Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перестройка системы государственного управления СССР в годы вов.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Перестройка системы государственного управления СССР в годы ВОВ. Реорганизация советских вооруженных сил во время ВОВ. 3. Преобразование советского права и законодательства в период ВОВ. Цель и содержание семинарского занятия – формирование у студентов знаний об изменениях в механизме государства, праве и законодательстве советского государства с целью приспособления к военным условиям 1941 – 1945 гг. При подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на обстановку в СССР перед войной. Убежденность высшего руководства советского государства в намерениях Германии добросовестно соблюдать условия Пакта Молотова – Риббентропа на практике исключала разработку эффективной мобилизации государственного механизма в военной обстановке. Тактика ведения наступательных боевых действий на сопредельной территории, которой придерживалась политическая и военная верхушка, не предполагала существенных административных и правовых изменений в СССР. Таким образом, начало Отечественной войны для лидеров и населения советского государства оказалось совершенно неожиданным. Органы государственной власти, предусмотренные Конституцией СССР 1936 г., вынуждены были функционировать в чрезвычайном режиме. Верховный Совет собирался три раза в течение ВОВ, сроки полномочий депутатов увеличивались, часть Правительства эвакуировалась в Куйбышев, местные советы действовали в неполном составе. Для руководства страной формируются новые органы общего и специального управления – Государственный комитет обороны (ГКО), различные комитеты и комиссии, наркоматы. Первые военные поражения заставили пересмотреть систему военного управления – учреждается Ставка Верховного главного командования, военные советы фронтов и армий, Центральный штаб партизанского движения, органы военной юстиции (трибуналы), военная контрразведка (ГУКР «Смерш»), вводится институт политработников (комиссаров, заместителей командиров по политической части. Организация жизни страны в период войны осуществлялась путем внесения изменений в право и законодательство, что привело к ограничению прав и свобод советских граждан и обременению обязанностями в рамках введения военного положения. Происходит криминализация ряда дисциплинарных и административных правонарушений, ужесточаются меры уголовной ответственности, вводится карточная система распределения товаров первой необходимости, упрощается уголовно – процессуальное право. Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия как: «Государственный комитет обороны», «Ставка Верховного главного командования», «Смерш», «Центральный штаб партизанского движения», «военное положение» и т.д. Документы для изучения:
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 22 июня 1941 года
О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
1. Военное положение, в соответствии со ст. 49 п. "п" <1> Конституции СССР, объявляется в отдельных местностях или по всему СССР в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. 2. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. 3. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям (п. 2) предоставляется право: а) в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями; б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений; в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей; г) производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан; д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т.д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т.п.; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц; е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские т.д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров; ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении; з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой. 4. По всем вопросам, предусмотренным пунктом 3-м настоящего Указа, военные власти имеют право: а) издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 рублей; б) отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения. 5. Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности. 6. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени. 7. В изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел, в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов, а именно: а) дела о государственных преступлениях; б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 года об охране общественной (социалистической) собственности; в) все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими; г) дела о разбое (ст. 167 УК РСФСР и соответствующие ст. ст. УК других союзных республик); д) дела об умышленных убийствах (ст. ст. 136 - 138 УК РСФСР и соответствующие ст. ст. УК других союзных республик); е) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи (ст. 81 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик); ж) дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности (ст. 68 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик) и о сопротивлении представителям власти (ст. ст. 73, 73.1 и 73.2 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик); з) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия (ст. ст. 164а, 166а и 182 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик). Кроме того, военным властям предоставляется право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными Кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения. 8. Рассмотрение дел в военных трибуналах производится по правилам, установленным "Положением о военных трибуналах в районах военных действий". 9. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежат и могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. 10. Настоящий Указ распространяется также на местности, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют местные органы государственной власти и государственного управления СССР.
