И право в период кризиса социализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И право в период кризиса социализма



В 1985-1991 гг. «перестройка»

1. Политическое и государственное развитие СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)

В целях выхода из глубокого социально-экономического кризиса, поразившего Советский Союз к середине 80-х годов, было решено осу­ществить ряд реформ. Период, который охватывает время, связанное с мерами по проведению реформ, получил название «перестройка».

В своем развитии «перестройка» прошла четыре этапа.

Первый этап - с весны 1985 г. до конца 1986 г. Начало этому по­ложил апрельский пленум ЦК КПСС. На нем была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества пу­тем ускорения экономического развития страны — научно-техни­ческого обновления производства, достижения мирового уровня про­изводительности труда. На это были нацелены решения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1986 г. Но реального изменения структуры производства не произошло.

На данном этапе решение поставленных задач предполагалось на основе совершенствования административно-командной системы — «исправления отдельных деформаций» общественного организма.

Второй этап — с 6 января 1987 г. по апрель 1988 г. Предпринима­ются попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о коопе­рации и госпредприятии.

Намечаются контуры экономической реформы с целью перехода от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Третий этап — с апреля 1988 г. по март 1990 г. На состо­явшейся XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь-июль 1988 г.) впервые за годы Советской власти был поставлен вопрос о необходи­мости глубокой реформы политической системы, направленной на достижение «полновластия» Советов.

Весной 1989 г. были проведены первые альтернативные выборы народных депутатов СССР. Прошли съезды народных депутатов СССР.


Четвертый этап — с марта 1990 г. по август 1991 г. Начинается пе­реход к президентской форме правления. Пост Президента СССР был утвержден III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. Одно­временно резко ухудшается экономическое положение в стране, обо­стряется политическая борьба, формируется многопартийная систе­ма, углубляется кризис советской федерации (усиливаются центро­бежные силы в республиках).

Перестройка, начатая лидером коммунистической партии М.С.Гор­бачевым, на первом этапе пошла по пути политических реформ. Та­кое стремление потянуть вслед за политикой экономику ни в коей мере не могло принести желаемого успеха. Лозунги о демократии, свободе и гласности, проводимые в жизнь методами подачек, таких, как альтернативные выборы, избрание директоров и иных хозяйст­венных руководителей, разрешение кооперативной деятельности, обеспечение свободы печати с «жареными фактами», только подни­мали авторитет, содействовали популярности, привлекали к себе своими целями построения свободного, обновленного общества.

Но методы построения такого общества в виде рекомендаций и указаний, провозглашаемых с партийной трибуны, не могли действо­вать долго, и именно поэтому и не принималось кардинальных, жиз­ненно необходимых решений. Нерешительность, топтание на месте, повторение из года в год тезисов о «пошедшем процессе и новом мышлении» уже не могли обмануть общество, вкусившее «запах сво­боды». Топтание проявилось в законодательных актах имеющих эко­номическое, политическое и общественное значение. Хотя и была провозглашена линия на построение правового государства, но фак­тически такого построения и не начиналось. Ожидаемые изменения в правовой системе государства, в правовом обеспечении деятельности государственных органов, экономических структур, за исключением незначительных уступок, так и не наступили. Такое промедление гро­зило обществу экономическими и политическими потрясениями, что в конечном итоге и произошло в форме «парада суверенитетов», за­бастовочного движения и национальных конфликтов, жесточайшего экономического кризиса.

Общество нуждалось в иных, более решительных мерах, в более решительном проведении реформ, что и послужило толчком к смене власти с коммунистического тоталитарного режима на власть, при­держивающуюся более демократических принципов.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестрой­ка». Начавшееся движение было призвано реформировать сущест-


вующую систему, но привело к ее разрушению. «Гласность» приве­ла к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. В печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило разме­жевание общества на демократов, национал-патриотов и коммуни­стов. В республиках СССР нарастала национальная напряжен­ность. Выдвигались требования о признании государственного ста­туса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск и «мигрантов» из России с территории республик. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений. Проблемы возни­кали и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста про­мышленности и сельскохозяйственного производства. В июне 1987 г. принимается Закон «О государственном предприятии», пре­дусматривавший новое начало хозрасчета и самофинансирования. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразова­ние, снабжение, налогообложение находились в ведении централь­ных органов) ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. В ноябре 1986 г. и в мае 1988 г. закон легализует част­ную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Сложились четыре уровня цен (государст­венные, договорные, кооперативные, «черного» рынка). Форми­рующаяся рыночная экономика в значительной степени стала но­сить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду. В 1988 г. введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фер­мерства. Однако арендное движение так и не получило широкого развития.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы: двухуровневая система представитель­ных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избран­ный из депутатов съезда. Часть народных депутатов избиралась в из­бирательных округах по стране, часть - партией, профсоюзами и об­щественными организациями. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев. Выбо­ры народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парла­ментского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно — парламен­том). Сформировалась концепция «социалистического правового го­сударства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип


разделения власти. Весной 1988 г. формируется Демократический союз. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная де­мократическая платформа. В ноябре 1990 г. образовалась Республи­канская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократиче­ская партия, почти одновременно с ней — Конституционно-демокра­тическая и Либерально-демократическая партии. В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов экономической рефор­мы Президент СССР поддержал проект союзного Совета Министров против более радикального проекта, уже одобренного российским пар­ламентом. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направлен­ная на борьбу с «теневой» экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения проголосовала за «независимую и демократи­ческую республику».

В июне 1990 г. была принята Декларация о суверенитете Россий­ской Федерации. В июне 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н.Ельцин.

