Важнейшие кодификационные мероприятия в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX В. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие кодификационные мероприятия в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX В. )



1767 г. - Образована комиссия для создания проекта нового Уложения.

1796 г. - Создана "Комиссия для составления законов".

1801 г. - Член комиссии А.Н.Радищев представил на обсуждение "Проект для разделения Уложения Российского" и "Проект Гражданского уложения", проникнутые антикрепостническим духом.

1803 г. - Комиссия реорганизована и передана в ведение Министер­ства юстиции.

1808 г. - Во главе комиссии поставлен М.М.Сперанский.

1810 г. - М.М.Сперанский подготовил проект Гражданского уложения, вызвавший взрыв негодования со стороны помещиков-крепостников и чиновничьего аппарата, в результате чего попал в опалу.

1826 г. - Учреждено второе (кодификационное) отделение Собствен­ной Е.И.В. канцелярии. М.М.Сперанский не числится в штатах отделения, но как член Государственного Совета по Департа­менту законов фактически возглавил работу отделения.

1830 г. - Вышло в свет первое издание "Полного собрания законов

Российской Империи" (ПСЗ), состоявшее из 45 томов и вклю­чавшее в себя 30600 актов, действовавших с 1649 по 1825 г.

1832 г. - Началась публикация "Свода законов Российской Империи" (в 15 томах).

1835 г. - С 1 января Свод законов введен в действие.

1845 г. - Утверждено подготовленное М.М.Сперанским "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных".

Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздира­лись серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г.А.Розенкампф пред­ложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I. Не следует думать, что Ни­колай I, несмотря на его размышления о необходимости отмены крепо­стного права, дал директиву открыть дорогу новым веяниям. Как раз наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой дирек­тивы Император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном Совете, который должен был заниматься подго­товкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто пре­образована во II отделение Собственной Его Императорского Величе-


ства канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, Император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облег­чалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соот­ветствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М.Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Со­борного уложения, затем привести их в определенную систему и, на­конец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Собор­ного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хро­нологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., соста­вивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской Империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным. Некоторые акты кодифи­каторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случа­ях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о до­кументах внешнеполитического характера, сохранявших еще опера­тивную секретность. Не вносились также законы, изданные по об­стоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н.Филиппова, в пер­вое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов.

В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу не имеющие характера законов, поскольку само понятие «закон» в тео­рии не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты и т.п.

Параллельно с систематизацией общеприбалтийского импер­ского права были проведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще при Александре I задание по систематиза­ции остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II


отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права. По решению Государственного Совета были собраны и доставлены в Се­нат древние документы со всего края, составившие 23 объемистых пакета. Эти документы на немецком, латинском, польском, швед­ском, русском (немного) языках были из Сената направлены в ука­занную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна, явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая — Уч­реждения, часть вторая — Законы о состояниях). Значительно позже была издана третья часть — Законы гражданские.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.004 с.)