Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советское государство и право в период нэпа (1920-е гг. )

Поиск

1. Тенденции политико-государственного развития Советской России в 20-е годы

К 1921 г. большевики победили в Гражданской войне. Но это был мир над могилами. Общий объем промышленного производства упал до 20-30% от уровня 1913 г., а по крупной промышленности — до 13-14%. Производство продукции сельского хозяйства сократилось на одну треть. Железнодорожный транспорт был парализован.

Недовольство охватило крестьянство. Прошли крестьянские вос­стания в Сибири, на Тамбовщине, восстали моряки Кронштадта.

Необходимо было искать выход из экономического и политиче­ского кризиса, охватившего страну.

Руководство большевистской партии принимает решение об от­мене военного коммунизма и переходе к новой экономической поли­тике (НЭП), т. е. частичном допущении капитализма, элементов ры­ночных отношений в тоталитарной экономике. Первым шагом в этом направлении стала замена продразверстки продналогом, т. е. фикси­рованными платежами государству. Размер продналога был в два раза меньше продразверстки. Это положило начало перехода к нэпу.

В деревне было разрешено сдавать землю в аренду, применять наемный труд. В городах была частично денационализирована мелкая промышленность, разрешена частная торговля, на место трудовых мобилизаций пришел наемный труд. Произошла перестройка управ­ления экономикой, была ослаблена централизация, предприятия пе­реходили на хозрасчет, они получили некоторую самостоятельность.

Одной из важнейших проблем, решение которой носило неот­ложный характер, была проблема формально-юридического объеди­нения советских республик в одно унитарное государство.

Сложившиеся к моменту окончания Гражданской войны отно­шения между республиками в виде военного и хозяйственного союза, двусторонние союзные договоры между ними в новых условиях мир­ного строительства стали недостаточными. Поэтому возникла необхо­димость найти форму более тесного государственного единства между республиками.


Однако новая форма государственного единства Советской стра­ны была принята не сразу. Выдвигались различные предложения: вступление союзных республик в РСФСР (сталинский план «автоно-мизации»), превращение Советской страны в унитарное государство, объединение республик на основе конфедерации и т.п.

30 декабря 1922 г. в Москве открылся I съезд Советов СССР, со­
стоявший из представителей РСФСР, Белоруссии, Украины и
ЗСФСР. Съезд принял Декларацию об образовании СССР и Договор
об образовании СССР, в которых закреплялся факт создания нового
союзного государства, в которое объединялись РСФСР, БССР,
УССР, ЗСФСР.

Съезд принял решение о разработке и принятии Конституции СССР. В течение 1923 г. шла разработка Основного Закона СССР. Она велась на базе Декларации и Договора об образовании СССР.

6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции СССР и ввел его в действие.

31 января 1924 г. 11 съезд Советов СССР окончательно утвердил
Конституцию СССР (см. схему 56).

Конституция закрепляла СССР как союзное государство с рав­ноправными субъектами, в котором суверенитет Союза сочетался с суверенитетом его членов — союзных республик, но реально вся пол­нота власти оставалась по-прежнему у коммунистов.

Конституция закрепляла систему органов государственной власти Союза ССР, определяла компетенцию Союза и союзных республик.

Переход к миру, провал идеи мировой революции путем интер­венции, введение новой экономической политики обусловили необ­ходимость изменений в государственном аппарате.

Суть этих изменений состояла в том, чтобы отказаться от некото­рых крайностей, сложившихся в годы Гражданской войны (обюро­крачивание Советов, разбухание аппарата, его милитаризация). Вме­сте с тем изменения преследовали цель укрепления государственного аппарата как строго централизованной системы, соответствующей авторитарному политическому режиму, построенному на строго ие­рархической структуре власти, не допускающей никаких оппозици­онных подвижек при допущении в экономической области разнооб­разия форм собственности.

Существенно реорганизована была система управления народ­ным хозяйством. Деятельность хозяйственных ведомств объединялась в едином экономическом центре - Совете Труда и Обороны (СТО). Председателем СТО был председатель Совнаркома, а членами — нар­комы по военным делам, труда, путей сообщения, земледелия, про­довольствия, РКИ, председатель ВСНХ и представитель ВЦСПС. На


СТО возлагалось согласование деятельности ведомств в области обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства.

С хе м а 5 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.27 (0.008 с.)