Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация вооруженных сил 194-1945 гг.

Поиск

Государственный комитет обороны

СНК СССР

Ставка верховного главнокомандования


Глав­комы видов войск

Центральный штаб

партизанского движения

Республиканские штабы

партизанского движения


НК обороны

Генеральный штаб

Стратегические резервы


НКВМФ

Главный морской штаб

Флоты


 


Областные штабы

партизанского

движения


Фронты


Военные округа


Флотилии

Партизанские формирования

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основ­ном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако фор­мирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении». Заметно была сужена область дого­ворных отношений, усилилась тенденция к централизации, граж­данско-правовые методы уступали место хозяйственно- и админи-


стративно-правовым. Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы.

Уже 26 июня 1941 г. был принят Указ «О режиме рабочего вре­мени рабочих и служащих в военное время». Существенные изме­нения произошли в области наследственного, семейного, жилищ­ного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой — другие имущественные права этих субъектов.

В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спекуляция (в нее включается продажа махорки и самогона в боль­ших количествах). Проявилась общая тенденция к расширению гипо­тез многих статей Уголовного кодекса. Так, в ст. 59 УК РСФСР в ре­дакции 1926 г. включались деяния, связанные с уклонением от раз­ного рода государственных повинностей. «Разбазаривание продук­тов» должностными лицами подпадало под действие закона (август 1932 г.) о хищениях социалистической собственности. В январе

1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах
(во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравне­
на по аналогии к бандитизму.

Много внимания законодатель уделял борьбе с хищениями. В июне

1943 г. принимается Указ об ответственности за хищения горючего. За­
кон 1932 г. стали применять к случаям хищения продуктов. Вводились
нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхоз­
техники и пр.

В июле 1944 г. принимается Указ Президиума Верховного Со­вета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот указ (как ноябрьский 1944 г. и мартов­ский 1945 г.) предусматривал порядок, при котором права и обя­занности еупругов порождает только зарегистрированный брак. Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыска­ние алиментов в случае отсутствия регистрации брака. Сохранялся судебный порядок установления фактических брачных отношений, имевших место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользовались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Уста­навливался сложный порядок расторжения брака в суде второй ин­станции.

В марте 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вносятся изменения в порядок наследования по закону. Круг на-


следников расширяется — в порядок очередности после наследни­ков первой группы (дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы) вводятся наследники второй (трудоспособные родители) и третьей (братья, сестры) групп. В случаях наследования по завещанию оп­ределенная доля гарантировалась несовершеннолетним детям и не­трудоспособным иждивенцам.

В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В связи с эвакуацией имуществ возникло много споров. Сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили осно­ванием для возникновения обязательств, даже без заключения до­говора. Усилилось воздействие административных актов на воз­никновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизиро­вались в договорных отношениях. Особую роль стало играть право владения: расширилась практика присвоения предприятиями бес­хозного или не находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто замешалась простой передачей имуществ от госорга­на к госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ре­сурсов, оборудования, сырья и пр.) права наркоматов расширялись, так же, как и «внутренний хозрасчет» предприятий. Упрощался по­рядок подрядного строительства и составления сметной докумен­тации.

В принятом в августе 1943 г. Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в рай­онах, освобожденных от немецкой оккупации» предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строи­тельства, скотоводства, на установление налоговых льгот организа­циям и лицам.

Вместе с тем главным направлением в политике правового ре­гулирования экономики была мобилизация всех возможных ресур­сов. В феврале 1942 г. был принят Указ «О мобилизации всего тру­доспособного населения для работы в производстве и строительст­ве», трудовая повинность была введена еще в июне 1941 г. В сфере сельскохозяйственного производства в апреле 1942 г. постановле­нием СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязательный мини­мум трудодней для колхозников (как взрослых, так и подростков). Тогда же принимается другое постановление о мобилизации горо­жан на сельскохозяйственные работы, в колхозы, совхозы и МТС. Ранее установленный порядок обязательных поставок государству


колхозами в годы войны был дополнен: создавались специальные фонды (для поставок Красной Армии и т.п.)- Закон, с одной сторо­ны, стимулировал более интенсивное использование земель (в ча­стности, пустующих) колхозами, а с другой — проводил политику огосударствления колхозов.

В западных районах страны в 1941-1944 гг. существовал окку­пационный режим. Немецкие военные власти практиковали три формы административной организации на захваченных территори­ях СССР: присоединение к другим государствам (районы Западной Белоруссии были присоединены к Восточной Пруссии, Западная Украина — к Польскому генерал-губернаторству, районы между Днепром и Бугом - к Румынии); гражданскую администрацию (об­разована Остланд, включавшая прибалтийские государства, Бело­руссию и Украину); военную администрацию (на территориях Рос­сии, Крыма и Кавказа). В районах гражданской администрации на низших уровнях (уезд, деревня) сохранялись довоенные структуры управления; в районах военной администрации все посты занимали представители оккупационных властей.

В феврале 1942 г. германская администрация опубликовала аг­рарный закон, который преобразовывал колхозы в коммуны об­щинного типа. В ряде районов деколлективизация вовсе не прово­дилась (Украина), в других была восстановлена частная собствен­ность на землю (Белоруссия, Кавказ). На оккупированных терри­ториях России увеличивались размеры индивидуальных наделов, но колхозы сохранялись. Однако основу оккупационной экономи­ческой политики составляли реквизиции и массовое перемещение трудоспособного населения в Германию. Национальная политика допускала существование в некоторых регионах (Прибалтике) кол­лаборационистских правительств, но не допускала их политиче­ской автономии. На Северном Кавказе германская администрация признала права и автономию (политическую, экономическую, ре­лигиозную) местных комитетов нескольких горных мусульманских народов (карачаевцев, кабардинцев, балкарцев). В 1942 г. в Симфе­рополе был образован Центральный мусульманский комитет крым­ских татар, не получивший, однако, политической автономии. Ок­купанты наталкивались на сопротивление националистических идеологий и подпольных движений. К осени 1942 г. партизанское движение перебрасывается из России в районы Белоруссии и Ук­раины. Сопротивление населения оккупантам усиливалось также в связи с рядом идеологических трансформаций: власти в Москве


сделали некоторые уступки национальным и религиозно-право­славным идеям (в 1943 г. восстанавливается патриаршество, тогда же в Ташкенте формируется центральное управление мусульман и восстанавливается муфтий). В мае 1943 г. был распущен Комин­терн, «Интернационал» перестал быть государственным гимном СССР. Национализм и патриотизм были противопоставлены кос­мополитизму и интернационализму.

В ходе войны укреплялся блок государств «антигитлеровской коалиции», в который входил СССР. В октябре 1943 г. в Москве было проведено совещание министров иностранных дел США, Великобри­тании и СССР и создана Консультативная комиссия для определения условий капитуляции противника. В ноябре 1943 г. состоялась кон­ференция глав трех государств в Тегеране, в феврале 1945 г. — в Ялте. На этих встречах обсуждались вопросы национально-государствен­ного размежевания послевоенной Европы (наряду с другими были признаны притязания СССР на Кенигсберг и балтийские террито­рии) и репараций, которые внесли существенный вклад в восстанов­ление послевоенной экономики СССР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.01 с.)