Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития права СССР в 30-е годы

Поиск

В соответствии с указаниями В.И.Ленина на III съезде комсомо­ла в 1920 г. о том, что «Россия через 10-15 лет будет коммунистиче-


ской», И.В.Сталин в 1936 г. объявил о построении социализма — пер­вой фазы коммунизма. Была принята очередная Конституция.

На ее основе формально вся полнота власти сосредотачивалась в Верховном Совете, реально - у партаппарата, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смыс­ле — всякий акт, принятый представительным органом, в материаль­ном смысле — это акт, который не обязательно исходит от законода­тельной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанав­ливающие определенные правила поведения. По смыслу Конститу­ции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также при­нимает постановления и решения на основании и во исполнение дей­ствующих законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался- тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое актив­ное участие в их формировании. С 30-х годов все больше постановле­ний правительства стало приниматься совместно с руководящим пар­тийным органом - ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте госу­дарственной политики, поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например, коллективиза­ция сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства иЦКВКП(б).

Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е годы и опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходи­ла из нормативистского представления о праве. Первоначальные пси­хологическая и социологическая теории права 20-х годов были от­вергнуты. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, ана­логии и объективного вменения. На практике имели место многочис­ленные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило императивный характер, требуя толкования закона в строгом соот­ветствии с намерениями его авторов, а не свободного или букваль­ного толкования (как в западном праве).

Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) со­провождались сужением гражданских прав для основной массы насе-


ления. В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало админист­ративный контроль над населением. Сельские жители, не получав­шие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.

Особенно варварским социалистическое законодательство было в отношении крестьян. Как отмечалось ранее, для сверхмилитариза­ции крестьян надо было ограбить. 20 февраля 1929 г. ЦИК и СНК СССР принимают Постановление о порядке применения КЗоТ в ку­лацких хозяйствах. В его развитие 21 мая того же года СНК принял Постановление о признаках кулацких хозяйств, в которых должен применятся КЗоТ. В соответствии с ними работодатель ставился в такие условия, что ему невыгодно было нанимать работников.

Началось неизбежное падение сельскохозяйственного произ­водства. Для того чтобы его приостановить, Совет Труда и Обороны принимает 5 июня 1929 г. Постановление об организации машин­но-тракторных станций. Но и эта утопия провалилась. Тогда боль­шевики, нуждаясь в деньгах, возвращаются к методам Гражданской войны — откровенному грабежу. Начинается так называемая «кол­лективизация». 1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК принимают Поста­новление о мерах по укреплению социалистического переустройст­ва сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством. Правда, лишившись основного сельхозпро­изводителя — кулака, большевики пошли на частичные уступки, приняв 3 июля 1931 г. Постановление Президиума ЦИК «О поряд­ке восстановления в гражданских правах выселенных кулаков». Но было уже поздно. В стране начался голод, унесший 5-7 млн челове­ческих жизней.

В середине 30-х годов с трудом было частично восстановлено аграрное производство. Но в связи с непосредственной подготов­кой к войне в сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, на­правленных на усиление репрессивных начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли Постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивавшее про­цесс увеличения приусадебных земель колхозников. В январе 1940 г. те же органы принимают Постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте - «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов». В сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая обложе-


ние приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектар­ный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г. принимает­ся Постановление «О запрещении исключения колхозников из кол­хозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхоз­ных землях и в колхозном производстве.

Одновременно с коллективизацией началось ужесточение фи­нансовой политики. И без того скудные средства, направлявшиеся в социальный сектор производства, перераспределялись в пользу военно-промышленного комплекса. В частности, на это было на­правлено Постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». В практику широко внедрялась система принудительных займов, от выплаты которых социалистическое государство бессовестно отка­залось.

Еще в Гражданскую войну и в начале 20-х годов была узаконена преступная практика варварского ограбления России для поддержа­ния советской империи и мирового социализма. Например, закавказ­ские республики, имея 4% населения Союза, получали 7,5% бюджет­ных поступлений. В бюджете Туркменской ССР лишь 10% составля­ли собственные доходы. Даже Украина за счет собственных средств покрывала меньше 40% расходной части бюджета. Аналогичная си­туация была и по автономным образованиям внутри России. Естест­венно, что огромные дотации слаборазвитым республикам шли за счет русских регионов. Такая политика ограбления у большевиков называлась интернационализмом.

Сверхмилитаризация экономики потребовала милитаризации труда. После красивого демагогического Постановления ЦИК и СНК от 2 января 1929 г. «О семичасовом рабочем дне» уже 13 ок­тября того же года вводится Постановление об основах дисципли­нарного законодательства Союза ССР и союзных республик. Но труд из-под палки при мизерной оплате был неэффективен. По­этому большевики продолжали расширять репрессивные меры на производстве. 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК принимают Постанов­ление «Об охране имущества государственных предприятий, колхо­зов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности»; 27 декабря 1932 г. — Постановление «Об установ­лении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов»; 14 марта 1933 г. — Постановление «Об ответ­ственности служащих в государственных учреждениях и предпри-


ятиях за вредительские акты»; 8 декабря 1933 г. - Постановление «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции». Таким образом, и для рабочих, вслед за крестьянами, было введено крепостное право.

С началом непосредственной подготовки к войне усиливаются репрессивные меры в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли Постановление «О мероприятиях по упрочению трудовой дисциплины...», в кото­ром устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на производ­стве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника. В июле 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная норма труда: вместо существовавшего се­ми- и шестичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели - шестидневная рабочая неделя. Через месяц новым Указом запрещался самоволь­ный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с одного предприятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись уголовные наказания.

