ее важнейшей особенностью было полнейшее лишение предприятий хозяйственной самостоятельности. Заводы и фабрики не имели собственных оборотных средств. Оборудование, материалы, топливо и все прочее они получали в порядке административного распределения. В таком же порядке они сдавали производимую продукцию. Договорные отношения между предприятиями исключались. Все это вызвало развал экономики и голод, унесший в начале 20-х годов 5-7 млн человеческих жизней. Продолжалось национально-государственное строительство. Образовался ряд советских республик — Украинская (декабрь 1917 г.), Латвийская, Эстонская (трудовая коммуна), Литовская (декабрь 1918 г.), Белорусская (январь 1919 г.), Азербайджанская (апрель 1920 г.), Армянская (ноябрь 1920 г.), Грузинская (февраль 1921 г.). Между РСФСР и другими советскими республиками развернулось сотрудничество, которое первоначально приняло форму военного союза, в 1920 г. было дополнено хозяйственным союзом. В составе РСФСР возникли автономные государственные образования - Трудовая Коммуна немцев Поволжья (декабрь 1918 г.), Башкирская и Крымская АССР (1920 г.), Чувашская, Вотская (Уд-мурдская), Марийская, Калмыцкая автономные области, Карельская Трудовая Коммуна (1920 г.). Но это были фиктивные образования. 4. Карательные органы советского режима в 1917-1921 гг. 28 октября 1917 г. постановлением НКВД республики учреждалась рабочая милиция, которая должна была находится «в ведении Совета Рабочих и Солдатских Депутатов». Ленин после октября 1917 г. неоднократно отстаивал идею всеобщего вооружения народа. 29 октября 1917 г. он говорил о ней как о задаче «...которую мы ни на минуту не должны выпускать из виду...». Указания вождя большевики пытались реализовывать на практике. В некоторых местах для охраны общественного порядка учреждалась народная милиция, построенная на принципе обязательной повинности всех взрослых граждан. В 1917 - начале 1918 г. НКВД РСФСР считал, что милиция должна «по мере возможности уступить место всеобщей охранной повинности, где каждый гражданин обязан отдежурить безвозмездно установленные часы». По постепенно эта утопическая идея пересматривается. В марте 1918 г. Народным комиссаром внутренних дел Петровским в СНК «был возбужден вопрос о необходимости организации Советской милиции» на штатных началах. В июле на съезде председателей губернских Советов, в работе которого участвовал Ленин, было признано невозможным всеобщее вооружение всего населения из-за начавшегося сопротивления. Поэтому съезд выказался за организацию Советской Рабоче-Крестьянской милиции. Функции у милиции были многочисленны: борьба с мародерством, спекуляцией, дезертирством, хищениями, охрана революционного порядка и т.д. Одной из важнейших функций милиции являлось оказание содействия карательным органам, ведущим борьбу с контрреволюцией и устанавливающим новый порядок в стране. Главным карательным органом в годы Гражданской войны являлась Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК). Первое время после прихода к власти большевики не ставили задачу создания единой организации, ведущей борьбу с политическими противниками. Эту задачу выполняли Советы, военно-революционные штабы, революционные комитеты, различные комиссии и комитеты, имеющие в своем распоряжении вооруженные формирования. 6 декабря СНК рассмотрел вопрос «О возможности забастовки служащих в правительственных учреждениях во всероссийском масштабе» и постановил: «Поручить т. Дзержинскому составить особую комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой путем самых энергичных революционных мер, для выяснения способов подавления злостного саботажа». В соответствии с постановлением СНК Дзержинский вечером 7 декабря провел организационное заседание комиссии. В этот же вечер он выступил на заседании Совнаркома, где изложил основные задачи комиссии, отраженные в протоколе: «1. Пресекать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажнические попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили. 2. Предание суду Революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними. 3. Комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения...» Таким образом, в основу деятельности ВЧК был положен принцип субъективного усмотрения, никаких юридических критериев вины подозреваемого не предусматривалось. Дзержинский обратил внимание на то, что комиссия должна бороться с политическими партиями и печатными органами, противостоящими большевикам. По