Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции изменений в праве до Первой Мировой Войны

Поиск

В целом правовую систему России определяло предшествующее законодательство конца XIX в. с последующими изменениями и до­полнениями. Система источников права в начале XX в. пополняется новыми элементами — постановлениями Совета Министров и мнения­ми Государственного Совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, но имели обязательную силу для всех исполнительных ор­ганов. Появляется большое число актов, именуемых «временные пра­вила».

Наряду с постановлениями Совет министров издавал также по­ложения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуры и функции новообразуемых органов власти и управления. При реформировании системы государственных органов или создании новых принимались акты, носившие название учреждений. В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составле­ния Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проек­та, учитывающих новый характер торгово-промышленных отноше­ний. Как общее правило поведения для всех граждан закон в рассмат­риваемый период становится главным источником права. Закон в ма­териальном смысле отличается от закона в формальном смысле, т.е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае.

Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической техники в этом направле­нии указывает на актуальность этой задачи.


Подробно разрабатывается понятие юридического лица. Послед­ние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых могли быть соединения (общества, товарищества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специальным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком. Товарищества подразделялись на полное, по вере и акционерное. Впервые в юридической терминоло­гии в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового обо­рота появляется «торгово-промышленное предприятие». Оно могло иметь различные конкретные виды — тресты, синдикаты, концерны, акционерные общества. Было важно, какой правовой статус предпри­ятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного за­конодательства отмечались две особенности: нормативное регулирова­ние коммерческой деятельности переплеталось с вмешательством власт­ных структур в оборот; демократизация, коммерциализация старых ор­ганизационно-хозяйственных форм (введение в состав торгово-про­мышленных органов разных групп, общественных организаций, сове­тов, кооперативов и т.д.).

При учреждении Министерства торговли и промышленности ему были переданы дела о купеческих обществах и ремесленных управах, ранее находившихся в ведении Министерства внутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство по особому департа­менту (1905 г.).

Изменения в судебном процессе, происходившие в начале XX в., своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь вернулся на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд). С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законода­тельстве появляется институт условно-досрочного освобождения, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заклю­чении, стало зачитываться в срок заключения. В 1913 г. суду предос­тавляется право восстановления в правах, или реабилитации.

В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабо­чих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии пол­ностью оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались «больничные кассы», взносы в которые делали рабочие и предприниматели.


Дума по инициативе правительства приняла законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государ­ственного Совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст. 87 Основных законов. Государственный Совет отклонил проекты о введении земств в Сиби­ри, на Дальнем Востоке, в Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

В июне 1912 г. Государственная Дума и Государственный Совет одобрили законопроект «О преобразовании суда в сельских местно­стях». Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство про­водит в июне 1910 г. Закон «О порядке издания касающихся Финлян­дии законов и постановлений общегосударственного значения», от­крывавший широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела.

В ноябре 1905 г. принимается указ «О временных правилах о повре­менных изданиях», которым отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати. Регистрацию открывающихся изданий осуще­ствлял губернатор. Арест на отдельные номера изданий мог налагать­ся только при условии, что имеются признаки уголовного деяния, и только в судебном порядке. Указ содержал перечень оснований для наложения ареста и штрафов.

В 1906 г. было принято два указа, распространявших эти положе­ния на периодические издания, а также положение Совета Минист­ров «Об установлении уголовной ответственности за восхваление пре­ступных деяний в речи или печати».

В августе 1906 г. Совет Министров принял «Положение об учреж­дении военно-полевых судов». Они вводились в местностях, объявлен­ных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандую­щие. Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более двух суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение не позже суток. Суду могли быть подвергнуты и гражданские лица.

В период декабрьского восстания 1905 г. был принят указ «О вре­менных правилах о наказуемости участия в забастовках на предприяти­ях, имеющих общественное или государственное значение». Виновные наказывались лишением свободы на срок от восьми месяцев до полу-


тора лет. Участие в «преступном сообществе» влекло наказание на срок до четырех лет. Зарплата за период забастовки не выплачива­лась, возмещение пострадавшим от забастовки уплачивалось казной или предприятием.

В феврале 1906 г. было издано «Мнение Государственного Сове­та об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц». Объективная сторона этих преступлений заклю­чалась в распространении сведений, «возбуждающих в населении враждебное к ним (правовым установлениям и должностным ли- | цам) отношение»; «возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях»; «возбуждающих вражду между классами населения, между сосло­виями, хозяевами и рабочими».

В марте 1906 г. издается указ «О временных правилах об обществах и союзах». Министерству внутренних дел предоставлялось право за-Крывать общества, если «их деятельность представляется ему угро­жающей общественному спокойствию и безопасности».

Запрещалась деятельность обществ, «управляемых из-за грани­цы, если они носят политический характер». Государственные слу- I жащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Начальство могло запретить чиновни­кам участие в других обществах.