"Ведомости ВС СССР", 1941, N 29
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 22 июня 1941 года
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ В ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ СССР ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
На основании статьи 49 п. "п" Конституции СССР объявить военное положение в Архангельской области, Белорусской ССР, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Карело-Финской ССР, Калининской области, Краснодарском крае, Крымской АССР, Курской области, Литовской ССР, Латвийской ССР, городе Ленинграде и Ленинградской области, Молдавской ССР, Мурманской области, городе Москве и Московской области, Орловской области, Ростовской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области, Украинской ССР, Эстонской ССР и Ярославской области.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
"Ведомости ВС СССР", 1941, N 29
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 22 июня 1941 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ В МЕСТНОСТЯХ, ОБЪЯВЛЕННЫХ НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ, И В РАЙОНАХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. Утвердить Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. 2. Предусмотренный ст. ст. 11 и 12 указанного Положения порядок рассмотрения дел военными трибуналами в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий вводится в действие совместным приказом Народного Комиссара Юстиции Союза ССР и Народного Комиссара Обороны Союза ССР с разрешения Совета Народных Комиссаров Союза ССР.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года "Ведомости ВС СССР", 1941, N 29
О СОВМЕСТНОМ ПОСТАНОВЛЕНИИ СНК СССР И ЦК ВКП (б) От 23 июня 1941 г. Правительство СССР постановило создать Ставку Главного Командования Вооруженных Сил СССР в составе товарищей: Наркома Обороны СССР Маршала Советского Союза Тимошенко (председатель), нач. Генштаба КА генерала армии Жукова, Сталина, Молотова, Маршала Советского Союза Буденного и Наркома Военно-Морского Флота адмирала Кузнецова. При Ставке организовать институт постоянных советников Ставки в составе тт. Маршала Советского Союза Кулика, Маршала Советского Союза Шапошникова, Мерецкова, начальника ВВС КА Жихарева, Ватутина, нач. ПВО Воронова, Микояна, Кагановича, Берия, Вознесенского, Жданова, Маленкова, Мехлиса. ЦАМО. Ф. 16 А. Оп.3336. Д. 21. Л. 23.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГКО О ПРЕОБРАЗОВАНИИ СТАВКИ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ И СОЗДАНИИ ГЛАВНЫХ КОМАНДОВАНИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО, ЗАПАДНОГО И ЮГО-ЗАПАДНОГО НАПРВЛЕНИЙ от 10 июля 1941 г. (извлечение) Государственный Комитет Обороны постановил: 4. Ставку Главного Командования преобразовать в Ставку Верховного Командования и определить ее в составе: Председателя Государственного Комитета Обороны т. Сталина, заместителя Председателя Государственного Комитета Обороны т. Молотова, маршалов тт. Тимошенко, Буденного, Ворошилова, Шапошникова, начальника Генштаба Генерала армии т. Жукова…
РЦХИДНИ Ф. 644. Оп. 2. Ед. хр. 3 Л. 23-26.
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 26 июня 1941 года
О РЕЖИМЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
В целях обеспечения выполнения производственных заданий, связанных с нуждами военного времени, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Предоставить директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР, как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1-го до 3-х часов в день. 2. Лица, не достигшие 16 лет, могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2-х часов в день. 3. Не могут быть привлечены к обязательным сверхурочным работам беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью, - в течение шести месяцев кормления. 4. Оплату обязательных сверхурочных работ рабочим и служащим производить в полуторном размере. 5. Отменить очередные и дополнительные отпуска, заменив их денежной компенсацией за неиспользованный отпуск, во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях. Отпуска предоставлять лишь в случае болезни. Отпуска по беременности и родам предоставлять в соответствии со ст. 14 Постановления Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
"Ведомости ВС СССР", 1941, N 30 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР, СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВКП (б) ОТ 30 ИЮНЯ 1941 г. О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП (б) и Совет Народных Комиссаров СССР и признали необходимым: 1. Создать Государственный Комитет Обороны в составе: т. Сталин И.В. (председатель) т. Молотов В.М. (заместитель председателя) т. Ворошилов К.Е. т. Маленков Г.М. т. Берия Л.П. 2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороны. 3. Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. ЦАМО. Ф. 16А. Оп. 3336. Д 21. Л 26-27.
