Реформы государственного строя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы государственного строя



В начале XX в. Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма (концентрация производ­ства, монополистический, финансовый капитал, высокие темпы экономического развития) переплетались с сильными феодальны­ми пережитками (помещичья собственность на землю, крестьян­ское малоземелье, сохранение феодальной политической надстрой­ки - абсолютизма). Это являлось питательной средой для крайнего обострения социальной обстановки, создания в стране революци­онной ситуации.

Русско-японская война 1904—1905 гг., приведшая к поражению царизма, еще более усилила напряженность. Страна стояла на пороге революции. Она началась после расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 г. и в короткий срок охватила всю страну. В ходе револю­ции возникли Советы как органы руководства забастовочной борь­бой; в стране происходит образование политических партий, объеди­нявших различные слои общества.

17 октября 1905 г. Царь подписал манифест «Об усовершенство­вании государственного порядка», в котором даровались политиче­ские свободы (свобода совести, слова, собраний и союзов) и провоз­глашался законодательный характер представительного органа - Го­сударственной Думы. Дума как нижняя палата Парламента рассмат­ривала и одобряла бюджет, принимала законы. Однако для вступле­ния их в силу требовалось утверждение Государственного Совета (верхняя палата) и Императора.

23 апреля 1906 г. Царь утвердил в новой редакции Основные государственные законы Российской империи. Они закрепляли создание Государственной Думы, Государственного Совета и Сове­та Министров. Была устранена характеристика власти Императора


как «неограниченной». Тем не менее основные его прерогативы сохранялись.

В результате изменений в государственном строе Россия приоб­ретала некоторые черты конституционной монархии (см. схему 49), что и было закреплено в Основных государственных законах в редак­ции 1906 г.: была проведена реформа Государственного Совета и принято новое положение о Совете Министров, по которому испол­нительная власть становилась автономной от главь: государства (двухглавой). Создавался первый опыт российского парламентариз­ма. Причины учреждения Государственной Думы неразрывно связа­ны с характером демократической революции 1905 — 1907 гг. в Рос­сии, с ее реальной угрозой существованию царизма, тактикой лави­рования и политической демагогии, которую царизм широко исполь­зовал для борьбы с революцией.

Порядок формирования Государственной Думы изложен в схе­ме 50. Законе от 3 июля 1907 г. по сравнению с Законом от 11 декабря 1905 г. резко сужался круг избирателей, избирательным правом обла­дали в основном наиболее имущие слои общества.

Но даже эти половинчатые попытки реформ окончились неуда­чей. После переворота 3 июня 1907 г. царизм по существу отменил какие-либо гарантии прав и свобод, у Думы были отобраны даже ог­раниченные законодательные полномочия, и она фактически превра­тилась в законосовещательный орган. Попытки конституционных реформ окончились неудачей, и те проблемы, которые должны были бы решаться парламентским, цивилизованным путем, решались на­сильственно-революционными методами.

В сентябре 1911 г. Премьер П.А.Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 г. истек срок полномо­чий третьей «столыпинской» Думы и прошли выборы в Государст­венную Думу четвертого созыва. Председателем Думы был избран М.В.Родзянко. Но это уже не могло спасти самодержавие от неиз­бежного краха.


Схем а 49 Высшие и центральные государственные органы Российской Империи в 1905-1914 гг.

Император


Государственная Дума


Государственный совет


 


                                                   
   
 
     
 
 
   
               
                   
 
               
 
 
 

 
  Главноуправляющий  
Собственная Его Императорского Величества канцелярия  
Председатель
J_

Министр
Министерство иностранных дел
Министр
Министр

Министерство финансов
Министерство внутренних дел

JZ

Министр

Министерство юстиции


 

Совет министров

Председатель

2 товарища председателя

Отделы

Комиссии

Генерал-прокурор

Правительствующий

    i    
  Министр    
Военное министерство  
    Военный совет

Сенат

 

  ■ Министр    
Морское министерство  
    Адмиралтейский совет
         
Министр
Министр
Министр

Министр

Министерство торговли и про­мышленности
Министерство народного просвещения
Министерство путей сообщения

Главное

Управление

землеустройства

и земледелия


 

  Председатель  
Члены по назначению Члены по выборам
       

Л

Министр

Государственный контролер

Государственный контроль

Главное

управление

государственного

коннозаводства


Святейший

синод

Оберпрокурор


С хема 5 0

Выборы

В Государственную Думу

(по Закону от 11 декабря 1905 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\ Государственная дума    
    /V      
  Губернское избирательное собрание  
  Выборщики  
  от съездов уездных землевла­дельцев от город­ских изби­рательных съездов от рабочих от волостей от станиц  
  У 1 4 V 1\ 1\ i\  
Избиратели съезда уездных землевладельцев Городские избиратель­ные съезды Уполномо­ченные от рабочих Уполномо­ченные от волостных сборов Уполномо­ченные от станичных сборов  
Круп­ные земле-вла-дель-цы Упол-номо-чен-ные от мелких земле­вла­дельцев   .  
      /1 м  
  Рабочие Члены волостного схода Члены станичного сбора  
  / ^ / »  
    \ ■        
  Предварительный съезд мелких     крестьяне-домохозяева Станичные обыватели  
           


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.017 с.)