Заявление о регистрации общества подавалось губернатору, а за­тем в присутствие по делам об обществах. Общество могло быть за-1 крыто губернатором, если «оно носит явно антиобщественный харак­тер», это решение санкционировалось Присутствием Сената, Первый департамент которого был окончательной инстанцией в таких спорах.

Профсоюзы, говорилось в указе, «имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда и поднятие производительности». Объединение профсоюзов за­прещалось.

Одновременно с упомянутым был принят указ «О временных правилах о собраниях». Непубличные собрания можно было прово­дить без разрешения правительственных властей, в учебных заведе­ниях — только учебные собрания. Собрания под открытым небом разрешалось проводить с согласия полиции и губернатора, причем место их проведения должно быть удалено от места пребывания Императора, Государственного Совета и Государственной Думы на полверсты (в закрытых помещениях), на две версты (если собрания


проходят под открытым небом). Нельзя устраивать общественные собрания в местах общественного питания. Об открытии собрания необходимо предупредить полицию за трое суток (о месте, времени и теме собрания).

Запрещались антиобщественные собрания, на собрание не могли допускаться вооруженные лица. Поводами к закрытию соб­рания могли служить отклонение от темы, возбуждение вражды между частями населения, проведение неразрешенных денежных сборов, участие лиц, которым запрещено участвовать в собрании, мятежные возгласы, воззвания к насилию, неповиновению. Такие собрания полиция закрывала, а в случае неповиновения разгоняла. К участникам и устроителям незаконных собраний применялась уголовная ответственность.

В период революции и после нее активно принимаются времен­ные правила о печати, об обществах, союзах, собраниях, в целом со­ответствовавшие тогдашнему уровню развития права в зарубежных государствах.

Уголовное уложение 1903 г.

В 1903 г. вступило в силу новое Уголовное уложение, которое со­стояло из 37 глав и 687 статей. Число составов преступлений было сокращено в нем до 615.

Уложение давало формальное определение преступления: «Дея­ние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания». Принцип аналогии отвергался: «нет преступления, нет наказания без указания на то в законе». Уложение принимало трех­членное деление: тяжкое преступление, преступление, проступок.

Субъектом преступления было лицо, достигшее десятилетнего возраста (вменяемое и физическое). Законодатель предусматривал ситуацию «уменьшенной» вменяемости, относящейся к лицам в возрас­те от десяти до семнадцати лет.

Новое Уложение в отличие от старого не делило умысел на за­ранее обдуманный и внезапно возникший. Неосторожность под­разделялась на преступную небрежность (преступник не предвидел последствий, хотя мог и должен был их предвидеть) и преступную самонадеянность (предвидел наступление последствий, но легко­мысленно предполагал их предотвратить). Приготовление к престу­плению (приобретение или приспособление средств для приведения в исполнение преступного умысла) наказывалось лишь в случаях, указанных законом. Добровольный отказ от преступления исключал


наказание. Покушение на преступление (действие, которым начина­ется исполнение преступного умысла, но не доведенное до конца по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного) наказыва­лось в случаях, предусмотренных законом (при покушении на тяж­кое преступление во всех случаях). Соучастниками признавались лица, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совер­шение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал оп­ределение исполнителя, подстрекателя и пособника. При соверше­нии проступка наказывался только исполнитель, участие в сообще­стве и шайке наказывалось особо.

В Уложении преступная неосторожность не наказывалась, а не­осторожные проступки наказывались только в случаях, предусмот­ренных законом. Уложение предусматривало три типа неосторожно­сти: тяжелая, средняя, легкая.

Предусматривалось наказание за голый (прямой) умысел в разряде государственных преступлений, за угрозу (даже нереальную) поджога. Приготовление к преступлению наказывалось, если приобретение средств для совершения преступления само по себе являлось неза­конным или было связано с угрозой лицу или обществу.

Впервые давалось определение пространства действия закона: он распространялся на всю территорию России, одинаково на всех лиц, на ней пребывающих.

Система наказаний была упрощена, все наказания делились на главные, дополнительные и заменяющие. В Уложении предусмат­ривались восемь родов главных наказаний и восемь родов дополни­тельных. Сословная принадлежность преступника и жертвы учиты­валась судом при определении наказания (предложение отменить сословный критерий было отвергнуто Государственным Советом). Смертная казнь совершалась через повешение, публичная не при­менялась к лицам моложе семнадцати и старше семидесяти лет. Приговоренные к смертной казни лишались всех прав состояния и иных прав. Каторга назначалась без срока или на срок от четырех до пятнадцати лет, ссылка назначалась без срока, но с правом дос­рочного освобождения за хорошее поведение. Заключение в кре­пость назначалось на срок до шести лет, в тюрьму — до двух лет, арест — на срок до шести месяцев, помещение в исправительный дом — до восьми лет.

Вступление в силу Уложения было отложено, но в действие по­степенно вводились главы и статьи, содержавшие новые составы политических преступлений. Законом 1904 г. были введены в дей-


ствие статьи о бунте против верховной власти, о государственной измене, о смуте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.012 с.)