Российское государство и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российское государство и право



В первой половине XIX в.

Свод законов Российской Империи

1. Общая характеристика периода

Первая половина XIX в. — время, когда рыночные отношения все больше захватывали сферу социально-экономической жизни. Происходил рост промышленности, строились железные дороги, в промышленности расширялось применение наемной рабочей силы. В стране обострялась социально-политическая обстановка. В де­кабре 1825 г. произошло открытое выступление дворянских рево­люционеров против самодержавия, волнения происходили среди крестьян.

Дворяне, как и прежде, оставались наиболее привилегированной частью общества. Правительство стремится сохранить замкнутость дворянского сословия. Доступ в дворянство затрудняется. Теперь, чтобы получить звание потомственного дворянина путем выслуги, нужно было дослужиться до четвертого класса, т. е. генеральского чи­на (раньше до VII чина).

Вместе с тем на социальной структуре российского общества не мог не отразиться факт развития рыночных отношений. Вводятся но­вые категории городских жителей:

1) почетные граждане (потомственные и личные);

2) купцы двух гильдий;

3) цеховые;

4) мещане;

5) рабочие люди.

Отражением развития рыночных отношений стало принятие двух указов: «О вольных хлебопашцах» (1803 г.) и «Об обязанных крестья­нах» (1842 г.). Первый предоставлял помещикам право отпускать крепостных крестьян за выкуп. Второй давал помещикам право пре­кратить личную зависимость крестьян. Оба указа не оказали сущест­венного воздействия на общее положение крепостных крестьян.

Классовое и сословное деление российского общества дополня­лось этническим делением. Россия стала еще более многонациональ-


ной за счет присоединения в рассматриваемый период Финляндии, Азербайджана, Грузии, Казахстана, части Польши и т. д.

В первой половине XIX в. абсолютизм в России достигает сво­его апогея. Монарх, особенно в правление Николая I, концентри­рует всю государственную власть в своих руках. Его личная канце­лярия становится одним из важнейших органов управления. Стремлению укрепить феодально-крепостнические порядки слу­жила систематизация законодательства. Несмотря на его крепост­нический характер, Свод законов Российской Империи - крупное достижение юридической мысли. В недрах феодального строя рас­тет и крепнет новая сила — рыночные отношения. Они предопреде­ляют те крупные события, которые развернутся в следующем пе­риоде российской истории.

Государственный строй

Абсолютизм в этот период достигает вершины своего развития. Вся власть сосредоточена в руках одного лица — Императора всерос­сийского (см. схему 35). Наиболее ярко абсолютистский порядок уст­ройства высших органов управления отражала Собственная Его Им­ператорского Величества канцелярия.

В начале XIX в. была предпринята попытка осуществления ре­форм государственного управления. Выдающийся государственный деятель М.М.Сперанский разработал проект государственных преоб­разований умеренного характера. Однако реакционное дворянство решительно выступило против этого и не позволило их провести.

Произведенные изменения в системе государственного управле­ния привели к дальнейшему усилению бюрократически централизо­ванного аппарата. Были созданы: Государственный совет в качестве законосовещательного органа при Императоре (1810 г.), Комитет Министров - высшее административное учреждение, где Император совещался с наиболее доверенными высшими чиновниками по во­просам управления государства.

Вместо упраздненных коллегий были образованы министерства как центральные отраслевые органы управления.

Важную роль в государстве играла Собственная Его Император­ского Величества канцелярия, делившаяся на несколько отделений. Наибольшую известность получило Третье отделение, ставшее органом политического сыска. В распоряжении Третьего отделения находился Корпус жандармов, разветвленный аппарат политической полиции.



5454�2


С хе м а 3 5

Высший и центральный государственный аппарат Российской Империи

в XIX - начале XX в.

ИМПЕРАТОР

Генерал- Обер-

прокурор прокурор Председатель Председатель Председатель Председатель Управляющий


Правительству-щий сенат 1709-1917


Святейший

синод 1721-1918


Комитет министров 1802-1917


Совет

министров 1857-1917


Государственный

совет

1810-1917


Государственная

дума

1906-1917


Собственная

Его Имп. Вел.

канцелярия

1826-1917


 

Министр Министр Министр Министр Министр Министр Министр Начальник
Министерство внутренних дел 1802-1917 Министерство иностранных дел 1802-1917 Министерство юстиции 1802-1917 Министерство финансов 1802-1917 Министерство путей сообщения 1832-1917 Министерство государствен­ных имуществ 1837-1905 Министерство торговли и про­мышленности 1905-1917 Генеральный штаб 1905-1910

Министр


Министр


Министр


Министр


Государственный

контролер Главноуправляющий Главноуправляющий


 


Военное

министерство

1802-1917


Морское

министерство

1802-1917


Министерство народного 1802-1917


Министерство императорс­кого двора 1826-1917


Государственный контроль 1811-1917


Главное управление

государственного

коннозаводства

1856-1917


Главное управление

землеустройства

и земледелия

1905-1915


-----------


Местное управление не претерпело в названный период никаких существенных изменений, кроме управления инонациональными тер­риториями. Существовали районы, имевшие особый правовой статус (Польша, Финляндия), но господствовала тенденция к упрощению управления этими территориями, обусловленная политикой царизма, направленной на укрепление централизации, единообразия и, в опре­деленной степени, на русификацию национальных окраин. Характери­зуя деятельность карательных органов царизма, важно отметить усиле­ние их влияния, особенно во второй четверти XIX в.: армии, полиции и судебной системы.

3. Общая характеристика российского права в первой половине XIX в.

Консерватизм политической надстройки России первой полови­ны XIX в. предопределил также особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся в основном для того, чтобы укрепить устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики.

Стремление удержать и укрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Пет­ром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: «За­кон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю на­рушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?». Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее сис­тематизации законодательства (см. схему 36).

Если содержание права в данный период изменилось несущест­венно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена гранди­озная работа по систематизации российского законодательства, со­ставившая целую эпоху в его истории.

Последним универсальным систематизированным сборником, ох­ватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное уложе­ние 1649 г. Как уже отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринима­лись попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху. К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комис­сию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии для составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.


р


С хе м а 3 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.016 с.)