докладу Дзержинского СНК постановил: «Назвать комиссию - Всероссийской Чрезвычайной Комиссией при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем — и утвердить ее». ВЧК, созданная большевиками, явилась непосредственным преемником Петроградского военно-революционного комитета. Из 10 членов Чрезвычайной комиссии, назначенной СНК 7 декабря, шесть являлись руководящими работниками ВРК. Впоследствии в ВЧК направлялись и другие деятели ВРК. ВЧК в начале своей деятельности явилась одной из многих организаций, ведущих борьбу с противниками большевиков, причем ее функции первоначально распространялись только на Петроград. Но постепенно ВЧК расширяет сферу своего влияния. ВЧК, к весне 1918 г. переехав вместе с правительством в новую столицу — Москву, превращается в главный общегосударственный орган борьбы с политическими противниками большевиков. 22 марта 1918 г. ВЧК приняла постановление, которым вновь предложила всем Советам организовать местные чрезвычайные комиссии для борьбы с контрреволюцией и спекуляцией, злоупотреблениями по должности и посредством печати. В этом постановлении было отмечено, что «отныне право производства всех арестов, обысков, реквизиций принадлежит исключительно этим чрезвычайным комиссиям как в г. Москве, так и на местах». В 1918 г. быстро идет процесс создания губернских чрезвычайных комиссий, который в основном завершился в августе. К этому времени по стране имелось 38 губчека. Важной вехой в становлении ВЧК явилась 1-я Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, проходившая 11-14 июня 1918 г. В ее постановлении ставилась задача организовать чрезвычайные комиссии не только в каждом областном и губернском Совдепе, но также «при крупных уездных Совдепах, узловых железнодорожных центрах, крупных портах, в пограничной полосе...». Этим решением было положено начало созданию нижнего звена чекистского аппарата: уездных и районных ЧК. В 1919-1920 гг. уездные ЧК сливаются с уездными управлениями милиции. Организационной формой этого слияния стали политические бюро при уездных начальниках милиции. По директиве, подписанной Дзержинским, во главе политбюро должны были быть поставлены надежные коммунисты, «не менее чем с двухгодичным стажем». Непосредственно заведовать политбюро должен был особый помощник начальника уездной милиции, тоже испытанный коммунист. 28 ноября 1918 г. 2-я Всероссийская конференция ЧК постановила образовать при ВЧК транспортный отдел. К началу 1919 г. чекистские органы контролировали практически всю сеть железных дорог и водных путей. Транспортные ЧК были изъяты из подчинения губернских ЧК, так как они создавались в соответствии с административными делениями НКПС. Расширяя сферу своего влияния, ВЧК не могла оставить без внимания вооруженные силы. Первая Чрезвычайная комиссия в Красной Армии была создана 16 июля 1918 г. во главе с М.Я.Лацисом на Восточном фронте. Но против создания чрезвычайных комиссий выступали армейские работники. Они предлагали создать на базе Военного контроля (Военный контроль — отдел Революционного Военного Совета Республики (РВСР), занимавшийся борьбой с разведкой противника) особые отделы, которые занимались бы борьбой со шпионажем и контрреволюцией. В конце 1918 г. победила точка зрения армейских работников. В результате в начале 1919 г. Военный контроль и Военный отдел ВЧК были объединены в один орган - Особый отдел республики во главе с М.С.Кедровым. Но борьба за особые отделы между ВЧК и РВСР продолжалась. В феврале 1919 г. ВЦИК принимает постановление, по которому особый отдел вливается в структуру ВЧК. Но одновременно он должен был находиться под контролем РВСР и выполнять его задания. Армейские работники были не согласны с данным решением. Они требовали передать особые отделы в оперативное подчинение фронтов и армий. VIII съезд РКП(б) согласился с этим требованием, оставив за Особым отделом ВЧК «функции общего руководства и контроля над их деятельностью». При создании чекистских органов большое внимание обращалось на разработку и развитие методов и средств оперативной деятельности. Вопрос о допустимости в работе ВЧК агентуры обсуждался 12 июля 1918 г. на собрании фракции РКП(б) I Всероссийской конференции ЧК. Конференция приняла решение: «Секретными сотрудниками пользоваться». Развитие агентурного аппарата ВЧК шло по двум направлениям: создание института штатных агентов внутреннего наблюдения и формирование осведомительной сети. Штатные агенты внутреннего наблюдения комплектовались в основном из сотрудников чрезвычайных комиссий. Но их было недостаточно. Поэтому основным направлением в развитии агентурного аппарата ВЧК стало создание массовой осведомительной сети. Решением ЦК РКП(б) от 15 июня 1919 г. всем учреждениям и всем партийным работникам вменялось в обязанность «...