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 6 июля 1941 года
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ ЛОЖНЫХ СЛУХОВ, ВОЗБУЖДАЮЩИХ ТРЕВОГУ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
Установить, что за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения, виновные караются по приговору военного трибунала тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, если это действие по своему характеру не влечет за собой по закону более тяжкого наказания.
"Ведомости ВС СССР", 1941, N 32
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 16 июля 1941 года (извлечение) О РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ И ВВЕДЕНИИ ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ В РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
Навязанная нам война в корне изменила обстановку работы в Красной Армии. Война расширила объем политической работы в нашей армии и потребовала, чтобы политработники не ограничивали свою работу пропагандой, а взяли на себя ответственность также и за военную работу на фронтах. С другой стороны, война усложнила работу командира в полку и дивизии и требует, чтобы командиру полка и дивизии была оказана полная помощь со стороны политических работников не только в области политической работы, но и в области военной. Все эти новые обстоятельства в работе политработников, связанные с переходом от мирного времени к военному времени, требуют того, чтобы была повышена роль и ответственность политработников - подобно тому, как это имело место в период гражданской войны против иностранной военной интервенции. В соответствии с этим, идя навстречу пожеланиям Государственного Комитета Обороны и Главкомов, Президиум Верховного Совета Союза ССР постановляет: 1. Реорганизовать управления и отделы политической пропаганды в Политические управления и Политические отделы Рабоче-Крестьянской Красной Армии. 2. Ввести во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии институт военных комиссаров, а в ротах, батареях, эскадронах - институт политических руководителей. 3. Утвердить Положение о военных комиссарах в полках и дивизиях Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН Утверждено Президиумом Верховного Совета СССР от 16 июля 1941 года "Ведомости ВС СССР", 1941, N 33
УКАЗ от 26 декабря 1941 года
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗА САМОВОЛЬНЫЙ УХОД С ПРЕДПРИЯТИЙ
Задача увеличения производства продукции на предприятиях военной промышленности и дальнейшего усиления снабжения Красной Армии всеми видами вооружения требует безусловного закрепления рабочих и служащих на предприятиях военной промышленности. Обеспечение военной промышленности постоянными кадрами рабочей силы имеет особое значение для быстрого восстановления на полную мощность военных заводов, эвакуированных в восточные районы страны. В целях полной ликвидации все еще имеющих место самовольных уходов рабочих и служащих с предприятий военной промышленности и усиления ответственности рабочих и служащих, работающих на военных заводах, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Всех рабочих и служащих мужского и женского пола предприятий военной промышленности (авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии), в том числе эвакуированных предприятий, а также предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, считать на период войны мобилизованными и закрепить для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работают. 2. Самовольный уход рабочих и служащих с предприятий указанных отраслей промышленности, в том числе эвакуированных, рассматривать как дезертирство и лиц, виновных в самовольном уходе (дезертирстве), карать тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. 3. Установить, что дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий указанных отраслей промышленности, рассматриваются военными трибуналами.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
"Ведомости ВС СССР", 1942, N 2
О ПОРЯДКЕ СНЯТИЯ СУДИМОСТИ ВОЕННЫМИ СОВЕТАМИ ФРОНТОВ (ОТДЕЛЬНЫХ АРМИЙ) И ФЛОТОВ С ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ОТЛИЧИВШИХСЯ В БОЯХ С НЕМЕЦКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ, И О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ВОЕННЫХ СОВЕТОВ НА УТВЕРЖДЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР (извлечение) В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1941 года установить следующий порядок снятия судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немецкими захватчиками, Военными Советами фронтов (отдельных армий) и Военными Советами военно-морских флотов и представления постановлений Военных Советов о снятии судимости на последующее утверждение Президиума Верховного Совета СССР: 1. Снятие судимости с военнослужащих, отбывших меру наказания или досрочно освобожденных и отличившихся в боях с немецкими захватчиками, производится от имени Президиума Верховного Совета СССР постановлениями Военных Советов фронтов (отдельных армий) и Военных Советов военно-морских флотов по ходатайствам командиров (начальников) частей, кораблей, учреждений с последующим утверждением Президиума Верховного Совета СССР. 2. Ходатайство о снятии судимости с военнослужащего, отличившегося в боях с немецкими захватчиками, представляется командиром (начальником) части, корабля, учреждения в Военный Совет фронта (отдельной армии), флота с приложением характеристики, указанием должности, звания, фамилии, имени, отчества, года рождения военнослужащего и следующих данных о его прошлой судимости: наименование суда, вынесшего приговор; год, месяц и число вынесения приговора; статья Уголовного Кодекса и определенная по ней судом мера наказания; дата отбытия наказания или досрочного освобождения.
