Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-политическая система СССР в середине 50-х-бО-е годы

Поиск

После смерти настоящего коммуниста Сталина и прихода к вла­сти оппортуниста Н.С.Хрущева начался медленный, но неизбежный развал советской тоталитарно-коммунистической системы. Возвра­щение к закономерным террористическим методам классического коммунизма для обюрокраченных оппортунистов Хрущева, Брежне­ва, Горбачева и их окружения было невозможно. Попытки выйти из нарастающего кризиса путем реформ закончились неизбежным раз­валом социалистической системы.


Важнейшим событием общественно-политической жизни стра­ны середины 50-х годов стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), кото­рый подверг резкой критике культ личности Сталина и провозгласил необходимость демократизации государственной жизни, преодоле­ния чрезмерного централизма, сложившегося в годы упрочнения ад­министративно-командной системы. Но в целом тоталитарно-ком­мунистическая система сохранялась (см. схему 61).

В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучше­нии деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их свя­зей с массами». В результате принятых мер деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсужда­лись и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизи­ровалась деятельность постоянных комиссий.

Вместе с тем, начиная со второй половины 50-х годов, стали осуществляться мероприятия, которые внешне носили демократиче­ский характер, а по сути являлись показными, декоративными, не оказывавшими реального воздействия на практику (например, «все­народные» обсуждения законопроектов).

Некоторые реорганизации, проведенные в рассматриваемый пе­риод, находились на грани отсутствия здравого смысла. К ним с пол­ным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышлен­ные и сельские.

С хе м а 61

Структура политической системы СССР


                       
           
 


Социалисти­ческое обще­народное го­сударство


Обществен­ные организации


Трудовые коллективы


Попыткой повысить эффективность управления народным хозяй­ством стала замена отраслевого принципа управления территориаль­ным, осуществленная в мае 1957 г. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался Совет народного хозяйст­ва, который руководил всеми предприятиями и стройками. Однако эта мера не привела к радикальным изменениям в развитии промышленно­сти и строительства. Обнаружились новые недостатки — местничество.

В рассматриваемый период были осуществлены меры по укрепле­нию правопорядка и законности. Был отменен внесудебный исключи­тельный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание


при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке.

Реорганизации подверглись правоохранительные органы. В мар­те 1954 г. был выделен из МВД и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

Восстановлен принцип двойного подчинения в организацион­ном построении органов внутренних дел.

.Широкое распространение получили добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка.

Восстанавливались принципы организации и деятельности про­куратуры, нарушенные в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. бы­ло принято Положение о прокурорском надзоре, в котором высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР.

В принятом в феврале 1957 г. Положении о Верховном Суде СССР надзорные функции высшего судебного органа страны были сокраще­ны, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены (рассмотрение судебных дел в порядке надзора должно было, как пра­вило, завершаться в Верховном суде союзной республики). 9 декабря 1958 г. полномочия народных судов были увеличены с 3 до 5 лет.

Курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства. Это нашло выражение в некотором расши­рении прав союзных республик. Прежде всего, были расширены их пра­ва в области управления экономикой. В 1954-1955 гг. из союзного под­чинения было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий.

В результате удельный вес предприятий республиканского и ме­стного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. Авто­мобильный транспорт и речной флот были полностью переданы со­юзным республикам.

Были расширены права союзных республик в области законода­тельства и осуществления правосудия. К их ведению было отнесено законодательство об устройстве судов, принятие гражданского, уго­ловного и процессуального кодексов. За Союзом ССР осталось право установления основ уголовного, гражданского и процессуального за­конодательства, а также законодательства в области правосудия.

Одновременно были расширены права союзных республик в об­ласти решения вопросов областного, краевого административно-территориального деления.

В 1956 г. была ликвидирована искусственно созданная в 1940 г. Карело-Финская ССР. На ее месте восстановлена ранее существо­вавшая Карельская АССР.


В 1957-1958 гг. были восстановлены права репрессированных в годы Великой Отечественной войны балкарского, чеченского, ин­гушского, карачаевского и калмыцкого народов.

3. Обновление законодательства в середине 50-х-60-е годы

Репрессивные методы строительства коммунизма исчерпали себя в начале 50-х годов. Со смертью И.В.Сталина и приходом к власти Н.С.Хрущева прекращается коммунистический геноцид. Режим пы­тается перестроиться и принять либеральный облик. Это находит от­ражение в правовой политике.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распо­ряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, об­мен, отпуск на сторону оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий и сооружений). В апреле 1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с пред­приятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. В янва­ре 1957 г. принимается новое Положение о порядке разрешения тру­довых споров, на основе которого на предприятиях создавались ко­миссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оп­латы и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде. В 1954 г. при правительстве созда­ется Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.

