Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Систематизация советского законодательства и тенденции развития отраслей советского права.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель и содержание семинарского занятия – формирование у студентов знаний о трансформации государственного механизма и системы права в послевоенные десятилетия до сер. 80-х гг. При подготовке ответов на вопросы семинарского занятия необходимо обратить внимание два момента. Во-первых, преодоление послевоенных последствий осуществлялось путем упразднения чрезвычайных органов управления и обязанностей, возложенных на граждан в течение войны. Во-вторых, приспособление государственного механизма и законодательства к решению проблем плановой экономики в условиях «холодной войны» – противоборства двух военно-политических систем. Постепенный отход от методов военного управления страной происходил в режиме восстановления народного хозяйства. Если органы общей компетенции чрезвычайного управления расформировали довольно быстро, то органы отраслевого управления руководство страны постепенно трансформировало в народно-хозяйственные с переориентацией на решение сугубо мирных задач. Смерть И.В.Сталина послужила причиной борьбы нескольких партийно-бюрократических группировок за власть и выбор пути развития страны. Победа Н.С.Хрущева привела к относительной либерализации политико-экономической жизни страны: ставится вопрос о культе личности Сталина, перегибах в государственно-партийном строительстве, децентрализации и демократизации управления, создаются совнархозы. Начинаются масштабные работы по систематизации законодательства: создаются отраслевые основы законодательства СССР и республиканские кодексы. Неудачи экономических преобразований, политическая непредсказуемость привели к падению Н.С.Хрущева и приходу к власти консерваторов в 1964 г. Дальнейшая история советского государства характеризуется застойными явлениями в политико-правовой и экономической сферах. В 1977 г. принимается Конституция СССР и законы о различных союзных органах власти, а год спустя конституции союзных республик. Для успешного ответа на третий вопрос необходимо проанализировать нормы Конституции СССР 1977 г. Продолжают формироваться союзные основы отраслевого законодательства и кодексы РСФСР. Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия как: «холодная война», «отраслевой и территориальный принципы управления», «культ личности», «основы законодательства Союза ССР», «совнархоз», «Комитет партийно-государственного контроля», «министерство», «совет министров» и т.д. Документы для изучения:
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 11 октября 1945 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫБОРАХ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР"
Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет: Утвердить "Положение о выборах в Верховный Совет СССР".
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1945 года
ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Глава I. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 1. На основании статьи 134 Конституции СССР выборы депутатов в Верховный Совет СССР производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 2. На основании статьи 135 Конституции СССР выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов в Верховный Совет СССР, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.
Статья 3. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
Статья 4. На основании статьи 136 Конституции СССР выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах в Верховный Совет СССР на равных основаниях.
Статья 5. На основании статьи 137 Конституции СССР женщины участвуют в выборах и могут быть избранными в Верховный Совет СССР на равных правах с мужчинами. "Ведомости ВС СССР", 1945, N 72 СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О ПРЕОБРАЗОВАНИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР В СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР И СОВЕТОВ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК - В СОВЕТЫ МИНИСТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК от 15 марта 1946 г.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: 1. Преобразовать Совет Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Народные комиссариаты СССР - в Министерства СССР. В соответствии с этим впредь именовать Председателя Совета Народных Комиссаров СССР - Председателем Совета Министров СССР, заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров СССР - заместителями Председателя Совета Министров СССР и Народных комиссаров СССР - Министрами СССР. 2. Преобразовать Советы Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик и Народные комиссариаты союзных и автономных республик - в Министерства союзных и автономных республик. В соответствии с этим впредь именовать Председателей Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - Председателями Советов Министров союзных и автономных республик, заместителей Председателей Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - заместителями Председателей Советов Министров союзных и автономных республик и Народных комиссаров союзных и автономных республик - Министрами союзных и автономных республик. 3. Внести необходимые изменения в соответствующие статьи Конституции СССР. "Ведомости ВС СССР", 1946, N 10 ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 10 октября 1946 года
О ВОЗРАСТНОМ ЦЕНЗЕ ДЛЯ ГРАЖДАН СССР, ИЗБИРАЕМЫХ В ВЕРХОВНЫЕ СОВЕТЫ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК
В связи с представлениями Президиумов Верховных Советов союзных республик о повышении возрастного ценза для граждан СССР, избираемых в Верховные Советы союзных и автономных республик, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик постановляет: 1. Принять предложения Президиумов Верховных Советов союзных республик об установлении возрастного ценза в 21 год для граждан СССР, избираемых депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик. 2. Внести на утверждение Верховного Совета СССР предложение о соответствующем изменении и дополнении статьи 135 Конституции СССР. "Ведомости ВС СССР", 1946, N 38
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 26 мая 1947 года
ОБ ОТМЕНЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Историческая победа советского народа над врагом показала не только возросшую мощь Советского государства, но и прежде всего исключительную преданность Советской Родине и Советскому Правительству всего населения Советского Союза. Вместе с тем международная обстановка за истекший период после капитуляции Германии и Японии показывает, что дело мира можно считать обеспеченным на длительное время, несмотря на попытки агрессивных элементов спровоцировать войну. Учитывая эти обстоятельства и идя навстречу пожеланиям профессиональных союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций, выражающих мнение широких общественных кругов, Президиум Верховного Совета СССР считает, что применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени. Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Отменить в мирное время смертную казнь, установленную за преступления действующими в СССР законами. 2. За преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, применять в мирное время заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. 3. По приговорам к смертной казни, не приведенным в исполнение до издания настоящего Указа, заменить смертную казнь, по определению вышестоящего суда, наказанием, предусмотренным в статье 2-й настоящего Указа.