Утверждаю Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН 15 января 1942 года СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 января 1942 г. N 75 (извлечение) ОБ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ
Считая важнейшим государственным делом устройство детей, оставшихся без родителей, и проведение мероприятий по предупреждению детской безнадзорности, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет: 1. Обязать Совнаркомы союзных и автономный республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся под личную ответственность председателей обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявший родителей при переезде в другую местность, не допуская оставления детей безнадзорными. 2. Образовать при исполнительных комитетах краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, в составе зам. председателя исполнительного комитета и представителей профсоюзов, ВЛКСМ, органов НКВД, народного образования и здравоохранения. Установить, что указанные комиссии в своей работе используют аппарат исполкомов Советов депутатов трудящихся. 3. Обязать НКВД СССР (т. Круглова) обеспечить выявление всех безнадзорных детей и размещение их в приемниках-распределителях, увеличив для этого сеть приемников-распределителей НКВД СССР. Обязать Наркомфин СССР и Совнаркомы союзных республик предусмотреть в местных бюджетах отпуск необходимых средств на вновь открываемые детские приемники-распределители. 4. Установить, что в детские приемники-распределители направляются дети в возрасте до 15 лет включительно. Пребывание в приемниках-распределителях детей не должно продолжаться более двух недель, после чего в случае невозможности возвращения детей родителям дети до 14 лет направляются через органы народного образования в соответствующие детские учреждения или определяются на патронирование, а дети старше 14 лет устраиваются приемниками-распределителями НКВД СССР по разверстке наркомпросов союзных республик на работу в промышленности или сельском хозяйстве. Дети в возрасте до 3 лет включительно, поступающие в приемники-распределители, должны немедленно направляться через местные органы здравоохранения в детские учреждения или на патронирование. 12. Обязать наркомпросы союзных республик направить на работу в промышленность и сельское хозяйство детей старше 14 лет, находящихся в детских домах, за исключением детей, поступающих в школы ФЗО и ремесленные училища. Установить, что руководители предприятий и совхозов и председатели правлений колхозов, принимающие на работу указанных детей, обеспечивают их жильем.
Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР Н.ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР Я.ЧАДАЕВ
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 13 февраля 1942 года
О МОБИЛИЗАЦИИ НА ПЕРИОД ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ ТРУДОСПОСОБНОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства, работающих на нужды обороны, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Признать необходимым на период военного времени мобилизацию трудоспособного городского населения для работы по месту жительства на производстве и строительстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности. 2. Установить, что мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях. 3. От мобилизации освобождаются: а) лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие призыву в школы фабрично - заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, согласно контингентов, устанавливаемых Совнаркомом СССР; б) женщины, имеющие грудных детей, а также женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивающих уход за ними; в) учащиеся в высших и средних учебных заведениях. 4. Порядок, сроки и размеры мобилизации трудоспособных граждан для работы на производстве и строительстве определяет Совет Народных Комиссаров СССР. 5. Установить, что лица, уклоняющиеся от мобилизации для работы на производстве и строительстве, привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются по приговору народного суда принудительным работам по месту жительства на срок до 1 года.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
"Ведомости ВС СССР", 1942, N 6"СП СССР", 1942, N 2, ст. 26
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 9 октября 1942 года (извлечение) ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОЛНОГО ЕДИНОНАЧАЛИЯ И УПРАЗДНЕНИИ ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ В КРАСНОЙ АРМИИ
Система военных комиссаров, установленная в Красной Армии в годы гражданской войны, возникла на почве некоторого недоверия к командным кадрам, в состав которых были привлечены старые военные специалисты, не верившие тогда в прочность Советской власти и даже чуждые ей. В годы гражданской войны военные комиссары сыграли решающую роль в деле укрепления Красной Армии и отбора командного состава, в деле ее политического просвещения и насаждения воинской дисциплины. В последующие после гражданской войны годы происходил процесс дальнейшего выращивания и воспитания командных кадров. В результате этого и под влиянием успехов и побед советского строя во всех областях жизни положение с командными кадрами в Красной Армии коренным образом изменилось. Великая Отечественная война с немецкими захватчиками закалила наши командные кадры, выдвинула огромный слой новых талантливых командиров, испытанных в боях и до конца верных своему воинскому долгу и командирской чести. В суровых боях с врагом командиры Красной Армии доказали свою преданность нашей родине, приобрели значительный опыт современной войны, выросли и окрепли в военном и политическом отношениях. Исходя из этого, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Установить в Красной Армии полное единоначалие и возложить целиком на командиров (начальников) ответственность за все стороны боевой и политической жизни частей, соединений и учреждений Красной Армии. 2. Упразднить в соединениях, частях, штабах, военно-учебных заведениях, в центральных и главных управлениях НКО и учреждениях Красной Армии институт военных комиссаров, а в подразделениях - институт политических руководителей. 3. Ввести в соединениях, частях, штабах, подразделениях, военно-учебных заведениях, в центральных и главных управлениях НКО и учреждениях Красной Армии институт заместителей командиров по политической части. 4. Усилить перевод наиболее подготовленных в военном отношении и получивших опыт современной войны военных комиссаров и политработников на командные должности. 5. Установить для заместителей командиров по политической части и для всех остальных политических работников общие для всех командиров Красной Армии воинские звания и знаки различия.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
"Ведомости ВС СССР", 1942, N 38
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 2 ноября 1942 года
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ И ПРИЧИНЕННОГО ИМИ УЩЕРБА ГРАЖДАНАМ, КОЛХОЗАМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ И УЧРЕЖДЕНИЯМ СССР