С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в пред­выходные и предпраздничные дни, а также для работающих подрост­ков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпус­ков по беременности и родам.

В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Поло­жение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасно­сти, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициати­ве администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома.

В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, уста­новивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для муж­чин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для


женщин 20), среднемесячный размер зарплаты. (При назначении пен­сий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессио­нальном заболевании возраст и стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались.

В марте 1955 г. новым Постановлением правительства «Об изме­нении практики планирования сельского хозяйства» отменялся ста­рый порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали до­водить до колхозов только общие показатели по объему заготовок на­турой, конкретное планирование своего производства стали осущест­влять сами колхозы.

В августе 1953 г. принимается Закон о сельскохозяйственном на­логе. В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли По­становление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного произ­водства и управлении делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять неко­торые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли оп­ределять размеры приусадебных участков, количество скота, находя­щегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Ус­тава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязательные по­ставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.

В развитии права самым характерным явилось проведение новой кодификации советского права. Она нашла выражение в разработке и принятии новых основ общесоюзного законодательства и новых рес­публиканских кодексов. В конце 50-х и в 60-е годы были приняты Ос­новы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных респуб­лик. Основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союз­ных и автономных республик. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы гражданского судопроизвод­ства Союза ССР и союзных республик. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Основы земельного законо­дательства Союза ССР и союзных республик. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.


Вслед за этим в союзных республиках были приняты кодексы по этим отраслям законодательства.

В феврале 1957 г. Верховный совет СССР принял Законы «Об отне­сении к ведению союзных республик законодательства обустройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» и «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопро­сов областного, краевого административно-территориального устройст­ва». За верховными органами СССР закреплялось право установления основ по этим отраслям законодательства. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и со­юзных республик, Законы об уголовной ответственности за государст­венные и воинские преступления, Основы уголовного судопроизводст­ва. Основы законодательства о судоустройстве, Положение о военных трибуналах.

В 1959-1961 гг. в союзных республиках были приняты уголовные и уголовно-процессуальные кодексы (в РСФСР УК и УПК были приняты в октябре 1960 г.). В 1961-1964 гг. в республиках на базе Основ граждан­ского законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (утвержденных Верховным Советом СССР в декабре 1960 г.). Принимаются гражданские и гражданско-процес­суальные кодексы ГК и ГПК РСФСР были приняты в июне 1964 г.

В октябре 1959 г. принимается Закон «О бюджетных правах Сою­за ССР и союзных республик», составивший основу финансового за­конодательства.

В июне 1968 г. принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1969 г. — республикан­ские кодексы.

В декабре 1968 г. были приняты Основы земельного законода­тельства, в 1970 г. - земельные кодексы союзных республик. В конце 1969 г. был принят новый Примерный Устав колхоза.

4. Политическое и государственно-правовое

развитие СССР в 70-е - середине 80-х годов

(период развитого социализма)

Время 70-х — середины 80-х годов в истории нашей страны ха­рактеризуется как период застоя. Начавшаяся экономическая рефор­ма в условиях господства административно-командной системы ока­залась нежизнеспособной. Темпы роста в народном хозяйстве по сравнению с серединой 60-х годов упали в три раза, наступило со­стояние стагнации, когда темпы роста имели тенденцию к сокраще­нию до абсолютного нуля. Это отрицательно отразилось на благосос-


тоянии народа. Страна подошла к кризису всей социально-эконо­мической системы.

Однако положение о построении в СССР развитого социалисти­ческого общества, выдвинутое в 1967 г., продолжало сохраняться. Бо­лее того, было признано необходимым закрепить «этот факт» в новом Основном Законе.

Решение о принятии новой Конституции было принято еще в апреле 1962 г., но фактическая работа над ее проектом затянулась. Созданная Верховным Советом СССР Конституционная комиссия лишь 23 мая 1977 г. внесла проект Конституции в Президиум Верховного.Совета СССР и предложила опубликовать его для «всенародного обсуж­дения». Проект был опубликован 4 июня 1977 г. в центральной и мест­ной печати.

7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно
принята Верховным Советом СССР.

Конституция СССР 1977 г. давала определение советскому госу­дарству как общенародному государству и устанавливала, что власть в СССР принадлежит народу. В соответствии с этим изменилось на­именование представительных органов власти — Советы народных депутатов.

