Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы закрепощения крестьян в России

Поиск

 

Ограничение права перехода от одного помещика к другому -Юрьев день 1497 г.
   
Отмена Юрьева дня - "заповедные лета" 1581 г.
   
Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу -"урочные лета" 1597 г.
   
Срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет 1607 г.
   
Соборное уложение отменило "урочные лета", закрепив таким образом бессрочный, вечный сыск беглых крестьян 1649 г.
     

В 1581 г. началась всеобщая перепись крестьян, продолжав­шаяся до 1592 г. Она стала юридическим основанием «крепо­сти» крестьян к месту их приписки. Поскольку срок розыска беглых крестьян был не урегулирован, в 1597 г. вводятся «уроч­ные лета», устанавливающие пятилетний срок розыска беглых крестьян. Затем они были продлены до 15 лет. Соборное уло­жение 1649 г. отменило «урочные лета», разрешив искать бег­лых крестьян бессрочно.

Тем самым по существу происходило юридическое оформление крепостного права, сохранившегося в России до 1861 г. Правовое положение холопов не изменилось. Близкой к холо­пам стала такая категория зависимых людей, как кабальные люди. В эту категорию попадали главным образом свободные крестьяне, оказавшиеся по тем или иным причинам в затруд­нительном материальном положении. Кабальное состояние че­ловека оформлялось особым договором.


3. В конце XVI - первой половине XVII в. происходят сущест­венные изменения в правовом положении городского населе­ния — посадских людей. Эти изменения связаны с появлением в посадах «белых слобод» - поселений, в которых жили люди, принадлежавшие феодалам-вотчинникам, имевшим в городе свои дворы. Жители «белых слобод» не платили городского тягла, хотя и занимались ремеслом и торговлей. В «белые сло­боды» переселялись многие жители посада. В результате размер тягла (подати), которое платили посадские люди, увеличивал­ся. Это вызывало их возмущение, доходившее до крупных вы­ступлений, восстаний (например, восстание в Москве 1648 г.), в ходе которых выдвигались требования ликвидации «белых слобод». Правительство не могло с этим не считаться, и Собор­ное уложение 1649 г. ликвидировало «белые слободы», распро­странив уплату посадского тягла на их жителей.

Государственный строй

Сословно-представительная монархия как форма правления Рос­сийского феодального государства имеет следующие черты:

1) власть монарха ограничена органами сословного представи­тельства в центре и на местах; в центре - Земские соборы, на местах — органы губного и земского самоуправления;

2) эти органы отражают роль той социально-политической силы,

на которую опирается царская власть, — дворянство и верхи городского населения; при их поддержке царская власть боро­лась с дворянским сепаратизмом, препятствовавшим центра­лизации государства;

3) сословно-представительная монархия является более высокой
ступенью централизации государственного аппарата, чем
раннефеодальная монархия.

Царь создает сильный бюрократический аппарат и постоянное войско. Во второй половине XVII в. сословно-представительная мо­нархия постепенно перерастает в абсолютную монархию.

Носителем высшей власти по-прежнему остается Царь (см. схему 23), сохраняется Боярская дума, слагавшаяся из четырех думных чи­нов — бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Постепенно из общей думы выделяется «ближняя», «комнатная» дума, узкое со­вещание Царя с наиболее приближенными, доверенными лицами.

Особое место в государственном механизме занимают Земские со­боры. Первый Земский собор состоялся предположительно в 1549 г.,


последний — в 1653 г. Земские соборы состояли из двух основных элементов:

1) крупные светские и духовные феодалы в лице Боярской думы и Освященного собора (собрание высших духовных лиц);

2) «люди всех чинов», т. е. представители дворянства, купцов, других городских жителей. Свободные крестьяне созывались один раз — в 1613 г. — при избрании Царем Михаила Романова.

Земские соборы решали наиболее важные вопросы жизни государ­ства — принятие законов, вопросы войны и мира, выделение финансов.

В системе органов централизованного управления наибольшее раз­витие получают приказы. Их число доходило до 80 (постоянных — 40). Это были бюрократически централизованные органы отраслевого управления. Кроме того, к каждому приказу приписывались опреде­ленные города и уезды, которыми они ведали «судом и данью», т. е. со­бирали налоги и подати, осуществляли судебные функции. Во главе приказа стояли бояре, окольничьи или думные дьяки. Основную чи­новничью массу, от которой зависело решение всех дел, составляли по­дьячие.

С хема 2 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.177 (0.011 с.)