Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленные предприятия - объекты права частной собственности

Поиск

Предприятия:

1. С числом наемных рабочих не более 10, при механическом двигателе.

2. С числом наемных рабочих не более 20, без механического двигателя.


Закон ограничивал также право частного собственника распоря­жаться своей собственностью. Так, сдача в аренду собственником своего имущества до мая 1922 г. запрещалась или во всяком случае носило спорный характер. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им можно было только пользоваться (до 1923 г.) Пользование домовладением (сдача его в наем) также ограни­чивалось законом — установление нормы жилой площади, тарифы сдаточных цен, сроки сдачи. Закон использовал специальный термин «обладание» (ст. 56 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот, его нельзя продать или купить.

При этом определенные льготы предоставлялись кооперативам, кустарям и арендаторам государственного имущества. Изъятия из общих правил распоряженияимуществом распространялись также на концессионные предприятия.

Стремление законодателя обеспечить государственный договор­ный интерес ясно проявилось в статьях ГК об убыточных для госу­дарства договорах (ст. 30 ГК). При установлении факта «убыточно­сти» договор расторгался. В качестве гарантии интересов стороны-государства вводился институт неустойки. Ряд других статей (ст. 1,19, 364 ГК) также обеспечивал гарантии для государства.

Закон непосредственно регламентировал размеры договорных сумм (ст. 236 ГК), сроки договоров (ст. 153 ГК) и другие элементы обязательства. Многие объекты были изъяты из гражданского оборо­та (земля, леса, крупные предприятия и др.).

Правовая основа договора купли-продажи была заложена еще ле­том 1921 г. декретом «О взимании платы за товары, отпускаемые го­сударством для частного хозяйства». Позже предметы, перечислен­ные в ст. 21, 22, 53 ГК, стали объектами государственной монополии и не могли отчуждаться частным лицам. В сентябре 1921 г. было при­нято первое Положение о подрядах и поставках, а в мае 1922 г. были расширены права госорганов на сдачу подрядов частным лицам (рег­ламентация залога, авансовых сумм). В том же году был установлен публичный торговый порядок сдачи подрядов. Система публичных торгов обеспечивала льготные условия для государственных и коопе­ративных предприятий, они находились в более благоприятном по­ложении, чем частные подрядчики (это было закреплено в августов­ской 1923 г. инструкции СНК «О порядке публичных торгов»). В сен­тябре 1924 г. публичные торги на подрядные работы для госпредприя­тий и кооперации вовсе отменялись, они стали получать подряды в ином, облегченном порядке.


В период нэпа широкое распространение получили договоры аренды и концессии, на основании которых государственное имуще­ство передавалось в пользование частных лиц. Еще в ноябре 1920 г. СНК принял декрет «О концессиях», однако лишь с 1923 г. начинает­ся практика заключения концессионных договоров. ГК РСФСР ввел понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка. В это понятие включалось единство двух разнородных мо­ментов: акта публичной власти (законодательной или администра­тивной), предоставляющего концессионеру особое право, и договор­ного соглашения государства с концессионером о праве пользования государственным имуществом. Договор возлагал на концессионера ряд обязанностей: вкладывать в предприятие определенный капитал, поддерживать предприятие на современном техническом уровне. Договор предусматривал преимущественную продажу продукции го­сударству по обусловленным ценам, ограничивал право концессио­нера распоряжаться концессионным имуществом.

Близким по характеру к договору концессии был арендный дого­вор на государственные промышленные предприятия. В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду и за­претило одностороннее расторжение договора вне судебного порядка рассмотрения споров. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок, договор мог предусмат­ривать снабжение предприятия государственным сырьем. Вместе с тем на арендатора возлагался ряд обязанностей: договор определял, какого рода изделия и в каком количестве должен вырабатывать аренда­тор; определялась доля продукции, обязательная для сдачи государству; на арендатора возлагалась обязанность поддерживать предприятие на должном техническом уровне. Сроки аренды жестко регламентирова­лись, как и другие условия аренды (ст. 416 ГК).