В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служа­щих с одного предприятия на другое (независимо от их территори­ального расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается Указ «О государственных трудовых резервах», на осно­вании которого разворачивается сеть ремесленных училищ и фабрич­но-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных ра­бочих. Государственные резервы рабочей силы должны были нахо­диться в непосредственном распоряжении правительства.

Одновременно 10 июля 1940 г. принимается Указ Президиума ВС СССР «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промыш­ленными предприятиями», а 28 декабря 1940 г. - Указ «Об ответст­венности учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища (школы)».

Рядом правовых актов определялась политика государства по от­ношению к «подрастающему поколению». В апреле 1936 г. вводится институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по


постановлению суда, могли передаваться на воспитание в другие се­мьи. В июне 1936 г. принимается Постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной помощи роже­ницам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некото­рых изменениях в законодательстве о разводах».

Право в рассматриваемый период все более приобретает роль ин­струмента укрепления административно-командной системы, уста­новившегося в стране тоталитарного режима. Хотя формально декла­рировался принцип законности, на практике он не только не соблю­дался, но постоянно нарушался. Характерным является Постановле­ние ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. о революционной закон­ности. В нем указывалось на наличие нарушений законности, осо­бенно в деревне. В постановлении говорилось о фактах, имевших широкое распространение (наложения твердых заданий раскулачива­ния и т. п.) и не пресекавшихся должным образом.

Постановление предлагало государственным органам, прокура­туре обеспечить проверку поступивших заявлений о фактах наруше­ния революционной законности и принять решительные меры к их устранению.

На практике же многие нарушения законности совершались са­мими государственными органами. Таковыми были, например, сфаб­рикованные судебные процессы 1928, 1930 гг. — Шахтинское дело, дело Промпартии, а также процессы 1936-1938 гг., широко прово­дившиеся массовые репрессии невинных людей. Всего в 30-е - нача­ле 50-х годов были репрессированы и умерли от голода в период кол­лективизации более 20 млн человек.

3. Репрессивная политика советского режима в 20-30-е годы

В марте 1920 г. коллегия Наркомюста постановила подготовить проект Уголовного кодекса, а в июне она утвердила с поправками этот проект. В июле вопрос об Уголовном кодексе был рассмотрен III Всероссийским съездом работников советской юстиции. Съезд одоб­рил схему кодекса, предложенную Наркомюстом, и признал необхо­димым разослать его проект на заключение губернским отделам юс­тиции.

В январе 1922 г. проект УК обсуждался на IV Всероссийском съезде работников юстиции, который высказал ряд принципиальных


замечаний. В мае 1922 г. сессия ВЦИК после постатейного обсужде­ния утвердила Уголовный кодекс в целом.

В 1924 г. был принят Исправительно-трудовой кодекс.

В 1924 г. были приняты общесоюзные законы: Основные нача­ла уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик; Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик. В них содержались общие положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, единые для всех республик, входивших в Советский Союз.

Это были попытки ограничить коммунистический геноцид и придать ему видимую законность в условиях нэпа. Но не более то­го, поскольку вместо ревтрибуналов учреждались новые органы внесудебной расправы - особые совещания при ОГПУ. Но даже эти меры посчитали слишком мягкими и в 1926 г. принимается но­вый сталинский УК со знаменитой статьей 58 - антисоветская дея­тельность. Смысл состоял в том, чтобы находить мнимых врагов (настоящие или погибли, или эмигрировали), на них сваливать все беды и несчастья, казнить в целях устрашения, но не тайно, через особые совещания, а после публичного раскаяния на "суде", чтобы народ поверил в их вину.

В 30-е годы в уголовном праве был принят ряд новых репрессив­ных законов, предусматривавших жестокие наказания за некоторые преступления. 7 августа 1932 г. издается Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхо­зов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической) собственности». Постановление предусматривало возможность при­менения высшей меры наказания — расстрела с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества — за хи­щение государственного и общественного (колхозного и кооператив­ного) имущества. Существенным изъяном постановления, делавшим его крайне репрессивным, являлось отсутствие четкого разграниче­ния между мелкими и крупными хищениями.

22 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О борьбе со спекуляцией». В нем так же, как и в законе от 7 августа 1932 г., отсутствовало разграничение между мелкой, средней и круп­ной спекуляцией. Это приводило зачастую к наказаниям, не соизме­римым с содеянным. Причем все это принималось в условиях страш­ного голода, когда люди вынуждены были воровать, спасаясь от го­лодной смерти.


В апреле 1935 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР устанавли­вается уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование, нанесение увечья, кража) для несовершеннолетних 12-летнего возраста; за все остальные преступления (по майскому 1941 г. Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.

26 июня 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были введены восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя, а также установлена уголовная ответственность за самоволь­ный уход с работы и опоздание на работу более чем на 20 минут.

Уголовный процесс превращался в театрализованное представ­ление. 1 декабря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. ЦИК СССР установил особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях и террористических актах, о вредительстве и диверсиях. Обвинитель­ное заключение по этим делам вручалось за сутки до их рассмотрения в суде, отменялось участие прокурора и адвоката, кассационное об­жалование по этим делам не допускалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

«Теоретическое обоснование» этому беспределу давалось в рабо­тах И.В.Сталина "Вопросы ленинизма" и А.Я.Вышинского "Совет­ский суд и социалистическое правосудие".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.008 с.)