Вероломно напав на Советский Союз, немецко-фашистские захватчики и их сообщники совершают на временно захваченной ими советской территории чудовищные преступления - пытки, истязания и убийства мирных жителей; насильственный увод в иноземное рабство сотен тысяч советских граждан; всеобщее ограбление городского и сельского населения и вывоз в Германию личного имущества советских граждан, накопленного их честным трудом, а также колхозного и государственного имущества; разрушение памятников искусства и культуры народов Советского Союза и расхищение художественных и исторических ценностей; разрушение зданий и разворовывание утвари религиозных культов. За все эти чудовищные преступления, совершаемые немецко-фашистскими захватчиками и их соучастниками, и за весь материальный ущерб, причиненный ими советским гражданам, колхозам, кооперативным и другим общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Советского Союза, преступное гитлеровское правительство, командование германской армии и их сообщники несут всю полноту уголовной и материальной ответственности. Для полного учета злодейских преступлений немцев и их пособников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР; для объединения и согласования уже проводимой советскими государственными органами работы по учету этих преступлений и причиненного захватчиками ущерба; для определения ущерба, причиненного немецкими оккупантами и их сообщниками гражданам Советского Союза, и установления размеров возможного возмещения за понесенный личный ущерб; для определения, на основе документальных данных, размеров ущерба, понесенного советским государством, колхозами и общественными организациями и подлежащего возмещению в соответствии со справедливыми требованиями советского народа; для установления во всех случаях, где это представится возможным, личностей немецко-фашистских преступников, виновных в организации или совершении злодеяний на оккупированной советской территории, с целью предания этих преступников суду и их сурового наказания, - Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет: 1. Образовать Чрезвычайную Государственную Комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. 2. Возложить на Чрезвычайную Государственную Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков собирание документальных данных, их проверку и подготовку всех материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству, в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и ее сообщников. С этой целью Комиссии надлежит проводить возможно более полный учет: а) фактов убийств мирных граждан и насилий оккупантов над беззащитными людьми, женщинами, детьми и стариками, а также фактов увода советских людей в немецкое рабство; б) ущерба, причиненного гитлеровскими захватчиками советскому населению путем разрушения жилых домов и других строений, расхищения и уничтожения хозяйственного инвентаря, продовольственных запасов, скота и птицы, домашнего имущества, а также путем наложения на население контрибуций, штрафов, налогов и других поборов; в) ущерба, причиненного вторжением и разбойничьими действиями немецко-фашистских оккупантов колхозам, кооперативам, профсоюзным и другим общественным организациям путем разрушения и уничтожения зданий, сооружений и оборудования производственного и культурно-бытового назначения, запасов сырья, материалов, продуктов и товаров, посевов сельскохозяйственных культур, лесных площадей, плодовых и других насаждений и иной колхозно-кооперативной собственности; г) ущерба, причиненного оккупантами государственным предприятиям и учреждениям Советского Союза, путем разрушения и ограбления заводов, фабрик, электростанций, шахт, рудников, нефтепромыслов, разных промышленных сооружений и оборудования, железных и шоссейных дорог, мостов, каналов и гидротехнических сооружений, станций и портовых сооружений, морских и речных судов, автомобильного и гужевого транспорта, средств связи, а также лесов, угодий, урожая, многолетних насаждений и иного всенародного достояния; д) ущерба, причиненного гитлеровскими захватчиками путем расхищения и уничтожения художественных, культурных и исторических ценностей народов СССР, разрушения музеев, научных учреждений, больниц, школ, высших учебных заведений, библиотек, театров и других культурных учреждений, а также зданий, оборудования и утвари религиозных культов; е) ущерба, причиненного населению и советскому государству эвакуацией граждан, промышленных предприятий, имущества колхозов и других общественных организаций в глубь СССР. 3. Предоставить Чрезвычайной Государственной Комиссии право поручать надлежащим органам производить расследования, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников. Возложить на местные органы государственной власти обязанность оказывать Чрезвычайной Государственной Комиссии всемерное содействие в ее работе. 4. Утвердить следующий состав Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР: Н.М. Шверник (Председатель) Академик Н.Н. Бурденко Академик Б.Е. Веденеев В.С. Гризодубова А.А. Жданов Николай - Митрополит Киевский и Галицкий Академик Т.Д. Лысенко Академик Е.В. Тарле А.Н. Толстой Академик И.П. Трайнин. 5. Поручить Совету Народных Комиссаров СССР утвердить Положение о Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
"Ведомости ВС СССР", 1942, N 40 ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 19 апреля 1943 г. N 39
О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ ДЛЯ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗЛОДЕЕВ, ВИНОВНЫХ В УБИЙСТВАХ И ИСТЯЗАНИЯХ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ И ПЛЕННЫХ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ, ДЛЯ ШПИОНОВ, ИЗМЕННИКОВ РОДИНЫ ИЗ ЧИСЛА СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН И ДЛЯ ИХ ПОСОБНИКОВ
В освобожденных К
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.016 с.) |