Общие условия, на которых заключались договоры, также регла­ментировались ГК. Так, ст. 33 ГК признавала любой договор недейст­вительным, если он заключался одной из сторон под влиянием «край­ней нужды» и на невыгодных для нее условиях. Инициатива расторже­ния договора могла исходить не только от заинтересованной стороны, но и от госорганов и общественных организаций. Очевидна социальная на­правленность этой нормы.

Нередко на практике трудовые отношения в частном секторе хо­зяйства маскировались в форму договора подряда или купли-продажи (с целью уклонения от норм КЗоТ, облегчения налогового давления и т.п.). Судебная практика пошла по пути презюмирования трудового соглашения там, где разграничение трудовых и гражданско-правовых отношений представляло особую трудность. Это мотивировалось за-


щитой прав трудящихся. Закон предусматривал ответственность ча­стных лиц перед государством за некоторые понимаемые как неза­конные действия. Ст. 129 ГК предусматривала ответственность арен­датора государственного имущества за его «расточение», ст. 130 ГК карала частного контрагента за невыполнение условий договора, ст. 132 и 133 ГК предусматривали ответственность нанимателя в слу­чае нарушения им трудового или коллективного договора. Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений. В ряде случаев несоблюдение установленной законом формы влекло признание сделки недействительной. О по­следствиях несоблюдения договорных форм говорили ст. 71-84, 101, 137, 153, 162 ГК и др. Добросовестному контрагенту ГК гарантировал судебную защиту его имущественных прав - ст. 1,2 ГК и др.

Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с декабря того же года. Его составной частью стал закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс со­стоял из «Основных положений» и трех частей: о трудовом земле­пользовании, о городских землях и государственных земельных иму-ществах, о землеустройстве и переселении.

Кодекс «навсегда отменял право частной собственности на зем­лю», недра, воды и леса в пределах РСФСР. Все земли сельскохозяй­ственного назначения составляют единый государственный земель­ный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных орга­нов. Право непосредственного пользования предоставляется трудо­вым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, госу­дарственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли нахо­дятся в непосредственном распоряжении Наркомзема. Покупка, про­дажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.

Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного сево­оборота (при трехполье - три года, при четырехполье — четыре года и т.д.). При этом допускалась только трудовая аренда: «Никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу об­работать силами своего хозяйства».

Использование наемного труда допускалось лишь при «непре­менном сохранении применяющим его хозяйством своего трудового строя, т.е. при условии, если все наличные трудоспособные члены хозяйства наравне с наемными рабочими принимают участие в работе хозяйства», и при условии невозможности хозяйства самому выпол­нить эту работу. Сдача земли в аренду могла быть обусловлена ослаб-


лением хозяйственных сил, стихийным бедствием, недостатком рабо­чей силы и т.п. Субаренда запрещалась законом. В отношении наем­ных сельскохозяйственных рабочих действовали нормы КЗоТ.

Право пользования землей определялось как бессрочное и могло быть прекращено только в соответствии с законом. Формы землеполь­зования могли быть различными: общинное с уравнительными переде­лами, участковое (отрубные и хуторские участки), товарищеское (това­рищества по совместной обработке земли, артели, коммуны).

В апреле 1925 г. были изданы Временные правила об условиях применения подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах. Согласно правилам основные условия найма определялись договором сторон, от имени нанимающегося договор подписывал профсоюз. В договоре должны были содержаться обязательные положения, обеспечивающие работнику достойные условия труда и отдыха.

Законодатель отдавал предпочтение коллективным формам зем­лепользования. Обработка земли «путем объединения труда» и средств производства могла применяться при любом порядке земле­пользования (общинном, участковом или товарищеском). Образую­щиеся коллективные хозяйства могли требовать у сельского общества компактного выделения им земли и сохранения устойчивых границ этого землевладения. Эти льготы по своему характеру напоминали аналогичные льготы, установленные в ходе столыпинской реформы 1906-1911 гг. (тогда льготы устанавливались единоличным хозяйст­вам, теперь же — коллективным) (см. схему 58).

Земельный кодекс регламентировал порядок организации и ра­боты органов управления земельным обществом (сельских сходов), правовое положение крестьянского двора.

К земельному кодексу «примыкал» лесной кодекс, устанавли­вавший монополию государства на пользование лесными ресурсами.

С хема 5 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.006 с.)