Общая характеристика источников советского права в 1917-1918 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика источников советского права в 1917-1918 гг.



Советское право возникает вместе и одновременно с Советским государством. Как и государство, советское право создается в ходе слома старого права. В первый период истории Советского государства можно отметить три основные группы источников права.

Важнейшей из них является, конечно, новое законодательство, новые нормативные акты. Их массив, узкий в первое время, непрестанно расширяется. Однако Советское государство подобно тому, как оно частично использует старый государственный механизм, пользуется в известных пределах и старым законодательством. Декрет о суде N 1 допустил ссылки "на законы свергнутых правительств". Возможность использования старого права вытекала из того, что некоторые его нормы носили вневременной характер. Но очевидно, что использование старого права не могло быть продолжительным. Уже в июле 1918 г. Декрет о суде N 3 изъял оговорку о возможности использования старого законодательства. Поскольку масса нового законодательства была еще невелика, а старое могло применяться лишь в ограниченных рамках, существовала сфера отношений, не урегулированных никакими нормативными актами. Поэтому в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс. Практически это означало, что, если правоприменяющие органы и лица не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Конечно, это приводило к известному разнобою в деятельности государственных органов, таило немало угроз демократии, но иного выхода у Советского государства в то время не было.

Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. Правотворческую деятельность осуществляли не только законодательные, но и другие органы Советского государства, в том числе наркоматы и местные Советы.

Большое значение имели и акты профсоюзных органов, особенно в области регулирования трудовых отношений. Нормотворческую работу вели и непосредственно трудовые коллективы.

Форма законодательных актов была различной. Издавались обращения, декреты, постановления, декларации. Впрочем, четкое разграничение между ними провести трудно. Наиболее распространенной была форма декрета. Так часто называют вообще все акты Советского государства того времени.

Для первого периода советского права характерно издание законов по отдельным проблемам и отсутствие систематизированных актов.

 

Вопрос

Первые советские кодексы (1918-1919 гг.)

 

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) был утвержден ВЦИК 16 сентября 1918 г.

В разделе Кодекса "Брачное право", так же как и в Декрете о гражданском браке, указывалось на признание государством лишь гражданского брака. церковные браки, заключенных до опубликования Декрета приравнивались к зарегистрированным в отделах загса. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие, монашество и состояние в иерейском и дьяконском санах, а кроме того, обет безбрачия. Кодекс 1918 г. распространил принцип единобрачия на всех граждан России (ст. 68). Кодекс установил единый возраст для вступления в брак - 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, причем верхний предел не ограничивался.

По Кодексу был расширен круг лиц, между которыми могли заключаться браки. Без особых разрешений стали допускаться браки между двоюродными братьями и сестрами, между дядями и племянницами, между тетками и племянниками.

В отличие от церковных правил, по которым не допускалось вступление в четвертый брак, гражданский брак мог заключаться последовательно любое число раз.

В Кодексе оговаривалось (ст. 103), что перемена гражданства могла последовать только по специально выраженному желанию жениха или невесты. Аналогично решался Кодексом и вопрос о месте жительства супругов. Жена не обязана была следовать за мужем в случае перемены им места жительства. В области имущественных отношений Кодекс сохранял принцип раздельной собственности мужа и жены.

Кодекс закреплял важный принцип, о котором не говорилось в первых советских декретах: внебрачные дети приравнивались к рожденным в браке. Отцовство в случае спора устанавливалось судом. Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только на родителей и детей, но и на других родственников по восходящей и нисходящей линиям, а также на полнородных и неполнородных братьев и сестер. Кодекс законов об актах гражданского состояния отменил институт усыновления.

Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.). Кодекс закрепил завоевания трудящихся, достигнутые в результате победы Октябрьской революции. Впервые в нем было провозглашено право граждан РСФСР на труд. В Кодексе были закреплены основные положения, регулирующие порядок найма на работу и увольнения с нее, рабочее время и время отдыха, организацию охраны труда. Действие Кодекса распространялось не только на государственные предприятия, но и на частные.

Конечно, очень многое из провозглашенного Кодексом не могло быть проведено в жизнь в обстановке гражданской войны и интервенции. В 1919 - 1920 гг. приняли значительное число актов, отменяющих нормы КЗоТ.

КЗоТ 1918 г. содержал главы, регулирующие рабочее время и время отдыха, а также труд женщин и детей на производстве. Кодекс закреплял максимально возможную продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность времени отдыха. На практике, при заключении коллективных договоров между работниками и администрацией, а также при выработке правил внутреннего трудового распорядка эти условия могли изменяться. В частности, рабочие одного из предприятий Петрограда установили, что работа прекращается за 10 минут до обеда и на 2 часа раньше перед выходными днями. В то же время гражданская война заставила увеличить в ряде случаев рабочий день и отменить отпуска.

Много сложных вопросов возникло при проведении в жизнь норм о труде подростков. Запрещая детский труд, законодатель исходил из интересов сохранения здоровья детей. Однако в условиях недостатка детских учреждений (школ, детских домов и интернатов) увольнение детей с работы вело бы к увеличению детской безнадзорности и связанной с ней преступности. Кроме того, достаточно часто дети являлись единственными кормильцами в семье. Поэтому практика пошла по пути допущения детского труда, за исключением подземных и вредных для здоровья работ.

Особую остроту приобрел в годы гражданской войны вопрос о воспитании социалистической дисциплины труда. Большую роль сыграли в этом деле рабочие дисциплинарные товарищеские суды, введенные

РСФСР была первой советской республикой, кодифицировавшей трудовые нормы, российский КЗоТ действовал и в Белоруссии. Остальные советские республики использовали опыт Советской России.

Вопрос

Конституция РСФСР 1918 г.

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя.

Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства.

30 марта 1918 г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я.М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного Закона. Я.М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом). Председателем комиссии стал Я.М. Свердлов

19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в Наркомате юстиции.

К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного Закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов.3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них.

Источники конституции:

1)Акты всероссийских сьездов Советов(Декреты о мире и земле, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа)

2)Акты конституционного значения,принятые ВЦИК(Декрет о роспуске Учредительного собрания, о флаге Рос. Республики)

3)Акты конституционного значения принятые ВЦИК вместе с СНК (Декрет о свободе совести)

Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав,90 статей

1 раздел – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (1-4 глава)

2 раздел- Общие положения(5 глава)

3 раздел – Конструкция советской власти

4 – Активное и пассивное избирательное право

5- Бюджетное право

6 – О гербе и флаге РСФСР

Введено название государства – РСФСР(Рос, социалист федерат советская респ)

Политической основой государства определяется система советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть принадлежала рабочему населению страны, объединенному в советы. Государственное Устройство носило федеративный характер, субъектами Федерации были национальные республики.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним ВЦИК. ВЦИК формировал правительство РСФСР - Совет Народных Комисаров, состоявший из народных камиссаров, возгловлявших отраслевые народные комиссариаты. ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог остановить любое из них. Всего образовывалось 18 народных комиссариатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов. В городах и в селениях формировались городские и сельские советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменения в Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заклю­чение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизвод­ства, формировали общегосударственное законодательство и т.д. Всерос­сийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Кон­ституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИКиСНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории местным Сове­там предоставлялись широкие полномочия по реализации их

компетенции. Этот принцип получил наименование демократического централизма.

 

 

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 4199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.012 с.)