Взрыв националистических проявлений, усиление сепаратист­ских тенденций обусловили необходимость заключения нового Со­юзного договора, который предусматривал бы федеративное устрой­ство, создающее всем входящим в Союз республикам одинаковые ус­ловия. С целью выявления мнения народных масс 17 марта 1991 г. был проведен «всенародный» референдум по проблеме сохранения Союза ССР. В нем приняли участие девять республик (не участвовали Грузия, Армения, Молдова, Эстония, Латвия, Литва).

Свыше 3/4 принявших участие в голосовании (больше половины всего взрослого населения страны) высказались за сохранение Совет­ского Союза. Но референдум привел к расколу общества. После этого была продолжена разработка нового Союзного договора. Однако его подписание было сорвано путчем 19-21 августа 1991 г. Его начало бы­ло положено созданием Государственного комитета по чрезвычайно­му положению (ГКЧП), который заявил о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» во­семь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские республики в сентябре 1991 г. добились независимости от СССР.

Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК. Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом России. Стремясь сохранить центр, М.С.Горбачев


предлагает республикам новый вариант Союзного договора, но союз уже окончательно распадается. В начале декабря после референдума Украина объявила о своей независимости. Практически все респуб­лики заявляют о своей независимости, создают свои армии, перево­дят под республиканскую юрисдикцию предприятия союзного под­чинения.

8 декабря 1991 г. главы республик Б.Н.Ельцин (Россия), Л.М.Кравчук (Украина), С.С.Шушкевич (Беларусь) заявили о пре­кращении действия союзного договора 1922 г. и подписали соглаше­ние о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) — Бело­вежское соглашение. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встре­ча руководителей 11 бывших союзных республик (кроме Литвы, Лат­вии, Эстонии, Грузии). Содружество Независимых Государств стало объединять 11 независимых государств. М.С.Горбачев объявил о пре­кращении исполнения им функций Президента СССР.

2. Законодательство периода «перестройки))

В период «перестройки» происходило значительное обновление законодательства. В системе актов, регламентирующих деятельность высших органов власти, наиболее важным новшеством стал Закон (март 1990 г.) об учреждении поста Президента СССР. Его положения были включены в Конституцию. Президент избирался на основе все­общего, равного и прямого избирательного права. Кандидат, полу­чивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считался избранным. Президент представляет Верхов­ному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального проку­рора, Председателя Верховного суда, по согласованию с Правитель­ством освобождает и назначает его членов. Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие должностные лица со­юзных республик. При Президенте действует совещательный Прези­дентский Совет. Президент на основе законов издает указы.

В декабре 1990 г. принимается Закон «О всенародном голосова­нии (референдуме СССР)», предусматривающий новую форму непо­средственного участия народа в осуществлении государственной вла­сти. Предметами референдума могли быть принятие новых или изме­нение действующих законов СССР, выявление общественного мне­ния по наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномо­чий между Союзом ССР и субъектами федерации», подчеркивающий


право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права союзных республик (внешне­политические, экономические и др.) существенно расширялись. Функции, не входившие в исчерпывающий перечень исключитель­ных полномочий Союза, презюмировались закрепленными за союз­ной республикой. Порядок выхода союзной республики из состава СССР регламентировался Законом (апрель 1990 г.) «О порядке реше­ния вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Одновременно принимается Закон «О правовом режиме чрезвычай­ного положения», в котором устанавливались порядок введения чрез­вычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Прези­дент СССР, Верховные советы СССР и республик) и чрезвычайные полномочия на период введения этого положения.

Основные изменения происходили в сфере «переходной» эконо­мики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы за­конодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожиз­ненное наследуемое владение или в аренду. Подробно регламентиро­вался режим предоставления земель физическим и юридическим ли­цам. Контроль за землепользованием возлагался на местные советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы: «собственность гра­ждан», коллективная и государственная. Кроме того, допускается су­ществование в СССР собственности иностранных государств, меж­дународных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собст­венность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов). Формами собственности граж­дан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственно­сти — собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйст­венного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйст­венной ассоциации, общественной организации и фонда, религиоз­ной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных облас­тей и округов, собственность административно-территориальных об­разований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разгра-


ничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и ин­дивидуальных'товаропроизводителей», действующих в условиях рав­ноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере дей­ствия антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», на­правленный на развитие хозяйственной самостоятельности предпри­ятий и хозяйственного расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие обще­ственным или религиозным организациям. Государственные пред­приятия делились на союзные, республиканские, областные, окруж­ные и коммунальные. Предполагалось создание совместных пред­приятий, арендных и малых государственных предприятий. Предпри­ятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, кон­церны по отраслевому, территориальному и иным признакам. Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение. Основу планов пред­приятия составляют договоры, заключенные с потребителями, дого­вор стал основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию независи­мо от форм собственности равные правовые и экономические усло­вия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулиро­вании использовать лишь экономические рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Ос­новы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятельности вновь созда­ваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую про­дукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесторами и участниками) могли быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых Законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил политические партии, массовые движе­ния, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации


инвалидов, молодежные и детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. В законе о профсоюзах наряду с общи­ми правами союзов перечислялись их имущественные права: как юридические лица они «владеют, пользуются и распоряжаются при­надлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельно­сти, создавать банки, страховые и акционерные общества, совмест­ные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельно­стью, формировать различные фонды.

В области уголовного права внимание законодателя вновь при­влекла спекуляция: «В связи с усилившимися негативными явления­ми на потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях извлечения незаконных доходов... при переходе к рыночной экономике...». Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией по­нимались скупка товаров, на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со скла­дов, баз и т. д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие ры­ночных отношений изменило представления о спекуляции и ее соот­ношении с легальной торговой деятельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложило опре­деленную правовую основу для социально-экономических преобра­зований последующих лет.


ТЕМА 14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.139.73 (0.035 с.)