Изменения в государственном строе в межреволюционный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в государственном строе в межреволюционный



Период 1917 г. (февраль - октябрь)

В годы войны процесс кризиса самодержавного строя усилился и привел в феврале 1917 г. к революции и свержению царизма.

Революционный взрыв, произошедший в феврале 1917 г., был исторически обусловлен, поскольку насущной оставалась задача ус­тановления демократической республики, не решенная в период пер­вой русской революции.


С х е м а 51 Высшие органы власти России в феврале - марте 1917 г.


Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов  
       
Исполнительный комитет совета ,--'
     
Контактная комиссия (для связи с Временным правительством)
       

Временный комитет Государственной Думы

Временное правительство


В результате революции в стране возникла ситуация двоевластия (см. схему 51): с одной стороны, возникли Советы рабочих, солдат­ских депутатов (см. схему 52), ас другой — Временное Правительство.

Двоевластие продолжалось до июльского общенационального кризиса, когда была разогнана демонстрация 4 июля 1917 г. в Петро­граде. С этого момента установилось единовластие Временного Пра­вительства (см. схему 53). Однако оно практически не решало насущ­ные вопросы — вопросы мира, земли и другие, осуществив лишь не­большие перестройки государственного аппарата, не менявшие его сущности. Пассивность Временного правительства и обострившееся социально-экономическое положение усиливали социальную напря­женность в стране. Даже такой важный вопрос, как вопрос о форме правления, официально был разрешен только 1 сентября 1917 г., ко­гда Россия была провозглашена республикой.

Решение наиболее острых вопросов откладывалось Временным правительством «до созыва Учредительного Собрания». Однако его созыв тоже оттягивался.

Формально Временное правительство осуществляло функции высшего органа государства — и законодательного, и исполнитель­ного. Временное правительство провозгласило широкие права и сво­боды личности, осуществило ряд изменений в системе государствен­ных органов. Были упразднены Святейший Синод и должность обер-прокурора при нем. Взамен возникло Министерство вероисповеда­ний. Упразднило Временное правительство также отдельный корпус жандармов и Департамент полиции. Вместо них было учреждено Главное управление по делам милиции, ведавшее делами созданной вместо полиции народной милиции.


С хе м а 52

Система Советов в 1917 г.


Всерос-  
сийский  
съезд Советов  
рабочих \
и солдат- \
ских де- \
путатов \
    \
ВЦИК Советов рабочих Петро­град­ский
и солдат­ских де- город-Совет
путатов  
     
Губерн­ские Со-  
веты ра­бочих и  
и солдат-  
ских де-  
путатов  
     
Город­ские Со- Уездные Советы
веты ра­бочих и рабочих и сол-
и солдат- датских
ских де- депута-
путатов тов
     
Район-  
ные (в  
городах) Советы  
рабочих  
и сол-  
датских  
депута-  
тов  

Всерос­сийский съезд Советов крестьян-депутатов

ВЦИК крестьян­ских Со­ветов

Губерн­ские

крестьян­ские Со­веты

Уездные крестьян­ские Со-

Волост-ные

крестьян­ские Со­веты

Сельские крестьян­ские Со­веты


Централь­ный армей­ский коми­тет

Армейские

комитеты

фронтов

Низовые

армейские

комитеты


 

Центральный флотский
комитет  
ЦК Черно- ЦК Бал-
мор- тий-
ского ского
флота флота
Судо- Судо-
вые вые
коми- коми-
теты теты
     


Схема 53

Высшие и центральные государственные учреждения Временного правительства

Министр-председатель

Временное правительство


Военный кабинет

Ставка

Государственное совещание 12-15.08.1917 г.

Предпарламент 25.09-25.10.1917 г.

Государственное совещание 14-22.09.1917 г.

 

Особы е\ совещания
       
       

 

    Министерства                  
                               
                               

В марте 1917 г. при Министерстве юстиции утверждается Чрез­вычайная следственная комиссия для расследования противозакон­ных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.

Созданы были Министерство труда и Министерство продо­вольствия.

На местах были упразднены должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников. Вме­сто них органами государственного управления стали губернские и уездные комиссары Временного правительства.


7. Законодательная политика Временного Правительства России 1917 г.

Весной 1917 г. происходит демократизация политической жизни страны. Принимаются законы «О печати» и «Обучреждениях по делам печати», запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднялись Главное управ­ление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функ­ции возлагались на комиссаров Временного правительства. После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу по­сле подавления вооруженного восстания принимается постановление «О наказаниях за публичные призывы» к убийству, разбоям, грабежу и другим преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в закон о пе­чати. В специально изданном постановлении «О печати» устанавли­вается наказание «за призывы к гражданской войне», сделанные в средствах массовой информации.

Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвы­чайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении, — постановление «О лицах, аре­стованных во внесудебном порядке». Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужа­щих). В самом начале августа принимается постановление «Обуслови­ях досрочного освобождения» заключенных.

Военно-административные методы, введенные еще до револю­ции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства «Об обеспечении снабжения государственных и общест­венных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, рабо­тающих на нужды обороны, металлами и топливом». В мае при Особом совещании по топливу учреждаются правительственные инспектора. Особые совещания, учрежденные еще при монархии, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в поста­новлении, будут использованы позже, в период «главкизма», уже Со­ветской властью.

Было издано постановление «О передаче хлеба в распоряжение госу­дарства и о местных продовольственных органах», вводившее чрезвычай­ный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверст­ки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, «за вычетом продовольст­венных нужд владельца», и разрешали отчуждение «излишков» только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба


запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли по­рядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, кон­тролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. (Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи «военного коммуниз­ма». Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в 1918 — 1920 гг.)

Постановление (август 1917 г.) «О согласовании Свода законов с из­даваемыми Временным Правительством постановлениями» определило критерии для использования в новых условиях законодательства, из­данного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое со­вещание. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзо­ру административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и до­революционной юридической практики. Создание административ­ной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготов­ленных в Юридическом совещании.

В положении «О судах по административным делам» (май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся пра­вом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на ме­стные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы и местных органов на правительственных комиссаров.

В конце сентября — начале октября 1917 г. Юридическое совеща­ние разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение Учредительного Собрания; одним из них стал проект «Об организации Исполнительной власти при Учредительном Собрании». Учредительное Собрание должно было из­брать временного Президента республики, который становился гла­вой государства и главой правительства. Октябрьская революция раз­рушила все эти проекты.


ТЕМА 9.

Государство и право России



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.02 с.)