"Ведомости ВС СССР", 1947, N 17
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 4 июня 1947 года (извлечение) ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ХИЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
В целях установления единства законодательства об уголовной ответственности за хищения государственного и общественного имущества и усиления борьбы с этими преступлениями, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации. 2. Хищение государственного имущества, совершаемое повторно, а равно совершенное организованной группой (шайкой) или в крупных размерах - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от десяти до двадцати пяти лет с конфискацией имущества. 3. Кража, присвоение, растрата или иное хищение колхозного, кооперативного или иного общественного имущества - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
"Ведомости ВС СССР", 1947, N 19
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 4 июня 1947 года
ОБ УСИЛЕНИИ ОХРАНЫ ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН
В целях усиления охраны личной собственности граждан Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Кража, то есть тайное или открытое похищение личного имущества граждан, - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от пяти до шести лет. Кража, совершенная воровской шайкой или повторно, - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от шести до десяти лет. 2. Разбой, то есть нападение с целью завладения чужим имуществом, соединенное с насилием или с угрозой применения насилия, - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества. Разбой, соединенный с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой смертью, или тяжким телесным повреждением, а равно совершенный шайкой либо повторно, - карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества. 3. Недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном разбое, - карается лишением свободы на срок от одного года до двух лет или ссылкой на срок от четырех до пяти лет.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.ШВЕРНИК
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН "Ведомости ВС СССР", 1947, N 19
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 9 июня 1947 года (извлечение) ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ И ЗА УТРАТУ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ <*>
В целях установления единства в законодательстве и усиления ответственности за разглашение сведений, являющихся государственной тайной, перечень которых установлен Советом Министров Союза ССР в его Постановлении от 8 июня сего года, - Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершенное лицами, которым были доверены эти сведения или которые могли получить эти сведения в силу своего служебного положения, поскольку эти действия не могут быть квалифицированы как измена Родине или шпионаж, - карается заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от восьми до двенадцати лет. 2. Разглашение военнослужащими сведений военного характера, составляющих государственную тайну, поскольку эти действия не могут быть квалифицированы как измена Родине или шпионаж, - карается заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от десяти до двадцати лет. 3. Разглашение частными лицами сведений, составляющих государственную тайну, поскольку эти действия не могут быть квалифицированы как измена Родине или шпионаж, - карается заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от пяти до десяти лет. 4. Утрата должностными лицами материалов, документов и изданий, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, если эти действия по своему характеру не влекут за собой по закону более тяжкого наказания, - карается заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от четырех до шести лет. То же преступление, если оно повлекло за собой тяжелые последствия, карается заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от шести до десяти лет. Предложить Верховным Советам союзных республик в соответствии с настоящим Указом внести необходимые изменения в законодательство союзных республик.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.ШВЕРНИК
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
"Ведомости ВС СССР", 1947, N 20
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ от 12 января 1950 года
О ПРИМЕНЕНИИ СМЕРТНОЙ КАЗНИ К ИЗМЕННИКАМ РОДИНЫ, ШПИОНАМ, ПОДРЫВНИКАМ-ДИВЕРСАНТАМ
Ввиду поступивших заявлений от национальных республик, от профсоюзов, крестьянских организаций, а также от деятелей культуры о необходимости внести изменения в Указ об отмене смертной казни с тем, чтобы этот Указ не распространялся на изменников родины, шпионов и подрывников-диверсантов, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. В виде изъятия из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года об отмене смертной казни допустить применение к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам смертной казни как высшей меры наказания. 2. Настоящий Указ ввести в действие со дня его опубликования. "Ведомости ВС СССР", 1950, N 3
ЗАКОН О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ от 10 мая 1957 г. (извлечение) Статья 2. Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов. Экономические административные районы образуются Верховными Советами союзных республик… Статья 3. Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется совет народного хозяйства…. «Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам». Т.4. С. 732-738.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУДОУСТРОЙСТВЕ СОЮЗА ССР, СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК (извлечение) Статья 1. Судебная система В соответствии со статьей 102 Конституции СССР правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, Верховными судами автономных республик, областными, краевыми, городскими судами, судами автономных областей и национальных округов, районными (городскими) народными судами, а также военными трибуналами. Статья 2. Цели правосудия Правосудие в СССР призвано охранять от всяких посягательств: а) закрепленный Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественный и государственный строй Союза ССР, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность; б) политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и интересы граждан СССР, гарантированные Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик; в) права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. Правосудие в СССР имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами СССР. Статья 3. Задачи суда Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу коммунизма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам социалистического общежития. Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание. Статья 4. Осуществление правосудия путем рассмотрения судом гражданских и уголовных дел Правосудие в СССР осуществляется путем: а) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций; б) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных. Статья 5. Равенство граждан перед законом и судом Правосудие в СССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности и вероисповедания. Статья 6. Осуществление правосудия в точном соответствии с законом Правосудие в СССР осуществляется в точном соответствии с законодательством Союза ССР и законодательством союзных и автономных республик. Статья 7. Образование всех судов на началах выборности В соответствии со статьями 105 - 109 Конституции СССР все суды в СССР образуются на началах выборности. Статья 8. Коллегиальное рассмотрение дел во всех судах Дела в судах рассматриваются коллегиально. Рассмотрение дел во всех судах по первой инстанции осуществляется в составе судьи и двух народных заседателей. Дела по кассационным жалобам и протестам рассматриваются в судебных коллегиях вышестоящих судов в составе трех членов соответствующего суда. Дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в законную силу, в судебных коллегиях Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик рассматриваются в составе трех членов соответствующего суда. Президиум суда рассматривает дела при наличии большинства членов президиума. Пленум суда рассматривает дела при наличии не менее 2/3 его состава. Статья 9. Независимость судей и подчинение их только закону При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Статья 10. Язык, на котором ведется судопроизводство В соответствии со статьей 110 Конституции СССР судопроизводство в СССР ведется на языке союзной или автономной республики, или автономной области, а в случаях, предусмотренных конституциями союзных и автономных республик, - на языке национального округа или на языке большинства населения района с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке. Статья 11. Открытое разбирательство дел во всех судах В соответствии со статьей 111 Конституции СССР разбирательство дел во всех судах Союза ССР и союзных республик открытое, поскольку законом не предусмотрено исключение. Статья 12. Обеспечение обвиняемому права на защиту В соответствии со статьей 111 Конституции СССР обвиняемому обеспечивается право на защиту. Статья 13. Коллегии адвокатов В целях осуществления защиты на суде, а также для оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действуют коллегии адвокатов. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утверждаемого Верховным Советом союзной республики. Статья 14. Участие прокурора в суде Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры на основании и в порядке, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик, участвуют в распорядительных заседаниях, в судебных заседаниях при рассмотрении уголовных и гражданских дел, поддерживают государственное обвинение в суде, предъявляют и поддерживают иски в суде, осуществляют надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений, вынесенных судебными органами, а также за исполнением судебных приговоров. Статья 15. Общественные обвинители и защитники В порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик, общественное обвинение и защиту на суде могут осуществлять представители общественных организаций. Обвинение в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, могут поддерживать также лица, потерпевшие от преступления. Статья 16. Суды Союза ССР и союзных республик В Союзе Советских Социалистических Республик действуют суды Союза ССР и суды союзных республик. Статья 17. Суды Союза ССР К судам Союза ССР относятся Верховный Суд Союза ССР и военные трибуналы. Статья 18. Суды союзных республик К судам союзных республик относятся: Верховный суд союзной республики, Верховные суды автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов, районные (городские) народные суды. Статья 19. Порядок избрания районных (городских) народных судов Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям сроком на два года. Порядок выборов народных судей и народных заседателей устанавливается законодательством союзных республик. "Ведомости ВС СССР", 1958, N 1, ст. 12
ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК (извлечение) Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи советского уголовного законодательства Уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик имеет задачей охрану общественного строя СССР, его политической и экономической систем, социалистической собственности, личности, прав и свобод граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 13.08.1981) Для осуществления этой задачи уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления. Статья 2. Уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик Уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик состоит из настоящих Основ, определяющих принципы и устанавливающих общие положения уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, общесоюзных законов, предусматривающих ответственность за отдельные преступления, и уголовных кодексов союзных республик. Общесоюзные уголовные законы определяют ответственность за государственные и воинские преступления, а в необходимых случаях также и за иные преступления, направленные против интересов Союза ССР. Статья 3. Основания уголовной ответственности Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 13.08.1981) Статья 4. Действие уголовных законов Союза ССР и союзных республик в отношении деяний, совершенных на территории СССР Все лица, совершившие преступления на территории СССР, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступления. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам не подсудны по уголовным делам советским судам, в случае совершения этими лицами преступления на территории СССР, разрешается дипломатическим путем. Статья 5. Действие уголовных законов Союза ССР и союзных республик в отношении деяний, совершенных за пределами СССР Граждане СССР, совершившие преступления за границей, подлежат уголовной ответственности по уголовным законам, действующим в союзной республике, на территории которой они привлечены к уголовной ответственности или преданы суду. На тех же основаниях несут ответственность находящиеся в СССР лица без гражданства, совершившие преступления за пределами СССР. Если названные лица за совершенные преступления понесли наказание за границей, суд может соответственно смягчить назначенное им наказание или полностью освободить виновного от отбывания наказания. Иностранные граждане за преступления, совершенные вне пределов СССР, подлежат ответственности по советским уголовным законам в случаях, предусмотренных международными договорами. Статья 6. Действие уголовного закона во времени Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется также на деяния, совершенные до его издания. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имеет.
