![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственно-политическая система СССР в середине 50-х-бО-е годыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После смерти настоящего коммуниста Сталина и прихода к власти оппортуниста Н.С.Хрущева начался медленный, но неизбежный развал советской тоталитарно-коммунистической системы. Возвращение к закономерным террористическим методам классического коммунизма для обюрокраченных оппортунистов Хрущева, Брежнева, Горбачева и их окружения было невозможно. Попытки выйти из нарастающего кризиса путем реформ закончились неизбежным развалом социалистической системы. Важнейшим событием общественно-политической жизни страны середины 50-х годов стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), который подверг резкой критике культ личности Сталина и провозгласил необходимость демократизации государственной жизни, преодоления чрезмерного централизма, сложившегося в годы упрочнения административно-командной системы. Но в целом тоталитарно-коммунистическая система сохранялась (см. схему 61). В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами». В результате принятых мер деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий. Вместе с тем, начиная со второй половины 50-х годов, стали осуществляться мероприятия, которые внешне носили демократический характер, а по сути являлись показными, декоративными, не оказывавшими реального воздействия на практику (например, «всенародные» обсуждения законопроектов). Некоторые реорганизации, проведенные в рассматриваемый период, находились на грани отсутствия здравого смысла. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские. С хе м а 61 Структура политической системы СССР
Социалистическое общенародное государство Общественные организации Трудовые коллективы Попыткой повысить эффективность управления народным хозяйством стала замена отраслевого принципа управления территориальным, осуществленная в мае 1957 г. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками. Однако эта мера не привела к радикальным изменениям в развитии промышленности и строительства. Обнаружились новые недостатки — местничество.
В рассматриваемый период были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности. Был отменен внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Реорганизации подверглись правоохранительные органы. В марте 1954 г. был выделен из МВД и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Восстановлен принцип двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел. .Широкое распространение получили добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка. Восстанавливались принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре, в котором высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В принятом в феврале 1957 г. Положении о Верховном Суде СССР надзорные функции высшего судебного органа страны были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены (рассмотрение судебных дел в порядке надзора должно было, как правило, завершаться в Верховном суде союзной республики). 9 декабря 1958 г. полномочия народных судов были увеличены с 3 до 5 лет. Курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства. Это нашло выражение в некотором расширении прав союзных республик. Прежде всего, были расширены их права в области управления экономикой. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. Автомобильный транспорт и речной флот были полностью переданы союзным республикам.
Были расширены права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. К их ведению было отнесено законодательство об устройстве судов, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. За Союзом ССР осталось право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия. Одновременно были расширены права союзных республик в области решения вопросов областного, краевого административно-территориального деления. В 1956 г. была ликвидирована искусственно созданная в 1940 г. Карело-Финская ССР. На ее месте восстановлена ранее существовавшая Карельская АССР. В 1957-1958 гг. были восстановлены права репрессированных в годы Великой Отечественной войны балкарского, чеченского, ингушского, карачаевского и калмыцкого народов. 3. Обновление законодательства в середине 50-х-60-е годы Репрессивные методы строительства коммунизма исчерпали себя в начале 50-х годов. Со смертью И.В.Сталина и приходом к власти Н.С.Хрущева прекращается коммунистический геноцид. Режим пытается перестроиться и принять либеральный облик. Это находит отражение в правовой политике. В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий и сооружений). В апреле 1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде. В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам. В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для
В марте 1955 г. новым Постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок натурой, конкретное планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы. В августе 1953 г. принимается Закон о сельскохозяйственном налоге. В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли Постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда. В развитии права самым характерным явилось проведение новой кодификации советского права. Она нашла выражение в разработке и принятии новых основ общесоюзного законодательства и новых республиканских кодексов. В конце 50-х и в 60-е годы были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.
Вслед за этим в союзных республиках были приняты кодексы по этим отраслям законодательства. В феврале 1957 г. Верховный совет СССР принял Законы «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства обустройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» и «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства». За верховными органами СССР закреплялось право установления основ по этим отраслям законодательства. В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, Законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления, Основы уголовного судопроизводства. Основы законодательства о судоустройстве, Положение о военных трибуналах. В 1959-1961 гг. в союзных республиках были приняты уголовные и уголовно-процессуальные кодексы (в РСФСР УК и УПК были приняты в октябре 1960 г.). В 1961-1964 гг. в республиках на базе Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (утвержденных Верховным Советом СССР в декабре 1960 г.). Принимаются гражданские и гражданско-процессуальные кодексы ГК и ГПК РСФСР были приняты в июне 1964 г. В октябре 1959 г. принимается Закон «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик», составивший основу финансового законодательства. В июне 1968 г. принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, в 1969 г. — республиканские кодексы. В декабре 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства, в 1970 г. - земельные кодексы союзных республик. В конце 1969 г. был принят новый Примерный Устав колхоза. 4. Политическое и государственно-правовое развитие СССР в 70-е - середине 80-х годов (период развитого социализма) Время 70-х — середины 80-х годов в истории нашей страны характеризуется как период застоя. Начавшаяся экономическая реформа в условиях господства административно-командной системы оказалась нежизнеспособной. Темпы роста в народном хозяйстве по сравнению с серединой 60-х годов упали в три раза, наступило состояние стагнации, когда темпы роста имели тенденцию к сокращению до абсолютного нуля. Это отрицательно отразилось на благосос- тоянии народа. Страна подошла к кризису всей социально-экономической системы. Однако положение о построении в СССР развитого социалистического общества, выдвинутое в 1967 г., продолжало сохраняться. Более того, было признано необходимым закрепить «этот факт» в новом Основном Законе. Решение о принятии новой Конституции было принято еще в апреле 1962 г., но фактическая работа над ее проектом затянулась. Созданная Верховным Советом СССР Конституционная комиссия лишь 23 мая 1977 г. внесла проект Конституции в Президиум Верховного.Совета СССР и предложила опубликовать его для «всенародного обсуждения». Проект был опубликован 4 июня 1977 г. в центральной и местной печати.