о всех фактах измены, дезертирства, шпионажа сообщать в особый отдел ВЧК». «Хороший коммунист в то же время есть и хороший чекист», - подчеркивал Ленин. 30 июня 1921 г. ВЧК потребовала «...принять меры насаждения осведомления на фабриках, заводах, центрах губерний, совхозах, кооперативах, лесхозах, карательных отрядах, деревнях. К работе по постановке осведомления отнестись возможно внимательней, соблюдая принципы конспирации». 17 июля 1921 г. ВЧК разработала специальную инструкцию по осведомительной службе. Параллельно с развитием агентурного аппарата ВЧК развивались службы наружного наблюдения («народная разведка») и контроля почтовой и телеграфной корреспонденции. Развитие секретных методов и средств оперативной деятельности требовало изменить структуру ВЧК и ее органов. Поэтому в ВЧК был создан секретно-оперативный отдел, который занимался постановкой агентурно-осведомительной работы и службой наружного наблюдения. 14 января 1921 г. в ВЧК было создано секретно-оперативное управление, в состав которого входили шесть отделов: особый, секретный, оперативный, информационный, иностранный и регистрационно-статистический. К концу Гражданской войны структура ВЧК стала намного сложнее. Секретно-оперативное управление насчитывало шесть отделов. 25 января 1921 г. было создано экономическое управление, призванное бороться с контрреволюцией в промышленности и торговле. Кроме того, в структуре ВЧК имелись: транспортный отдел, специальный отдел, управление делами ВЧК и административно-организационное управление, управление войсками ВЧК, следственная часть и специальное отделение по охране правительства. Схема местных органов ВЧК также представляла сложную структуру. Особому отделу ВЧК подчинялись особые отделы фронтов, армий, дивизий, границ, округов, губернских ЧК. В компетенции иногородних отделов ВЧК были губернские и областные ЧК, уездные ЧК, районные и городские ЧК, полномочные представительства ВЧК. В ведении транспортного отдела ВЧК находились дорожные, районные и участковые ЧК. Такая структура ВЧК и ее органов, пронизывающая все гражданские и военные учреждения, позволяла ей осуществлять репрессии в массовом порядке. Заметную роль в трагических событиях времен Гражданской войны играли специальные карательные войска, находившиеся в подчинении различных ведомств. Так, свои войска формировала ВЧК. Право ВЧК иметь специальные отряды было законодательно закреплено Положением о Всероссийских и местных чрезвычайных комиссиях, утвержденным ВЦИК 28 октября 1918 г. Осенью 1918 г. в основном формирование войск ВЧК было закончено. Численность их менялась в связи с отправкой частей на фронт. В феврале 1919 г. она составляла 22 тыс. штыков и сабель. Помимо ВЧК карательные войска были сформированы и в других ведомствах (НКВД, Народного комиссариата путей сообщения и др.). Все эти войска не имели общего управления. Силы были распылены. Естественно, что встал вопрос о реорганизации этих войск. Процесс объединения специальных войск был завершен созданием войск внутренней службы. Постановлением СТО от 1 сентября 1920 г. с войсками ВЧК были слиты караульные войска, войска железнодорожной охраны и транспортная милиция в один вид войск — войска ВНУС - войска внутренней службы. Важную роль в осуществлении карательной политики большевиков играли классовые суды и революционные трибуналы. При обсуждении проекта Декрета о суде, подгтовленного П.И.Стучкой, его основные положения подвергались критике со стороны левых эсеров во ВЦИК. Потом Декрет о суде был принят СНК самостоя- тельно, минуя ВЦИК, 24 ноября 1917 г. Он ликвидировал все старые судебные органы, упразднил институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжных и адвокатуры. Предварительное следствие возлагалось на местных судей. В роли же обвинителей и адвокатов допускались «все непорочные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами...». Такая формулировка, не устанавливающая форму организации судебной защиты, позволяла организовывать судебное дело без состязательности. Все суды решали вопросы, «руководствуясь революционной совестью и революционным правосознанием». Суд мог руководствоваться и законами «свергнутых правительств, но лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». Для наведения «строжайшего революционного порядка» системы судов было мало. Поэтому одновременно создается система Революционных трибуналов. Статья 8 декрета О суде № 1 гласила: «Для борьбы против контрреволюционных сил в целях принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами Р.