Раздел II О ПРЕСТУПЛЕНИИ
Статья 7. Понятие преступления
Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй СССР, его политическую и экономическую системы, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 13.08.1981) Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Статья 7.1. Понятие тяжкого преступления Тяжкими преступлениями признаются перечисленные в части второй настоящей статьи умышленные деяния, представляющие повышенную общественную опасность. К тяжким преступлениям относятся: особо опасные государственные преступления; нарушение национального и расового равноправия при отягчающих обстоятельствах; бандитизм; действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений; контрабанда; массовые беспорядки; повреждение путей сообщения и транспортных средств; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; нарушение правил о валютных операциях и спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами при отягчающих обстоятельствах; хищение государственного или общественного имущества в крупных размерах или в особо крупных размерах; грабеж при отягчающих обстоятельствах; разбой; совершенное при отягчающих обстоятельствах умышленное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества или личного имущества граждан; умышленное убийство (кроме убийства при превышении пределов необходимой обороны или в состоянии сильного душевного волнения); умышленное тяжкое телесное повреждение (кроме тяжкого телесного повреждения при превышении пределов необходимой обороны или в состоянии сильного душевного волнения); изнасилование; захват заложников; спекуляция при отягчающих обстоятельствах; превышение власти или служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах; дача взятки или посредничество во взяточничестве при отягчающих обстоятельствах; получение взятки; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности при отягчающих обстоятельствах; вынесение заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления, повлекшее тяжкие последствия; принуждение к даче показаний при отягчающих обстоятельствах; посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника; злостное или особо злостное хулиганство; угон воздушного судна; хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ; хищение радиоактивных материалов; хищение наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах, а равно сбыт либо совершенное с целью сбыта хищение, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка таких веществ; неповиновение при отягчающих обстоятельствах; сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей; насильственные действия в отношении начальника; нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности при отягчающих обстоятельствах; дезертирство; умышленное уничтожение или повреждение военного имущества при отягчающих обстоятельствах; нарушение правил несения боевого дежурства при отягчающих обстоятельствах. (статья введена Указом Президиума ВС СССР от 18.05.1972) (с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР от 09.03.1973; от 25.04.1974; от 15.12.1983; от 10.07.1987; от 03.03.1988; от 08.04.1989) Статья 8. Совершение преступления умышленно Преступление признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Статья 9. Совершение преступления по неосторожности Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившие, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Статья 10. Ответственность несовершеннолетних Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет. Лица, совершившие преступление в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, грабеж, кражу, злостное или особо злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекшее тяжелые последствия, а также за умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 13.08.1981) Если суд найдет, что исправление лица, совершившего в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, возможно без применения уголовного наказания, он может применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера, не являющиеся уголовным наказанием. Виды принудительных мер воспитательного характера и порядок их применения устанавливаются законодательством союзных республик. Статья 11. Невменяемость Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера, устанавливаемые законодательством союзных республик. Не подлежит наказанию также лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера, а по выздоровлении оно может подлежать наказанию. Статья 12. Ответственность за преступление, совершенное в состоянии опьянения Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Статья 13. Необходимая оборона Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите интересов Советского государства, общественных интересов, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства. Статья 14. Крайняя необходимость Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам Советского государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Статья 15. Ответственность за приготовление к преступлению и за покушение на преступление Приготовлением к преступлению признается приискание или приспособление средств или орудий или иное умышленное создание условий для совершения преступления. Покушением на преступление признается умышленное действие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного. Наказание за приготовление к преступлению и за покушение на преступление назначается по закону, предусматривающему ответственность за данное преступление. При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности действий, совершенных виновным, степень осуществления преступного намерения и причины, в силу которых преступление не было доведено до конца. Статья 16. Добровольный отказ от совершения преступления Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления. Статья 17. Соучастие
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.02 с.) |