7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно Конституция СССР 1977 г. давала определение советскому государству как общенародному государству и устанавливала, что власть в СССР принадлежит народу. В соответствии с этим изменилось наименование представительных органов власти — Советы народных депутатов. Значительно подробнее, чем в предыдущей конституции, Основной закон раскрывал характер советской политической системы. При этом особо подчеркивалась роль Коммунистической партии как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Тем самым подтверждалось монопольное положение КПСС в государстве. Формально более широко регламентировались права и обязанности граждан. 8 Конституции формально закреплялось союзное федеративное Вслед за Конституцией СССР в 1978 г. были приняты Основные законы союзных и автономных республик. Следует подчеркнуть, что все положения Конституции не были отражением реальной действительности, в ней содержались декларативные, неработающие лозунги. Новая Конституция СССР внесла изменения в сроки полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен с 4 до 5 лет, местных советов — с 2 до 2,5 лет. В Верховном Совете СССР увеличилось число постоянных комиссий с 4 до 10 в каждой палате. Усилился бюрократический контроль Верховного Совета СССР за работой министерств и ведомств, за соблюдением законов, за орга- низацией и деятельностью республиканских и местных органов власти и управления. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято Постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Параллельно проводилась инкорпорация законодательства: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. Для проведения кодификационных работ на союзном и республиканском уровнях в качестве подготовительного этапа составлялись систематические собрания действующего законодательства. Изменения произошли и в системе органов государственного управления. 2 октября 1965 г. по Закону, принятому Верховным Советом СССР, территориальная система управления была заменена отраслевой. Совнархозы упразднялись, а для управления промышленностью создавался ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Другими словами, восстанавливалась административно-командная централизованная система управления экономикой со всеми ее пороками. В 1982 г. в связи с принятием Продовольственной программы создавались органы управления районным агропромышленным объединением, агропромышленным объединением края, области, автономной и союзной республики, были определены их права. Однако эта мера тоже оказалась неэффективной и не привела к положительным результатам. В рассматриваемый период в системе государственных органов появилось новое звено - народный контроль. В декабре 1965 г. были созданы Комитет Народного Контроля СССР, комитеты Народного контроля союзных, автономных республик, краевые, областные и другие местные комитеты народного контроля при городских, поселковых и сельских Советах, комитеты, группы и посты народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, в воинских частях. В 1979 г. был принят Закон «О народном контроле в СССР», определявший организацию, права и порядок деятельности его органов. В правовой сфере продолжалась работа по кодификации советского законодательства. Принимается решение об издании Свода законов Союза ССР. Издаются Основы по ряду отраслей законодательства. 1970 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик 1973 г. — Основы законодательства о народном образовании. 1975 г. — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. 1976 г. — Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. 1980 г. - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Закон об охране атмосферного воздуха. Закон об охране и использовании животного мира. 1983 г. - Закон СССР о трудовых коллективах. В целом сложилась система советского права (см. схему 62).
С середины 70-х годов «теневая экономика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981-1982 гг. проходит несколько громких судебных процессов. Одновременно были предприняты административные попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда. В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли Постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР». В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления правительства, имеющие общенормативный характер. В марте 1978 г. была одобрена схема Свода, включавшая семь разделов законодательства: об общественном и государственном устройстве, о социальном развитии, культуре и социально-экономических правах граждан, о рациональном использовании и охране природных ресурсов, о народном хозяйстве, о международных отношениях и внешних экономических связях, об обороне страны и охране государственных границ, о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Подготовку Свода должно было осуществлять Министерство юстиции СССР через посредство специальной комиссии и научно-исследовательского института. Работу предполагалось закончить к 1985 г. Соответствующие своды должны были быть подготовлены в каждой союзной республике. Однако из-за сопротивления советской коммунистической бюрократии даже эта ограниченная реформа была просаботирована. ТЕМА 13. Советское государство
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.141 (0.014 с.) |