С. и КР. депутатов. Для производства же по этим делам предварительного следствия при этих же Советах образуются особые следственные комиссии». Революционные трибуналы создавались по всей стране, заменяя старые суды с их «буржуазной законностью». Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры Революционных трибуналов, за исключением приговоров Ревтрибунала при ВЦИК (его приговоры не подлежали обжалованию) 11 июня 1918 г. был создан кассационный отдел при ВЦИК. Первые военно-следственные органы возникли в частях, которые вели боевые действия с Дутовым еще весной 1918 г. Они были созданы явочным порядком без санкции высших государственных органов. В дальнейшем трибуналы в Красной Армии стали основным средством поднятия боеспособности войск. Важной составной частью карательного механизма Советского государства являлись органы, исполняющие наказание. Для ускорения процесса ликвидации контрреволюции предполагалось создать принципиально новую, отличную от царской, систему испол- нения наказания, в которой тюрьмы должны были быть заменены воспитательными учреждениями на основе новой идеологии. 25 декабря 1917 г. было создано Тюремное управление, преобразованное в январе 1918 г. в Тюремную коллегию. Для охраны мест лишения свободы была создана конвойная стража Республики. В 1918 г. организуются места заключения нового типа — сельскохозяйственные колонии и реформатории. А 5 сентября 1918 г. СНК в Декрете о «красном терроре» отмечал: «Обезопасить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях». Итак, государственная карательная машина, включающая в себя разветвленную сеть чрезвычайных комиссий, судов, революционных трибуналов, мест лишения свободы, была создана. С первых дней Советской власти большевики стремились к тому, чтобы карательные органы находились под их контролем, это им нужно было и для того, чтобы проводить в жизнь свои идеи, и для того, чтобы удержаться у власти. С первых дней после прихода к власти большевики формируют карательные органы по партийному принципу, комплектуя их из своих сторонников. Для координации действий различных карательных органов была создана Центральная межведомственная комиссия по борьбе с бандитизмом во главе с председателем Реввоенсовета Республики Э.Склянским. В нее вошли представители ЦК, СТО, ВЧК, НКВД, СОН и других органов. В стране установилась беспрецедентная в истории партийная монополия на репрессивные органы, при которой небольшая элитная часть коммунистов управляла экономикой, контролировала и распределяла богатство страны. Причем теоретически это обосновывалось необходимостью новых производственных отношений для добровольной или принудительной «переделки» «старых» людей и создания «новых» членов будущего коммунистического общества. И важнейшая роль в этой «переделке» принадлежала карательным органам. 5. Тенденции развития советского права в 1917-1920 гг. Формирование основ коммунистического права началось с изданием первых декретов Второго Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы. Декрет О суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало главным источником права при отсут- ствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. «Революционное правотворчество» осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами ВКП(б) и даже местными советами. Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права основывался на господстве в первые годы революции психологической теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение. Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения (семья — ячейка общества, и при перестройке последнего обязательно подвергается воздействию первая). В декабре 1917 г ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании брачующихся и пр.), узаконивающие только гражданскую форму брака, устанавливающие свободу развода. В сентябре 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не как их частное дело. Провозглашался принцип раздельности имущества родителей и детей, запрещалось усыновление. Законодатель опасался скрытой «социально-экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых отношений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.) С целью «узаконения» повального грабежа населения 27 апреля 1918 г. был принят Декрет «Об отмене наследования», по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тысяч рублей (все остальное имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде «меры социального обеспечения» на праве управления и распоряжения. Тем самым законодатель стремился перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения». Ту же цель преследовал майский 1918 г. декрет ВЦИК «О дарениях», запретивший всякое «безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше 10 тысяч рублей» — сумму в условиях гиперинфляции смехотворную. В декабре 1917 г. В ЦИК принял Положение «О страховании на случай безработицы» и Декрет «О страховании на случай болезни». Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями. 31 октября 1918 г. в демагогических целях было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся. В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Его действие распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике — сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет. Но в условиях Гражданской войны и разрухи никаких фактических возможностей гарантировать социальную защиту, естественно, не было. Сфера нового гражданского права формировалась в ходе процессов национализации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов национализация охватила и сферу жилья. В соответствии с Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10 ноября 1917 г. были конфискованы даже средства общественных организаций. Тотальные конфискации вызвали неизбежный развал производства. Попытка его организации путем принятия Положения о рабочем контроле 16 ноября 1917 г. оказалась бредом. Рабочие, естественно, не смогли заменить специалистов. Тогда большевики пошли административно-командным путем — раздувания штатов неквалифицированных, но идеологически преданных чиновников. В одном только ВСНХ насчитывалось несколько десятков структурных подразделений, не говоря уже о таких организациях, как Чрезвычайная комиссия по заготовке лаптей и ей подобных. Произошло резкое сокращение торгового оборота, из которого были изъяты национализированные имущества, ценные бумаги (акции, купоны). Государственные монополии на хлеб, текстиль, нефть, спички и т.п. предельно сократили товарооборот. Система «главкиз-ма» исключала товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли — экспортно-импортные отношения частных лиц и частные капиталы. Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отношения, на законодательном уровне происходило соответствующее вытеснение гражданско-правовых норм административно-правовым регулированием. Нормативное запрещение частной торговли привело к тому, что областью торговых отношений стал сохранившийся подпольный «черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены. Особенно бессовестную политику и соответствующее ей законодательство большевики проводили в отношении крестьян. В демагогических целях они приняли известный Декрет о земле. Но как только укрепились у власти, с мая 1918 г. начали проводить политику откровенного геноцида против крестьян — проддиктатуру и продразверстку. В феврале 1919 г. ВЦИК издал Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Вся земля определялась в качестве единого государственного фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении соответствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной обработке земли. Все формы единоличного землепользования рассматриваются как отживающие. Целью ставится создание единого производственного хозяйства и постепенное огосударствление землепользования. Разработка отдельных отраслей, институтов и норм права происходила на основе складывающейся экстремистской практики и соответствующей ей законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК). В области уголовного права важное значение имело принятие в декабре 1918 г. Руководящих начал по уголовному праву РСФСР. Этот акт содержал в себе нормы общей части уголовного права. В нем давалось определение понятия преступления, устанавливались виды наказаний. Но в целом отношение большевиков к праву было отрицательным, и понятие «закон» подменялось «революционной сознательностью», т. е. произволом.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.213 (0.02 с.) |