Значительно подробнее, чем в предыдущей конституции, Основ­ной закон раскрывал характер советской политической системы. При этом особо подчеркивалась роль Коммунистической партии как ру­ководящей и направляющей силы советского общества, ядра его по­литической системы. Тем самым подтверждалось монопольное поло­жение КПСС в государстве.

Формально более широко регламентировались права и обязанно­сти граждан.

8 Конституции формально закреплялось союзное федеративное
устройство Советского государства, определялась система органов госу­
дарственной власти и управления, построенная на основе Советов.

Вслед за Конституцией СССР в 1978 г. были приняты Основные законы союзных и автономных республик. Следует подчеркнуть, что все положения Конституции не были отражением реальной действи­тельности, в ней содержались декларативные, неработающие лозунги.

Новая Конституция СССР внесла изменения в сроки полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен с 4 до 5 лет, местных советов — с 2 до 2,5 лет. В Верховном Совете СССР увеличилось число постоянных комиссий с 4 до 10 в каждой палате.

Усилился бюрократический контроль Верховного Совета СССР за работой министерств и ведомств, за соблюдением законов, за орга-


низацией и деятельностью республиканских и местных органов вла­сти и управления.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято Постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В де­кабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитра­же, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Параллельно проводилась ин­корпорация законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась много­численность актов по одним и тем же проблемам. Для проведения ко­дификационных работ на союзном и республиканском уровнях в каче­стве подготовительного этапа составлялись систематические собрания действующего законодательства.

Изменения произошли и в системе органов государственного управления. 2 октября 1965 г. по Закону, принятому Верховным Со­ветом СССР, территориальная система управления была заменена отраслевой. Совнархозы упразднялись, а для управления промыш­ленностью создавался ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Другими словами, восстанавливалась административ­но-командная централизованная система управления экономикой со всеми ее пороками.

В 1982 г. в связи с принятием Продовольственной программы соз­давались органы управления районным агропромышленным объедине­нием, агропромышленным объединением края, области, автономной и союзной республики, были определены их права. Однако эта мера тоже оказалась неэффективной и не привела к положительным результатам.

В рассматриваемый период в системе государственных органов появилось новое звено - народный контроль. В декабре 1965 г. были созданы Комитет Народного Контроля СССР, комитеты Народного контроля союзных, автономных республик, краевые, областные и другие местные комитеты народного контроля при городских, посел­ковых и сельских Советах, комитеты, группы и посты народного кон­троля на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, в воинских частях.

В 1979 г. был принят Закон «О народном контроле в СССР», оп­ределявший организацию, права и порядок деятельности его органов.


В правовой сфере продолжалась работа по кодификации совет­ского законодательства. Принимается решение об издании Свода зако­нов Союза ССР. Издаются Основы по ряду отраслей законодательства.

1970 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных рес­публик о труде. Основы водного законодательства Союза ССР и со­юзных республик

1973 г. — Основы законодательства о народном образовании.

1975 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных рес­публик о недрах.

1976 г. — Закон об охране и использовании памятников истории и культуры.

1980 г. - Основы законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик об административных правонарушениях. Закон об охране атмо­сферного воздуха. Закон об охране и использовании животного мира.

1983 г. - Закон СССР о трудовых коллективах.

В целом сложилась система советского права (см. схему 62).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        С х е м а 62
  Система советского социалистического права    
    О Т Р А С Л И П Р А В А      
Государственное право Административное право  
     
Финансовое право Гражданское право  
     
Семейное право Трудовое право  
     
Земельное право Колхозное право  
     
Уголовное право Исправительно-трудовое право  
     
Гражданское процессуальное право Уголовно-процессуальное право  

С середины 70-х годов «теневая экономика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981-1982 гг. проходит не­сколько громких судебных процессов. Одновременно были предпри­няты административные попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли Постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод должны были войти все законо­дательные акты и постановления правительства, имеющие общенорма­тивный характер. В марте 1978 г. была одобрена схема Свода, включав­шая семь разделов законодательства: об общественном и государствен­ном устройстве, о социальном развитии, культуре и социально-экономических правах граждан, о рациональном использовании и ох­ране природных ресурсов, о народном хозяйстве, о международных от­ношениях и внешних экономических связях, об обороне страны и ох­ране государственных границ, о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Подготовку Свода должно было осуществлять Министерство юстиции СССР через посредство специальной комиссии и научно-исследовательского института. Работу предполагалось закон­чить к 1985 г. Соответствующие своды должны были быть подготовлены в каждой союзной республике.

Однако из-за сопротивления советской коммунистической бю­рократии даже эта ограниченная реформа была просаботирована.


ТЕМА 13.

Советское государство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.24 (0.015 с.)